Файл: СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ ( Сущность и классификация счетов бухгалтерского учета ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что касается организации налогового учета, то в соответствии с действующим налоговым законодательством система двойной записи и план счетов налогового учета не предусмотрены. Вместе с тем, для осуществления контроля за ведением налогового учета, состояния расчетов по налогам и сборам, ведения раздельного налогового учета, получения исчерпывающей информации об объектах налогового учета организации могут использовать собственные счета. Вообще, по мнению многих экономистов, необходимо максимальное сближение бухгалтерского и налогового учета.

Так, в монографии П.А. Васильева и Т.Ю. Васильевой «Совершенствование современных подходов к экономической оценке и развитию налогового потенциала региона» обоснована необходимость сближения бухгалтерского и налогового учета: «Для ограничения теневого сектора государственная политика должна ориентироваться на твердое и последовательное проведение в жизнь принятых законов (в том числе направленных на максимальное сближение бухгалтерского и налогового учетов), а не на детализацию и усложнение налоговых законов и инструкций» [20, с. 199].

Ярким примером использования счетов налогового учета в российских организациях является разработанная компанией «1С» система таких счетов, например [20, с. 199]: КВ – Амортизационная премия; МЦ – Материальные ценности в эксплуатации; НЕ – Доходы и расходы, не учитываемые для целей налогообложения; РВ – Розничная выручка; УСН – Вспомогательные счета по упрощенной системе налогообложения.

Аналогичным образом можно внедрить отдельную систему счетов для управленческой бухгалтерии и разработать детальные процедуры ее увязки с показателями финансовой бухгалтерии, внести изменения в компьютерные программы для бухгалтерского учета и т.д.

Таким образом, целью плана счетов как общеметодологического документа является обеспечение всестороннего, взаимосвязанного и единообразного отражения однородных фактов хозяйственной деятельности. Достижение этой цели позволит в последующем упростить разработку методических указаний и положений по учету и отчетности и предусмотреть в них единообразные схемы отражения хозяйственных операций в разных отраслях народного хозяйства [20, с. 200].

Бухгалтерский учет, план счетов, финансовый контроль современных условиях, когда органы государственного финансового контроля периодически фиксируют факты злоупотреблений, коррупции, нарушения бюджетного и налогового законодательства, в полной мере раскрывается значение, сущность бухгалтерского учета, как фундамента организации контроля. Постоянное совершенствование планов счетов бухгалтерского учета, его программного обеспечения позволяет обеспечить необходимую детализацию учетных операций с отражением оснований их записи [14, с. 87].


Известно, что система двойной записи в бухгалтерском учете требует постоянного совершенствования с целью более точного и прозрачного отражения фактов хозяйственной деятельности. Поэтому Минфином РФ достаточно регулярно вносятся дополнения, изменения в «отраслевые» планы счетов бухгалтерского учета для того, чтобы обеспечивать максимальную прозрачность, достоверность учтенных операций, которые особенно необходимы для финансового контроля. Например, определены особенности в применении планов счетов бухгалтерского учета для автономных, бюджетных, казенных учреждений, для кредитных и страховых организаций и для учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Пионерами в применении кардинально нового плана счетов бухгалтерского учета были кредитные организации, для которых Центральный банк России утвердил план счетов, в котором счетам первого порядка были присвоены трехзначные значения, а счетам второго порядка - пятизначные. Бухгалтерский учет операций осуществляется на лицевых счетах, которым присваиваются двадцатизначные номера, существенно облегчающие процедуру внутреннего контроля и внешнего аудита за совершаемыми операциями.

Начиная с начала 2000 года особенно заметные изменения происходили в плане счетов бюджетных учреждений [14, с. 88].

До этого в течение нескольких десятилетий применялся очень простой план счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, его структура была схожа с планом счетов для коммерческих организаций. Такой план счетов не обеспечивал детализацию учета операций и их связь с бюджетной классификацией. Длительное время невозможно было применять программы бухгалтерского учета в бюджетной сфере, что затрудняло процесс бюджетного контроля [14, с. 89].

Главная задача совершенствования плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях преследовала обеспечение учета доходов и расходов в соответствии с бюджетной классификацией, с детализацией по субсчетам. Такой принцип построения плана счетов существенно позволил повысить качество и прозрачность бюджетной отчетности, решить ряд задач бюджетного контроля.

В 2011 году единый план бюджетного учета был дополнен «специальными» планами для автономных, бюджетных и казенных учреждений, в которых учитывалась специфика принципов финансирования, порядок контроля за расходованием бюджетных средств. Например, в плане счетов для автономных учреждений предусмотрено обязательное применение в счетах КОСГУ только по учету доходов и расходов, необязательно их использовать по учету нефинансовых активов, денежных средств, расчетов с дебиторами, расчетов с подотчетными лицами и др. [14, с. 89]


В плане счетов для казенных учреждений предусмотрены счета для учета нефинансовых активов имущества казны. Приказом Минфина от 31.12.2015г № 227-н, в план счетов для бюджетных учреждений и инструкцию по его применению внесены существенные изменения и дополнения, которые стали действовать с января 2016г., за исключением порядка нумерации счетов в 5-14 разрядах, который вводится с января 2017г. По-новому назван ряд синтетических счетов, отдельные счета дополнены новыми строками в плане, некоторые названия счетов исключены и заменены новыми. В новой редакции изложен 5 раздел плана «Санкционирование расходов» [3].

Достаточно много изменений редакционного и содержательного характера внесено в порядок учета основных средств, капитальных вложений, материальных запасов, готовой продукции, денежных средств и др. все изменения и уточнения направлены на более полную детализацию учетных операций, которая необходима для осуществления государственного и муниципального финансового контроля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перед бухгалтерским учетом в настоящее время стоит важнейшая задача быстрого реагирования на динамику окружающей действительности и отражения таких изменений для формирования точной информации о состоянии деятельности экономических субъектов. Особенную актуальность имеют проблемы изучения и анализа составляющих элементов метода современного бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете применяется большое количество счетов. Для того чтобы эти счета можно было правильно применить их записывают в плане счетов. План счетов включает в себя перечень счетов, которые необходимы для учета хозяйственных операций в соответствии с их экономическим содержанием. В план записываются счета по однородным признакам в восемь разделов. Отдельно перечислены забалансовые счета. Каждый счет имеет двухзначный шифр. Большинство счетов имеет субсчета, которые называются счетами второго порядка.

Использование бухгалтерских счетов связано с облегчением трудоемкости работ бухгалтера, сокращением его затраченного времени на ведение учета, правильностью формирования бухгалтерской отчетности организации, облегчением внедрения в организации автоматизированной системы учета и отчетности.

Бухгалтер может получить исчерпывающую информацию о любом объекте учета, его состоянии и движении за любой период времени. В связи с этим возникает возможность оперативно обрабатывать информацию о финансовом и имущественном состоянии предприятия и проводить экономический анализ его деятельности. На основе типового плана счетов каждая организация обязана сформировать рабочий план счетов в зависимости от специфики своей деятельности, в котором указывается перечень используемых синтетических счетов с субсчетами и аналитическими счетами. Причем перечень аналитических счетов организация вводит самостоятельно, а дополнительные синтетические счета можно вводить только по согласованию с Министерством финансов РФ.


Известно, что система двойной записи в бухгалтерском учете требует постоянного совершенствования с целью более точного и прозрачного отражения фактов хозяйственной деятельности. Поэтому Минфином РФ достаточно регулярно вносятся дополнения, изменения в «отраслевые» планы счетов бухгалтерского учета для того, чтобы обеспечивать максимальную прозрачность, достоверность учтенных операций, которые особенно необходимы для финансового контроля. Например, определены особенности в применении планов счетов бухгалтерского учета для автономных, бюджетных, казенных учреждений, для кредитных и страховых организаций и для учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 № 117 - ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2018)
  2. О бухгалтерском учете: федер. закон [принят Гос. Думой 06.12.2011 № 402-ФЗ] [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.cоnsultаnt.ru. (ред. от 31.12.2017)
  3. План счетов бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению. Приказ Минфина № 94н от 31 октября 2000г.
  4. Азиева З.И. Организация аналитического и синтетического учета / Азиева З.И., Кашина А.О., Торосьян А.Г. // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 10. - С. 421- 425.
  5. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учёта: учеб. пособие. – 8-е изд., перераб. и доп. / В. П. Астахов. – М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2014. – 608 с.
  6. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / М.П. Переверзев, А.В. Лунева. Под общ. ред. М.П. Переверзева.- М.: ИНФРА-М, 2016. - 240 с.
  7. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник/ М.Д.Акатьева, В.А.Бирюков - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 252 с.
  8. Захаров И.В., Калачёва О.Н. Бухгалтерский учёт и анализ. Учебник для академического бакалавриата / Под ред. И. М. Дмитриевой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 423 с.
  9. Керимов, В.Э. Бухгалтерский учет: Учебник для бакалавров, 6-е изд., изм. и доп.(изд:6) / В.Э. Керимов. - М.: ИТК Дашков и К, 2015. - 584 c.
  10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / Н.П. Кондраков. – М.: 2013. – 631 с.
  11. Костюкова Е. И., Тунин С. А., Манжосова И. Б. Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие. М. : КНОРУС, 2014. - 408 с.
  12. Лебедев, К.Н. Проблемы действующей номенклатуры счетов бухгалтерского учета// Все для бухгалтера.- 2015.- №3. - С. 21- 29
  13. Лытнева Н.А., Малявкина Л.И., Федорова Т.В. Бухгалтерский учет Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Форум, Инфра-М, 2015. - 512 с.
  14. Миславская, Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник для бакалавров / Н.А. Миславская, С.Н. Поленова. - М.: Дашков и К, 2016. - 392 c.
  15. Палий В. Ф.Теория бухгалтерского учёта: Современные проблемы / В. Ф. Палий. – М.: Бухгалтерский учёт, 2016. – 188 с.
  16. Полковский А.Л. Бухгалтерское дело Учебник для бакалавров /под ред. проф. Л. М. Полковского. — М.: Дашков и К°, 2014. —288 с.
  17. Погорелова М.Я. Бухгалтерский (финансовый) учет: Теория и практика: Учебное пособие / Погорелова М.Я. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА - М, 2015. - 331 с.
  18. Сигидова Ю.И., Ясменко Г.Н. Бухгалтерский финансовый учет:учеб. Пособие/ Под ред. Ю.И.Сигидова, Г.Н.Ясменко. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 367с.
  19. Тебекин, А.В. Бухгалтерский учет и аудит / А.В. Тебекин. - М.: КноРус, 2014. - 592 c.
  20. Хазматов В. А., Эскирханов Х. А. Проблемы учета, аудита и анализа В организации / Хазматов В. А., Эскирханов Х. А.// Аллея науки - 2018 - № 4 (20) – С. 197-200.