Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Понятие познавательной деятельности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
Для выяснения результатов проведенной нами работы мы провели контрольное исследование, которое проводилось по тем же методам, что и констатирующее. В результате обнаружено, что у учащихся повысился уровень познавательной активности, стал больше процент высокого уровня, он составляет 78 %, соответственно количество учащихся со средним и низким уровнем уменьшилось. В итоге мы наблюдаем рост уровня познавательной активности у учащихся.
Результаты измерения уровня познавательной активности на уроке математика до и после эксперимента представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Динамика активизации познавательной деятельности младших школьников
Уровень активности |
До |
После |
Высокий |
50 % |
78 % |
Умеренный |
33 % |
17 % |
Низкий |
17 % |
5 % |
На основе выполненного анализа можно сделать вывод о том, что у учащихся до эксперимента наблюдался средний уровень познавательной активности на уроках математики. После проведения уроков с использованием дидактических игр уровень познавательной активности повысился. Анализируя результаты исследования можно отметить, что проведение дидактических математических игр на уроках дает положительные результаты.
Выше представлена диаграмма, в которой наглядно видно как изменился уровень познавательной активности у учащихся. Выявилось повышение уровня познавательной активности, стал больше процент высокого уровня, составляет 78 %. В итоге наблюдается рост уровня познавательной активности.
В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что применение дидактических игр, которое вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и познавательную активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса.
Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что проблема активизации познавательной деятельности не имеет однозначного решения. Процесс формирования познавательной активности младших школьников происходит в деятельности, структура которой (содержание предмета, методы обучения, средства, формы и, наконец, личность учителя) составляет объективную основу развития познавательной активности.
Одним из эффективных средств активизации познавательной деятельности к учебному предмету математика, а также повышения качества знаний учащихся является дидактическая игра.
В настоящее время существует множество классификаций игр. Дидактические игры широко используются на различных уроках в начальной школе. Дидактические игры имеют огромное значение при обучении детей младшего школьного возраста.
Учитель начальных классов должен умело и методически правильно использовать дидактическую игру, способствуя приобщению интересов и стремления каждого ученика к знаниям и повышения своей грамотности путем глубокого, осознанного и прочного усвоения языковых знаний.
Проанализировав результаты педагогического исследования, проведенного на базе 2 классов, мы сделали вывод, что использование дидактических математических игр необходимо в начальной школе.
Нужно разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, учитывая возрастные особенности младших школьников, а так же учитывать актуальность сюжета игр, для достижения наиболее эффективного результата в активизации познавательной деятельности.
По результатам практической части данной работы можно сказать, что гипотеза о том, что использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе будет способствовать активизации познавательной деятельности у учащихся, была подтверждена.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что игры необходимы для учащихся начальной школы, и использовать их нужно на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников.
Таким образом, проделанная работа, позволяет сделать вывод, что дидактические игры, используемые в процессе обучения математике, способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников. Задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть полезны как студентам педагогических учреждений, так и учителям начальных классов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1969. – 349 с.
2. Белич В.В. Комплексный анализ учебно-познавательной деятельности / В.В. Белич. – Челябинск: изд-во ЧелГУ, 1986. – 412 с.
3. Бим- Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2018. – 528 с.
4. Вишнякова А.С., Кондакова М.И. Краткий педагогический словарь пропагандиста / под общ. ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова. – 2-е изд., доп. и дораб. - М.: Политиздат, 1988. – 367 с.
5. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие детей на уроках математики. 2 класс (1 – 4 классы) // Начальная школа. – 2018. – №7. – С. 19–25.
6. Воронов В.В. Педагогика школы в 2- х словах. – М., 1999. – 329 с.
7. Гебель В. Ребенок. От младенчества к совершеннолетию / В. Гебель, М. Глеклер; перевод с нем. под ред. Н.Федоровой. – М.: Энигма, 1996. – 592 с.
8. Гезелл А. Умственное развитие ребенка / А. Гезелл. – М., 1989. – 619 с.
9. Горецкий В.Г., Львов М.Р., Сосновская О.В., Методики преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2017 – 464 с.
10. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с.
11. Дистерверг А. Избр. пед. сочинения. – М., 1956. –118 с.
12. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах: пособие для учителя / Т.К. Жикалкина. – М.: Новая школа, 2017. – 176 с.
13. Изергин Э.Т. Развитие познавательных возможностей школьника в ходе овладения методом физического эксперимента: дис. ... канд. пед. наук / Э.Т. Изергин. – Куйбышев, 1975. – 148 с.
14. Каиров И. А. Педагогический словарь: В 2 т. Т.1. / гл. ред. И.А. Каиров. – М.: изд-во Академии пед. наук, 1960. – 774 с.
15. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 187 с.
16. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение.,1990. – 174 с.
17. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 176 с.
18. Коломенских Я. Л. Детская психология. / Я. Л. Коломенских, Е.А. Панько. – Минск, Университетское, 1988, – 223 с.
19. Коменский Я.А. Великая дидактика.// Избр. пед. соч. – М.,1982. – 486 с.
20. Коменский, Я.А. О воспитании / Я.А. Каменский. – М.: Школьная Пресса, 2013. – 192 с.
21. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология: учебное пособие (ГРИФ) / Е.Е. Кравцова. – М.: Форум, 2019. – 384 с.
22. Крысько В. Словарь-справочник по социальной психологии / Сост. В. Крысько. – СПб.: Питер, 2017. – 416 с.
23. Латкина А.Г. Использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе [Электронный ресурс]. URL: http://www.school-2035.ru (Дата обращения: 12.07.2019).
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политическая литература, 1975. – 304 с.
25. Лоншакова А.Н. Использование дидактических игр на уроках математики, как один из путей активизации мыслительной деятельности учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsportal.ru (Дата обращения: 12.07.2019).