Файл: Выбор стиля руководства организацией..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Для эффективного управления руководителю, менеджеру необходимо иметь представление о современных классификациях стилей лидерства и управления, различных возможных моделях поведения руководителя. Формирование и функционирование, как формальной структуры организации, так и неформальной, социально-психологической, структуры рабочей группы, коллектива непосредственно связаны с выдвижением руководителей в организации (ее подразделениях) и лидеров в малых группах и в целом в коллективе.

Актуальность выбора темы данной курсовой работы заключается в том, что эффективность организации во многом определяется личностью руководителя и его стилем руководства. Стиль руководства характеризует отношения в структуре руководитель–подчиненный, определяется как система управленческих методов, которая устоялась в результате постоянного использования в практической деятельности руководителя. Стиль руководства – это характеристика аппарата управления организацией. Для достижения эффективного управления организацией, необходимо иметь представление и знать о современных разновидностях и классификациях стилей руководства.

У каждого стиля руководства есть свои преимущества и недостатки. В этой курсовой работе рассмотрю стили руководства, и характерные черты стилей руководства, а также преимущества и недостатки каждого.

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических аспектов стилей и типов руководства, а так же анализа стилей руководства на примере ЗАО «Свет» и разработке рекомендаций и мероприятий по совершенствованию их в организации. 

Объект исследования – стили управления в организации.

Предметом исследования теория и практика стилей руководства, их достоинства и недостатки.

Поставленная цель определяет для решения следующие задачи.

1. Изучить понятие стиля руководства и факторы формирования;

2. Описать стили руководства организацией;

3. Сделать анализ стиля руководства, применяемого в организации ЗАО «Свет»

3. Предложить мероприятия по управлению пероналом в ЗАО «Свет»

В работе используются труды Аверченко Л.К, Бракова А.Е., Виханского О.С., Наумова А.И., Дафта Р., Еропкина А.М., Мильнер Б.З. и других авторов.

Работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав, заключения, списка литературы.
В соответствии с поставленными задачами в работе использовались такие методы как системный и структурно-функциональный.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие и модели лидерства

Руководитель — формальный, но не всегда фактический лидер. Его управленческие функции обусловлены назначением на должность или добровольным возложением на себя обязанностей при условии владения компанией. Формирование стиля руководства обусловлено видом коллектива, срочностью задач, условиями выполнения. Большое значение имеет наработанный опыт, личностные качества, темперамент, вид нервной системы. На выбор влияют конкретные ситуации, профессиональная подготовка сотрудников, уровень мотивации. [5, с. 115]

     Стиль лидерства (управления) - это " устойчивая система средств, методов и форм воздействия руководителя на коллектив организации, направленная на выполнение миссии организации и определяемая объективными субъективными факторами управленческого процесса” [7, с. 65], иными словами, это типичный тип поведения руководителя по отношению к подчиненным в процессе достижения поставленной задачи.

Стиль лидерства - это индивидуальное явление, определяемое специфическими особенностями личности, отражающее особенности работы с людьми, технологии принятия решений. [19, С. 10].

Факторы лидерства: последователи, а не лидер или кто-либо другой, определяют, является ли лидер успешным. Если они не доверяют или не доверяют своему лидеру, то они не будут вдохновлены. Чтобы добиться успеха, вы должны убедить последователей и ваше начальство.

     Работники - разные люди требуют разных стилей руководства. Например, человек, у которого отсутствует мотивация, требует иного подхода, чем человек с высокой степенью мотивации. Вождь должен знать свой народ. Фундаментальной отправной точкой является хорошее понимание человеческой природы, таких как потребности, эмоции и мотивация.

     Модели Лидерства:

1. Структурное строение. В ситуации эффективного лидерства лидер-это социальный архитектор, стиль руководства которого-анализ и дизайн. Находясь в неэффективной ситуации лидерства, лидер - мелкий тиран, чей стиль руководства-детали. Структурные лидеры фокусируются на структуре, стратегии, окружающей среде, реализации, экспериментировании и адаптации. [8, с. 91]


Структура человеческих ресурсов-в ситуации эффективного лидерства лидер является катализатором и слугой, чей стиль лидерства - поддержка, защита и расширение прав и возможностей, в то время как в ситуации неэффективного лидерства лидер является слабостью, чей стиль лидерства-отказ и мошенничество. Кадровые лидеры верят в люди и распространяют эту веру; они видны и доступны; они расширяют возможности, расширяют участие, поддерживают, обмениваются информацией и облегчают принятие решений в организации. [16, с. 47]

2. Политическая рамка. В ситуации эффективного лидерства лидер-это защитник, стиль руководства которого - коалиция и построение. В ситуации неэффективного лидерства лидер-это мошенник, чей стиль руководства -манипуляция. Политические лидеры объясняют, чего они хотят и что они могут получить; они оценивают распределение власти и интересов; они устанавливают отношения с другими заинтересованными сторонами, сначала используют убеждение, а затем используют переговоры и принуждение только в случае необходимости. [16, с. 48]

3. Символические рамки. В ситуации эффективного лидерства лидер-это пророк, стиль руководства которого-вдохновение. В ситуации неэффективного лидерства лидер-фанатик или дурак, чей стиль руководства-дым и зеркала. Символические лидеры рассматривают организации как сцену или театр для того, чтобы играть определенные роли и давать впечатления; эти лидеры используют символы для привлечения внимания; они пытаются формировать опыт, предоставляя правдоподобные интерпретации опыта; они открывают и передают видение.

     Для эффективного управления организационным поведением руководителя менеджеру необходимо иметь представление о современных классификациях стилей лидерства и управления, различных возможных моделях поведения руководителя. Формирование и функционирование как формальной структуры организации, так и неформальной, социально-психологической, структуры рабочей группы, коллектива напрямую связано с выдвижением лидеров в организации (ее подразделениях) и лидеров в малых группах и в целом коллективе. [22, с. 49]

Руководитель - должностное лицо, на которое официально возложены функции по управлению коллективом и организации его деятельности.

1.2. Понятие и классификация стилей руководства

     Стиль руководства (управления) - это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых задач и выработки управленческих решений с учетом особенностей взаимодействия должностных лиц, подчиненных данному руководителю. Стиль руководства определяется особенностями властно-управленческих отношений руководителя и членов коллектива при подготовке, принятии и реализации управленческих решений. [4, с. 61]


     Стиль лидерства - это система методов воздействия, воздействия на последователей, других членов группы, характерных для лидера.

     Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние может быть оказано через идеи, устное и письменное слово, эмоции и т. д. [14, с. 109]

     Лидер и начальник - это не одно и то же. Разница такая же, как между формальными и неформальными группами. Лидер - это человек, который по отношению к группе может рассматриваться как ее зеркало. Это может быть только тот, кто несет в себе черты, которые приветствуются и одобряются именно в этой группе. Поэтому перевод лидера в другую группу или назначение его сверху в качестве начальника, далеко не всегда эффективны. Для успешной работы руководителя, менеджеров по формированию организационного поведения, управлению поведением организации, обеспечению лидерства в организации важно определить, оценить управленческие возможности, лидерство и стили лидерства, а также выбрать наиболее эффективные из них. [24, с. 147]

     Стиль руководства определяется рядом факторов: типом личности руководителя, уровнем его образования, накопленным опытом, условиями работы организации, этапом развития коллектива. Тип личности и темперамент во многом определяют форму общения между руководителем и подчиненными. Образование вносит существенные коррективы в естественную задатки и склонности человека, определяет развитие способностей, черт характера и отношения человека к делу, к другим людям, к самому себе, его волевых, интеллектуальных и эмоциональных черт. [19, с. 74]

Накопленный начальником опыт позволяет более эффективно разрешать различного рода ситуации и конфликты. Условия работы организации, подразделения диктуют необходимость выбора той или иной, более жесткой (например, при сжатых сроках, нехватке ресурсов) или более демократичной, формы поведения руководителя. [25, с. 103]

    Чем более зрелой и развитой является команда, тем больше свободы в регулировании ее деятельности и в использовании элементов управления. [25, с. 103]

Эффективность стиля руководства определяется:

- экономические показатели деятельности организации;

- психологический климат в коллективе;

- текучесть кадров;

- исполнительская дисциплина;

- уровень конфликтности в коллективе. [21, с. 32]

     В зависимости от направленности начальства — на интересы бизнеса или взаимоотношения с людьми — можно построить “управленческую матрицу” (впервые описанную в 1960-х годах американскими психологами Робертом Блейком, Джейн Мутон), выделив 5 типов лидеров. Эта модель также называется "сетка управления”, или "сетка управления сеткой". Эта модель представляет пять основных типов управленческого поведения. Действия лидера осуществляются в двух основных измерениях:


- забота о производстве (ось Х) - величина “Р" (производство) по горизонтали количественно отражает направленность руководителя на достижение производственных целей, опору на формальную организацию и власть лидера;

- забота о людях (ось Y) - значение "L" (люди) по вертикали количественно отражает направленность в процессе лидерства на формирование и развитие личности. поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, на людях. [8, с. 67]

Точка пересечения перпендикуляров, проведенная на графике из полученных значений "L" и "P", определяет конкретное значение количественной оценки стиля лидерства. Этот рейтинг лежит в пределах 4 экстремальных стилей. На самом деле лидер самоустраняется от работы, пускает все на самотек и просто тратит время на передачу информации от своих руководителей подчиненным и наоборот. Реддин выдвигает гипотезу, что все четыре типа стилей могут быть эффективными и неэффективными в зависимости от конкретной ситуации, в которой они должны проявить себя. Ситуация может быть описана через воздействие:

1. Организационная структура и организация климата.

2. Метод работы, требования задачи.

3. Начальства.

4. Коллеги по работе. [15, с. 50]

5. Подчиненные [15, с. 53]].

     Таким образом, единого правильного стиля лидерства не существует, и разные ситуации требуют разного поведения лидера. Существует четыре основных типа стилей лидерства:

- Процессно-ориентированный менеджер опирается в первую очередь на метод, методы, систему и предпочитает стабильную среду;

- Менеджер, ориентированный на взаимоотношения, делает акцент на хороших межличностных отношениях и учитывает потребности сотрудников;

- Лидер, ориентированный на интеграцию, стремится к единому, равному вниманию к человеку и задачам. [21, с. 82]

     Типы стилей руководства:

1. Демократическое лидерство обычно эффективно.

Демократическое лидерство - именно так оно и выглядит - лидер принимает решения, основываясь на вкладе каждого члена команды. Хотя он или она делает последний звонок, каждый сотрудник имеет равное право голоса в направлении проекта.

     Демократическое лидерство является одним из наиболее эффективных стилей руководства, поскольку оно позволяет сотрудникам более низкого уровня осуществлять полномочия, которые им необходимо будет разумно использовать на будущих должностях. Он также напоминает о том, как решения могут приниматься на заседаниях совета директоров. [7, с. 55]