Файл: Правовое регулирование отношений по обеспечению государственными пособиями и компенсационными выплатами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1854

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. В соответствии с Конституцией Российской Федерации[1] граждане Российской Федерации находятся под защитой государства. Тем не менее, многие граждане страны находятся в состоянии социальной незащищенности особенно с учетом классового разрыва, который является вечным спутником рыночной экономики.

Но если вопрос классовых различий решить довольно сложно, то ситуации, связанные с социальной поддержкой, необходимо лишь должное внимание со стороны государства.

Одна из главных целей экономической политики России, это полноценное финансовое обеспечение жизнеспособной системы социальной поддержки граждан, которая должна быть ориентирована на всестороннее развитие и социальное выравнивание.

На данный момент времени государство, это инициатор социальных общероссийских программ, которые направляют на улучшение жизни широкого слоя населения при помощи укрепления системы здравоохранения, организации рынка доступного жилья, развития агропромышленного комплекса, повышения качества образования. Бюджет каждого уровня предусматривает большие финансовые ресурсы в целях реализации указанных приоритетов.

Раньше граждане России формально получали государственную поддержку больше чем по 200 типам льгот, при этом данной социальной помощью смогли охватить больше 100 млн. граждан.

На данный момент времени сложились благоприятные финансовые условия для наиболее ускоренной реформы государственных финансов, в частности, в области развития российской системы социальной поддержки.

Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе правового регулирования отношений по обеспечению государственными пособиями и компенсационными выплатами.

Предмет исследования составляют внутригосударственные и международные нормативные правовые акты, регулирующие отношения по предоставлению государственных пособий и компенсационных выплат, а также положения отечественной юридической науки по данному вопросу.

Основная цель работы состоит во всестороннем анализе правового регулирования отношений по обеспечению государственными пособиями и компенсационными выплатами.

Исходя из цели, в работе были поставлены следующие задачи:

1. Представить общую характеристику системы государственных ппособий и компенсационных выплат как вида социального обеспечения.


2. Изучить практику реализации правовых норм, регулирующих систему пособий и компенсационных выплат.

При проведении настоящего исследования в качестве научно-теоретической базы использованы работы в области трудового права и права социального обеспечения, а также экономические и социологические исследования в данной области, опубликованные в виде монографий, диссертаций, учебников, учебных пособий, статей. Теоретической основой исследования стали работы таких авторов, как З.М.Алигаджиев, Н.Г.Арметов, А.Г.Волков, Т.А.Гурко. Г.А.Заикин, М.С. Мацковский, В.П.Милецкий, Г.И.Осадчая, М.Г.Панкратов, А.Б.Синельников. В.А.Сысенко и др.

Методы исследования: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы; метод анализа специальной литературы; метод системного анализа.

Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.

Глава 1. общая характеристика системы государственных ппособий и компенсационных выплат как вида социального обеспечения

1.1 Понятие, и нормативная правовая база пособий и компенсационных выплат

В современный период, особенно в отечественной правовой теории и практике, категория «социальное обеспечение» характеризуется как особая форма распределительных отношений. Кроме того, отмечается, что «социальное обеспечение» является функцией государства в обеспечении и обслуживании инвалидной части населения. Если мы рассмотрим эти позиции в контексте сформулированных нами формулировок социальной защиты, можно отметить, что они не противоречат друг другу. Ряд авторов считают, что «социальное обеспечение» является правовой категорией, которая означает субъективное право граждан получать помощь от государства, физических или юридических лиц и т. д.


Важно отметить, что практически нет противоречий в описании понятия «социальное обеспечение», чаще всего есть аналогичные позиции. Анализируя разные мнения, мы еще раз обращаем внимание на структуру определения. Концепция «социального обеспечения» состоит из таких структурных и функциональных блоков, которые можно рассматривать как относительно независимые системы: пенсия; денежные пособия; медицинское обслуживание; содержание и воспитание детей в детских, дошкольных и медицинских учреждениях; социальных услуг и социальной помощи. Каждая из систем также состоит из функциональных компонентов (пенсии разных типов, пособия, естественные вымогательства, услуги). Таким образом, пенсионная система включает в себя пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца, долгосрочные пенсии, социальные пенсии; система льгот включает пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, роды, уход за детьми и т. д.

Субъект правовых отношений в области социального обеспечения, это участник, который обладает субъективными правами, а также обязанностями на основании законодательства о социальном обеспечении.

Для того, чтобы выступить в роли субъекта правовых отношений в области социального обеспечения, у гражданина должны быть определенные предпосылки для этого, иным словом у него должна быть правосубъектность, которая состоит из: правоспособности; дееспособности; деликтоспособности.

При этом хотелось указать, что каждый гражданин имеет право на социальные обеспечения с единственной лишь разницей, которая заключается в наступлении основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т. д.). По этой причине правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его отличается в зависимости от обстоятельств, в которых данное лицо оказалось.

Необходимо отметить, что, существует также такое понятие как общая правосубъектность, иными словами есть некоторые виды социального обеспечения, предусмотренные для всех граждан в равной степени. В данной ситуации речь идет о медицинском обслуживании, ведь на протяжении всей жизни человеку периодически необходима медицинская помощь и она должна быть оказана медицинскими учреждениями[2].

С учетом вышесказанного можно отметить, что возникновение правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. При этом одновременно гражданин может получить несколько видов социального обеспечения. Так, один человек может выступать в качестве субъекта пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Хотя данное обстоятельство не указывает на наличие у него общей правосубъектности на все виды социального обеспечения.


В современной системе пособий происходит динамичное развитие: возникают новые типы пособий, призванные нивелировать новейшие социальные риски, допустим появление поствакцинального осложнения, смерть либо инвалидность лица, участвующего в борьбе с терроризмом, улучшить демографическую ситуацию в России, смягчить негативное последствие безработицы и так далее. Кроме этого система пособий является чрезвычайно нестабильной, так как в регулирующих их нормативно-правовых актах постоянно появляются изменения. Данные обстоятельства говорят о надобности определения тенденции развития законодательства Российской Федерации о пособиях, что поспособствует определению стратегии последующего развития законодательства в данной области и будет гарантировать конституционное право граждан на социальное обеспечение.

Основные попытки внести изменения в социальную сферу начали предприниматься в начале XXI века. С этого момента и до настоящего времени наблюдается процесс социально-экономических преобразований, который можно охарактеризовать как формирование социальной политики нового типа.

Компенсационная выплата основана на законе, либо соглашении сторон либо локальном акте, связанном с выполнением обязанностей каждой стороны в одном либо другом случае. Такие выплаты устанавливают при помощи централизованного порядка и повышают в раде случаев, которые определены возможностями государства.

Источники финансирования компенсационной выплаты, а кроме этого расходов которые связаны с ее доставкой и выплатой, это средства из республиканских бюджетов. Персональную ответственность за начисление компенсации ее выплату возлагают на руководителя и вышестоящих должностных лиц определенной инстанции[3].

Компенсационную выплату назначают трудоспособному лицу в связи с уходом за человеком, утерявшим трудоспособность, не смотря на совместное проживание. К лицам, утерявшим трудоспособность, относят: инвалидов первой группы, детей инвалидов до восемнадцати лет, престарелых граждан.

Предоставление компенсации производят государственные органы, которые осуществляют выплаты и назначения пенсий нетрудоспособным гражданам. Выплаты любого вида, осуществляют с месяца обращения заявителей в конкретные инстанции с необходимым перечнем документов.

Современное законодательство Российской Федерации о пособиях и компенсационных выплатах является двухуровневым, что обуславливается федеративным устройством государства, а также отнесением правового урегулирования отношений в области социального обеспечения к совместному ведению РФ и субъектов. Из проведенного анализа законодательства о пособиях, возможно, определить тенденцию его развития, а именно: разрозненность, а помимо этого несогласованность правовых норм о пособиях; нет единого подхода к источнику финансирования выплаты пособий; нет механизма по определению размеров пособия принципам социального государства, что не позволяет обеспечить гражданам достойный уровень жизни; адресное предоставление пособия.


Основным нормативно-правовым актом, регулирующим основы предоставление пособий гражданам, имеющим детей, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[4].

Далее необходимо отметить такой вид пособий, как пособие по безработице. В качестве основного нормативно-правового документа в данной ситуации можно представить Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»[5].

Следующее пособие выплачивается единовременно после смерти члена семьи и выдается на его погребение. Выплата данного вида пособия предусмотрена Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»[6]. Выплата данного вида пособия осуществляется в том случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному Законом.

Необходимо также указать, что в случае получения увечья или профессионального заболевания также предусмотрено пособие, размер которого установлен Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[7] и иными нормативно-правовыми документами.

Вывод. Таким образом, пособием является гарантированная денежная выплата, которую предоставляют гражданам при помощи государственных средств для их материального обеспечения на основании утраты заработка либо иных доходов по причинам временной нетрудоспособности, беременности, а также родов, отсутствия заработков либо других доходов в результате безработицы, оказания единовременной помощи во время определенных обстоятельств, материальной поддержки гражданам, которые имеют детей, и в иных случаях, определенных законодательством. Компенсационная выплата основана на законе, либо соглашении сторон либо локальном акте, связанном с выполнением обязанностей каждой стороны в одном либо другом случае. Такие выплаты устанавливают при помощи централизованного порядка и повышают в раде случаев, которые определены возможностями государства.