Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Понятие познавательной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

1.1. Понятие познавательной деятельности

Понятие деятельности в педагогике формулируется на основе философского и психологического понимания деятельности. Сущность этого понимания, состоит в том, что в процессе деятельности человек не только проявляет свои качества, свойства, но и формирует их. То есть любая деятельность - это, в первую очередь, обоюдный процесс взаимодействия субъекта и объекта деятельности.

Интересными для нашего исследования являются следующие определения деятельности.

Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт [10].

Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, удовлетворяющий таким образом свои потребности [3].

Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности [14].

Деятельность – специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное его изменение и преобразование [4].

Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека [17].

Деятельность - система действий, совершаемых с помощью орудий труда и направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей [22].

Таким образом, в понятии деятельности учащегося также могут быть выделены три основных элемента: учащийся как субъект деятельности, окружающая действительность как объект деятельности, и собственно процесс реализации отношений учащегося и окружающей действительности, т.е. деятельность.

Если меняется предмет деятельности, то меняется вид деятельности. Одним из видов деятельности учащихся является познавательная деятельность. Другие виды деятельности – спортивная, художественная, трудовая и т.п.


Например, выделяются виды деятельности по роли в образовании (деятельность ведущая – деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития; по профессиональной сфере (деятельность педагогическая – профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения) [17].

В трудах педагогов-ученых (Ю.К. Бабанский, Г.И. Щукина и др.) выделяются и анализируются, в первую очередь, такие виды деятельности, как игра, учение и труд.

В.В. Белич в своем исследовании выделяет в качестве ведущих видов деятельности труд и игру, как самостоятельные, познание как производное от них. При этом в основу выделения видов он кладет не предмет, как определяют психологи, а главный мотив, удовлетворяемый данным видом деятельности:

1. труд – удовлетворение биологических потребностей;

2. игра – удовлетворение эмоциональных потребностей;

3. познание – удовлетворение умственных потребностей, связанных с трудом и (или) игрой [2].

Для всех видов деятельности выделяются общие структурные элементы (компоненты).

А.Н. Леонтьев выделяет в строении деятельности 3 главных взаимосвязанных компонента [24]:

1. Конкретный вид деятельности, обеспечивающий удовлетворение определенных потребностей субъекта деятельности. Главный признак, по которому один вид деятельности отличается от другого, – это предмет деятельности.

2. Составляющими отдельных видов деятельности являются действия. Деятельность, таким образом, осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, выделяющимся из общей цели деятельности.

3. Любое действие имеет свой операционный состав, соответствующий особенностям решаемой проблемы. Способы осуществления действия А.Н. Леонтьев называет операциями.

Это основные элементы деятельности. Кроме них к структурных элементам деятельности относят цель, мотив и условия деятельности (рис. 2).

Познавательная деятельность рассматривается как самостоятельный вид человеческой деятельности. Познавательная деятельность личности, осуществляемая в специфических учебных условиях, представляется как учебно-познавательная деятельность. И по многим признакам (предмету, целям, структуре и т.д.) соответствует познавательной деятельности ученого (познанию).


В определении этого вида деятельности, существуют серьезные расхождения, начиная с путаницы терминов.

П.И. Пидкасистый говорит об учении и дает следующее определение: «Учение – это специфический вид деятельности, в которой субъект под влиянием определенных внешних факторов и результатов собственной деятельности овладевает социальным опытом, знаниями, формирует взгляды, мировоззрение в целом и в результате изменяет свое поведение, психические процессы, свойства и качества личности» [30]. Предмет этой деятельности – социальный опыт, знания. Надо полагать, что ученик овладевает новыми для себя и опытом, и знаниями. Данное определение, на наш взгляд, равно подходит и к процессу обучения, и к процессу воспитания.

Г.И. Щукина в своих работах как равноправные использует термины «учение» и «познавательная деятельность», в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами, умениями и навыками, с помощью которых ученик получает образование [48]. Данное определение позволяет установить предмет учения - содержание учебных предметов.

Н.А.Половникова оперирует термином «познавательная деятельность» и определяет ее как осознанные, целенаправленные процессы, выражающие активное отношение учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками, а также способами их получения [32]. К сожалению, данное определение не раскрывает характер этих процессов.

Т.И. Шамова не рассматривает понятие учебно-познавательной деятельности, а оперирует понятием «учение», давая ему следующее определение:

«Процесс учения с позиций дидактики представляет собой организованную учителем (или самим учеником) целенаправленную самоуправляемую отражательно-преобразующую деятельность по овладению знаниями, способами их добывания и применения» [46]. Как видим, определение понятия «учение» во многом подходит для определения понятий «учебно-познавательная» и «познавательная деятельность». Тем более что далее автор переходит к понятию «познавательная деятельность» как синониму учения.

Но все названные выше авторы не ставят своей задачей раскрыть содержание этого понятия и зачастую можно найти положения (тезисы), в которых это понятие «учение» тождественно понятию «познавательная деятельность».

На основе приведенных многочисленных определений мы делаем ряд важных выводов:

1. В современной дидактике определения «учение», «учебно-познавательная деятельность», «познавательная деятельность» школьников используются как равносильные.


2. Все определения сводят сущность этих видов деятельности к осознанию их как процесса изменения состояний субъекта и объекта в процессе взаимодействия.

3. Результатами данных видов деятельности могут быть знания и способы деятельности, ставшие достоянием ученика.

Таким образом, на основе анализа существующих определений понятий «учение», «познавательная и учебно-познавательная деятельность», мы можем попытаться дать определение принятого нами в качестве базового понятия «познавательная деятельность» [41].

Итак, познавательная деятельность – это элемент целостного процесса обучения, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности [49].

В структуре познавательной деятельности выделяют элементы:

- отдельные виды познавательной деятельности, связанные между собой;

- действия, выполнение определенной совокупности которых обеспечивает выполнение деятельности в целом;

- операции как способы выполнения действий [13].

Познавательная деятельность учащихся в школе – нужный этап подготовки юного поколения к жизни. Это деятельность особенного склада, хотя структурно и выражает единство с хоть какой другой деятельностью. Познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный энтузиазм [8].

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности [20]. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание просит активной работы мысли, и не лишь мыслительных действий, но и совокупности всех действий сознательной деятельности.

Познавательная деятельность содействует подготовке образованных людей, соответствующих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа.

Процесс познавательной деятельности просит значимой издержки умственных сил и напряжения, это удается далеко не всем, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не постоянно достаточна.

Поэтому задачу усвоения составляет не лишь овладение знаниями, но и процесс долгого (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

В процессе учения, в собственной познавательной деятельности школьник не может выступать лишь объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на базе меж субъектных отношений учителя и учащихся, постоянно дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании – основная задача всего учебного процесса. Решение ее в значимой мере обусловлено познавательным энтузиазмом [7].


Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; способствует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических свойств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и осуществляет потенциальные способности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности [21].

Одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную деятельность, на основе познавательного интереса, является познавательная деятельность.

Именно деятельность учителя является условием социальной направленности учения младшего школьника. Для ученика младшего школьного возраста цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности. Вот почему значимым началом активной деятельности являются его внутренние мотивы, которые ни в коем случае не являются спонтанными, а являются результатом связей и отношений школьника с объективной средой, возникающих в его деятельности.

Чтобы исследовать сущность понятия «активизация познавательной деятельности» необходимо ответить на вопрос: что такое «активность» и «активизация учения»?

Прежде всего, активность, как личностное образование выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности (внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности) [48, с.135].

Так в своих работах Г.И.Щукина отмечает, что «если деятельность представляет собой единство объективно-субъективных свойств, то активность принадлежность человека, и в большей мере – субъекта деятельности. Активность выражает не саму деятельность, а ее уровень и характер» [47, с.122].

Таким образом, несмотря на широкое использование термина «активность» в педагогической теории и практике, это понятие оказывается весьма непростым. В науке оно трактуется по-разному. Некоторые определяют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность является более широким понятием, нежели деятельность.

Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям. Познавательная активность проявляется и развивается в процессе учебной деятельности [34, с.40].

Польский дидакт В.Оконь, изучая проблемы обучения, писал: «Под активностью мы подразумеваем непроизвольное стремление к действию, которое вызывает внутреннее или внешнее проявление деятельности» [28, с.25].