Файл: Учебно-воспитательный процесс в гимназиях дореволюционной России.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.04.2019
Просмотров: 6994
Скачиваний: 7
6
в-третьих, в начале XIX века, когда вся империя была разделе-
на на учебные округа, во главе которых стоял университет, Пен-
зенская губерния была отнесена к Казанскому учебному округу.
Однако в 1874 году Министерство Народного Просвещения по-
считало целесообразным причислить губернию к Харьковскому
учебному округу, что определенным образом повлияло на разви-
тие гимназического образования в Пензе. Таким образом, Пензен-
ская губерния являлась одной из немногих губерний России, ко-
торая в рассматриваемый период испытала на себе в образова-
тельном отношении влияние двух университетов – Казанского
(1804–1874) и Харьковского (1874
1917), что обусловило специ-
фику развития гимназического образования.
Выбор хронологических рамок исследования также обусловлен
особой исторической значимостью периода становления и разви-
тия отечественного гимназического образования. В рассматри-
ваемый период
с XIX до начала XX века в Российской импе-
рии происходило становление гимназического образования и по-
всеместное учреждение гимназий как единственного типа учеб-
ных заведений, приготавливающих к высшему университетскому
образованию. Выбранный период позволяет проследить процесс
развития гимназического образования в Пензенской губернии
с момента его становления (1804) до прекращения деятельности
гимназий (1917) в связи с февральской революцией в начале XX века.
Сопоставительный анализ уставов Министерства Народного
Просвещения и организационно-распорядительной документации
пензенских гимназий позволил рассмотреть развитие российского
гимназического образования и исследовать его теоретико-педаго-
гическую базу для творческого осмысления и использования все-
го лучшего в нынешнем российском гимназическом образовании.
Первые попытки осмысления состояния, становления и тен-
денций развития отечественного образования, в том числе и гим-
назического, в конце XVIII
первой половине XIX века были
предприняты современниками и в большей степени были связаны
собственно со становлением системы российского образования
в целом, ее нормативно-правовым оформлением (М. В. Ломоно-
сов, Ф. И. Янкович, Н. И. Новиков, Ф.-Ц. Легарп, П. В. Завадов-
7
ский, М. Н. Муравьев, Н. Н. Новосильцев, А. А. Чарторыйский,
М. М. Сперанский, П. А. Строганов, Ф. И. Клингер, Н. Х. Вессель и др.).
Последующее осмысление исследуемого социально-педагоги-
ческого явления во второй половине XIX до конца XX века в Рос-
сии происходило в связи с уточнением созданных ранее норма-
тивно-правовых основ и носило исторический, историко-педаго-
гический, философский и статистический характер (В. Альбицкий,
И. Г. Безгин, В. П. Вахтеров, Л. Вейнберг, Н. Х. Вессель, С. Воскре-
сенский, М. И. Демков, В. О. Ключевский, П. А. Лебедев, Е. О. Ли-
хачева, Д. И. Тихомиров, К. Д. Ушинский, Г. К. Шмидт и др.).
Особый интерес в контексте проводимого исследования пред-
ставляет написанный в конце XIX века исторический очерк разви-
тия Пензенской мужской гимназии инспектора П. П. Зеленецкого.
Автор основательно и подробно рассмотрел статистические и ис-
торические изменения, происходившие с учебным заведением
с конца XVIII века до начала 70-х годов XIX века, однако не ка-
сался при этом педагогических аспектов гимназического образо-
вания в Пензенской губернии.
С начала XX века до 1917 года появляются научно-исследова-
тельские работы по истории гимназического образования в Рос-
сии. В них представлены философско-педагогические основы сис-
темы образования России (П. Н. Милюков, Н. И. Пирогов, И. М. Со-
ловьев и др.), вопросы исторического характера становления
и развития российской системы образования (М. И. Демков,
В. П. Вахтеров и др.), а также проанализированы отдельные ас-
пекты гимназического образования (И. Н. Алешинцев, А. В. Бе-
лявский, П. Ф. Каптерев, С. В. Рождественский, Г. Фальборк, В. Чар-
нолуский, Н. В. Чехов и др.).
В советский период проблема гимназического образования
рассматривалась исследователями в контексте развития народного
просвещения (Е. Н. Медынский, Н. А. Константинов, Г. Е. Жура-
ковский и др.).
Разноплановые вопросы теории и истории гимназического об-
разования нашли отражение в исследованиях XX века (В. Р. Лей-
кина-Свирская, Д. И. Латышина, А. И. Пискунов, А. Н. Джурин-
8
ский, Э. Д. Днепров, С. Ф. Егоров, А. Д. Егоров, Л. Г. Березовая,
Ш. И. Ганелин и др.).
В последние десятилетия гимназическое образование было
представлено в исторических и историко-педагогических трудах
М. В. Богуславского, А. П. Буслаевой, Н. Н. Кузьмина, Е. Н. Ме-
дынского, А. А. Корнилова, В. З. Смирнова, В. И. Смирнова, Н. В. Фли-
та, М. Ф. Шабаевой и др.
Был представлен ряд специальных публикаций по истории
гимназического образования в России М. В. Михайловой, Н. В. Хри-
стофоровой, Т. Н. Кандауровой, Г. Н. Козловой, а также очерки
истории различных российских гимназий. Это позволяет выделять
и обобщать наиболее характерные проблемы гимназического об-
разования в изучаемый период, осуществлять поиск дальнейших
путей развития исследуемого социально-педагогического явления.
В современных диссертационных исследованиях Л. В. Агеевой,
Б. К. Джабатыровой, Г. В. Кравченко, Г. Н. Козловой, О. Ю. Колпа-
чевой, Н. В. Литаровой, Т. А. Мащенко, А. А. Черняева и др. нашли
отражение отдельные аспекты гимназического образования России,
касающиеся мужских, женских, земских гимназий, классического
гимназического образования и некоторые другие вопросы.
Однако, как показывает анализ научной литературы, системно-
го историко-педагогического исследования развития гимназиче-
ского образования в России в XIX – начале XX века в контексте
его региональной направленности, касающегося Пензенской гу-
бернии, в современной научной литературе не предпринималось.
Именно противоречие между актуальностью и значимостью ис-
следования, с одной стороны, и недостаточной разработанностью
вопроса становления и развития российского гимназического об-
разования на региональном уровне, применительно к Пензенской
губернии, с другой стороны, обусловило выбор проблемы иссле-
дования, решение которой и составляет цель работы.
В качестве основной источниковой базы монографии выступи-
ли различные группы исторических документов и материалов:
материалы и документы фондов Государственного архива
Пензенской области (Канцелярия Пензенского губернатора, Ди-
рекция народных училищ Пензенской губернии, пензенская пер-
9
вая и вторая мужские гимназии, Пензенский дворянский инсти-
тут, пензенские первая и вторая женские гимназии, Женская гим-
назия общества преподавателей города Пензы и др.), отдела ред-
ких рукописей Российской государственной библиотеки, которые
содержат богатый фактический и статистический материал, ха-
рактеризующий процесс развития гимназического образования
России;
исторические и историко-педагогические работы XIХ на-
чала XX века и XX–XXI веков;
законодательные и официальные организационно-распоряди-
тельные документы: указы, циркуляры Министерства Народного
Просвещения (МНП), манифесты и официальные доклады, уставы
университетов 1804, 1828, 1864, 1871 годов, протоколы заседаний
педагогических и попечительских советов;
учебно-методическая документация: учебные планы, учеб-
ные программы, расписание занятий гимназий, учебно-методи-
ческие рекомендации, научные труды, ученые записки, публика-
ции гимназий и др.;
публицистические, периодические, эпистолярные и мемуар-
ные материалы, посвященные вопросам образования в России и
имеющие форму справочных пособий, информационно-ознакоми-
тельной литературы или авторских исследований;
справочные и статистические материалы, содержащие спра-
вочную и статистическую информацию о состоянии образования
рассматриваемого периода. К ним относятся: Обзоры деятельно-
сти Министерства Народного Просвещения и подведомственных
ему учреждений, Всеподданнейшие отчеты Министерства Народ-
ного Просвещения, статистические сборники – «Учебные заведе-
ния МНП», «Учебные заведения ведомства императрицы Марии»,
руководства для поступающих в высшие учебные заведения, ру-
ководства по учебным дисциплинам и пр.
Заметим, что результаты научного исследования и выявленные
в нем концептуальные основы развития гимназического образова-
ния в Пензенской губернии как компонента российского гимнази-
ческого образования дополняют и углубляют историко-педагоги-
10
ческие знания о сущности гимназического образования, его со-
держании в гимназиях XIX
начала XX века. Представленная ра-
бота расширяет и углубляет знания о становлении и развитии
гимназического образования как инновационной части современ-
ного образовательного пространства.
Рассмотренные в работе положения об общественной и госу-
дарственной природе социального заказа на образование, а также
представленные социально-педагогические и теоретические усло-
вия становления и развития гимназического образования на при-
мере отдельной губернии имеют существенное значение для ис-
тории образования края и педагогической мысли России. Также
монография обогащает практическую составляющую в учебно-
воспитательном процессе современных образовательных струк-
тур, связанную с использованием накопленного историко-педаго-
гического опыта.
Результаты исследования могут быть использованы в курсах
общей педагогики, социальной педагогики, истории образования
и педагогической мысли, могут составлять содержательную базу
педагогического краеведения для студентов педагогических ву-
зов, училищ и институтов повышения квалификации учителей.