Файл: Имущественное страхование и его значение в экономике ( Теоретические аспекты имущественного страхования и его значение в экономике ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дальнейшее развитие страхового рынка в России характеризуется образованием большого количества обществ взаимного страхования: за 1876-1885 год в стране было создано 32 таких общества.

К концу XIX в. многие вновь созданные страховые общества по различным причинам обанкротились, что привело к большим финансовым потерям как среди акционеров, так и среди страхователей. Именно эти обстоятельства послужили причиной установления государством общих и единых правил для осуществления деятельности страховыми обществами. 6 июня 1894 г. был установлен государственный надзор за деятельностью страховых компаний (ранее, чем в других странах).

На рубеже XIX-XX вв. правительство начинает регулировать страховой рынок, создает специальные органы надзора, выступает в качестве конкурента частных страховщиков, в отдельных видах страхования устанавливает свою монополию.

Ко второй половине XIX – началу ХХ вв. в Российской Империи уже сложился определенный механизм взаимодействия государственного управления и рыночного регулирования на страховом рынке, который обеспечил интенсивный рост страхование в стране [19, c.108].

Однако, после 1917 г. движение страны осуществлялось по иной социальной траектории, что привело к уничтожению рынка страхования в стране, монополия на страховом рынке снова перешла к государству. И только в конце ХХ в., с реставрацией в России рыночной экономики, возникла объективная потребность во внедрении новых, рыночных форм страхования.

Таким образом, развитие страхования в стране началось еще в 18 веке, к началу 20-го века в стране действовало уже достаточно большое количество страховых организаций, при этом регулируемых государством. Однако в период с 1917 по 1991 год оно перестало существовать. Страхование имущества является одним из старейших видов в страхования в России.

1.3. Нормативно-правовое регулирование рынка страхования имущества

Цель регулирования страховой деятельности, как в России, так и за рубежом состоит в обеспечении формирования и развития рынка страховых услуг, создании условий для эффективной деятельности страховых организаций, а также в защите интересов страхователей.

В настоящее время в России сформировалась комплексная система нормативно-правового регулирования страховой деятельности, которая основывается на нескольких уровнях нормативно-правовых актов:


1. Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации;

2. Федеральные Законы;

3. Подзаконные акты различных органов исполнительной власти в области страхования;

4. Документы (инструкции и правила), которые разрабатываются самостоятельно страховыми компаниями.

Рассмотрим каждый уровень нормативно-правового регулирования более подробно. При рассмотрении затронем основные федеральные законы, которые регулируют страховую деятельность на текущий момент [13, c.8].

Глава 48 Гражданского Кодекса посвящена только страхованию и включает в себя 44 статьи, которые охватывают различные области. В первую очередь, это области, касающиеся добровольного и обязательного страхования; интересы, страхование которых не допускается; существенные условия договора страхования; тайна страхования. Во вторую очередь, в Гражданском Кодексе прописываются формы договоров страхования, их начало действия и досрочное прекращение, внесение страховых премий и взносов, последствия наступления страхового случая, сроки исковой давности и т.д. Гражданский Кодекс является основополагающим кодифицированным федеральным законом, регулирующим гражданско-правовые отношения в области страхования [5, c.75].

В Гражданском кодексе РФ в ст. 930 приведено определение договора страхования имущества. В соответствии со ст.930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества [11, c.84].

Статья 213 Налогового кодекса определяет налоговую базу по договорам страхования, а статья 263 рассматривает расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование. Налоговый кодекс дает полный перечень расходов на страхование разного вида имущества, которые могут быть включены в общую массу прочих затрат в размере фактически уплаченных денежных средств.

Следующим уровнем системы нормативно-правового регулирования являются федеральные законы. Для страховой отрасли России важным стало принятие в 1992 году Федерального Закона №4015-1" Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Закон определяет цель и задачи организации страхового дела, дает определение объектам страхования, страховщиков и страхователей, а также страховых агентов и брокеров. Ранее присутствовавшая глава о договоре страхования исключена из текущей редакции. В законе также присутствуют главы об обеспечении финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, о надзоре за их деятельностью и перечисляются все виды страхования [8, c.97].


Существует множество нормативных актов исполнительных органов, которые конкретизируют применение тех или иных федеральных законов в области страхования.

Самым последним является уровень документов, которые разрабатываются самостоятельно страховыми компаниями. К таким документам относятся те, которые не включены в альбом унифицированных форм. Например, правила добровольного страхования разрабатываются либо каждой страховой компанией самостоятельно, либо, если страховая компания входит в ассоциацию страховщиков, она должна соблюдать правила, принятые для всех страховых компаний, входящих в данную ассоциацию [5, c.76]. Правила страхования всегда должны быть в свободном доступе.

Также компании разрабатывают различные программы по добровольному страхованию и устанавливают тарифы, которые не регулируются государством.

Помимо этого, страховые компании самостоятельно утверждают должностные инструкции по сотрудникам, а также по бизнес-процессам (проведение андеррайтинга, проверка службой безопасности, экспертная оценка и т.д.).

Законодательная база, регулирующая страхование имущества в Российской Федерации, достаточно обширна и не исчерпывается приведенными выше документами.

Таким образом, мы рассмотрели основные уровни нормативно-правового регулирования страхования в целом и страхования имущества в России. На сегодня в Российской Федерации сформирована объемная законодательная база, которая развивается и дополняется нормативно-правовыми актами.

2. Анализ современного состояния рынка страхования имущества в Российской Федерации

2.1. Место рынка страхования имущества в современной экономике

Современный страховой рынок Российской Федерации существует и развивается в рамках законодательства на основе сложившихся страховых институтов, а его деятельность регулируется Федеральной службой по финансовым рынкам.

Страховая отрасль справедливо позиционируется как одно из ключевых звеньев финансовой системы страны, что подтверждается значительным присутствием иностранного капитала, высокой перестраховочной емкостью страхового рынка и устоявшейся системой законодательства, регулирующего его развитие [19, c.108].


Прежде чем рассматривать места рынка страхования имущества на рынке страховых услуг рассмотрим подробнее текущие тенденции на рынке.

В 2018 году произошло несколько крупных стихийных бедствий. В частности, в октябре из-за наводнения пострадали около 24 тысяч домовладений в нескольких районах Краснодарского края. На некоторое время от Большой земли оказался отрезанным Сочи. В конце августа тайфун «Соулик» принес в разные районы Приморья до 80% месячной нормы осадков, что вызвало значительный подъем уровня воды в реках региона. Были подтоплены дома в 9 населенных пунктах, а также автодороги.

Ежегодно в России происходят десятки случаев взрыва бытового газа в жилых домах. Так, 31 декабря в Магнитогорске в результате взрыва бытового газа обрушился один из подъездов десятиэтажного жилого дома, 39 человек погибли. Крупные взрывы также произошли в п. Пригорское Смоленской области, в результате чего были повреждены 16 квартир, в Татарстане от взрыва газа в Заинске пострадало 10 человек, в Мурманске  погибло несколько человек, а два этажа пятиэтажки оказались разрушены.   Для многих владельцев жилья подобные неблагоприятные события становятся стимулом, чтобы обеспечить себя финансовой защитой в непредвиденных ситуациях [8, c.97].

По данным Банка России, совокупные сборы по страхованию имущества физлиц за 2018 год составили 64,8 млрд рублей и выросли по сравнению с 2017 годом на 13%. При этом, рост в этом сегменте наблюдался почти во всех регионах, кроме Чукотки  (-39%), Республики Адыгея  (-17%), Алтайского края (-10%) и Новосибирской области (-9%) [13, c.10]].

Таблица 1 - Топ-10 регионов по сборам страхования имущества физических лиц в 2018 году

№ 

Регион 

Страховые сборы за 2018 год, тыс руб. 

Динамика 

Москва и Московская область 

28 958 432 

27% 

Санкт-Петербург и Ленинградская область 

3 583 330 

12% 

Республика Татарстан 

2 022 280 

9% 

Свердловская область 

1 578 099 

9% 

Нижегородская область 

1 510 406  

3% 

Республика Башкортостан 

1 261 588 

6% 

Пермский край 

1 076 133 

4% 

Краснодарский край 

1 000 090 

8% 

Владимирская область 

933 835 

2% 

10 

Новосибирская область 

750 017 

-9% 


В условиях конкуренции, наблюдается сокращение страховых компаний в последние годы. Количество субъектов страхового рынка начиная с 2004 года сократилось почти в 4,7 раз. В последние несколько лет сокращения страховых компаний в стране серьезно активизировалось, в 2017 году. В сравнении с 2016 году было сокращена почти четверть страховых организаций. Большая часть организаций покинула рынок в данный период по причине нарушений законодательств [20].

Однако как отмечают в обзоре Центрального Банка РФ, уход почти четверти страховщиков с рынка незначительно отразился на его концентрации – взносы этих компаний были невелики.

Серьезной причиной сокращения числа страховых организаций становиться отзыв у них лицензий со стороны Центрального Банка РФ, который объясняет данные меры несоответствием страховых организаций требованиям законодательства, в частности требованиям по финансовой устойчивости [5, c.76].

Повышение требований ЦБ приводит к тому, что маленькие компании не способны им соответствовать и либо уходят с рынка, либо присоединяются к крупным. Важно отметить, что консолидация рынка усиливается за пределами первой десятки, в том числе за счет ухода с рынка некрупных страховщиков.

Рис.1. Динамика численность страховых компаний в Российской Федерации, шт.

Начиная с 2018 года регулятор сосредоточил свое внимание не только на качестве активов, а также на соответствии обязательств и активов, достаточности страховых резервов, бизнес-планах. Центральный Банк перешел к риск-ориентированному надзору.

Несмотря на снижение численности страховых компаний в России, на протяжении последних лет растет совокупный объем их активов. Данная динамика доказывает, что основная масса страховщиков уходят с рынка в связи с объединением с более крупными компаниями. В период с 2014 по 2017 год наблюдалась небольшой рост совокупных активов страховых компаний России, однако в 2018 году произошел значительный скачок, что говорит об активизации страхового рынка в целом, несмотря на серьезные сокращения численности страховых компаний [20].

Рис.2. Динамика совокупных активов российских страховщиков, млрд. руб.

Далее исследуем структуру совокупных активов страховых компаний, используя данные за последние два года. Так в 2017 году активы страховых компаний в основном базировались на банковских вкладах, их доля составляла 24,71% в структуре активов, в 2018 году эта ситуация почти не изменилась, и доля банковских вкладов составила 24,41% [13, c.11]. Весомую долю в активах также занимает дебиторская задолженность страховых компаний, так в 2017 году она составляла 19,03%, в 2018 году уже 19,85%. За исследуемый период заметен рост доли корпоративных облигаций, государственных и муниципальных облигаций и незначительный рост доли акций, при этом снижается доля прочих активов, недвижимого имущества и денежных средств