Файл: Учебно-воспитательный процесс в гимназиях дореволюционной России.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.04.2019
Просмотров: 6989
Скачиваний: 7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пензенский государственный университет» (ПГУ)
О. А. Логинова, О. Н. Логинов
Учебно-воспитательный процесс
в гимназиях дореволюционной России
(на примере гимназий Пензенской губернии)
Монография
Научный редактор Л. Д. Гошуляк
Пенза
Издательство ПГУ
2009
2
УДК 370:947.1 (470.40)
ББК 74.03
Л69
Р е ц е н з е н т ы:
кафедра «Педагогика»
ГОУ ВПО «Мордовский государственный
педагогический институт им. М. Е. Евсеева»;
доктор педагогических наук, профессор,
главный научный сотрудник
УРАО «Институт теории и истории педагогики»,
член-корреспондент РАО
М. В. Богуславский;
доктор педагогических наук,
доктор психологических наук, профессор,
главный научный сотрудник института
инновационной деятельности в образовании РАО
Г. П. Новикова
Логинова, О. А.
Л69 Учебно-воспитательный процесс в гимназиях дореволю-
ционной России (на примере гимназий Пензенской губер-
нии) : моногр. / О. А. Логинова, О. Н. Логинов ; науч. ред.
Л. Д. Гошуляк.
Пенза : Изд-во ПГУ, 2009. 288 с.
ISBN 978-5-94170-301-2
В работе на основе анализа значительного количества разнообразных ис-
точников, преимущественно архивных материалов, периодической печати,
произведений выдающихся представителей педагогической науки и практи-
ки, характеризуется учебно-воспитательный процесс российских гимназий
XIX – начала XX века на примере гимназий Пензенской губернии. Рассмат-
риваются вопросы организации и содержания процессов обучения и вос-
питания как основных аспектов деятельности российской гимназии указан-
ного периода; анализируется положение педагогов и учащихся.
Монография предназначена для научных и практических работников
сферы образования, преподавателей, аспирантов, студентов вузов, всех,
кому не безразлична история российского образования.
УДК 370:947.1 (470.40)
ББК 74.03
ISBN 978-5-94170-301-2
© ГОУ ВПО «Пензенский государственный
университет, 2009
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................................... 4
Г л а в а 1. Социально-педагогические основания становления
и развития гимназического образования в дореволюционной России ............. 11
1.1. Историко-педагогический анализ развития гимназического
образования до начала XIX века .................................................................. 11
1.2. Формирование социального заказа на образование .................................. 22
1.3. Реформы в области гимназического образования в России
и их реализация в Пензенской губернии в XIX – начале XX века .......... 33
1.3.1. Становление и развитие гимназического образования с 1804
по 1824 год ............................................................................................... 33
1.3.2. Развитие гимназического образования с 1828 по 1864 год ................ 48
1.3.3. Развитие гимназического образования с 1864 по 1917 год ................ 78
Г л а в а 2. Образовательный процесс в гимназиях России XIX –
начала XX века ......................................................................................................... 113
2.1. Организация и содержание учебного процесса в гимназиях
Пензенской губернии в XIX – начале XX века .......................................... 113
2.2. Характеристика воспитательного процесса в гимназиях
Пензенской губернии в дореволюционный период .................................. 162
Г л а в а 3. Педагогические кадры гимназий Пензенской губернии
в XIX – начале XX века .......................................................................................... 197
3.1. Учительский корпус гимназий Пензенской губернии:
базовая подготовка и профессиональная деятельность ............................ 197
3.2. Социально-материальное положение и система
социально-профессионального поощрения педагогов ............................. 212
Заключение ............................................................................................................... 220
Список источников и литературы ......................................................................... 226
Приложения .............................................................................................................. 253
4
ВВЕДЕНИЕ
С наибольшими и наиважнейшими трудностями
человеческое познание встречается
именно в том разделе науки,
который толкует о воспитании и обучении.
М. Монтень
История – это свидетель прошлого,
свет истины, живая память,
учитель жизни, вестник старины
Цицерон
В современной России в последнем десятилетии прошлого
столетия стали активно возрождаться уже забытые обществом и
государством различные типы образовательных заведений, к ко-
торым относятся в том числе и гимназии, стала активно расши-
ряться сфера образовательных услуг, при этом вновь образован-
ные учебно-воспитательные заведения получили новый толчок
к совершенствованию и развитию. Особое внимание в них стало
уделяться развитию общечеловеческих и национально-региональ-
ных духовных ценностей подрастающего поколения, поиску но-
вых и модернизации существующих форм и методов обучения и
воспитания. Логично предположить, что решение этих насущ-
нейших образовательных задач было невозможно без глубокого,
детального осмысления всех этапов развития российской системы
образования. Только изучая опыт прошлого, анализируя эволю-
цию образовательной системы в историческом аспекте, можно
судить о результативности тех или иных уже совершившихся об-
разовательных реформ, об их положительных или отрицательных
сторонах, а также об их влиянии на развитие общества в целом.
5
Это обстоятельство актуализирует объективную потребность
в историко-педагогическом осмыслении развития системы рос-
сийского образования, и особенно той инновационной части
для современной образовательной системы, которая относится
к гимназическому образованию, поскольку в дореволюционное
время гимназии являлись единственными средними учебными
заведениями, дававшими право получения высшего образования.
Процесс возрождения гимназического образования в совре-
менной России относительно недавний. После 1917 года до нача-
ла 90-х годов XX века на территории нашего государства подоб-
ных заведений не было, но поиск новой образовательной филосо-
фии, а также постепенный процесс самореорганизации массовой
школы России начался еще в 80-х годах прошлого столетия. Разу-
меется, появление гимназий способствовало усилению интереса
к сущности и содержанию гимназического образования.
Учитывая возрастающий интерес государства и общества к ре-
гиональному компоненту образования, целесообразно рассмот-
реть эволюцию гимназического образования на примере отдель-
ной Пензенской губернии, учитывая при этом общероссийские
тенденции, выделить специфические особенности развития гим-
назического образования в губернии, указать на особые черты
учебного и воспитательного процессов гимназий.
Избрание в качестве объекта исследования именно Пензен-
ской губернии неслучайно и обусловлено следующими причинами:
во-первых, гимназия в Пензенской губернии была образована
10 апреля 1804 года и принадлежала к числу первых гимназий как
в Казанском учебном округе, так и на территории Российской им-
перии. Это позволяет предположить, что многие выводы, сделан-
ные о гимназическом образовании Пензенской губернии, будут
присущи и для других провинциальных губерний России XIX
начала XX века;
во-вторых, Пензенская губерния в XIX
начала XX века оста-
валась в своих прежних границах, что позволяет проследить ста-
новление и развитие гимназического образования в губернии
в сравнительно длительных хронологических рамках;