Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Понятие познавательной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также я сформулировала требования конкретно для игр, способствующих активизации познавательной деятельности:

1. Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.).

2. Дидактическая задача в дидактической игре должна быть скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий.

3. Все участники игры должны активно участвовать в ней.

4. Игра должна быть интересной, доступной и включать разные виды деятельности. 5. Использование безоценочной системы знаний, поощрять быстроту, правильность, неординарное решение. 6. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. 7. Стимуляция любознательности ребенка. (использование оригинальных предметов и материалов, которые могут вызвать интерес, удивление. 8. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления. 9. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.

Таким образом, рассмотрев понятие, классификации, функции дидактических игр, а также требования при проведении игр, можно сделать следующие выводы: правильно организованные дидактические игры могут привлечь детей, а также вызвать неподдельный интерес учащихся к предмету. Благодаря такому подъему, у детей может значительно повыситься познавательная активность на уроках математики.

2.2. Описание опытно-экспериментальной работы, анализ результатов

Настоящее исследование было проведено на базе МБОУ ЦО ППК г. Пскова. В исследовании приняли участие ученики 2 класса, всего 18 человек.

Опытная работа проводилась в естественных условиях обучения. С целью получения информации об изучаемой проблеме были использованы апробированные в педагогике и психологии методики: анкетирование, наблюдение за детьми.

Проводя диагностическое исследование, мы должны быть уверенны, что получили достоверные, правдивые, надежные результаты. А для этого необходимо учитывать психологические особенности развития детей младшего школьного возраста [31, c.42].

Проблемой нашего исследования является определение уровня сформированности познавательной активности учения до и после применения дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности.


В основу исследования было положено предположение о том, что использование в процессе обучения математики дидактических игр, будет способствовать активизации познавательной деятельности младших школьников.

Главная цель данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – это организация констатирующего исследования, для выявления уровня познавательной активности детей на уроках математики во 2 классе общеобразовательной школы.

Для измерения времени активности мы использовали такие методы исследования как анкетирование и наблюдение.

Цель – выявить уровень активности и познавательного интереса учащихся 2 класса на уроке математики.

Перед первым уроком с использованием дидактических математических игр целесообразно провести анкетирование. Анкета по методике А. А. Горчинской, цель которой выявить уровень познавательной активности. В результате анкетирования получены результаты, которые отражены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Уровень активности

Кол-во детей

Проценты

Высокий

6

33

Умеренный

9

50

Низкий

3

17

Всего

18

100

В результате анкетирования выявлено, что у 3 учащихся низкий уровень познавательной активности. У 9 учащихся средний уровень. И всего у 6 уровень активности высокий. Тем самым, можем сказать, что в общем, у учащихся средний уровень познавательной активности.

Анкетирование показывает, что следует активизировать познавательную деятельность учащихся.

Метод наблюдения предусматривает изучение детей в процессе работы на занятиях. После наблюдения было выявлено, что из 18 учащихся только у 9 средний уровень познавательной активности, у 6 учащихся высокий, у 3 остальных низкий.

В начале занятий также определили уровень познавательного интереса к математике, который выявляли по следующим критериям: активная работа, проявление интереса к выполнению заданий, частота правильных ответов, быстрота реакции, стремление достичь положительных результатов.

В графу «активен» заносились те ученики, которые активно работали на всем протяжении урока, проявляли интерес к выполнению заданий, давали быстрые и правильные ответы – высокий уровень.


В графу «средне активен» заносились те ученики, которые работали только над теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, поднимали реже руку чтобы ответить, давали неверные ответы – средний уровень.

В графу «пассивен» заносились те ученики, которые постоянно отвлекались, не поднимали руку, чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы – низкий уровень.

Результаты отображены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Выявление уровня активности и познавательного интереса учащихся 2 класса на уроке математики

Уровень активности

Кол-во детей

Проценты

Высокий

6

33

Умеренный

9

50

Низкий

3

17

Всего

18

100

Из таблицы 2.2 видно, что 6 испытуемых (33 %) находятся на высоком уровне активности и познавательного интереса на уроке математики, т.е. эти учащиеся на всем протяжении урока работали активно, проявляли интерес к выполнению заданий, давали быстрые и правильные ответы.

9 испытуемых (50%) находятся на среднем уровне, т.е. эти учащиеся на протяжении всего урока работали только над теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, поднимали реже руку, чтобы ответить, давали неверные ответы.

3 испытуемых (17 %) находятся на низком уровне активности и познавательного интереса на уроке математики, т.е. эти учащиеся постоянно отвлекались, не поднимали руку, чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы, не проявили никакого интереса к уроку математики.

Таким образом, наблюдая за работой учащихся на уроке математики было выявлено, что не все учащиеся 2 класса проявляют активность и познавательный интерес на уроке математики и для активизации познавательной деятельности детей необходимо составить комплекс игр, применение которых обусловит повышение познавательной активности детей на уроках математики. Прежде чем предлагать детям игры, мы провели исследование на выявление интересов младших школьников, для того чтобы подобрать или разработать игры, сюжет которых будет актуален, в результате чего будет наиболее эффективно способствовать активизации познавательной деятельности. В результате устного опроса мы определили, что детям интересно следующее: Мультфильмы: Том и Джери, Простоквашино, Винни Пух, Гравити фолз, Смешарики: Пин-код, Фиксики, Город героев Любимые герои: Хоббит, Элли, Гарри Поттер


Настольные игры: Монополия, Башня, Алиас, Уно Дети коллекционируют: монеты персонажей мультфильма «Город героев», статуэтки животных, модельки машинок, различные камни, и даже молочные зубы

Любимые телепередачи: Про животных, Один против всех, Я супер, Голос, спортивные матчи по футболу.

Для осуществления данной задачи необходимо перейти к формирующему эксперименту.

Второй этап – организация формирующего эксперимента.

Главной задачей формирующего эксперимента является включение в учебный процесс дидактических игр.

Экспериментальная гипотеза: активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступает как условие успешности обучения.

Основные методы исследования – формирующий эксперимент, представляющий собой включение дидактических игр в учебный процесс, интерпретация полученных результатов.

Оборудование эксперимента – дидактические игры.

Игра ценна только в том случае, когда она способствует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

В данной работе на этапе формирующего эксперимента мы использовали комплекс дидактических игр на уроке математики в 2 классе (приложение 2) при изучении темы «Умножение». Чаще всего игры проводились на этапе актуализации знаний учащихся и на закреплении нового материала. На всех занятиях наблюдалась высокая активность и заинтересованность детей. Интерес к математике, к предложенным заданиям не угасал на протяжении всех занятий. Все игры разработаны с учетом сформулированных нами требований к дидактическим математическим играм, направленным на активизацию познавательной деятельности, и программного материала курса математики 2 класса.

Примеры дидактических игр.

Этап: актуализация знаний.

Дидактическая игра «Один против всех».

Правила игры: Из класса выбирается один учащийся, он становится Главным игроком и выходит к доске играть против всего класса. Всем учащимся задается одинаковый пример на умножение, результат которого дети сначала показывают классом с помощью карточек с цифрами, которые лежат у них на столе, а затем Главный игрок показывает свой ответ. При неверном ответе Главный игрок выбывает, а из класса выбирается новый участник. Если неверные ответы среди участников класса, то выбывают те, у кого неверный ответ, а Главному игроку присваиваются баллы за каждого выбывшего. Если игрок ответил верно, игра продолжается. Чем больше неправильных ответов дают в классе, тем больше очков зарабатывает Главный игрок.


Дидактическая игра «Винни Пух и мед».

Правила игры: На доске изображено дерево с ветками, на каждом из веток пример на умножение. На самой макушке дерева улей пчел, до которого надо добраться мишке, чтобы достать мед. Детям предлагается помочь Винни Пуху и решить примеры, выходя к доске по очереди, при верном решении мишка перемещается на ветку выше. Когда он достигает улей, класс решает последний пример и игра заканчивается.

Дидактическая игра «Составь заклинание».

Правила игры: Детям рассказывается история о том, как Гарри Поттер забыл заклинание, а ему очень нужно его вспомнить, чтобы вернуться в Хогвардс. Для этого детям предлагается решить примеры на умножение, которые размещены на доске на карточках, на оборотной стороне которой указан верный ответ и буква из слова заклинания. Дети делятся на две команды и по очереди каждый со своей стороны доски решают примеры на умножение и составляют карточки для того чтобы получилось заклинание. Выигрывает та команда, которая верно решит все примеры и первой составит заклинание.

Этап: закрепление знаний.

Дидактическая игра «Том и Джери».

Правила игры: В очередной раз мышка Джери убегает от кота Тома. Нужно разделить класс на 2 группы, одна будет за Тома, вторая за Джери. Ребятам предлагается решить примеры. По команде они начинают выходить к доске, решать и записывать ответ. Выигрывает та команда, что решит первой все примеры и сделает это с наименьшим количеством ошибок. И по итогу мы узнает, догнал ли Том Джери или Джери удалось убежать.

Дидактическая игра «Дорога домой».

Правила игры: Девочка Элли и Тотошка очутились в загадочной стране, в которую их принес ураган. Они очень хотят вернуться домой. Давайте им поможем?

Для этого нужно правильно решить примеры разменные на двухсторонних кирпичиках (карточках), с одной стороны, которых пример, а с другой ответ. Задача детей – подставить, к примеру, карточку с правильным ответом. Так в свою очередь построится дорога к дому Элли и Тотошки.

Дидактическая игра «Фиксики».

Правила игры: На доске выставляем или вывешиваем изображения с фиксиками, под каждым изображение кармашек для карточек с заданиями.

Дети решают примеры вместе с фиксиками. И проверяют результаты фиксиков со своими. Дальше посмотрев, анализируют и отвечают на вопросы: Кто ошибся? Почему?

Каждый учитель может придумывать свои игры, используя местный материал, учитывая индивидуально-психологические особенности своих детей.