Файл: Современные западные школы и теории менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современный этап развития экономики РФ характеризуется ростом безработицы и незанятости работоспособного населения, острым дефицитом высококвалифицированных менеджеров и специалистов универсального типа, изменением требований к персоналу предприятия и кадровой политики. Известный девиз «Кадры решают все!» В условиях демократизации общества приобретает второе дыхание. Деятельность предприятий всегда связана с людьми, которые работают на нем. Верные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют, конечно же, важную роль, но производственный успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации, способности решать проблемы, восприимчивость к обучению.

Вполне естественно, что человеческие ресурсы, кадровый потенциал считают главный фактор достижения хозяйственного результата предприятием.

Труд людей должен быть эффективным, то есть обеспечивать высокий результат при минимальных затратах труда.

Актуальной проблемой для многих предприятий является формирование эффективной кадровой политики, направленной на привлечение опытных высокопрофессиональных работников, их обучение и повышение квалификационного уровня, профессиональный рост.

Одним из способов достижения организационных целей предприятия является формирование системы управления персоналом, форм и методов управления персоналом предприятий. С помощью правильного выбора метода управления персоналом обеспечивается четкая организация процесса управления и всей производственно-экономической деятельности.

Принимая во внимание все вышесказанное, можем отметить актуальность проблемы, решение которой является одним из главных задач любого предприятия. Опираясь на большую важность этого вопроса, в данной работе мы попытаемся рассмотреть и предложить пути ее решения относительно определенного объекта исследования.

Целью курсовой работы является характеристика американского опыта управления персоналом.

Достижение поставленной цели обусловило выполнение следующих задач: определение понятия, раскрытие сущности и составляющих системы управления персоналом; исследование форм и методов управления персоналом; праксеологические аспекты управления персоналом.

Предметом исследования является комплекс теоретических и практических аспектов по методам управления персоналом.

Объектом исследования являются методы управления персоналом.


Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные труды по названной проблематике отечественных и зарубежных ученых, а также собственные наблюдения.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов и предложений и списка использованной литературы.

Глава 1. Современные западные школы и теории менеджмента

1.1 Школы менеджмента

Первый шаг к рассмотрению менеджмента как науки сделали американские исследователи, которые возглавили движение за научное управление. Как уже отмечалось в разделе, взгляды на менеджмент развивались с изменением общественных отношений, бизнеса, развитием научных знаний, совершенствованием технологии производства, появлением новых средств связи и обработки информации. Совершенствовалась управленческая практика - формировалась и наука об управлении, которая никогда не была пассивным наблюдателем за менеджментом. Энциклопедия профессионального менеджмента отмечает, что началом его научного развития необходимо считать 1886 г., когда президент компании «Йедль энд Таун» Генри Таун (1844-1924) выступил на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист» о роли менеджмента как сравнительно самостоятельной сферы научного знания [8, С. 74].

Школа научного управления (1885-1920 гг.)

Разработка оптимальных методов выполнения работы благодаря научному изучению затрат времени, затраченных движений и усилий работников; Основателем школы научного управления считается Фредерик Тейлор (1856-1915). Своими экспериментами и научными трудами он пытался доказать, что разработанные им методы научной организации труда и сформированные на их основании «принципы научного менеджмента» осуществят революцию в производстве, заменят авторитарные методы управления на более рациональные научные подходы. Очевидно, отмечал Тейлор, человек одного типа сначала должна составить план работы, а человек совсем другого типа должна выполнить его. Главные свои идеи Тейлор сформулировал в книгах «Сдельная система» (1895 г.), «Цеховой менеджмент» (1903 г.), «Принципы научного менеджмента» (1911 г.) В виде следующих принципов «научного управления»:


- абсолютное соблюдение разработанных на научных основаниях стандартов и правил;

- подбор, подготовка и расстановка работников на те рабочие места и задачи, на которых они принесут наибольшую пользу;

- оплата по результатам (меньшие результаты - небольшая оплата, большие результаты - выше оплата);

- использование функциональных менеджеров, которые обеспечивают выполнение работ и их контроль по специализированным направлениям;

- поддержка товарищеских отношений между работниками и менеджерами [13, С. 92].

Тейлор, по мнению его последователей, сделал своего рода «интеллектуальную революцию» трактовкой промышленного менеджмента как совместной деятельности управляющих и рабочих что основано на общности взаимных интересов.

Последователь Ф. Тейлора профессор Генри Гант занимался разработкой методики премиальной оплаты, а также разработкой теории лидерства. Значительный вклад в развитие этой школы сделал американский промышленник, король автомобилестроения Генри Форд (1863-1947 гг.), Имя которого стало символом ХХ в., образцовым воплощением «американской мечты». Именно Г. Форд сформулировал организационно-технические принципы управления, которыми и пользовался в своей практической деятельности.

Кроме Ф. Тейлора и Г. Форда школу научного управления совершенствовали Г. Эмерсон, Френк и Лилия Гилберт, А. Хопф и др. Они считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно совершенствовать операции ручного труда, добиваться их эффективного выполнения. Устанавливались нормы, в зависимости от которых осуществлялось стимулирование труда. Представители этой школы выступили за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работ [12, С. 163].

Классическая (административная) школа управления (1920-1950 гг.)

«Отцом» классического менеджмента считается французский предприниматель и инженер Анри Файоль (1841-1925 гг.), который создал первую целостную классическую школу управления и сформулировал ее основные принципы и функции. Его первая статья на эту тему вышла в 1900 г., а книга «Общее и промышленное управление» - в 1916 г. В 1918 г. А. Файоль возглавил созданный им центр административных исследований. Он доказывал, что открытые им принципы можно применять как в правящих кругах, в учреждениях, так и в армии, то есть они носят универсальный характер.

Основные принципы административного управления А. Файоля:

- управлять, как считал Файоль, - «это значит предвидеть, организовать, распоряжаться, координировать и контролировать»;


- предвидеть - учитывать будущее и вырабатывать программу действий;

- организовывать - строить двойной материальный и социальный организм предприятия;

- распоряжаться - заставлять персонал в соответствии работать;

- координировать - связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия;

- контролировать - заботиться о том, что все осуществлялось в соответствии установленным правилам и предписаниям.

Последователями Файоля можно считать Л. Гьюлика, Л. Урвика, Дж. Муни, К. Адамецкого, А. Рейли, Ч. Барнарда и других ученых, которые развили и конкретизировали учения. Недостатком этой школы считается то, что ее представители мало внимания уделяли социальным аспектам управления [3, С. 104].

Школа человеческих отношений (с 1930 г.)

Создателем школы человеческих отношений стал американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880-1949 гг.). Многолетними исследованиями, проведенными под его руководством в г. Хоторне (это близ Чикаго), было установлено, что производительность труда рабочих повышается не столько благодаря повышению заработной платы, сколько за изменения в лучшую сторону взаимоотношений между исполнителями и менеджерами, рост удовлетворенности своим трудом и отношениями в коллективе. Основная заслуга Мэйо состоит в том, что он доказал зависимость результатов труда от правильно подобранных приемов управления межличностными отношениями. Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано также с именем немецкого психолога Гюго Мюнстерберга (1863-1916 гг.). В своей работе «Психология и промышленная эффективность» он сформулировал основные принципы, согласно которым необходимо отбирать работников на руководящие должности, а также доказал важность гуманизации процесса управления, поскольку менеджер должен управлять прежде людьми, а не машинами.

Среди ученых, которые исследовали этот неоклассический направление, следует отметить работы Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933 гг.), Которая проанализировала стили управления и разработала теорию лидерства, а также научные разработки Ф. Герцберга, Д. Макгрегора, Р. Блейка, К. Арджириса. Так, в опубликованной в 1960г. книге «Гуманистическая сторона предприятия» Д. Мак-Грегор писал, что «успех менеджмента в значительной степени зависит от способности предсказывать и контролировать человеческое поведение». С точки зрения Мак-Грегора, на протяжении истории можно выделить два главных повороты относительно поведения людей в организации. Первый, растянулся на целые столетия и заключался в переходе от применения физического принуждения к сопротивлению на формальную власть. Второй - в переходе от формальной власти к лидерству [2, С. 85].


Эмпирическая школа управления (с 1940г.)

Эмпирическую школу управления представляют ученые, объединили разработку теории с изучением практики управленческой деятельности на почве синтеза овних идей классической школы и школы человеческих отношений. Одним из выдающихся теоретиков менеджмента и основателем указанной школы считается профессор менеджмента Нью-Йоркского университета Питер Дракер (род. в 1909 гг.). Основания Дракеру приписывают первенство в создании систематизированного учения об управлении как учебной дисциплины, что позволило изучать ее в учебных заведениях. Самой известной его теоретической основой является концепция «управление по целям», которая сделала «революцию» в мировой управленческой науке.

Общая характеристика управления по целям сводится к трем наиболее существенных его элементов:

- определение четких стратегических целей;

- вовлечение в процесс определения целей всех работников;

- оценка эффективности на основании полученных результатов.

К ведущим представителям эмпирической школы относятся также А. Слоун, Р. Дэвис, Э. Плоумен, А. Чандлер, Л. Ньюмен, Д. Миллер и другие ученые, в которых широкие теоретические исследования сопряжены с практической деятельностью.

Школа социальных систем (с 1970 г.)

Учредителями школы стали Ч. Барнард, Д. Марч, Г. Саймон и И. Ан Сорф. Они сформулировали идею о том, что любая организация как открытая сложная система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма сложному внешней среды, и главные причины того, что происходит в системе, надо искать вне ее. Предложенный ими системный подход к управлению позволяет избежать ситуаций, когда решения в одной сфере перерастает в проблему для другой.

«Новая школа»

Указанная школа управления, или качественная школа (с 1960 г.) характеризуется стремлений внедрить в науку управления методы и аппарат точных наук таких как кибернетика и теория исследования операций. Представителями этой школы были Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, Г. Люс и др. [14, С. 125].

1.2 Теории менеджмента

Теория идеальной бюрократии (с 1920 г.)

Сформировал теорию «идеальной бюрократии» известный немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920 гг.). Как особый социальный слой, специализирующаяся на управлении, бюрократия зародилась еще до нашей эры и с тех пор, подчеркивал ученый, остается неизменным атрибутом классового общества. Наличие бюрократии рассматривается как необходимое средство, обеспечивающее разработку формальных правил управления. Учение М. Вебера о бюрократии осуществило значительное влияние на американскую концепцию менеджмента 30-40 годах прошлого века, поскольку без мощного бюрократического аппарата современное производство вообще не может правильно существовать. М. Вебер понимал бюрократию как профессионализм в сфере управления, основанный на овладении не только необходимыми навыками, но и особого рода рациональным знанием. Сущность теории М. Вебера составляют следующие понятия: