Файл: Учебно-воспитательный процесс в гимназиях дореволюционной России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.04.2019

Просмотров: 6991

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

11

Г л а в а  1 

Социально-педагогические основания  
становления и развития гимназического  
образования в дореволюционной России 

1.1. Историко-педагогический анализ развития  
гимназического образования до начала XIX века 

К  концу XVII века  Россия  еще  не  располагала  системой  регу-

лярных  учебных  заведений,  которые  уже  были  образованы  на  За-
паде и имели весьма устойчивую и развитую школьную структуру. 
1700-е  годы,  как  отмечает  А. Н. Джуринский,  являлись  перелом-
ными в истории школы и педагогической мысли

1

. Россия, все еще 

сохраняя самобытность, в то же время стремилась к общеевропей-
скому  уровню  развития.  Это  и  привело  к  тому,  что  образование 
стало рассматриваться как один из основных путей карьеры. 

История  учебных  заведений  гимназического  типа,  носящих 

относительно  светский  характер,  начинается  в  России  со  школы, 
открытой в 1701 году в немецкой слободе. Программа включала, 
помимо древних и новых языков, философию, политику, ритори-
ку,  арифметику  и  географию.  С 1703 года это учебное  заведение 
возглавлял  лютеранский  пастор  Э. Глюк.  Оно  занимало  палаты 
боярина  В. Нарышкина  в  Москве  и  получило  официальное  на-
звание  «гимназии»,  где  учили  «языкам  и  философии  мудрости».  
В тот момент эта гимназия служила для подготовки переводчиков 
Посольского  приказа.  Содержание  образования  в  учебном  заве-
дении было распределено на три класса и включало иностранные 
языки, арифметику, танцы, верховую езду. Также в гимназии на-
мечалось  изучение  греческого,  еврейского,  сирийского,  халдей-
ского  языков.  Впоследствии,  в 1715 году,  это  учебное  заведение 
было переведено в Санкт-Петербург и представляло собой курсы 
иностранных языков с несложной программой.  

                                                 

1

 Джуринский, А. Н. История педагогики /  А. Н. Джуринский. – М. : ВЛАДОС, 

2000. – С. 209. 


background image

 

12

Кроме  этого,  в XVIII веке  существовали  учебные  заведения – 

училища, называемые гимназиями. Они были весьма немногочис-
ленными  и  несамостоятельными  учебными  заведениями  и  явля-
лись дополнением к университету. Цель этих учебных заведений 
состояла  в  подготовке  учеников  к  обучению  в  университете.  Та-
кими  были  академическая  гимназия  в  Санкт-Петербурге (1747)  
и университетские гимназии в Москве (1755) и Казани (1758).  

В  курс  академической  гимназии  в  Санкт-Петербурге  входили: 

чтение, письмо, латинский, немецкий, французский и итальянский 
языки, арифметика, геометрия и рисование. Обучение в гимназии 
длилось  три  года,  затем  воспитанники  учебного  заведения  долж-
ны  были  поступать  в  университет.  Интересен  тот  факт,  что  всех 
учеников гимназии делили на «негодных» и «годных», из послед-
них  особенно  талантливые  воспитанники  учебного  заведения 
должны были поступать в университет и производиться в студен-
ты, а «…негодные отдавались в Академию художеств». Подобная 
гимназия существовала  до 1805 года,  затем она была упразднена  
и  слилась  с  учрежденной  в  Санкт-Петербурге  губернской  гимна-
зией  на  основании  нового  Высочайше  утвержденного 25 июля 
1803 года регламента Академии наук. 

О  необходимости  учреждения  Московской  гимназии  можно 

сделать вывод из доклада Действительного Камергера и Кавалера 
И. И. Шувалова  в  Правительствующий  Сенат,  в  котором  говори-
лось  о  новом  проекте  образования.  По  мнению  автора,  Империя 
не в состоянии была больше довольствоваться только одним учеб-
ным корпусом, так как «…за дальностию, как дворяне, так и раз-
ночинцы  к  приезду  в  Санкт-Петербург  многие  имеют  препятст-
вия»

1

.  Именно  поэтому  И. И. Шувалов  предложил  Правительст-

вующему Сенату проект об учреждении в Москве университета и 
гимназий,  открытие  которых  в  империи  обусловлено  тем,  что 
«…великое  число  в  ней  живущих  дворян  и  разночинцев…  по-
ложение оного среди российского государства, куда из вокруг ле-
жащих  мест  приехать  можно…  содержание  всякого  не  стоит  
многого  иждивения…  почти  всякий  имеет  у  себя  родственников  

                                                 

1

  Соловьев,  И. М.  Российские  университеты  в  их  уставах  и  воспоминаниях 

современников / И. М. Соловьев. – М., 1971. – С. 17. 


background image

 

13

или  знакомых,  где  себя  квартирою  и  пищею  содержать  может… 
великое  число  у  помещиков  в  Москве  на  дорогом  содержании 
учителей, из которых большая часть не только учить науке не мо-
жет, но и сами тому никакого начала не имеют, и только младые 
лета  учеников  лучшее  время  к  учению  пропадает,  умалчивая  
о  великой  плате,  которая  им  дается…»

1

.  Таким  образом,  

в 1755 году на основании Высочайше утвержденного проекта ус-
тава  Московского  университета  в  Москве  были  учреждены  уни-
верситет, состоящий из юридического, медицинского и философ-
ского  факультетов,  и  две  гимназии:  одна 

  для  дворян,  другая   

для разночинцев.  

Как  писал  Н. С. Тихонравов, «…по  самому  уставу  гимназий, 

ученики их не должны были пользоваться одним и тем же общим 
преподаванием,  и  это  кастовое  разграничение  и  действительно 
существовало  в  гимназиях  университета  в  первые  годы:  особен-
ным  разнообразием,  излишеством  предметов  и  преподавателей 
отличалась дворянская гимназия от разночинской...»

2

Анализируя  содержание  образования  рассматриваемой  гимна-

зии, можно сделать вывод, что особое внимание в ней было уде-
лено языкам. Интересен тот факт, что из общего количества учи-
телей, а их в гимназии насчитывалось 36 человек, лишь 16 препо-
давателей  были  русскими.  Необходимо  уточнить,  что  многие 
предметы из-за незнания учителями русского языка читались либо 
на  французском,  либо  на  немецком,  либо  на  латинском  языках. 
Учитывая  весьма  посредственные  знания  языков  большинства 
учеников  гимназии,  можно  предположить,  что  данная  гимназия 
при всем многообразии содержащихся в ней курсов, практически 
не давала основательных знаний, пригодных для жизни в россий-
ском  обществе.  Кроме  того,  как  следует  из  записок  М. В. Ло-
моносова  и  Д. И. Фонвизина,  учителя,  преподающие  в  гимназии, 
большей  частью  не  были  в  состоянии  «ни  по  знаниям  своим,  ни 

                                                 

1

 Соловьев,  И.  М.  Российские  университеты  в  их  уставах  и  воспоминаниях 

современников / И. М. Соловьев. – М., 1971. – С. 17. 

2

 Любжин, А. И.  Академические  гимназии  при  Московском  Университете / 

А. И. Любжин  // Педагогика. – 2002. – № 4. 


background image

 

14

по личному  характеру»

1

  возбудить какой-либо интерес учащихся 

к учению.  

При  новом  устройстве  Московского  университета  и  открытии 

губернских  гимназий  надобность  в  этом  учебном  заведении  про-
пала, однако упразднить ее не решались. Н. М. Муравьев, являясь 
«Товарищем  (заместителем. – Авт.)  Министра  Народного  Про-
свещения»

2

, предназначил этой гимназии особую миссию и педа-

гогическое значение – готовить учителей для других учебных за-
ведений. Так, 13 ноября 1779 года при Московском университете 
учреждается  первая  в  России  учительская  семинария  с  трехгодич-
ным  сроком  обучения,  целью  которой  была  подготовка  препода-
вателей для университета и его гимназий (московских и казанской), 
а  также  для  пансионов  и  других  закрытых  учебных  заведений. 
Именно в таком виде эта гимназия существовала до 1812 года, когда 
после пожара университетского здания она уже не возрождалась. 

В  этой  гимназии  учились  многие  известные  впоследствии  ис-

торические  личности:  Д. И. Фонвизин,  Я. И. Булгаков,  Г. А. По-
темкин, А. Ф. Мерзляков и др.  

Еще  одна  значимая  для  истории  образования  гимназия,  суще-

ствовавшая в то время в Российской империи, находилась в Каза-
ни  и  была  устроена  по  образцу  московской.  Учебное  заведение 
содержалось за счет средств Московского университета, которому 
была  непосредственно  подчинена.  В 1746 году  гимназия  была 
преобразована в Главное народное училище, затем в 1797 году сно-
ва была «наименована гимназией с введением в курс подробного 
изложения военных и математических наук и существовала в та-
ком виде до преобразования ее на основании устава 1804 года»

3

Естественно,  что  устройство  и  характер  первых  российских 

гимназий XVIII века, понимание обществом их сущности и пред-
назначения  повлияли  на  дальнейшую  судьбу  гимназического  об-
разования России и заложили его самобытные основы.  

                                                 

1

 Материалы для  истории и статистики наших гимназий. 

 Б.м., б.г. – С. 2. 

2

 Очерки  истории  российского образования:  К 200-летию Министерства об-

разования Российской Федерации : в 3 т. Т. 1  [Министерство образования  Рос-
сийской Федерации]. – М. : МГУП, 2002. – С. 38. 

3

 Материалы для истории и статистики наших гимназий. – Б.м., б.г. – С. 3. 


background image

 

15

Обращаясь  к  «Проекту  регламента  Академической  гимназии  

при  Московском  университете» (1758), находим,  что  М. В. Ломо-
носов определял гимназию следующим образом: «Гимназия является 
первой  основой  всех  свободных  искусств  и  наук.  Из  нее,  следует 
ожидать, выйдет просвещенное юношество: молодые люди должны 
приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам»

1

Таким  образом,  гимназия  до  начала XIX века  не  только  выполняла 
функции  образовательного  учреждения,  но  и  предполагала  воспи-
тание так необходимых «…правил и примеров прилежания, посто-
янства и честности, в особенности же – внушения страха Божия»

2

.  

После дефиниции гимназии М. В. Ломоносовым понятие этого 

учебного заведения в России постоянно уточнялось. И повсемест-
ное  учреждение  гимназий  в  том  смысле,  в  котором  понимала  их 
Европа, т.е. в смысле «…общеобразовательных  средних учебных 
заведений,  дающих  известное  законченное  образование  и  вместе  
с тем приготовляющих к университетскому и вообще к высшему 
научному образованию…»

3

, относится к началу XIX века. 

Итак, к началу XIX столетия в Российской империи существо-

вало три гимназии, за исключением Остзейского края и присоеди-
ненных от Польши провинций. План И. И. Шувалова, предложен-
ный  еще  в 1760 году  о «…необходимости  учредить  гимназии  во 
всех  знатных  городах»

4

,  хотя  и  был  одобрен,  но,  к  сожалению, 

оставлен  без  исполнения.  По  Высочайше  утвержденному 5 авгу-
ста 1786 года Уставу народных училищ во всех губернских горо-
дах были учреждены не гимназии, а главные народные училища,  
с курсом значительно ниже гимназического. Эти училища состоя-
ли  из  трех  классов.  К  началу XIX века  в  стране  насчитывалось  
315  таких  училищ,  в  них  обучалось 18 128 учащихся  мужского 
пола и 1787 – женского, и преподавало 790 учителей

 

5

                                                 

1

 Ломоносов, М. В. Полн. собр. соч. / М. В. Ломоносов. – М. ; Л., 1955. 

 Т. 9 : 

Служебные документы.– С. 477–478.  

2

 Там же.  

3

 Материалы для истории и статистики наших гимназий. 

 Б.м.,б.г. – С. 1. 

4

 Там же. – С. 7. 

5

 Егоров, С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Вели-

кой  Октябрьской социалистической революции) : учеб. пособие /  С. Ф.  Егоров. – 
М. : Просвещение, 1974. – С. 42.