Файл: Влияние ТВ и средств массовой информации на школьников (Характеристика ТВ и средств массовой информации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом увеличивается влияние на школьников ТВ и средств массовой информации (СМИ). И, к сожалению, влияние не всегда является положительным.

Всё чаще родителям, педагогам и школьным психологам приходится сталкиваться с проблемами в поведении школьников, которые явились последствием негативного влияния ТВ и СМИ.

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема влияния ТВ и СМИ на школьников охватывает каждую семью и является одной из самых острых и сложных. Тема очень интересная для изучения, именно поэтому данная тема и была выбрана для написания курсовой работы. Тема важна для меня не только как для будущего педагога, но и как для мамы тринадцатилетней дочери.

Целью написания курсовой работы является разработка способов предотвращения отрицательного влияния ТВ и средств массовой информации на школьников. Ведь всегда проще предотвратить проблему, чем устранять её последствия.

Для достижения поставленной цели нужно осуществить следующие задачи:

  1. Изучить историю появления и развития ТВ и средств массовой информации,
  2. изучить положительное влияние ТВ и средств массовой информации на школьников,
  3. изучить отрицательное влияние ТВ и средств массовой информации на школьников,
  4. Изучить мнение школьников и родителей о влиянии ТВ и средств массовой информации
  5. Разработать способы предотвращения отрицательного влияния ТВ и средств массовой информации на школьников.

Гипотеза исследования: невозможно полностью исключить вероятности отрицательного влияния ТВ и средств массовой информации на школьников.

Объектом исследования являются школьники.

Предметом исследования является влияние ТВ и средств массовой информации на школьников.

В процессе исследования рассматриваемой темы были использованы методы:

  1. анализа литературы и документов,
  2. сравнения,
  3. исторический,
  4. обобщения,
  5. эвристический,
  6. синтеза,
  7. обобщения,
  8. наблюдения,
  9. анкетирования.

Для исследования использовалась методика К.Янг: тест интернет зависимости, разработанный в 1995 году.

Данная тема характеризуется отличной научной разработанностью. Освещали данную проблему как отечественные, так и зарубежные исследователи.

В ходе исследования рассматриваемой темы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также научные труды ученых, научные публикации в журналах, Интернет-ресурсы.


Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанных методов ограничения влияния СМИ на школьников.

Курсовой работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Введение раскрывает актуальность исследуемой темы, поставленные цели и задачи для ее достижения.

В первой главе рассматривается история появления, развития средств массовой информации и их влияние на школьников.

Во второй главе показаны результаты анкетирования школьников, предложены методы ограничения отрицательного влияния средств массовой информации на школьников.

В заключении подводятся итоги исследования, заключаются выводы по изучаемой теме.

Теоретическое освещение проблемы влияния ТВ и средств массовой информации на школьников

    1. Характеристика ТВ и средств массовой информации

Для начала рассмотрим определение СМИ, историю их появления и развития, а также классификацию.

Обмен информацией появился при возникновении человечества. Трудясь, люди были вынуждены обмениваться информацией. Сначала они обменивались звуковыми знаками и жестами, потом начали применять членораздельную речь.

После возникновения государства появились ораторы, выступления которых использовала церковь. Церковь рассылала письменные послания. Позже появились листовки.

Газета также имеет давнюю историю. В Древнем Египте газету изготавливали на папирусных свитках, в римском государстве на покрытых гипсом досках, в Японии оттиски с обожженных глиняных досок.

Книгопечатание появилось в Китае: в VII веке-ксилография, в XI - наборная печать. В Европе книгопечатание появилось лишь в XV веке В России первая книга «Апостол» была выпущена в 1564 году.

Развитие печати вызвало развитие общения между странами, которое затем выльется в политическую борьбу.

Во второй половине XVII века появились журналы, стали возникать ежедневные газеты.


В России первая газета - «Ведомости» - стала выходить в 1702 году по указу и при участии Петра I, в которой осуществлялась пропаганда его преобразований.

В XIX веке европейская журналистика освещала то, что было интересно большой аудитории: домоводство, мода. Политические группировки, правительственные учреждения, научные, культурные и другие общества пытались иметь собственные издания, чтобы осуществлять воздействие на общественное мнение.

XX век стал очень продуктивным: было изобретено радио, телевидение, а затем и Интернет. Интернет объединил в себе функции радио, журналистики и телевидения. Интернет подарил возможность пользоваться огромным количеством информации. Межгосударственные границы уже не могут защищать жителей от информации, поступающей из вне.

В настоящее время, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). [2]

В настоящее время существует несколько классификаций средств массовой информации. Одну из них можно подробно увидеть на схеме (Приложение 1).

Средства массовой информации подразделяются по критериям:

  1. по форме собственности (государственные, частные, корпоративные);
  2. по широте распространения (центральные и региональные);
  3. по стилю (деловые, массовые, скандальные);
  4. по периодичности (газеты: ежедневные и еженедельники);
  5. по жанрам (общественно-политические, отраслевые, рекламные)

Также средства массовой информации делятся на: печатные, электронные и информационные агентства.

Печатные средства массовой информации делятся на:

а) газеты:

• государственные и частные;

• ежедневные и еженедельные;

• серьезные и массовые;

• общественно-политические и отраслевые (тематические);

• региональные и центральные.

б) журналы:

• государственные и частные;

• еженедельные - ежемесячные - ежеквартальные;

• серьезные и массовые;

• общественно-политические и отраслевые (тематические);

• региональные и центральные.


в) бюллетени:

• региональные и центральные;

• политические - правовые - отраслевые.

г) справочники:

• региональные и центральные;

• комбинированные и специализированные.

д) листовки:

• рекламные;

• социальные;

• политические.

е) рекламные щиты.

Электронные СМИ делятся на:

а) радио. Радиокомпании, или радиоканалы бывают:

• государственные и частные;

• региональные и центральные;

• длинноволновые, средневолновые и коротковолновые FM;

• информационные и развлекательные;

б) телевидение. Телевизионные компании (каналы) подразделяются на:

• государственные и частные;

• региональные и центральные;

• эфирные, спутниковые, кабельные;

• социально-политические, специализированные, развлекательные;

в) Интернет:

• онлайн-СМИ (сетевые СМИ)

- интернет-газеты

- интернет-журналы,

- новостные порталы (ленты),

- интернет-дайджесты,

- электронные версии печатных СМИ,

- электронные версии либо представительские сайты радио- и ТВ-каналов;

• информационные и информационно-образовательные порталы;

• представительские сайты учреждений, предприятий, общественных и национальных организаций.

г) видео- и аудиозаписи, кинематограф.

Информационные агентства во всем мире работают через остальные СМИ. Это особая категория средств массовой информации, своего рода "служебная".

    1. Влияние ТВ и средств массовой информации на школьников

В ходе социологических исследований выявлено, что на воспитание ребенка влияют: семья - 50%, СМИ - 30%, школа - 10%, улица -10%. (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

Большая часть школьников имеет доступ к различным средствам массовой информации.

Начнем с рассмотрения общедоступного вида СМИ-телевидения. Из телевизора огромное количество людей ежедневно узнаёт о том, что происходит в мире. Привлекает телевидение ярким изображением.

Уже давно в рамках просмотра телепередач проходят опросы, в ходе которых собираются данные об общественном мнении.

По телевидению показывают передачи различных жанров: научные, просветительские, музыкальные, развлекательные.

Зачастую, школьник проводит перед телевизором слишком много времени. Телевизор заменяет общение с родителями, сверстниками. Именно телевидение играет решающую роль в формировании сознания школьника.


Отдав предпочтению телевизору вместо чтения, школьник начинает медленнее размышлять, хуже и медленнее выражать свои мысли.

Телевидение может стать причиной развития агрессии у ребенка при просмотре жестоких сцен.

Также через телевизор на сознание школьников воздействуют посредством показа рекламы. Рекламы яркие, музыкальные и динамичные, что является очень привлекательными факторами. Ребенок зачастую начинает требовать купить те вещи, которые родители не могут себе позволить. Из-за чего ребенок чувствует себя ущемленным, начинает проявлять агрессию.

Всё меньше показывают передачи, из которых можно узнать об отечественной истории и культуре, в результате чего школьнику становятся понятнее и ближе иностранная культура.

Всё меньше стали показывать передачи, стимулирующие интерес школьников к интеллектуальному и духовному развитию.

Интернет также является популярным средством массовой информации. Интернет для ребенка является очень удобной средой. Ребенок быстро разбирается в том, как себя там вести, как быстро найти необходимую информацию.

Интернет играет положительную роль в развитии школьника, ведь там можно найти любую информацию для учебы, творчества и культурного развития.

Но в то же время интернет опасен для ребенка тем, ребенок не осознает возможную опасность, ведь кроме полезной и нужной информации, есть риск попасть на сайты, содержащие вредную и негативную информацию.

Есть вероятность попасть под влияние плохих людей, склоняющих детей к агрессии, насилию, криминалу, алкоголю и т.д.

В интернете активно ведется реклама азартных игр. Ребенок может стать зависимым от подобных игр и начать воровать деньги у родителей и сверстников.

Зачастую интернет начинает занимать большую часть свободного времени школьника. Ребенок перестает общаться со сверстниками, родителями, заниматься спортом и творчеством. Данное поведение называется интернет-зависимостью.

Также большой проблемой для школьников могут стать компьютерные игры.

Компьютерные игры появились давно и имеют весьма интересную многолетнюю историю.

Первая компьютерная игра появилась в 1952 году на основе «крестиков-ноликов». Далее появлялись новые игры на компьютере и приставках. Особую популярность имели онлайн-игры, которые могли объединять большое количество игроков со всего мира одновременно.

Охват людей, увлеченных играми, увеличился, когда в 2003 году стало возможным играть на мобильном телефоне. Затем игры запускали в рамках социальных сетей.