Файл: Учебно-воспитательный процесс в гимназиях дореволюционной России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.04.2019

Просмотров: 6989

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение  

высшего профессионального образования 

 «Пензенский государственный университет» (ПГУ) 

 

 

 
 

 

 

О. А. Логинова, О. Н. Логинов 

 
 
 

Учебно-воспитательный процесс  

в гимназиях дореволюционной России 

(на примере гимназий Пензенской губернии) 

 

Монография 

 

Научный редактор Л. Д. Гошуляк 

 
 
 
 
 
 
 

Пенза 

Издательство ПГУ 

2009 


background image

 2

УДК 370:947.1 (470.40) 
ББК 74.03 
        Л69 

Р е ц е н з е н т ы: 

кафедра «Педагогика» 

ГОУ ВПО «Мордовский государственный  

педагогический институт им. М. Е. Евсеева»; 

доктор педагогических наук, профессор,  

главный научный сотрудник  

УРАО «Институт теории и истории педагогики», 

 член-корреспондент РАО 

М. В. Богуславский; 

доктор педагогических наук, 

доктор психологических наук, профессор, 

главный научный сотрудник института  

инновационной деятельности в образовании РАО 

Г. П. Новикова  

 

Логинова, О. А.  

Л69       Учебно-воспитательный  процесс  в  гимназиях  дореволю-

ционной  России  (на  примере  гимназий  Пензенской  губер-
нии) :  моногр. / О. А.  Логинова,  О. Н.  Логинов ;  науч.  ред. 
Л. Д. Гошуляк. 

 Пенза : Изд-во ПГУ, 2009.  288 с. 

 

ISBN 978-5-94170-301-2 

 

В работе на основе анализа значительного количества разнообразных ис-

точников,  преимущественно  архивных  материалов,  периодической  печати, 
произведений выдающихся представителей педагогической науки и практи-
ки,  характеризуется  учебно-воспитательный  процесс  российских  гимназий 
XIX – начала XX века на примере гимназий Пензенской губернии. Рассмат-
риваются вопросы организации и содержания процессов обучения и вос-
питания как основных аспектов деятельности российской гимназии указан-
ного периода; анализируется положение педагогов и учащихся. 

Монография предназначена для научных и практических работников 

сферы  образования,  преподавателей,  аспирантов,  студентов  вузов,  всех, 
кому не безразлична история российского образования. 

  

УДК 370:947.1 (470.40) 
ББК 74.03 

 

ISBN 978-5-94170-301-2

     © ГОУ ВПО «Пензенский государственный 

                                           университет, 2009 


background image

 3

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение ...................................................................................................................   4 
Г л а в а  1. Социально-педагогические основания становления  
и развития гимназического образования в дореволюционной России .............  11 
   1.1. Историко-педагогический анализ развития гимназического  
          образования до начала XIX века ..................................................................  11 
   1.2. Формирование социального заказа на образование ..................................  22 
   1.3. Реформы в области гимназического образования в России  
          и их реализация в Пензенской губернии в XIX – начале XX века ..........  33 
      1.3.1. Становление и развитие гимназического образования с 1804  
                по 1824 год ...............................................................................................  33 
      1.3.2. Развитие гимназического образования с 1828 по 1864 год ................  48 
      1.3.3. Развитие гимназического образования с 1864 по 1917 год ................  78 
Г л а в а  2. Образовательный процесс в гимназиях России XIX –  
начала XX века ......................................................................................................... 113 
   2.1. Организация и содержание учебного процесса  в гимназиях  
          Пензенской губернии в XIX – начале XX века .......................................... 113 
   2.2. Характеристика воспитательного процесса в гимназиях  
          Пензенской губернии в дореволюционный период .................................. 162 
Г л а в а  3. Педагогические кадры гимназий Пензенской губернии  
в XIX – начале XX века .......................................................................................... 197 
   3.1. Учительский корпус гимназий Пензенской губернии:  
          базовая подготовка и профессиональная деятельность ............................ 197 
   3.2. Социально-материальное положение и система  
          социально-профессионального поощрения педагогов ............................. 212 
Заключение ............................................................................................................... 220 
Список источников и литературы ......................................................................... 226 
Приложения .............................................................................................................. 253 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 4

 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

 С наибольшими и наиважнейшими трудностями 

человеческое познание встречается 

 именно в том разделе науки, 

 который толкует о воспитании и обучении. 

М. Монтень 

История – это свидетель прошлого, 

свет истины, живая память, 

учитель жизни, вестник старины 

Цицерон 

 
В  современной  России  в  последнем  десятилетии  прошлого 

столетия  стали  активно  возрождаться  уже  забытые  обществом  и 
государством  различные  типы  образовательных  заведений,  к  ко-
торым  относятся  в  том  числе  и  гимназии,  стала  активно  расши-
ряться  сфера  образовательных  услуг,  при  этом  вновь  образован-
ные  учебно-воспитательные  заведения  получили  новый  толчок  
к  совершенствованию  и  развитию.  Особое  внимание  в  них  стало 
уделяться развитию общечеловеческих и национально-региональ-
ных  духовных  ценностей  подрастающего  поколения,  поиску  но-
вых  и  модернизации  существующих  форм  и  методов  обучения  и 
воспитания.  Логично  предположить,  что  решение  этих  насущ-
нейших  образовательных  задач  было  невозможно  без  глубокого, 
детального осмысления всех этапов развития российской системы 
образования.  Только  изучая  опыт  прошлого,  анализируя  эволю-
цию  образовательной  системы  в  историческом  аспекте,  можно 
судить о результативности тех или иных уже совершившихся об-
разовательных реформ, об их положительных или отрицательных 
сторонах, а также об их влиянии на развитие общества в целом.  


background image

 5

Это  обстоятельство  актуализирует  объективную  потребность  

в  историко-педагогическом  осмыслении  развития  системы  рос-
сийского  образования,  и  особенно  той  инновационной  части  
для  современной  образовательной  системы,  которая  относится  
к  гимназическому  образованию,  поскольку  в  дореволюционное 
время  гимназии  являлись  единственными  средними  учебными 
заведениями, дававшими право получения высшего образования.  

Процесс  возрождения  гимназического  образования  в  совре-

менной России относительно недавний. После 1917 года до нача-
ла 90-х годов XX века на территории нашего государства подоб-
ных заведений не было, но поиск новой образовательной филосо-
фии,  а  также  постепенный  процесс  самореорганизации  массовой 
школы России начался еще в 80-х годах прошлого столетия. Разу-
меется,  появление  гимназий  способствовало  усилению  интереса  
к сущности и содержанию гимназического образования.  

 Учитывая возрастающий интерес государства и общества к ре-

гиональному  компоненту  образования,  целесообразно  рассмот-
реть  эволюцию  гимназического  образования  на  примере  отдель-
ной  Пензенской  губернии,  учитывая  при  этом  общероссийские 
тенденции,  выделить  специфические  особенности  развития  гим-
назического  образования  в  губернии,  указать  на  особые  черты 
учебного и воспитательного процессов гимназий.  

 Избрание  в  качестве  объекта  исследования  именно  Пензен-

ской губернии неслучайно и обусловлено следующими причинами:  

во-первых,  гимназия  в  Пензенской  губернии  была  образована 

10 апреля 1804 года и принадлежала к числу первых гимназий как 
в Казанском учебном округе, так и на территории Российской им-
перии. Это позволяет предположить, что многие выводы, сделан-
ные  о  гимназическом  образовании  Пензенской  губернии,  будут 
присущи  и  для  других  провинциальных  губерний  России XIX 

 

начала XX века; 

во-вторых, Пензенская губерния в XIX 

 начала XX века оста-

валась в своих прежних границах, что позволяет  проследить  ста-
новление  и  развитие  гимназического  образования  в  губернии  
в сравнительно длительных хронологических рамках;