Файл: Теории происхождения государства ( Основные закономерности возникновения государства ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Основные закономерности возникновения государства
1.3.Синтезный (прафеодальный) путь
2. Краткий анализ основных теорий происхождения государства
2.1.Общая характеристика патриархальной теории происхождения государства
2.2. Общая характеристика патриархальной теории происхождения государства
2.3. Общая характеристика договорной теории происхождения государства
2.4. Общая характеристика материалистической теории происхождения государства
2.5. Общая характеристика психологической теории происхождения государства
Введение
Актуальность темы, которая была выбрана для расcмотрения, не вызывает никаких сомнений. Проблема зарождения, появления, то есть происхождения государства всегда вызывала огромный интерес, начиная с древних времен, и по настоящее время. И сейчас данный вопрос является дискуссионным. В чем же заключается значимость данного вопроса? Дело в том, что процесс изучения происхождения государства, позволяет учёным как можно глубже и чётче изучить его социальную природу. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное государство, нужно знать, как оно возникло, какие основные этапы прошло в своем развитии, какие причины влияли на его образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.
В результате изучения различных государств, в разные эпохи, были сформированы многочисленные теории происхождения государства и права. В качестве иллюстрации, мы можем назвать теологическую, договорную, патриархальную, психологическую, классовую. Именно эти теории будут проанализированный в курсовой работе.
Цели данной работы состоит в том, чтобы дать характеристику теориям возникновения государства; показать разнообразие мнений и теорий по вопросу возникновения государства. Задачи данной курсовой работы состоят в том, чтобы:
- раскрыть сущность основных закономерностей происхождения государства;
- рассмотреть ряд теорий возникновения государства;
- выявить достоинства и недостатки данных теорий.
Объектом изучения данной работы являются общественные отношения, возникающие по поводу основных концепций происхождения государства.
Предметом изучения являются нормы, регулирующие особенности основных теорий происхождения государства.
В работе использовались общенаучные, частнонаучные и специальные методы: анализ, синтез, сравнительное государствоведение, системный, структурный методы.
1.Основные закономерности возникновения государства
1.1.Азиатский путь
Что собой представляет государство? Если исходить из самого распространённого определения, то государство – это политическая структура особого рода, возникающая на определённом этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества[1]. Из определения стоит выделить тот момент, что это структура, возникающая на определённом этапе разбития общества, т.е. формирование государства – это длительный процесс, который у разных народов и цивилизаций всегда шёл совершенно разными путями. Так же стоит отметить, что на процесс происхождение и формирования государства влияли многочисленные факторы:
- Социально-экономические,
- Военно-политические,
- Природно-климатические,
- Информационно-управленческие,
- Нравственно-религиозные,
- Психологические;
Одним из важнейших фактов является то, что учёные- мыслители, которые в своих трудах доносили до нас представления о своих государствах, жили в разные эпохи развития государств и использовали разные, накопленные, знания. Примером могут послужить труды Аристотеля и К. Маркса. Нельзя исключать и то, что на взгляды учёных за частую влияли философские, религиозные и идеологические пристрастия, следовательно оценку государственным эпохам можно назвать субъективной.
Так же стоит отметить, что государство существовало не всегда, так же оно изначально возникало как социальный институт (как продукт некого общественного развития).
Анализируя все выше приведённые факты можно выделить три основные пути ( формы) возникновения государства:
- «Азиатский» путь,
- Западный (рабовладельческий) путь,
- Синтезный (прафеодальный).
Научные поиски в области археологии и политической антропологии, засвидетельствовали о том, что самое первое государство зародилось не в Европе, а на Азиатском континенте ( современные Ирак, Китай, Индия), тем самым и получил своё название «Азиатский путь». Такие государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы, то есть государственные образования начинали своё зарождения в зонах, пригодных для земледелия, что способствовало повышению производительности труда. В таких, ранних, государствах очень устойчивым оказались именно социально-экономические отношения и родовой строй, который стал приобретать большую коллективную способность. Позже такой родовой строй получил название земельной общины.
В этих климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (каналов и т.д.) для искусственного орошения больших поверхностей, находящихся в дали от водоёмов. Объем и сложность работ по созданию таких сооружений были велики и существенно превышали возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и стало первопричиной необходимость объединения нескольких родов под единым началом. Тем не менее сельскохозяйственные общины и соответственно общественные формы собственности на основное земли – сохранились.
Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние.
Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта увеличивается. Одной из важнейших функций родоплеменной знати становится управление общественной собственностью. Со временем управление обществом начинает приводить к появлению обособленных социальных групп или слоёв ( каст, сословий, варн ), к этому периоду и интересы высших, уже к тому времени сформировавшихся, слоёв общества очень сильно начинают отделяться от основной массы населения. Так же своё отделение от общества получила и религия, а те кто её проповедовал начали составлять отдельный группы населения. [2]
Следовательно, самой очевидной предпосылкой государственного образования стало разделение общества на определённые слои, а так же контроль над экономическими и политическими функциями. Вскоре такой государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями и затем, возникла определённая структура общества, сходная с пирамидой: на самом верху такой пирамиды находился монарх; ниже – визири и ближайшие советники, которые пришли на смену старейшинам; далее располагались чиновники, но в зависимости от своего ранга и экономического капитала; самую низшую ступень пирамиды занимали сельскохозяйственные общины, терявшие родовой характер.
По сходному с «Азиатским» путём зарождения государств шли и Восточные страны, хотя из эволюция долгое время находилась в застое. Так, в Китае государство возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). В Китае социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.) приводили только к смене царствующих династий, само общество до начала XX в. оставалось в основном неизменным.
Восточные государства имеют много общего:
- они основаны на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю), что определяет разделение общества по иным, чем в Европе, признакам: не по наличию у того или иного субъекта собственности, а по его положению в иерархической государственной системе;
- эти государства обладают сильным чиновничьим аппаратом, который является фактически собственником средств производства;
- были абсолютными монархиями, деспотиями; монарх олицетворял государство и считался воплощением Бога на земле или верховным жрецом;
- правовые системы государств в большинстве неразвиты, закреплены в религиозно-нравственных догмах и часто поддерживаются обычаями, «культом предков» и т.п.;
- как восточное общество в целом, государства имеют застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического развития.
Главным образом, Восточный путь возникновения государства наглядно показывает нам плавный переход от первобытного (догосударственного) общества к родоплеменному обществу, которое, в свою очередь, начало перерастать в государство ( с чиновничими аппаратами и коллективной собственностью, частная собственность утратила своё значение).[3]
Таким образом, можно сделать вывод, что на рассматриваемый «Азиатский» путь возникновения государства значительное влияние оказали: географические условия, необходимость выполнения масштабных общественных работ, предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти. А так же это привело к сознательному расслоению общества, приводящему к возникновению обособивщейся власти, на основе раздела земли.
1.2.Западный путь
В отличие от «Азиатского», «Западный» путь был явлением своего рода уникальным, исключением из общего правила. Именно западное общество стало движущей силой истории, европейские государства в короткий срок обогнали значительно раньше возникшие восточные империи. Западный путь возникновения государства, так же можно охарактеризовать, как «рабовладельческий способ производства».
Ведущим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что здесь на стадии протогосударства, формой которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов. В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Древних Афин (которые буду рассматриваться далее, как основной пример), где государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, заменив их постепенно государственными органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публичная власть», не совпадающая с обществом, отчужденная от него и готовая выступить против народа.
На раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов ( базилевсов) земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военачальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям.Трения между наследственной аристократией и массами, принимавшие порой острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В итоге богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности – господство родовой знати было ликвидировано.
Так же, как и Афины, примеров «Западного» путь очень хорошо может послужить Рим.
В Риме процесс формирования классов и государства в силу ряда причин тормозился и переходный к государству период растянулся на столетия. В длившейся борьбе между двумя группами свободных членов римского родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой. В результате общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью. К примеру, утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому любой гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось социально-политическое значение сельской общины, которая оставалась собственником общинной земли. Это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как фактора классообразования.
Положение качественно изменилось лишь к концу II в. до н.э. с началом массового обезземеливания крестьян-общинников. С другой стороны, в результате непрекращающихся завоеваний в городах и сельских местностях скапливается такая масса рабов, что римская семья, которая традиционно выполняла децентрализовано функцию подавления и удержания и повиновения несвободных, оказалась не в состоянии ее осуществлять. В конце концов необходимость умерять столкновения различных социальных групп и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы привела во II в. до н.э. к созданию мощной государственной машины. В основном процесс государствообразования в Риме был таким же, как и в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что и в Греции. Экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения – плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Экономическое могущество плебеев возросло. Их длительная борьба против патрициев – родовой римской аристократии, – развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась катализатором хода образования государства.[4]