Файл: Теория менджмента. Анализ внешней и внутренней среды организации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, предприятие в исследуемом периоде имеет неустойчивое финансовое положение, в первую очередь ему не хватает высоколиквидных активов. На основании рассмотренных коэффициентов в таблице 2.5 можно сделать выводы о том, что финансовое положение ООО Санаторий «Алтайский замок» за 2017-2019 гг. довольно неустойчивое.

Таблица 2.5 Коэффициенты финансовой устойчивости ООО Санаторий «Алтайский замок» за 2017-2019 гг

Показатель

Оптим.

2017

2018

2019

Коэффициент автономии

>=0,5

-0,6

-0,8

-0,3

Коэффициент финансовой устойчивости

>=0,5

0,7

0,5

0,6

Коэффициент финансовой зависимости

<0,7

1,6

1,8

1,3

Коэффициент финансирования

>=1,0

-0,4

-0,4

-0,2

Коэффициент маневренности собственного капитала

>0,5

-9,4

-10,4

-6,1

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами

>0,1

-1,8

-1,6

-0,8

Финансовый рычаг

<=1

-2,7

-2,3

-4,6

Коэффициент финансовой устойчивости соответствует нормативным значениям, это означает, что оперативная деятельность финансируется в полной мере за счет собственных и заемных средств предприятия. Между тем, величина коэффициента финансирования предприятия значительно ниже норматива, равного 1, это свидетельствует о низкой степени платежеспособности санатория. Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственного капитала используется в качестве источников финансирования оборотных активов. Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, оборотный капитал финансируется в большей степени за счет заемного капитала. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами также должен быть больше чем 0,1 (в нашем случае он ниже норматива). Коэффициент финансовой зависимости выше нормативного значения, следовательно, организация зависит от заемных средств.

Таким образом, к концу анализируемого периода у предприятия нет возможностей по привлечению дополнительных заемных средств без риска 46 потери финансовой устойчивости. Степень финансовой устойчивости ООО Санаторий «Алтайский замок» за 2017-2019 гг. можно характеризовать как «неустойчивое финансовое состояние».


Также следует проанализировать показатели деловой активности коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторскойпредприятия задолженности (таблица 2.6).

2.3 Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Рынок санаторно-курортных услуг включает многочисленные и разнообразные по профилю санаторно-курортные учреждения, туристские фирмы, гостиничные предприятия, различные организации. Они имеют целью проведение восстановительного лечения, организацию оздоровительного отдыха, увлекательных туристических туров, экскурсионную деятельность и разнообразного лечебного питания отдыхающих.

ООО Санаторий «Алтайский замок» осуществляет свою деятельность на следующих рынках санаторно-курортных услуг:

1. мировой - это все лечебные курорта мира – Чехия, Черногория, Болгария и т.д.;

2. федеральный – это все российские лечебные курорты – Крым, Краснодарский край и т.д.;

3. региональный – местные санатории отдельных регионов;

4. местный – рынок курорта Белокуриха.

Учитывая свое уникальное географическое местоположение, курорт Белокуриха является уникальным курортом Сибири. Благодаря этому Алтайский край входит в пятерку ведущих регионов по количеству отдыхающих в санаторно-курортных учреждениях наряду с Краснодарским и Ставропольским краями, Московской областью и Республикой Башкортостан.

Санаторно-курортный комплекс Алтайского края представлен 44 организациями. 8 учреждений являются детскими санаторно-курортными организациями (5 детских санаториев, 1 санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия и 1 санаторный детский дом). Общее число мест единовременного размещения в санаторно-курортных учреждениях Алтайского края составляет 8,9 тысяч.

В свою очередь, самым важным природным лечебным фактором курорта Белокуриха являются азотно-кремнистые термальные воды с содержанием радона из естественных источников. Термальные воды по своим лечебным и химическим свойствам отличаются от минеральных источников других курортов высокой эффективностью. Сформировались направления профиля курорта: заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, эндокринной системы и обмена веществ, кожи, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, урологические, гинекологические, профессиональные заболевания, лор болезни, педиатрия.


Белокуриха сегодня – многопрофильный бальнеоклиматический курорт с современными корпусами лечебно-профилактических учреждений, оснащенными современными технологиями, с высоким уровнем подготовки специалистов по лечению и профилактике многочисленных заболеваний. В настоящее время здесь созданы все условия для лечения, оздоровления и активного отдыха.

В Белокурихе 15 санаторно-курортных учреждений, которые могут принять единовременно около 5 тысяч отдыхающих. Крупными санаториями являются АО «Курорт Белокуриха», АО «Санаторий «Рассия», АО «Санаторий «Алтай» и др. Основными конкурентами ООО Санаторий «Алтайский замок» на рынке санаторно-курортных услуг являются региональные курорты с аналогичными видами услуг, курорты Черноморского побережья, санатории Крыма, зарубежные курорты.

Ближайшие конкуренты - это санатории, ведущие деятельность на территории Белокурихи, такие как «Алтай», «Рассия», «Курорт Белокуриха», «Родник Алтая», «Центросоюз». Все санатории имеют собственную лечебную базу и специализируются на профилактике и восстановительном лечении заболеваний, традиционных для курорта Белокурихи

Также на территории курорта ведут свою деятельность такие санатории и пансионаты как: «Эдем», «Беловодье», «Белокур», «Кедровый», «Аврора».

Основными факторами риска во внешней среде являются:

  • возрастающая конкуренция;
  • демпинг цен на путевки;
  • ограничение или упразднение источников финансирования в виду сокращения социальных программ предприятиями-контрагентами;
  • снижение покупательской способности населения РФ;
  • отток квалифицированных кадров.

К числу прочих факторов риска относится – нежелание многочисленных собственников санаторно-курортных комплексов принимать участие в долевом финансировании развития инфраструктуры курорта.

Таким образом, в связи с возрастающей конкуренцией со стороны региональных курортов и курортов зарубежных стран, таких как Греция, Израиль, Вьетнам, Китай, Таиланд, Тунис, Болгария, Обществу, для сохранения лидирующих позиций на рынке санаторно-курортных услуг, необходимо постоянно наращивать свои конкурентные преимущества.

Текущая деятельность предприятия сопряжена с риском стабильности и устойчивости фирмы, которая аккумулирует факторы риска по отдельным функциональным направлениям текущей деятельности.

Наиболее существенными являются производственные и финансовые риски. Оба эти риска имеют стратегическое значение для предприятия, последствия от них оказывают существенное влияние на экономические и финансовые результаты деятельности, от них зависит экономическая безопасность предприятия.


Производственные риски определяются структурой активов, в которые вложен капитал. Производственные риски возникают под воздействием следующих факторов:

снабженческих (несвоевременная, неполная, некачественная поставка продуктов питания, материалов, других материальных ценностей;

неоптимальное обеспечение потребностей производственного процесса запасами);

хозяйственных (некачественное оказание услуг (выполнение работ),недобросовестное использование материальных ценностей при оказании услуг (выполнении работ);

сбытовых (возникновение дебиторской задолженности, поиск дополнительных источников финансирования деятельности).

Факторы влияния внешней финансовой среды следующие:

1) непрямого влияния:

уровень и темп инфляции, девальвация рубля, динамика валютных курсов, учетной ставки, неопределенность экономической обстановки, динамика экономического развития страны, региональная экономическая политика, общий инвестиционный климат в стране, политика государства в области налогообложения, покупательская способность населения, изменения, связанные с внедрением инноваций;

2) непосредственного влияния: конъюнктура и прозрачность финансового, кредитного, товарного и страхового рынков;

4) характер, уровень и стабильность коммерческих связей с поставщиками, покупателями, финансовыми институтами; повышение тарифов на перевозки, электроэнергию, другие услуги; ошибочный выбор целевого сегмента; уровень доходности инвестиционных проектов.

Факторы влияния внутренней финансовой среды: риск роста затрат; амортизационная, налоговая, дивидендная, инвестиционная политика акционерного общества; политика управления прибылью, оборотными активами, денежными потоками, финансовыми рисками; структура капитала компании; средневзвешенная стоимость капитала; структура инвестиционного портфеля; уровень самофинансирования инвестиций; уровень кредитоспособности компании и состав ее финансовых обязательств; инструменты контроллинга, применяемые в Обществе.

На современном этапе к числу основных видов финансовых рисков предприятия относятся: риск снижения финансовой устойчивости, по степени опасности играет ведущую роль – генерирует угрозы банкротства предприятия; риск неплатежеспособности предприятия, порождается разбалансированностью положительного и отрицательного денежных потоков предприятия во времени, по своим финансовым последствиям относится к числу наиболее опасных;


инвестиционный риск, связан с возможной потерей капитала, относится к группе наиболее опасных финансовых рисков;

инфляционный риск, инфляция обесценивает реальную стоимость капитала и ожидаемых доходов от осуществляемых финансовых операций; в современных условиях носит постоянный характер, в финансовом менеджменте ему должно уделяться постоянное внимание.

Далее представлен PEST-анализ факторов макросреды ООО Санаторий «Алтайский замок» (таблица 2.7). На основе экспертного метода присваиваются качественные оценки (если влияние очень слабое, присваивается балльная оценка 3, если существенное - 5, значительное - 7, высокое (сильное) – 9).

Таблица 2.7 PEST-анализ факторов макросреды ООО Санаторий «Алтайский замок»

Полученные оценки важности факторов макросреды ООО Санаторий «Алтайский замок» откладываются по оси ординат и получается профиль внешней среды (рис. 2.2).

Рис. 2.2 - Профиль внешней среды ООО Санаторий «Алтайский замок»

В целях анализа внешней и внутренней среды предприятия следует провести анализ деловой среды и рынка в рамках SWOT-анализа всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой действует предприятие, и оценки видов возможностей и угроз, с которыми оно может столкнуться (таблица 2.8).

Возможности:

-привлечение новых клиентов; -дальнейшее расширение гостиничного и медицинского комплексов;

-положительная экономическая динамика в сфере санаторнокурортного бизнеса.

Угрозы:

-существенная конкуренция в сфере санаторнокурортного бизнеса;

-падение спроса вследствие ухудшения экономической ситуации в регионе и в целом по стране.

Сильные стороны:

-улучшенное оснащение номерного фонда;

-удобное расположение гостиницы;

- сравнительно невысокие цены на услуги проживания;

-наличие дополнительных услуг (кафе-бар, бильярд, бассейн и др.);

-высокий сервис и качество обслуживания

«Силы и возможности»:

1. Доступные цены, предоставление скидок постоянным клиентам, дальнейшее развитие номерного фонда и новых методов лечения, расширение дополнительных услуг позволит увеличить долю на рынке г. Белокуриха и, соответственно, объемы продаж.

2. Высокое качество обслуживания даст дополнительные преимущества по сравнению с конкурентами

«Силы и угрозы»:

1. Высокий сервис, умеренные цены позволят снизить риск невостребованности услуг и минимизировать влияние конкуренции на данном сегменте рынка.

2. Расширение дополнительных услуг (например, открытие современного косметического кабинета) ослабит конкуренцию со стороны других санаториев.

Слабые стороны:

-ограниченный размер капитальных вложений для дальнейшего развития;

-слабая рекламная деятельность;

-недостаточное использование скидок и акций;

-дополнительные услуги требуют расширения площадей санатория.

«Слабости и возможности»:

1. Рекламная активная кампания, акцентирующая внимание на качестве услуг, подчеркивающая престиж санатория, ориентированная на привлечение новых клиентов. 2. Создание резервного фонда, формируемого за счет чистой прибыли, для целей дальнейшего расширения санатория.

«Слабости и угрозы»:

1. Необходимо быстрое реагирование на внешние угрозы посредством изучения потребностей клиентов, конкурентной среды.

2. Экономное расходование средств без ухудшения качества обслуживания.