Файл: Учебно-воспитательный процесс в гимназиях дореволюционной России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.04.2019

Просмотров: 6994

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 6

в-третьих, в начале XIX века, когда вся империя была разделе-

на на учебные округа, во главе которых стоял университет,  Пен-
зенская  губерния  была  отнесена  к  Казанскому  учебному  округу. 
Однако  в 1874 году  Министерство  Народного  Просвещения  по-
считало  целесообразным  причислить  губернию  к  Харьковскому 
учебному  округу, что определенным  образом повлияло  на разви-
тие гимназического образования в Пензе. Таким образом, Пензен-
ская  губерния  являлась  одной  из  немногих  губерний  России,  ко-
торая  в  рассматриваемый  период  испытала  на  себе  в  образова-
тельном  отношении  влияние  двух  университетов – Казанского 
(1804–1874)  и  Харьковского (1874

1917),  что  обусловило  специ-

фику развития гимназического образования. 

Выбор хронологических рамок исследования также обусловлен 

особой исторической значимостью периода становления и разви-
тия  отечественного  гимназического  образования.  В  рассматри-
ваемый период 

 с XIX до начала XX века  в Российской импе-

рии  происходило  становление  гимназического  образования  и  по-
всеместное  учреждение  гимназий  как  единственного  типа  учеб-
ных заведений, приготавливающих к высшему университетскому 
образованию.  Выбранный  период  позволяет  проследить  процесс 
развития  гимназического  образования  в  Пензенской  губернии  
с  момента  его  становления (1804) до  прекращения  деятельности 
гимназий (1917) в связи с февральской революцией в начале XX века. 

Сопоставительный  анализ  уставов  Министерства  Народного 

Просвещения  и  организационно-распорядительной документации 
пензенских гимназий позволил рассмотреть развитие российского 
гимназического образования и исследовать его теоретико-педаго-
гическую базу для творческого осмысления и использования все-
го лучшего в нынешнем российском гимназическом образовании. 

Первые  попытки  осмысления  состояния,  становления  и  тен-

денций развития отечественного образования, в том числе и гим-
назического,  в  конце XVIII 

 первой  половине XIX века  были 

предприняты современниками и в большей степени были связаны 
собственно  со  становлением  системы  российского  образования  
в  целом,  ее  нормативно-правовым  оформлением  (М. В.  Ломоно-
сов,  Ф. И.  Янкович,  Н. И. Новиков,  Ф.-Ц. Легарп,  П. В. Завадов-


background image

 7

ский,  М. Н. Муравьев,  Н. Н. Новосильцев,  А. А. Чарторыйский, 
М. М. Сперанский, П. А. Строганов, Ф. И. Клингер, Н. Х. Вессель и др.).  

Последующее  осмысление  исследуемого  социально-педагоги-

ческого явления во второй половине XIX до конца XX века в Рос-
сии  происходило  в  связи  с  уточнением  созданных  ранее  норма-
тивно-правовых  основ  и  носило  исторический,  историко-педаго-
гический, философский и статистический характер (В. Альбицкий, 
И. Г. Безгин, В. П. Вахтеров, Л. Вейнберг, Н. Х. Вессель,  С. Воскре-
сенский, М. И. Демков, В. О. Ключевский, П. А. Лебедев, Е. О. Ли-
хачева, Д. И. Тихомиров, К. Д. Ушинский, Г. К.  Шмидт и др.).  

Особый  интерес  в  контексте  проводимого  исследования  пред-

ставляет написанный в конце XIX века исторический очерк разви-
тия Пензенской мужской гимназии инспектора П. П. Зеленецкого. 
Автор основательно и подробно рассмотрел статистические и ис-
торические  изменения,  происходившие  с  учебным  заведением  
с конца XVIII века до начала 70-х годов XIX века, однако не ка-
сался  при  этом  педагогических  аспектов  гимназического  образо-
вания в Пензенской губернии.  

С начала XX века до 1917 года появляются научно-исследова-

тельские  работы  по  истории  гимназического  образования  в  Рос-
сии. В них представлены философско-педагогические основы сис-
темы образования России (П. Н. Милюков, Н. И. Пирогов, И. М. Со-
ловьев  и  др.),  вопросы  исторического  характера  становления  
и  развития  российской  системы  образования  (М. И. Демков,  
В. П.  Вахтеров  и  др.),  а  также  проанализированы  отдельные  ас-
пекты  гимназического  образования  (И. Н. Алешинцев,  А. В.  Бе-
лявский, П. Ф. Каптерев, С. В. Рождественский, Г. Фальборк, В. Чар-
нолуский, Н. В. Чехов и др.). 

В  советский  период  проблема  гимназического  образования 

рассматривалась исследователями в контексте развития народного 
просвещения (Е. Н. Медынский,  Н. А. Константинов, Г. Е.  Жура-
ковский и др.). 

Разноплановые вопросы теории и истории гимназического об-

разования нашли отражение в исследованиях XX века (В. Р. Лей-
кина-Свирская,  Д. И.  Латышина,  А. И.  Пискунов,  А. Н. Джурин-


background image

 8

ский,  Э. Д. Днепров,  С. Ф.  Егоров,  А. Д.  Егоров,  Л. Г.  Березовая, 
Ш. И. Ганелин и др.).  

В  последние  десятилетия  гимназическое  образование  было 

представлено  в  исторических  и  историко-педагогических  трудах 
М. В. Богуславского,  А. П. Буслаевой,  Н. Н.  Кузьмина,  Е. Н.  Ме-
дынского, А. А. Корнилова, В. З. Смирнова, В. И. Смирнова, Н. В. Фли-
та, М. Ф. Шабаевой и др.  

Был  представлен  ряд  специальных  публикаций  по  истории 

гимназического образования в России М. В. Михайловой, Н. В. Хри-
стофоровой,  Т. Н. Кандауровой,  Г. Н. Козловой,  а  также  очерки 
истории различных российских гимназий. Это позволяет выделять 
и  обобщать  наиболее  характерные  проблемы  гимназического  об-
разования  в  изучаемый  период,  осуществлять  поиск  дальнейших 
путей развития исследуемого социально-педагогического явления. 

В современных диссертационных исследованиях Л. В. Агеевой, 

Б. К. Джабатыровой,  Г. В. Кравченко,  Г. Н. Козловой,  О. Ю. Колпа-
чевой, Н. В. Литаровой, Т. А. Мащенко, А. А. Черняева и др. нашли 
отражение отдельные аспекты гимназического образования России, 
касающиеся  мужских,  женских,  земских  гимназий,  классического 
гимназического образования и некоторые другие вопросы. 

Однако, как показывает анализ научной литературы, системно-

го  историко-педагогического  исследования  развития  гимназиче-
ского образования в России в XIX – начале XX века в контексте 
его  региональной  направленности,  касающегося  Пензенской  гу-
бернии, в современной  научной литературе не  предпринималось. 
Именно  противоречие  между  актуальностью  и  значимостью  ис-
следования, с одной стороны, и недостаточной разработанностью 
вопроса  становления  и  развития  российского  гимназического  об-
разования на региональном уровне, применительно к Пензенской 
губернии,  с  другой  стороны,  обусловило  выбор  проблемы  иссле-
дования, решение которой и составляет цель работы. 

В качестве основной источниковой базы монографии выступи-

ли различные группы исторических документов и материалов:  

 

  материалы  и  документы  фондов  Государственного  архива 

Пензенской  области  (Канцелярия  Пензенского  губернатора,  Ди-
рекция  народных  училищ  Пензенской  губернии,  пензенская  пер-


background image

 9

вая  и  вторая  мужские  гимназии,  Пензенский  дворянский  инсти-
тут, пензенские первая и вторая женские гимназии, Женская гим-
назия общества  преподавателей города Пензы и др.), отдела ред-
ких рукописей Российской государственной библиотеки, которые 
содержат  богатый  фактический  и  статистический  материал,  ха-
рактеризующий  процесс  развития  гимназического  образования 
России;  

  исторические  и  историко-педагогические  работы XIХ    на-

чала XX века и XX–XXI веков;  

 законодательные и официальные организационно-распоряди-

тельные  документы:  указы,  циркуляры  Министерства  Народного 
Просвещения (МНП), манифесты и официальные доклады, уставы 
университетов 1804, 1828, 1864, 1871 годов, протоколы заседаний 
педагогических и попечительских советов; 

  учебно-методическая  документация:  учебные  планы,  учеб-

ные  программы,  расписание  занятий  гимназий,  учебно-методи-
ческие  рекомендации,  научные  труды,  ученые  записки,  публика-
ции гимназий и др.; 

  публицистические,  периодические,  эпистолярные  и  мемуар-

ные  материалы,  посвященные  вопросам  образования  в  России  и 
имеющие форму справочных пособий, информационно-ознакоми-
тельной литературы или авторских исследований; 

 справочные  и  статистические  материалы,  содержащие  спра-

вочную  и  статистическую  информацию  о  состоянии  образования 
рассматриваемого  периода.  К  ним  относятся:  Обзоры  деятельно-
сти  Министерства  Народного  Просвещения  и  подведомственных 
ему учреждений, Всеподданнейшие отчеты Министерства Народ-
ного Просвещения, статистические  сборники – «Учебные заведе-
ния МНП», «Учебные заведения ведомства императрицы Марии», 
руководства  для  поступающих  в  высшие  учебные  заведения,  ру-
ководства по учебным дисциплинам и пр. 

Заметим, что результаты научного исследования и выявленные 

в нем концептуальные основы развития гимназического образова-
ния в Пензенской губернии как компонента российского гимнази-
ческого  образования  дополняют  и  углубляют  историко-педагоги-


background image

 

10

ческие  знания  о  сущности  гимназического  образования,  его  со-
держании в гимназиях XIX 

 начала XX века. Представленная ра-

бота  расширяет  и  углубляет  знания  о  становлении  и  развитии 
гимназического образования как инновационной части современ-
ного образовательного пространства.  

Рассмотренные  в  работе  положения  об  общественной  и  госу-

дарственной природе социального заказа на образование, а также 
представленные социально-педагогические и теоретические усло-
вия  становления  и  развития  гимназического  образования  на  при-
мере  отдельной  губернии  имеют  существенное  значение  для  ис-
тории  образования  края  и  педагогической  мысли  России.  Также 
монография  обогащает  практическую  составляющую  в  учебно-
воспитательном  процессе  современных  образовательных  струк-
тур, связанную с использованием накопленного историко-педаго-
гического опыта.  

Результаты  исследования  могут  быть  использованы  в  курсах 

общей  педагогики,  социальной  педагогики,  истории  образования 
и  педагогической  мысли,  могут  составлять  содержательную  базу 
педагогического  краеведения  для  студентов  педагогических  ву-
зов, училищ и институтов повышения квалификации учителей.