Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Понятие познавательной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура активности включает в себя следующие элементы:

- готовность к выполнению учебных заданий;

- стремление к самостоятельной деятельности;

- сознательность выполнения заданий;

- систематичность обучения;

- желание повысить свой личный уровень.

Активизацией традиционно называют управление активностью школьников. Ее определяют как постоянно текущий процесс мотивации к энергичному, целенаправленному обучению, преодоление пассивных и стереотипных действий, снижению застоя в умственной работе.

В 1960-70 годы наиболее активно проходили уточнение и дифференциация понятия «познавательная активность» и связанные с ним другие виды активной деятельности (мыслительная деятельность, творческая активность, познавательная самостоятельность). Шамова Т.И. соглашается с М.Н. Скаткиным, утверждая, что активизация познавательной деятельности направлена также на совершенствование процесса усвоения знаний, и на формирование активности и независимости как качеств личности школьников. Т.И. Шамова добавила, что такая активизация является условием развития не только умственных способностей ученика, но и личности в целом [46, с.174].

Познавательная активность и самостоятельность в 60-е годы не редко изучались как схожие определения. Тем не менее, это не совсем правильно, по мнению Шамовой Т.И., у ученика есть возможность работать под диктовку учителя, решать задачу вместе с учеником, решающим то же самое задание на доске. Проявления самостоятельности здесь нет. На практике активность не редко сводится только к внешним формам ее проявления (рисование, лепка др.), в то время как слушание связано с пассивным состоянием школьника. Такое понимание активности субъективно, поскольку ученик может активно мыслить, не совершая внешних действий [46, с.175].

Именно это привело, как замечает Проскура, к потребности различать активность внутреннюю (мыслительную) и внешнюю (моторную) активность. Как один, так и другой вид активности есть в процессе учения младших школьников. Тем не менее, активизация познавательной деятельности учащихся связана, прежде всего, с активностью мышления, внешняя (моторная) деятельность является средством, способствующим стимулированию внутренней активности и обеспечивающим контроль над ее протеканием. Подход к проблеме активности учащихся по отношению их к самой познавательной деятельности и средствам учения выражается группой авторов в учебнике по педагогике: внимательное слушание учителя, молчаливое сосредоточение на своих мыслях, внутренняя активность, концентрация мыслей ученика могут не иметь внешних ярких выражений. Внешняя же активность ученика, его суетливость вовсе не свидетельствует о направленности мысли и воли школьников [33, с.128].


Многие исследователи рассматривают сущность познавательной активности учащегося как психолого-педагогическую проблему. Коваленко В.Г. сосредоточил свое внимание на психологической стороне данного понятия. Автор ставит в прямую зависимость активность школьника в учебном процессе от напряжения и внимания, анализа и синтеза, догадки и предположения, сомнения и проверки, обобщения и суждения, интереса, настойчивости. Проанализировав труды психологов и педагогов, можно вычленить основные подходы исследователей к рассмотрению данного вопроса. Таких подходов фактически два. Одни авторы рассматривают познавательную активность как деятельность, другие рассматривают ее как черту личности [16, с.81].

М.Н. Скаткин считал, что активизация познавательной деятельности ориентирована не только на усовершенствование процесса усвоения знаний, но и на формирование активности и самостоятельности как качеств личности школьника [36, с.5].

Различают три уровня познавательной активности:

К первому уровню относят воспроизводящую активность. Ее характеризует рвение учащегося понять, сохранить в памяти и воспроизвести знание, овладеть методом его использования согласно примеру. Данный уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника. Отличительным признаком первого уровня активности является отсутствие у учащихся интереса к углублению знаний, проявляющаяся в отсутствии вопросов типа «Почему?».

Ко второму уровню относят интерпретирующую активность. Ее характеризует рвение ученика к раскрытию смысла изучаемого содержания, проникновение в сущность явления, стремление познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Отличительным признаком второго уровня познавательной активности является большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

К третьему уровню относят творческую активность. Ее характеризует интерес и стремление не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и поиск для этой цели нового способа. На данном уровне активности учащиеся показывают стремление применить знание в новой для себя ситуации, то есть произвести применение знаний и способов деятельности в условия, которые до сих пор школьнику не были известны. Отличительный признак данного уровня активности – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.


Каждый последующий уровень состоит из черт предшествующего и также имеет черты особенные, которые делают его отличным от предшествующего.

На всех перечисленных уровнях активности процесс учения проходит на основе аналитико–синтетической деятельности, хотя, доза помощи учителя в ее совершении от максимальной на первом уровне до минимальной на третьем.

Таким образом, активность в учении мы рассматриваем не как просто деятельное состояние школьника, а как качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого ученика.

Считаем важным, отметить тот факт, что часто активность учащихся оценивается только по объему самостоятельно выполненной работы, тогда как главное состоит в активности мысли ребенка.

Учебный труд это труд умственный. Основной критерий активности учащихся поэтому – степень умственных усилий, приложенных к решению поставленной перед ними познавательной задачи.

Обязательным условием успешного обучения, считал Э.И. Моносзон, является активная познавательная деятельность учащихся, их потребность в знаниях [26, с.27].

Обращаясь к истории педагогики можно сказать, что в настоящее время особо интересен и современен опыт немецкого педагога А.Дистерверга, который писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» [11, с.118].

Это возбуждение, как считал педагог Моносзон, происходит по причине противоречия между знанием и незнанием ребенка. Противоречие осознается учащимися, когда учитель и родители ставят перед детьми интересные познавательные вопросы, создают проблемную ситуацию[26, с.30].

Г.И. Щукина приходит к выводу, что «самым общим определением активизации учебно-познавательной деятельности можно считать процесс, направленный на усиленную, совместную познавательную деятельность учащихся и учителя на преодоление пассивных форм преподавания и учения» [48, с.135].

На сегодняшний день существует множество разнообразных приемов, методов и средств для активизации познавательной деятельности учащихся, чтобы сделать работу учителя более эффективной, а качество знаний учащихся и познавательный интерес выше. Невозможно охарактеризовать все конкретные средства активизации учения учащихся. Однако можно назвать самые актуальные из них. К ним относятся такие, как:


- Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.

- Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.

- Эвристический метод обучения. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: ―мозговой штурм‖, ―мозговая атака‖, брейнсторминг, ТРИЗ и др.

- Нетрадиционные формы и методы урока. Это может быть урок: аукцион, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.

Мне бы хотелось остановиться и подробнее изучить такое средство активизации познавательной деятельности младших школьников как игра, а именно дидактическая игра.

1.2. Дидактическая игра как категория педагогического знания

Повышение интеллектуальной нагрузки на уроках вынуждает подумать о том, как поддерживать у учащихся заинтересованность к изучаемому материалу, их активность в течении всего урока. В связи с этим педагогами и психологами проводятся поиски новых результативных методов и средств обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы познавательную деятельность школьников, побуждали бы их к самостоятельному получению знаний.

Игра – это ведущая деятельность ребенка и основа его развития. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что он деятельностное существо. Ребенку присуща любознательность. Известный советский педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [27].


В учебно-воспитательном процессе с целью формирования познавательного интереса используется большое количество всевозможных игр, одни из них давно знакомы детям, учителя их только видоизменяют, приводя в соответствие с целями обучения и воспитания и условиями педагогического процесса, другие, абсолютно новые, создаются творчески работающими учителями.

В. С. Селиванов разделяет игры, используемые с педагогическими целями, на воспитательные и дидактические. Предметом нашего рассмотрения являются дидактические игры, то есть игры, «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения».

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой (в том числе и народной) в целях обучения и воспитания [44, с.34].

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством с целью расширения, углубления и закрепления знаний.

Дидактическая игра является значимым средством воспитания интеллектуальной активности учащихся. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой учебный материал.

Дидактическая игра – это еще и игровая форма обучения, которую, в основном, применяют при обучении младших школьников [37].

Дидактические игры – это такой вид игр с правилами, специально формируемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они ориентированы на решение конкретных задач обучения детей, однако в то же время проявляется воспитательное и развивающее воздействие игровой деятельности. Потребность применения дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте обуславливает ряд причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно, поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и воспитании» [6].

Из этого следует, что опора на игровую деятельность, игровые средства и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

2. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно.

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.