Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Понятие познавательной деятельности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» многие другие используются на занятиях и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
2. Игры – путешествие во времени.
Вторая группа математических игр (игры-путешествия во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый день. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательность. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры вызываются к доске семеро детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т. д.
Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры: «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
3. Игры на ориентирование в пространстве.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.).
4. Игры с геометрическими фигурами.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата и т.д. Например, спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги и т.д.). Проводится игра типа «Лото». Детям предлагаются картинки (по 3 – 4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.
Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:
-составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу);
- работа по условию (собрать фигуру человека, девочку в платье);
- работа по собственному замыслу (просто человека).
5. Игры на логическое мышление.
Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. Уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений для начальной школы, которые влияют на развитие данного типа мышления.
Это такие игры, как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
С целью развития логического мышления учащихся используются различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и другие.
Можно предложить и другую классификацию игр, используемых на уроках математики [12]:
- учебные – наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;
- комбинаторные – игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации;
- аналитические – развивающие аналитическое мышление, помогающие приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие;
- ассоциативные – в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;
- контекстные – привлекающие внимание к сложным смысловым связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено и наоборот – передавать информацию самыми разными способами.
Игры в школе должны быть дидактическими, т.е. вести школьников по пути познания, развития. Рассмотрим следующие функции дидактической игры.
Первая, простейшая функция, в том чтобы облегчить учебный процесс, оживить его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр.
Вторая функция – «театрализация» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей - Незнайки и Знайки, Буратино или Алисы из Страны чудес.
Третья функция – соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству. Простейший вариант – «кто первый решит задачу, проверит правильность решения выражений» и пр.; «придумать задачу: чье условие лучше?» и т.п. Но от этих простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к соревнованию в качестве и глубине знаний.
Названные три функции игры представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. Это высшая ступень – от игры к творчеству, к опережению школьных программ [9].
Перечислю основные правила проведения игры.
1. Учитель следит за соблюдением правил игры, старается не допускать нарушений, подбадривает детей, побуждает к поискам ответов на вопрос.
2. Отличительной особенностью игры является ее добровольность, поэтому творческие задания не должны быть обязательными для всех.
3. Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры: быстрый вызывает отставание большинства учащихся, медленный порождает потерю интереса.
4. Во время игры учитель должен проявлять максимум внимания , такта, доброжелательности, к детям, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу учеников. Не нужно стремиться, во что бы то ни стало, довести до сознания ребенка допущенную ошибку, так как это нарушает темп игры и отрицательно действует на играющего.
5. Нежелательно во время игры делать дисциплинарные замечания. В игре младшие школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности.
6. Дидактические игры можно проводить как соревнования команд. Дидактические игры, групп и т. д. В этом случае избираются капитаны команд. Они осуществляют контроль за правильностью ответов.
7. В каждую команду лучше включать детей с различной подготовкой. Желательно, чтобы не выигрывала одна и та же команда. Проигрывающим один раз при повторе нужно дать возможность выиграть, почувствовать себя победителями.
8. Для проведения некоторых игр необходимо выбрать водящего.
9. Подведение итогов игры. Для игры на уроке отводится примерно 5-8 минут. Затем подводятся итоги, объявляются победители. Учитель напоминает, какой материал нужно повторить, чтобы в следующий раз одержать победу. В подведении итогов принимает участие весь класс вместе с учителем. Это необходимо для выработки самоконтроля, самооценки. В некоторых играх результат оценивается учителем совместно с капитанами. При подведении итогов учитель отмечает похвалой как тех, кто закончил работу первым, так и тех, кто выполнил ее последним, но успешно справился с заданием. Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость, особенно в младших классах.
Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить поисковый характер.
Дидактические игры кратковременны, и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.
В ходе каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. Например, ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.
При проведении урока математики с использованием дидактической игры учителю необходимо продумать следующие вопросы методики, выявленные В.Г. Коваленко [5]:
1. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие развивающие, воспитательные цели ставятся при проведении игры?
2. Сколько учащихся будет участвовать в игре?
3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
4. Как с наименьшей затратой времени познакомить учащихся с правилами игры?
5. На какое время должна быть рассчитана игра?
6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?
7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
8. Какие выводы следует сообщить учащимся в конце игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения математических знаний, отметки и оценки участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)[16]?
Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые учитель должен учитывать при организации дидактических игр у младших школьников:
1. Игра не должна отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще большее внимание. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой игры, а с другой – задачами, которые хочет решить педагог, применяя его. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и в воспитании их интереса к математике.
2. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
3. Игра должна соответствовать теме урока, не отвлекать от его содержания.
4. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.
5. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
6. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
7. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль [39].
При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.