Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Позже, на рубеже XIX и XX веков публикуется перевод книги А. Меркеля «Юридическая энциклопедия», где автор опирался на современные ему разработки представителей юридического позитивизма. Он следующим образом определял природу государства: «Организация государства выражается в лицах и соединениях лиц, в твердых отношениях властвования и подчинения и координации лиц, призванных действовать за государство. Сила, проявляющаяся в этой деятельности, называется государственной властью. Задачами государства являются забота о праве (правовом порядке), забота о благосостоянии, забота о добывании и формировании средств, необходимых государству для разрешения задач, предлагаемых вышеуказанными отраслями его работы».

К сфере третьей задачи (добывание и формирование необходимых средств) А. Меркель относил заботу о вооруженной силе государства, о доставлении, управлении и расходовании необходимых денежных средств. Далее исследователь отмечал: «Соответственно различным направлениям государственной деятельности различают отдельные функции выражающейся в ней власти - власть судебную, полицейскую, военную, финансовую; равно как усматривают и различные стороны права государственного господства или верховенства - верховенство судебное, полицейское».

В работе Н.В. Болдырева, посвященной анализу теории суверенитета Ж. Бодена, также использовался термин «функция власти» в рамках вопроса о содержании суверенитета. Как указывал В.Н. Болдырев, Ж. Боден ведет речь именно о функциях власти, когда говорит о правах суверенитета. К таким правам (функциям) Ж. Боден относил: объявление войны и заключение мира; назначение высших чиновников; высшую судебную власть; право помилования; право чеканить монету; право налогов и пошлин; некоторые права фиска (конфискация за оскорбление Величества, делание фальшивой монеты и пр.). Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что понятие «функция государственной власти» было введено в оборот в отечественной литературе во многом благодаря переводам и анализу зарубежной литературы.

Категория «функция» встречалась и в энциклопедических словарях XIX века. Под «функцией» в то время понималось «отправление какого-нибудь органа, механизма или силы».

В конце XIX века в литературе функция государства оценивалась уже как элемент всякой государственной власти, и вопрос ставится о различии органов государственной власти и функции, которую они призваны осуществлять. В начале XX века в России сформулирована теория разделения функций власти и, как отмечали специалисты, эта теория имела не только научное, но и практическое значение. К вопросу о понятии, разделении функций обращались такие исследователи, как Н.М. Коркунов, Ф.Ф. Кокошкин, С.А. Котляревский, Р.В. Тарановский, Л.А. Шалланд и др.


Н.М. Коркунов рассматривал теорию разделения функций государственной власти в связи с вопросом о цели и задачах государства. Правовед выделял три теории о цели государства в зависимости от их содержания. В том случае, если в качестве цели обозначается осуществление права, то следует говорить о правовой теории государственной цели, считал он, если же под целью подразумевают достижение благосостояния - то это теория полицейского государства. Если же под целью понимают достижение благосостояния, но только в формах права, то такую теорию, по мнению Н.М. Коркунова, можно называть смешанной или теорией правомерного государства. Также автор писал, что различают субъективную и объективную теории цели государства. Субъективная теория под целью государства понимает цель людей, создавших государство, а объективная - цель исторического процесса развития человечества.

При этом Н.М. Коркунов отмечал, что «какие бы ни ставились цели государству, действительно выполнить оно может только задачи, соответствующие его внутренней природе и организации». В вопросе разделения функций государственной власти ученый говорил о законодательной, исполнительной, судебной функциях, комментируя теории Аристотеля, Ш.-Л. Монтескье, Дж. Локка и выделял функции в материальном и формальном смыслах. Классификация функций в материальном смысле предполагает их разделение в соответствии с задачами государства, разделение в формальном смысле - классификация функций, в основание которой положена организация органов государственного управления.

В контексте анализа Н.М. Коркуновым системы государственных учреждений можно выделить смысл, который он вкладывал в понятие «функция государственной власти». Давая определение государственному учреждению, он писал: «Государственное учреждение следует определить как организованное приспособление личных и материальных сил к осуществлению определенных актов государственной власти, не зависящее в своем существовании от составляющих его личностей». Исходя из этого определения, можно предположить, что под «функцией государственной власти» Н.М. Коркунов понимал «осуществление определенных актов государственной власти».

По поводу функции обороны автор указывал следующее: «У каждого государства свои особые интересы и культурные идеалы и каждое из них стремится обеспечить своим идеалам и интересам возможно широкое поприще осуществления. Отсюда непрестанная борьба между государствами, то вооруженная, то мирная. Ведение этой борьбы, отстаивание своего могущества и, по мере возможности, расширение его составляет также необходимую задачу государственной деятельности».


В 1908 году опубликованы две книги, раскрывающие в числе прочих вопросов государственного права и вопрос о функциях власти. Это «Русское государственное право» Ф.Ф. Кокошкина и «Русское государственное право» Л.А. Шалланда.

Так, Ф.Ф. Кокошкин подверг анализу теорию разделения функций в материальном и формальном смыслах. Он указывал, что разделение функций государственной власти по их юридической природе называют материальным, а разделение их по компетенции органов - формальным, но выдвигал при этом предложение изменить названия данных классификаций и называть разделение функций на основе их юридической природы объективным, а разделение, основанное на видах государственных органов в системе, - субъективным. Л.А. Шалланд в целом излагал тот же взгляд на разделение функций. Однако в процессе анализа выполнения своих функций отдельным государственным органом автор дополнительно отмечал, что функции могут быть также основными и побочными.

Значительный вклад в формирование теории о функциях государственной власти внес С.А. Котляревский. На наш взгляд, именно с трудами данного автора следует увязывать начало нового этапа в развитии отечественного учения о функциях государства. С.А. Котляревский писал, что «логически функция предшествует органу; она есть нечто основное и глубокое в жизни государства и вытекает из самой природы последнего». Ссылаясь на социологов, ученый в качестве функций государства обозначал функции общественной среды, осуществление которых обеспечено известным установленным принудительным порядком. «Люди нуждаются в безопасности, стремятся разрешать взаимные столкновения, не обращаясь к физической силе, стремятся удержать заработанное или завоеванное: возникают соответствующие учреждения, хотя при этом цели первоначально не осознавались». Здесь же С.А. Котляревский отмечал, что функции приобретают одну из своих форм выражения (заключение договора, ведение войны, ведение дипломатических отношений) иногда инстинктивно.

Уже в конце XIX века приходит осознание того, что невозможно дать единую классификацию функций государства для всех времен и народов. Исследователи пришли к выводу о прямой зависимости набора функций государства от общественных потребностей.

С.А. Котляревский уделил особое внимание вопросу о различных основаниях выделения функций государства, тщательно проанализировав при этом труды Аристотеля, Гоббса, Локка, Монтескье, Констана, Шталя и др. Ученый подверг критике классификацию функций государства, описывающую только законодательную, исполнительную и судебную функции, ввиду невозможности охвата тремя обозначенными функциями действительных шагов государства в целях обеспечения высокого уровня государственного развития. С.А. Котляревский особо подчеркивал, что любая критика выделяемых в литературе классификаций государственных функций ошибочна и напрасна, так как любая из них имеет основание.


С момента опубликования трудов С.А. Котляревского понятие «функции государства» прочно входит в обиход российских юристов.

В «Учебнике энциклопедии права» Ф.В. Тарановским под функцией понималась «предоставленная государственному органу в пределах его компетенции возможность совершать акты властвования». В понятии функции государственного органа, по его мнению, соединяется и обязанность, и право - обязанность по отношению к государству и право по отношению к подвластным, а также другим государственным органам.

На наш взгляд, следует еще отметить критическую работу А.В. Горбунова, посвященную анализу методологических основ учения Л.Ф. Штейна. Значение трудов Л.Ф. Штейна определялось его стремлением приспособить теорию полицейского права, получившую свое распространение еще во второй половине XVIII века в Германии, к новым условиям и предложить проект государственного управления, основанного на принципе превосходства права над государством. В России труды Л.Ф. Штейна явились основой для разработки отечественной науки полицейского права.

Выясняя природу государства с помощью элементарных и абсолютных категорий личности, Л.Ф. Штейн выделял три отрасли государственного управления: управление хозяйством, охрану личной неприкосновенности путем правосудия, регулирование соотношения развития отдельного индивида и прочих его сограждан. Данные три задачи составляют область внутреннего управления. Говоря об исполнительной власти в теоретическом смысле, автор обозначил следующие функции исполнительной власти: волевую функцию, направленную на осуществление закона; функцию, распределяющую дела между разными органами государственной власти; функцию осуществления государственной воли в действительности.

Со временем взгляды Л.Ф. Штейна на теорию управления изменились. Он выделял уже две части своего учения: в первой исследовались такие функции государственной власти, которые были свойственны всем отраслям управления - организация административной статистики, полицейские учреждения и верховный надзор. В особенной (второй) части исследователь выстроил систему пяти областей государственного управления: международное, военное, финансовое, судебное, внутреннее. А.В. Горбунов тщательно анализируя оба варианта предложенного Штейном учения об управлении, подвергает критике отдельные его моменты, и вместе с тем признал, что в современной юридической литературе, как отечественной, так и зарубежной, на тот момент отсутствовала теория об управлении, по масштабам разработки и анализа эмпирического материала соответствующая теории Л.Ф. Штейна, хотя последняя и не лишена недостатков.


Вопрос об отраслях управления государством поднимался в России в рамках науки полицейского права. Так, В.Ф. Дерюжинский называл пять отраслей управления соответственно задачам государства: финансовое управление, управление внешними делами, военное управление, организация правосудия и судебное управление, внутреннее управление «в собственном смысле». Причем сам автор отмечал, что отдельные отрасли управления, как то дела внешней политики, финансовое управление, военная организация, имеют еще для своей разработки специальную научную систему. Для исследования дел внешней политики было предназначено международное право, для исследования военной организации - особое военное право. Однако В.Ф. Дерюжинский, говоря об управлении и имея в виду функции государственной власти, так и не вводил в употребление термин «функция».

Вышеизложенное позволяет нам сделать следующие выводы. Изначально теория о функциях государства начала развиваться в XIX веке за рубежом. К факторам, подготовившим ее становление, можно отнести ранее сделанные завоевания в сфере культуры и права. В частности, это разработка теории естественного права, конституционное закрепление личных прав и свобод человека и гражданина, разработка категории «правового государства».

Российским государствоведам категория «функция государства» стала известна с середины XIX века. Однако введение ее в науку в качестве самостоятельного предмета исследования произошло только на рубеже XIX - XX веков. Обращение к вопросу о функциях государства было продиктовано исследованиями сущности государства, монархической формы правления, целей и задач верховной власти, видов управления. В связи с этим разработка теории о функциях государственной власти происходила первоначально в рамках науки государственного и административного (полицейского) права.

Под функциями государства понимали «предоставленные государственному органу в пределах его компетенции возможности совершать акты властвования» (Р.В. Тарановский), «функции общественной среды, осуществление которых обеспечено известным установленным принудительным порядком» (С.А. Котляревский). В основном функции государственной власти отождествляли с практическим управлением государством и редко когда такие проявления деятельности государства, направленные на осуществление задач, присущих государству, называли именно функциями. На конец XIX века правоведами было предложено уже несколько классификаций функций государственной власти, при этом большинство исследователей были единогласны в вопросе выделения функций внутренних и внешних, а также по сфере управления - законодательной, исполнительной и судебной.