Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы. Преобразования и реформы последних лет не обошли такой предмет, как теория государства и права. Слишком очевиден разрыв между традиционно сложившимся содержанием монографий, учебников и учебных пособий и теми государственными и правовыми реальностями, которые характеризовали состояние и развитие человеческого общества вообще, российского общества в частности.

К настоящему времени существенно обогатилось научное знание о важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений.

Как данные процессы отразились на таком понятии как «функции государства»? Этот вопрос очень является важным и актуальным, т.к. если до конца не разобраться в «том, что и как государство делает», что оно должно делать, нашей стране невозможно будет найти пути выхода из сложившегося кризиса.

Подробное изучение данной темы поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение.

В юридической литературе уделено значительное внимание исследованию проблемы функций государства (Н.Г. Александров, М.И. Байтин, А.И. Денисов, Л.И. Загайнов, А.II. Косицын, Г.Н. Манов, Н.П. Фарберои, П.В. Черноголовкнн и др.).

Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.

Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их.

Объектом исследования являются функции государства.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, другие источники регламентирующие и отражающие функции государства.

Целью написания данной работы является изучение понятия и классификации функций государства.

- рассмотреть исторический аспект формирования теории функций государства;

- дать понятие и структуру функции государства;

- изучить классификацию функций государства.

Общей методологической основой исследования явились общенаучные, частнонаучные и специальные методы научного познания объективной действительности, позволяющие изучать явления окружающей реальности в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности, в том числе: диалектико-материалистический, системный, структурно-функциональный анализ, исторический, логический, социологический, статистический и др.


1. Теоретико-правовая характеристика функций государства

1.1. Исторический аспект формирования теории функций государства

Исследование развития государства как единого института со всей очевидностью свидетельствует о том, что деятельность государства фокусируется в определенных направлениях. Эти направления называются функциями государства. Широкое распространение категория «функции государства» получила лишь в советский период истории отечественной юриспруденции. Однако основы теоретического знания о функциях государства были заложены гораздо ранее.

Понятие «функция государственной власти» появилось в литературе в XIX столетии. Отчасти данное обстоятельство было вызвано становлением теории государства и права, а также расцветом науки международного права. Кроме того, именно в XIX веке Наполеоном I была предпринята попытка завоевать Россию, после побед и подчинения большого числа государств Европы. Военные, экономические и иные формы взаимодействия государств выступили дополнительным фактором ускорения развития целого ряда разделов юридической науки - общей теории государства и права, науки международного права, теории административного права.

Философская основа для исследования функций государства была подготовлена еще в эпоху просвещения и представлена работами Г. Гроция, Т. Гоббса, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. Вопрос о национальной идентичности и территориальной целостности заставил углубиться в теорию о сущности государства, формах межгосударственных отношений и реализуемых им функциях.

В XIX веке термин «функция государства» чаще встречается в работах, посвященных международному общению и выделенному в отдельную науку - административному праву (последнее произошло в середине XIX века в Германии).

Исследователи того времени первыми делают попытку разделить сферы дипломатии и военных действий, а следовательно, и разграничить соответствующие функции государства. Так, М. Таубе стал разделять международное общение на отрасли, а народ представлял в виде независимых народов-государств. По его мнению, общение складывается из культурной общности народов, солидарности государств в преследовании одинаковых культурных целей.


Под «дипломатией» как самостоятельной, отдельной государственной единицей В. Лешков понимал законодательно установленное социальное положение государства среди других государств. История русской дипломатии «представляла картину юридической жизни России, от эпохи ее первых соприкосновений с ближайшими соседями до полного развития в ней государственных начал и их признания иностранными державами». Здесь же исследователь говорил о том, что направления внешней политики показывают особенность государства, его потребности и нужды. Дипломатия же является внешним выражением фактов, событий внутренней жизни государства. Автор отмечал, что о государственных задачах, выражающихся в направлениях политики, можно говорить только со времен Ивана III. Ранее это были не направления политики (задачи государства), а «частные вопросы отдельных элементов Руси».

В отмеченный период российские мыслители обращаются к вопросам об определении сущности и значения государственной власти. М.М. Сперанский, С.А. Муромцев, Б.Н. Чичерин и другие рассматривали цели, задачи и функции государства преимущественно в рамках вопроса о внутригосударственном управлении.

Так, Б.Н. Чичерин под «целью государства» понимал общее благо и насколько необходимо содействие частным интересам. При этом он отмечал, что «прямая же цель состоит в гармоническом устройстве общественной жизни. Эта общая цель распадается на столько отдельных целей, сколько существует отдельных элементов в государстве, ибо каждый элемент, развиваясь, имеет свою, присущую ему цель. Отсюда разнообразие приписываемых государству целей и те разноречия, которые мы находим у писателей». К целям государства, помимо обеспечения безопасности автор относил охрану права, утверждение законного порядка, содействие общему благосостоянию, исполнение исторического назначения народа в судьбах человечества. Соответственно этим целям он выделял и различные отрасли деятельности верховной власти. Осуществление данной деятельности он называл управлением.

Говоря о такой цели государственного управления, как безопасность, Б.Н. Чичерин выделял безопасность внутреннюю и внешнюю. При этом он писал: «Управление, как деятельность государства для осуществления общих целей, требует известных органов, через которые может действовать верховная власть. Эти органы должны быть постоянны и разнообразны, как самые цели государства».

Таким образом, видим, что автор, говоря об отраслях государственного управления, связывает их с целями государства и с органами, которые осуществляют данную деятельность, но никак не называет данную деятельность государства по отраслям термином «функции государственной власти» или «функции управления». Однако, на наш взгляд, речь идет именно о них, что подтверждается также его анализом деятельности государственных учреждений. Он подробно останавливается на определении видов учреждений и классификации должностей, им также обозначается проблема дублирования функций.


Внешней политике Б.Н. Чичерин уделял немного внимания, полагая, что с юридической точки зрения государство «руководится не столько государственным, сколько международным правом, но еще более оно направляется политикой, то есть соображением интересов государства. Как державный союз, государство в своих решениях не зависит ни от кого; но состоя в международных отношениях, оно связано трактатами и вниманием к интересам других, без чего невозможны не только совокупное действие, но и никакие прочные отношения».

Вопрос о функциях государственной власти затрагивал в своей работе и А. Градовский. Рассматривая государственное устройство, ученый писал, что теория Ш.-Л. Монтескье не выдержала теоретической и практической критики, но она находит свое место там, где речь идет об осуществлении различных прав государственной власти. У А. Градовского читаем: «Вопрос об осуществлении прав государственной власти должен быть поставлен следующим образом: могут ли все эти права осуществляться непосредственно тем лицом или установлением, которым принадлежит верховная власть в государстве? Ответом на этот вопрос может служить анализ природы различных функций государственной власти». Видно, что функции государственной власти А. Градовский связывал с правами верховной власти и понимал как осуществление этих прав. И далее автор продолжал: «Вся совокупность функций государственной власти разделяется на две категории: управление верховное и управление подчиненное. Одна из них предполагает деятельность лица или установления, стоящего выше закона, являющегося творцом действующего права, восполняющего его пробелы, отменяющего в иных случаях применение закона. Сюда относится издание законов, их толкование, помилование преступника и пр. Другие функции власти предполагают деятельность органов подзаконных, облеченных строго определенными правами и несущих ответственность за неправильное пользование этими правами. Сюда относятся деятельность судебная и административная». Данной точки зрения о делении власти управления на власть верховную и власть подчиненную придерживался и другой русский мыслитель в рамках вопроса о правах верховной власти - П.Е. Казанский.

Следует заметить, что российская государственно-правовая наука XIX века развивалась согласованно с теорией государства за рубежом. Таким образом, наблюдалось взаимовлияние теории о государстве отечественной и зарубежной.

К числу зарубежных исследователей государства, его целей и функций, относились Гольцендорф, Ратценгофер, Функ-Брентано, Седжвик, Трейчке и др. В числе первых юридических произведений новейшего времени, переведенных на русский язык и оказавших влияние на становление российской теории государства и права, были работы профессора Гратцкого университета Г. Аренса. Ученым поднимался вопрос о цели и функциях государства. Он, анализируя современные ему работы о цели государства, приходил к мнению о том, что специалисты в качестве цели государства видят, во-первых, человеческую цель и, во-вторых, правовую цель. Г. Аренс критиковал учения, которые отождествляли человеческую цель с государственной, и приходил к мнению, что «государство между всеми главными целями человеческой жизни преследует непосредственно свою особенную цель, которая находится в органической связи со всеми целями человека. Государство есть учреждение, в котором человеческая цель преследуется особенным образом, посредством права».


Государственное управление, по мнению Г. Аренса, это деятельность государства, которая направлена на осуществление государственной цели согласно с нормами государственного устройства и посредством установленных властью функций и органов в конкретных жизненных отношениях и случаях. Государственное управление, в этом широком смысле, в противоположность государственному устройству, распадается по главным своим функциям или властям на правительство, законодательство и исполнительную власть. Последняя называется также управлением в более узком понимании, которое включает в себя власть судебную и администрацию (управление в самом узком значении слова). Управление во втором смысле слова разделяется на внутреннее и внешнее управление. Внешнее управление осуществляется Министерством иностранных дел и представляет собой охрану всех внешних интересов, причем в нем могут проявляться и различные отрасли внутреннего управления юстиции, религии, промышленности, торговли и пр.

Таким образом, мы видим, что уже в середине XIX века в юридической зарубежной литературе существовало понятие функции управления, которое зачастую отождествлялось с используемым понятием «власть». Управление состояло из функций, которые, в свою очередь, разделялись на внутренние и внешние. И российская юриспруденция была знакома с данными категориями уже в середине XIX столетия.

В труде профессора Парижского университета А. Эсмена, редактором которого был М.М. Ковалевский, обозначен процесс постепенного выделения властей, составляющих государственную власть: законодательной, исполнительной, судебной. Причем А. Эсмен, в отличие от большинства ученых, признающих безусловное господство среди властей законодательной, говорил о том, что исполнительная власть (imperium) «имеет над законодательной естественное и необходимое превосходство: в то время как законодательная власть проявляет свою деятельность перемежающимся образом, - даже в новейших государствах, где законодательная производительность становится все более и более обильной, деятельность исполнительной власти, по необходимости, непрерывна. Исполнительную власть составляет совокупность функций». И чуть раньше автор касался вопроса о функциях государства в рамках определения сущности правительства государства. По его мнению, правительство - это практическое применение власти, которое означает «осуществление функций, присущих государству и состоящих, главным образом, в охранении и защите нации от внешних нападений, в поддержании внутреннего порядка и в оказании всем правосудия».