Файл: Теория менджмента. Анализ внешней и внутренней среды организации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контроллинг – это система управления, которая сочетает в себе элементы планирования, учета, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Контроллинг в ООО Санаторий «Алтайский замок» позволит принимать обоснованные управленческие решения. Он по большому счету является эффективной управленческой информационной системой на предприятии.

В ООО Санаторий «Алтайский замок» мероприятия по повышению финансовой устойчивости должны осуществляться в сжатые сроки и включать в себя следующие регламентирующие процедуры:

- создание временной целевой рабочей группы на предприятии для решения проблем по различным направлениям (формирование финансовой стратегии, разработка новых направлений деятельности, сокращение дебиторской задолженности);

- определение порядка формирования группы (состав группы, распределение ролей), порядка работы группы (цели, требования к результату, сроки исполнения, точки контроля, механизмы совместительства с основной деятельностью), формирование системы вознаграждения (премирование по результатам), обеспечение координации деятельности группы;

- пересмотр системы оплаты труда менеджеров по продажам на предмет зависимости их дохода от достижения поставленных целей по продажам;

- разработка и реализация пакета положений по целевому стимулированию инициатив в хозяйственной деятельности предприятия (привлечение клиентов и др.).

В качестве предложений по повышению финансовой устойчивости ООО Санаторий «Алтайский замок» предлагается разработать документы по развитию финансового управления в организации: план мероприятий по развитию финансового управления, положение о рабочей группе по финансовому управлению, положение о финансовом контроллинге.

План мероприятий по развитию финансового управления в ООО Санаторий «Алтайский замок», направленного на повышение финансовой устойчивости, отражает последовательность тех мероприятий, которые необходимо внедрить в практике управления фирмы (таблица 3.1).

Таблица 3.1 - План мероприятий по развитию финансового управления в ООО Санаторий «Алтайский замок».

Мероприятие

Ожидаемый результат

Срок исполнения

Ответственный

Добавление функций финансового управления в функциональные обязанности главного бухгалтера

Координация направления по повышению финансовой устойчивости

Март 2021

Главный бухгалтер

Создание рабочей группы по финансовому управлению

Исполнение функций финансового управления

Март 2021

Генеральный Директор

Разработка положения о комиссии по финансовому управлению

Упорядочивание и нацеливание деятельности комиссии

Апрель 2021

Генеральный Директор

Разработка положения о финансовом контроллинге

Упорядочивание и нацеливание деятельности комиссии

Март 2021

Генеральный Директор


Основные задачи, указанные в Положении о рабочей группе по финансовому управлению ООО Санаторий «Алтайский замок», должны включать:

  • анализ и оценку социально-экономической и финансовой ситуации предприятия;
  • выявление потенциальных угроз и вероятных последствий негативных воздействий внешней среды;
  • выработку мероприятий, нацеленных на смягчение последствий внешних угроз.

Рабочая группа имеет право:

- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы по предприятию;

- давать поручения и рекомендации руководству предприятия в области повышения финансовой устойчивости предприятия.

Таким образом, были предложены рекомендации по повышению эффективности деятельности ООО Санаторий «Алтайский замок», а именно:

- формирование бюджетов предприятия (можно ограничиться прогнозного баланса, бюджета движениясоставлением мастер-бюджета денежных средств и бюджета доходов и расходов, бюджетов ключевых производственных подразделений, а также сформировать бюджеты дебиторской и кредиторской задолженностей и движения сырья и материалов);

- внедрение новых форм расчетов с контрагентами (бартер и взаиморасчеты); ужесточение контроля всех видов издержек;

- сокращение издержек на оплату труда;

- проведение ограниченных маркетинговых исследований в целях определения емкости рынка, оценки возможности увеличить объемы продаж и отпускные цены;

- выделение групп услуг, приносящих санаторию наибольшую прибыль;

- пересмотр ассортиментной и ценовой политик фирмы;

- структурирование дебиторов по срокам платежа;

- мероприятия по оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности;

- внедрение финансового контроллинга на предприятии.

Все вышеперечисленные рекомендации можно использовать для финансового оздоровления ООО Санаторий «Алтайский замок». Перечисленные меры должны стать первоочередными, так как они необходимы в поддержке финансовой устойчивости предприятия, их реализация поможет повысить эффективность деятельности санатория, а персонал организации вывести на новый уровень работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования сделал следующие выводы.

1. Анализ внутренней и внешней среды - очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс. Он требует внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не может существовать.


2. Анализ среды заключается в изучении трех ее составляющих, таких как: макроокружение; непосредственное окружение; внутренняя среда организации. Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать предприятие, если оно успешно функционирует, и какие сложности могут его ожидать, если оно не сумеет своевременно предотвратить негативные вызовы, которые может преподносить ему окружение. Целью анализа внутренней среды компании выступает выявление слабых и сильных сторон в ее деятельности. Чтобы использовать внешние возможности, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, способные усугублять внешнюю угрозу и опасность;

3. Исследование среды управления производят при помощи ряда современных методов анализа. К ним, в частности, относят методы PEST- и SWOT-анализа. PEST-анализ – это разновидность анализа внешней среды организации. Он используется при подготовке к проектированию будущей стратегии. Позволяет экспертным путем определять сравнительную значимость факторов среды по четырем группам: социальным, технологическим, экономическим и политическим факторам. В свою очередь, SWOT-анализ – это анализ макросистемы рынка и определенных целевых рынков, самой организации и ее конкурентов по комплексной схеме: «сильные стороны – слабости – возможности – угрозы».

4. Существует множество показателей эффективности: рентабельность, уровень доходности, уровень издержек обращения, производительность труда, товарооборачиваемость, фондоотдача основных фондов и др. Обычно управленец самостоятельно определяет, какой показатель наиболее подходит для каждой конкретной ситуации. Тем не менее, многолетней практикой определен ряд обобщающих показателей производственно-хозяйственной деятельности. Они наиболее подходят для решения различных задач оценки эффективности: это показатели оценки масштабов производства; показатели эффективности ресурсов и затрат; показатели ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости. \

5. Объект исследования данной работы многопрофильный санаторий, главной стратегической целью ООО Санаторий «Алтайский замок» планирования которого является достижение максимальной заполняемости санатория независимо от сезона (во все месяцы года). Достижение данной цели обеспечивается, прежде всего, за счет следующих методов: планирования ассортимента предоставляемых услуг, эффективной системы ценообразования, выбора посредников и налаживания взаимовыгодного сотрудничества с оптовыми покупателями (заключение долгосрочных договоров), формирования каналов сбыта, организации рекламы и стимулирования продаж.


6. По итогам SWOT-анализа можно говорить о таких недостатках предприятия, как недостаточный спектр дополнительных услуг, слабая рекламная кампания, недостаточное использование скидок и акций, на устранение которых в первую очередь должны быть направлены мероприятия в рамках стратегического планирования компании.

7. В рамках повышения эффективности деятельности санатория рекомендуется:

политику ценообразования осуществлять в двух основных направлениях:

в отношении физических и юридических лиц, а именно для корпоративных клиентов, работающих по официальному прейскуранту санатория, должен нормироваться максимальный размер скидки 30%, для физических лиц должна предусматриваться максимальная скидка 20%;

разработать гибкие ценовые предложений для постоянных клиентов санатория, направленные на сохранение и расширение базы постоянных гостей, повышение лояльности;

разработать эффективную рекламную стратегию, ориентированной на удержание и фиксацию уже имеющихся клиентов и на привлечение новых;

требуется на базе лечебного отделения открыть косметический кабинет.

8. Анализ внутренней и внешней среды, конкурентных возможностей в ООО Санаторий «Алтайский замок» должны быть ориентированы на формирование и развитие преимуществ санатория, повышение качества оказываемых услуг, повышение квалификации работников, особенно медицинского персонала. В конечном итоге - на удовлетворение потребностей клиентов в качественном санаторно-курортном лечении.

9. В ходе анализа внутренней среды предприятия были выявлены негативные тенденции в финансовом состоянии ООО Санаторий «Алтайский замок» и их усиление за последние три года. Компании не хватает высоколиквидных средств, санаторий отличается неустойчивым финансовым положением. Оно обусловлено недостатком собственного капитала и высокой долей заемных средств. Необходимо разработать мероприятия по повышению финансовой устойчивости для данного предприятия, предложить рекомендации в данной области.

10. Были разработаны рекомендации, направленные на повышение экономической эффективности деятельности ООО Санаторий «Алтайский замок»:

формирование бюджетов предприятия (можно ограничиться прогнозного баланса, бюджета движения составлением мастер-бюджета денежных средств и бюджета доходов и расходов, бюджетов ключевых 75 производственных подразделений, а также сформировать бюджеты дебиторской и кредиторской задолженностей и движения сырья и материалов);


внедрение новых форм расчетов с контрагентами (бартер и взаиморасчеты);

ужесточение контроля всех видов издержек;

сокращение издержек на оплату труда;

проведение ограниченных маркетинговых исследований в целях определения емкости рынка, оценки возможности увеличить объемы продаж и отпускные цены;

выделение групп услуг, приносящих фирме наибольшую прибыль;

пересмотр ассортиментной и ценовой политик фирмы;

структурирование дебиторов по срокам платежа;

мероприятия по оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности;

внедрение финансового контроллинга.

11. Далее рассчитан экономический эффект для рассматриваемого предприятия в части реализации предложенных мероприятий, который будет получен за счет экономии ресурсов, в том числе за счет:

рационального использования материальных ресурсов;

оптимизации заработной платы;

внедрения финансового контроллинга.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Акер, Д.А. Стратегическое управление: цели и задачи организации. - СПб: Питер, 2015. – 123 с.

2. Алиев, В.Г. Теория организации: учебник / В.Г. Алиев. - М.: Экономика, 2016. - 429 c.

3. Ашмарина, С.И. Менеджмент: учебник / Под редакцией С.И. Ашмариной. - М.: КноРус, 2015. – 499 с.

4. Балашов, А.П. Теория организации: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 c.

5. Баринов, В.А., Харченко, В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 237 с.

6. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 365 c.

7. Баумгартен, Л.В. Методы анализа макросреды организации, основанные на группировке факторов / Л.В. Баумгартен // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2015. – №2. – С. 22-30.

8. Бердников, А.А. Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции организации // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 327-330.

9. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие /Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 215 с.

10. Бурганова, Л.А. Теория управления: Учебное пособие /Бурганова Л.А. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 153 с.

11. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник для вузов / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 502 с.

12. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2014. – 302 с. 78

13. Гвозденко, А.Н. SWOT-анализ: методики проведения и возможности применения на российских предприятиях / А.Н. Гвозденко // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2016. - № 2. - С. 144-156.