Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Классические и современные теории лидерства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы изучения современных концепций лидерства
1.1. Классические и современные теории лидерства
1.2. Авторитет руководителя: сущность и источники
1.3. Причины и направления выдвижения лидеров и развития их потенциала
2. Анализ современных концепций лидерства в организации ООО «ГРАНД ТУР»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ подходов к лидерству и управления человеческими ресурсами ООО «ГРАНД ТУР»
2.3. Анализ стилей управления в организации ООО «ГРАНД ТУР»
3. Рекомендации и мероприятия по совершенствованию и повышению уровня лидерства в ООО «ГРАНД ТУР»
3.1. Использование ситуационных подходов к лидерству при разработке эффективного стиля руководства
3.2. Предложения по совершенствованию методов управления при различных стилях лидерства
Введение
Актуальность темы исследования. На любом предприятии существуют сложившиеся убеждения относительно того, как должна быть организована работа, как должно осуществляться управление, как нужно стимулировать и контролировать персонал. Стиль управления обусловлен содержанием личностных качеств руководителя, уровнем его общих и профессиональных знаний, опытом, идеалами и системой ценностей, а также его темпераментом. От этого содержания зависят манера поведения руководителя, тон его обращения к подчиненным и слова, в которые облечены инструкции, учитывает или игнорирует менеджер мнение персонала, подбирает ли для них роли в соответствии с профессиональными возможностями каждого сотрудника. Из личностных качеств менеджера и складывается его стиль руководства и управления.
Начиная с 30-х гг. ХХ века, в менеджменте и социальной психологии ведется изучение феномена стилей руководства. Накоплен большой эмпирический материал, построено много теоретических моделей, которые различают на разной основе стили руководства. В своих трудах Р. Блейк, Д. Моутон, М. Вудкок, Д. Френсис, К. Левин, А. Томпсон, Р. Фатхтудинова, А. Омаров, А. Евдокимов и др. раскрывают сущность понятия «стиль руководства», виды стилей руководства, подходы к их выбору.
Большинство приведенных определений «стиля руководства» сводится к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль руководства рассматривают как систему постоянно применяемых методов руководства. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что в зарубежных изданиях не существует дифференциации понятий «стиля лидерства» и «стиля руководства», стиль и метод руководства существуют в определенном единстве, не выделены характерные черты стиля руководства.
Цель работы – предложить мероприятия по повышению эффективности деятельности компании на основе применения теорий современного авторитета и лидерства.
В соответствии с указанной целью необходимо решить ряд задач:
- провести обоснование необходимости изучения и применения основных подходов к теориям лидерства и их эффективности в деятельности современных предприятий;
- провести анализ современного состояния развития лидерского потенциала сотрудников ООО ПКФ «ГРАНД ТУР»;
- показать роль и значение анализа и экспертной оценки развития лидерских качеств сотрудников организации;
- разработать программу совершенствования и формирования лидерского потенциала персонала компании «ГРАНД ТУР».
Объект исследования – стили лидерства в компании ООО «ГРАНД ТУР»
Предмет исследования – современные концепции лидерство в организации.
Методологическую и теоретическую основу составляют работы отечественных и зарубежных авторов в области маркетинга, менеджмента в туризме, экономического анализа, финансового менеджмента и др.
1. Теоретические основы изучения современных концепций лидерства
1.1. Классические и современные теории лидерства
Слова лидер («leader») и лидерство («leadership») образованы от англосаксонского корня «lead» (в переводе на русский — «дорога», «путь»), который происходит от глагола «leaden», что значит «путешествовать», «идти». Будучи мореплавателями, англосаксы использовали это название и для обозначения курса судна в море. Таким образом, лидерами назывались люди (или суда), которые показывали путь[1].
Под лидером следует понимать человека, обеспечивающего интеграцию групповой деятельности, объединяющего и направляющего действия всего коллектива.
Организация, возглавляемая лидером и состоящая из множества самых разных людей, является организацией именно потому, что функционирует в рамках заданной лидером цели, и роль лидера здесь становится весьма определенной: обеспечить существование таких связей в системе, которые наилучшим образом способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. То есть лидер — это элемент упорядочения системы.
Одной из важных проблем современного менеджмента является проблема лидерства.
Лидерство — это умение убеждать людей в своей способности управлять. Лидерство построено на добровольном признании за человеком возможностей понимать интересы других людей и управлять ими в соответствии с этими интересами; на добровольном подчинении человеку, пользующемуся уважением и авторитетом: на признании его способностей к управлению, тех человеческих качеств, которые необходимы менеджеру[2].
Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения “лидер последователи”.
Лидерский тип отношений “начальник — подчиненный”, появился и оформился в период первой промышленной революции.
Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом. При данном типе руководства последователь тратит свои силы на благо группы, возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений “Хозяин — раб”. Власть лидера в этом случае абсолютна и может распространяться на решения о жизни и смерти членов ведомого сообщества. Обычно изменение выбранного лидером курса уже не во власти последователей[3].
Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях, что достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений.
Во-первых, проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний. Во-вторых, достигнув цели, лидер часто пытается удержать свою власть. В-третьих, уход лидера расстраивает организацию на неопределенное время, что приводит к снижению эффективности[4].
Понятие лидерства фактически стали изучать только в XX в., и соответствующие теории разделились на четыре группы, причем каждая теория внесла свой вклад в общую сокровищницу знаний о предмете путем постановки вопросов, которые другие теории развивали или опровергали.
Теория врожденных черт.
Этот подход к теории лидерства был популярен вплоть до 40-х гг. XX в. Его основная мысль проста: лидерами рождаются, а не становятся. В 30-е гг. были предприняты исследования с целью определения черт прирожденных лидеров. Исследователи считали, что если они изучат характер ряда людей, которые находятся на высших постах в промышленности, торговле и вооруженных силах, определят, что у них общего, то получат черты “прирожденного лидера”[5].
Поведенческие теории.
Эти теории возникли в 40-х гг. XX в. и были популярны до б0-х гг. Положения этих теорий со временем подтвердились, хотя и были уточнены. В короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях, что достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений[6].
Теория врожденных черт.
Этот подход к теории лидерства был популярен вплоть до 40-х гг. XX в. Его основная мысль проста: лидерами рождаются, а не становятся. В 30-е гг. были предприняты исследования с целью определения черт прирожденных лидеров. Исследователи считали, что если они изучат характер ряда людей, которые находятся на высших постах в промышленности, торговле и вооруженных силах, определят, что у них общего, то получат черты “прирожденного лидера”[7].
Поведенческие теории.
Эти теории возникли в 40-х гг. XX в. и были популярны до б0-х гг. Положения этих теорий со временем подтвердились, хотя и были уточнены[8].
Ряд ученых взялись ответить на этот вопрос, для чего стали изучать то, как эффективные руководители побуждают людей выполнять задания. Наиболее удачливыми при этом оказались Р. Блейк и Д. Мутон, разработавшие матрицу, с помощью которой можно оценивать общее поведение руководителя по двум критериям — делает ли он упор на задания или отношения[9].
Ситуационные теории.
Эти теории, будучи продолжением поведенческих теорий, возникли в 60-е гг. XX в. В основе этих теорий лежит одно принципиальное убеждение: “Не существует единственного наилучшего способа руководства”. Наиболее точно это определили П. Херси и К. Бланшард[10].
Идея, лежащая в основе теории ситуационного лидерства, проста, но основательна. Она гласит, что действенных результатов руководитель добивается тогда, когда он адаптирует свое поведение к ситуации и соответственно ориентирует своих сотрудников.
1.2. Авторитет руководителя: сущность и источники
Можно со всей определенностью сказать, что без репутации нет достойного руководителя. Недостаточно высокий авторитет и авторитет и тем более его отсутствие вызывают обычно массу сложностей во взаимоотношениях руководителя с подчиненными, и, напротив, руководитель, пользующийся авторитетом, не имеет проблем коммуникации и сравнительно легко реализует стоящие перед коллективом задачи .
Что же понимается под репутацией и авторитетом?
Словарь объясняет: авторитет (от латинского auctori-tas — власть, влияние) — это общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте, в более узком значении — одна из форм осуществления власти.
Поскольку авторитетный руководитель, пользующийся общим уважением, наиболее успешно выполняет свои функции, то важно, чтобы вышестоящие руководители, партийная и общественные организации активно способствовали укреплению его статуса. Но, конечно, никакие ссылки на необходимость авторитета не могут служить оправданием попыток искусственно поддерживать бездарного или проштрафившегося руководителя[11].
Подчас понятие «авторитет» соотносят с другим, близким к нему понятием «власть». В чем же действительная взаимосвязь, сходство и различие этих понятий?
Несомненно, авторитет и власть взаимозависимы, но первое может существовать и без второго. Чаще всего авторитет и власть настолько слиты, что трудно усмотреть, где кончается власть и начинается авторитет и наоборот. Предпочтительнее, конечно, авторитет без принуждения, но тем но менее он испытывает потребность в подкреплении административной властью, во всяком случае, на нынешнем уровне развития системы управленческих отношений, интеллекта и чувства ответственности работников. Подтверждение этому мы находим, в частности, при рассмотрении вопроса об источниках авторитета руководителя.
Авторитет руководителя зиждется, как известно, на двух источниках: его должностном статуте (объективный фактор) и завоеванном им самим престиже (субъективный фактор), которые могут находиться в органическом единстве или в некотором противоречии друг с другом. Дополняя друг друга, они создают предпосылки для нормального функционирования трудового коллектива.
Должностная авторитет проистекает из принципа демократического централизма, а говоря конкретнее, определяется существующей системой субординации (соподчинения) в структурах управления. Предоставление руководителю полномочий по принятию и реализации управленческих решений, изданию нормативных и иных актов, а также по принуждению своих подчиненных к их исполнению предполагает наличие авторитета. Значение устанавливаемых таким официальным путем пределов власти руководителя существенно, и его не следует приуменьшать. Однако правовой статус в основном не более как предпосылка, благоприятствующая утверждению авторитета. Природа авторитета такова, что его невозможно утвердить приказом: его завоевывает руководитель, который предстает перед коллективом как человек, наделенный умом, знаниями, волей и принципиальностью, как человек требовательный и справедливый, нравственно чистоплотный [25, с. 487].