Файл: Правовое регулирование отношений по обеспечению государственными пособиями и компенсационными выплатами.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 2097
Скачиваний: 45
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие, и нормативная правовая база пособий и компенсационных выплат
1.2 Классификация пособий и компенсационных выплат
ГЛАВА 2. практика реализации правовых норм, регулирующих систему пособий и компенсационных выплат
2.1 Методы определения размеров пособий и компенсационных выплат
1.2 Классификация пособий и компенсационных выплат
Существует достаточно обширный список различных видов пособий. Тем не менее, возможно разграничить пособия по основаниям. Так, существуют следующие виды пособий:[8]
- По целевому назначению можно выделить пособия: пособия, компенсирующие заработок полностью или частично; пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь;
- С учетом продолжительности выплат различают: единовременные; периодические (ежемесячные);
- С учетом рода социального обеспечения различают:
пособия по обязательному социальному страхованию;
пособия по государственной социальной помощи;
- По источнику выплаты можно выделить пособия: из социальных внебюджетных фондов; из федерального бюджета и т.д. [9]
Далее хотелось бы более подробно остановиться на рассмотрении различных видов пособий.
Прежде всего, необходимо сказать о пособии по временной нетрудоспособности. Вопросы предоставления данного вида пособия представлены в Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [10] и другими нормативными актами.
Что касается страховых случаев по данному виду обязательного социального страхования, то в данной ситуации речь идет о: временной нетрудоспособности застрахованного лица вследствие заболевания или травмы; беременность и роды; уход за ребенком в возрасте до полутора лет; смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
Что касается пособий для граждан имеющих детей, то в данной ситуации можно указать следующие виды:
- пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие за период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- ежемесячное пособие на ребенка.
Многочисленные виды компенсационных выплат классифицируются по разным основаниям:
1. по целевому назначению - выделяются компенсационные выплаты, цель которых компенсировать полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок, и компенсационные выплаты, цель которых - оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных других обстоятельств (по беременности и родам, по безработице);
2. по продолжительности выплаты - ежемесячные, периодические и единовременные (на ребёнка, по временной нетрудоспособности, при рождении ребёнка);
3. по источнику выплаты - из внебюджетных целевых фондов и из государственного бюджета[11].
В праве социального обеспечения - социальные компенсационные выплаты классифицируют по смешанному критерию: по виду компенсационные выплаты, целевому назначению и по значимости: по временной нетрудоспособности; гражданам, имеющим детей; компенсационные выплаты по безработице; другие компенсационные выплаты.
Необходимо также отметить наличие социальных пособий гражданам, которые были уволены с военной службы.
Вывод. Таким образом, от социальных пособий необходимо отличать компенсации, под которыми понимаются выплаты, адресованные относительно узкому кругу лиц, нуждающимся в социальной поддержке и помощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина. В качестве субъектов правоотношений выступают органы правоприменительные, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами. Государственная система социального обеспечения создает условия, направленные на реализацию права человека на достойное существование путем обеспечения минимального уровня его жизни, гарантирующего защита каждого человека от основных опасностей, угрожающих потерей средств к существованию, таких как болезни, несчастные случаи на производстве, старость, безработица, бедность и т. д. Окончательной классификации пособий и социальных компенсационных выплат в правовой литературе на данный момент времени не существует.
ГЛАВА 2. практика реализации правовых норм, регулирующих систему пособий и компенсационных выплат
2.1 Методы определения размеров пособий и компенсационных выплат
Определение размеров пособий, исходя, из твердей (базовой) суммы. Таким образом, определяются, как правило, размеры тех пособий, которые по своему целевому назначению должны компенсировать дополнительные расходы и выплачиваются наряду с другими источниками дохода (заработок, пенсия и т.д.), единовременное пособие по случаю рождения ребенка, пособие на погребение и др.
В качестве базовой суммы для определения размеров социальных выплат продолжительное время использовался минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Например, размер пособий гражданам, имеющим детей, устанавливался следующим образом: единовременное пособие по случаю рождения ребенка – 15 МРОТ, пособие на время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет-2 МРОТ ежемесячно, пособие на ребенка до шестнадцати лет – 70% от МРОТ ежемесячно и т.д. Но поскольку МРОТ был очень низок, Федеральным законом «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» было предусмотрено, что размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении).
Определение размера пособий исходя из прожиточного минимума. Для отдельных видов пособий закон прямо предусматривает определение их размера исходя из прожиточного минимума. Это пособия, которые предоставляются с целью обеспечить хоть какой-то источник средств к существованию при отсутствии заработка или иного дохода, например пособие по безработице.
Определение размера пособия, исходя, из заработка получателя пособий. Таким образом, определяются размеры тех пособий, которые по своему целевому назначению призваны заменить (полностью или частично) временно утраченный заработок получателя этого пособия. К числу таких пособий относятся: пособие по временной нетрудоспособности, которое устанавливается от среднего заработка получателя пособия; пособие по беременности и родам, которое назначается в размере среднего заработка (денежного довольствия, стипендии) женщины на время ее отпуска по беременности и родам; пособие по безработице для граждан, которые за последние 12 месяцев перед признанием их безработными отработали не менее 26 календарных недель работы на условиях полного рабочего времени.
Районные коэффициенты – представляют собой надбавку к заработной плате, установленную в процентном отношении. А северная надбавка – это некоторая сумма, которая вычисляется в процентном соотношении от заработной платы и полагается работникам Крайнего Севера. Эти районы четко установлены, а также есть особые территории, которые к ним приравниваются.
Для работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера предусмотрены по действующему законодательству следующие виды компенсаций[12]:
- оплата проезда к месту использования отпуска и обратно работнику и членам его семьи. Оплата проезда к месту использования отпуска и обратно работающему и членам его семьи бывает 1 раз в 2 года за счет средств предприятия;
- снижение возраста и сокращение трудового стажа для назначения пенсии. Пенсия в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается мужчинам по достижении 55 лет, а женщинам с 50-ти лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера. И 20 лет в приравненных к ним местностях, если они имеют общий трудовой стаж не менее 25 и 20 лет.
- дополнительный отпуск. Он устанавливается дифференцированно в зависимости от расположения предприятия в организации. Их продолжительность выглядит следующим образом: в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока – 7 рабочих дней; в приравненных к ним местностях – 14 рабочих дней; и в районах Крайнего Севера – 21 рабочий день.
Российским законодательством предусмотрена возможность получения компенсационных выплат теми, кто осуществляет уход за нетрудоспособными гражданами, нуждающимся в нем по заключению лечебного учреждения, либо за лицами, достигшими возраста 80 лет.
Нормативные положения определяют не только размер данных выплат (1200 рублей), но и категорию тех граждан, кто может на них претендовать. В постановлении Правительства РФ № 343 от 4 июня 2007[13] указано, что компенсационные выплаты может получать трудоспособное лицо, проживающее на территории России, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином, за которым в последствие будет осуществляться уход. Гражданин, которому назначены компенсационные выплаты, должен быть неработающим и не получать каких-либо пенсий, пособия по безработице или заработную плату (п. 1 Указа Президента РФ от 26.12.2006 № 1455[14]). В 2014 году данное положение Указа было оспорено в Верховном Суде РФ. Заявители отметили, что Указ нарушает их право на получение ухода со стороны трудоспособных и работающих детей с выплатой ухаживающим ежемесячной компенсации, предусмотренной государством. Ими было указано на несправедливость нормативного акта, т.е. он предусматривает право на выплату компенсации только для тех ухаживающих лиц, которые являются безработными. В удовлетворении заявления было отказано. Выплаты, как отмечает суд, являются одной из мер социальной поддержки, по своей правовой природе, направленной на восполнение потерь для граждан, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющих вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка, пенсии, пособия по безработице. Компенсационные выплаты дают гражданину не только доход, но и страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Зачисление компенсационных выплат происходит не на счет человека, осуществляющего уход, а устанавливается в виде прибавки к пенсии инвалида I группы или престарелого. Данную ситуацию можно оправдать тем, что это намного упрощает процесс зачисления средств. Но, как отмечает М.В. Бавсун и Н.В. Вишнякова, законодательство не связывает продолжение выплаты с реальным уходом и тем самым извращает смысл и назначение данной компенсационной выплаты. В итоге она воспринимается как «некая доплата к пенсии» инвалида или престарелого. При этом, в большинстве случаев, лица оформляют такую социальную выплату, руководствуясь желанием материально помочь престарелым, не извлекая для себя никакой материальной выгоды, а потом в силу разных обстоятельств не уведомляют Пенсионный фонд о своем трудоустройстве[15].
Так, М. была привлечена к ответственности за мошенничество при получении социальных выплат (ч. 1 ст. 159.1 УК РФ) путем умолчания о фактах, влекущих их прекращение. М., осуществляла уход за престарелой бабушкой, к пенсии которой прибавлялись компенсационные выплаты. Позже М. не уведомила Управление Пенсионного фонда РФ о том, что уже два раза была трудоустроена и получала заработную плату, что нарушало условия получения выплат по уходу за престарелым лицом, в результате чего похитила данные денежные средства, причинив УПФ РФ имущественный ущерб. В своей апелляционной жалобе М. утверждала, что умысел на хищения у нее отсутствовал.
По ее мнению, из-за того, что компенсационные выплаты получала сама бабушка, и прошел долгий промежуток времени с начала получения этих выплат (2 года), она просто о них забыла и отнеслась к данной ситуации несерьезно и безответственно.
Материнский (семейный) капитал - это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, ФЗ от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»[16].
Далее рассмотрим единовременное пособие. По закону его выплачивают тем мамочкам, которые не позже срока 12 недель стали на учет к врачу. Данное пособие выплачивают по месту учебы либо работы.
Пособие по беременности и родам. Данная сумма высчитывается за 140 календарных дней из которых 70 берется до родов и 70 после. В том случае, если рождается двойня и более детей, то количество декретных дней увеличивается к 86. Такое же возрастание учтено в том случае, если во время родов были некоторые сложности - 84 до и 110 после родов.