Файл: Принятие управленческого решения как организационный процесс ( Понятие управленческих решений и требования к ним ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Выбранная мной тема является одной и‏‎‏‎‏‎‏‎‎з актуальных. Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, что‎‏‎‏‎‏‎‎бы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.

Основа принятия управленческих решений – формирование креативного акта определенного субъекта, которым определяется программа деятельности всего коллектива предприятия. Реализация указанных мероприятий направлена на эффективное разрешение возникающих проблемных вопросов с учетом действующего законодательства, закономерностей функционирования самой управляемой системы и соответствующего анализа информации о ее состоянии.

Стратегическая основа принятия управленческих решений заключается в определении мероприятий по достижению целей предприятия на перспективу. При этом административные решения связаны с постоянно возникающими вопросами в пределах организации. Принятие оперативных решений направлено на ежедневные текущие вопросы.

Сложность действительности и решения также связана с наличием и взаимодействием десятков и сотен, явных и косвенных его участников. Координация участников осуществляется путем сопряжения относительно автономных групп, в рамках которых осуществляется создание необходимого их существованию, деятельности и развитию знания. Внутри таких групп осуществляются коммуникативные взаимодействия и повторяющиеся ритуалы создания знаний, наблюдается стабильность культурного поведения и создаваемых смыслов, которые обеспечивают уникальный характер их структурного сопряжения со средой в пространстве интеллектуальной деятельности. Синергетическое взаимодействие знаний различных групп позволяет ставить амбициозные цели, создавать уникальные технологии и оригинальные практики.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере принятия управленческого решения.

Предметом курсовой работы являются процесс принятия управленческих решений.

Цель курсовой работы: исследовать процесс принятия решений в организации.

Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

– рассмотреть понятие управленческих решений и требования к ним;

– изучить виды и типы управленческих решений;


– изучить процесс принятия решений и факторы, на него влияющие;

– исследовать методы и способы принятия решений;

– изучить оценку эффективности управленческого решения;

– выявить пути совершенствования процесса принятия управленческих решений.

1. Теоретические аспекты управленческих решений

1.1 Понятие управленческих решений и требования к ним

В настоящее время в литературе можно встретить большое количество научно-исследовательских и учебно-методических работ, посвященных теории принятия решений. В них рассматриваются разные теоретические и прикладные вопросы, связанные с подготовкой, обоснованием и принятием управленческих решений. Однако указанная математизация процесса принятия решений сохранилась. Авторы многочисленных учебных пособий по теории принятия решений, предназначенных для студентов экономических специальностей, часто упускают из внимания, что в текущей деятельности организаций математические модели слишком сложны в применении. Такие факторы как неопределенность, отсутствие точных данных для расчета, личность лидера, слабая структуризация проблем могут стать причиной невозможности использования математических моделей при принятии управленческих решений. Очевидно, что настоятельная необходимость развития систем управления и повышения результативности руководства в российских компаниях, а также осознание сложности и критической важности процесса принятия управленческих решений, станут основой для появления новых актуальных работ по теории принятия решений в организациях [4].

Управленческое решение представляет собой результат деятельности руководителя, функциями которого являются анализ информации о состоянии внутренней и внешней среды компании, ее сильных и слабых сторонах и осуществление управленческих решений с целью достижения задач компании. [7, с. 36]

Управленческое решение – основной элемент каждой управленческой функции, поскольку их реализация требует принятия решений (планирование, организация, координация, мотивация и контроль). [19, с. 76]


Потребность в принятии решений вызывается также тем, что каждая организация подвергается воздействию окружающей среды и вынуждена адаптироваться посредством обратной связи. По этой причине решения являются результатами обработки управленцем обратной связи, которая представляет собой информацию о состоянии объекта управления [12, с. 168]

Данная информация представляется в виде отклонений параметров объекта управления от норм, способа их достижения, закрепленного в сознании, в нормативных или распорядительных документах или переданных на исполнение другим сотрудникам.

Управленческое решение – часть любого вида управленческой деятельности (функция, работа, действие), которая часто предшествует действию. Решения внедряются непосредственно перед осуществлением действия, чаще заранее. [20, с. 92]

Решение, как правило, можно представить в виде выбора альтернативы. Окружающей действительностью редко создаются условия, жестко диктующие единственно допустимые операции и способы их реализации. В большинстве случаев происходит прямо противоположная ситуация в виде появления большого количества альтернатив, из которых нужно выбрать единственную альтернативу. При этом необходимо обеспечение выбора такого управленческого действия и способов его осуществления, приводящих к эффективному достижению целей компании.

Каждое управленческое решение принимается людьми, поэтому процесс принятие решения – психологический. На принимаемое решение неизбежно влияет психологическое состояние менеджера, его настроение и переживания. Несомненно, что в процессе принятия особенно важных решений, люди должны исключать эмоции и производить действия, основанные на рациональных соображениях. Руководители в процессе оценки результатов работы подчиненных не должны переносить личное отношение на оценку каждого сотрудника. [2, с. 681]

Основные функции управленческого решения:

– реализация повседневных задач, которые обеспечивают эффективную работу компании;

– исключение проблем и расхождений, возникающих при сравнении желаемого и фактического состояния факторов внутренней и внешней среды предприятия;

– использование появившихся перспектив с целью повышения конкурентоспособности компании.

Процесс принятие решений в целом очень прост, важно принять эффективное решение. Эффективность решения определяет результативность управления компанией. Эффект можно рассмотреть, как результат, а эффективность, как результативность, отношение результата к усилиям по его достижению. Результат может быть эффективным, а результативность при этом низкой [13, с. 117].


Вывод: управленческое решение является процессом ежедневного, неизбежного выбора руководителя. Жизненный цикл управленческого решения можно условно разделить на две ключевые части: процесс разработки управленческого решения, процесс внедрения (исполнения) решения. Чтобы принять управленческое решение, руководителю требуется достаточно много времени. Для начала, руководителю нужно оценить все возможности и перспективы этого решения и определиться, нужно ли это предприятию или есть другой выход из сложившейся ситуации. Любая фирма сталкивается с большим количеством рисков, которые влияют на ее развитие и уровень прибыли. В процессе разработки решения руководитель тоже может стать жертвой рисков и отказаться от реализации решения совсем. Если выбор сделан, и руководитель определился в том, что это решение необходимо предприятию, начинается процесс его реализации. Внедрение управленческого решения встречает много трудностей на своем пути.

1.2 Виды и типы управленческих решений

Решения классифицируются по различным признакам (таблица 1). [18, с. 327]

В зависимости от условий, в которых принимаются решения, выделяют:

– решения, принимаемые в условиях неопределенности и риска (некоторые авторы рассматривают их раздельно), т.е. когда необходимо определить вероятность успеха каждой альтернативы;

– решения, принимаемые в условиях определенности, когда менеджер уверен в результатах при реализации каждой альтернативы.

Таблица 1 – Классификация управленческих решений

Содержание

Признак классификации

Виды управленческих решений

Объект управления

Маркетинговые

Производственные

Финансовые

Кадровые

Характер процесса

Интуитивные

Основанные на суждениях

Рациональные

принятия решения

Количество

Альтернатив

Стандартные

Бинарные

Многоальтернативные

Инновационные

Сроки действия

Постоянные (о технике безопасности)

Длительного действия (должностная инструкция)

Периодические (ежеквартальные)

Краткосрочные (диспетчирование);

Разовые (о премировании)

Частота принятия

Решений

Единовременные

Циклические

Частые

Форма

Письменные

Устные

Производственные

Социально-политические

Экономические

Организационные

Технические

Возможность

Автоматизации

Программируемые (связаны с большим объемом информации)

Поддающиеся частичной автоматизации (когда необходимо переработать большой объем информации за короткий срок, автоматизация — в рамках частных задач)

Принимаемые на основе только логического обоснования

Неисследованные (на основе интуиции и опыта работы)

Время наступления последствий для объекта управления

Стратегические Перспективные Текущие Оперативные Стабилизационные

Природа и специфика способов воздействия на объект управления

Политические Экономические Технические

Число субъектов, влияющих на принятие решения

Определяющие 

Конкурентные

Адаптирующие

Технология разработки решения

Организационные (запрограммированные, незапрограм-мированные)

Компромиссы

Прогноз на эффективность

Ординарные (неэффективные, рациональные, оптимальные)

Синергетические

Асинергетические

Степень важности уче­та временных ограничений на разработку, принятие и исполнение решений

Решения в реальном масштабе времени

Решения, принимаемые в течение одного из этапов Решения, не имеющие явных ограничений по времени их принятия

Состав и сложность реализации решений

Простые

Процессные (алгоритмизированные, размытые)

Характер учета изменения условий реализации решения

Гибкие 

Жесткие


По сроку действия последствий решения бывают долго, средне и краткосрочные. По частоте принятия выделяют одноразовые (случайные) и повторяющиеся решения. По ширине обхвата различают общие (касающиеся всех сотрудников) решения и узкоспециализированные. По форме подготовки возможны единоличные, групповые и коллективные решения. [14, с. 148]

По жесткости регламентации выделяют:

– контурные решения, которые приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления;

– структурированные решения, которые предполагают, регламентацию действий подчиненных и инициатива может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов;

– алгоритмические решения, предельно жестко регламентирующие деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу. [11, с. 67]

Процесс выбора опирается на рациональные доказательства, интуитивные представления или на их комбинацию. После осуществления акта принятия решения следует его реализация, поддержка, выделение необходимых ресурсов, разработка концепции обратной связи. В процессе выявления проблемы и принятия решения происходит влияние различных факторов внутренней и внешней среды предприятия. Среди них необходимо, прежде всего, обратить внимание на факторы непосредственной ситуации, которые вызывают принятие решения – это значимость решения и влияние времени. Каждое решение имеет неодинаковую значимость (незначительные, средней важности и наибольшей важности). [4, с. 17]

Относительная значимость решения проявляется в наличии таких критериев как:

– число сотрудников, которые подвергаются действию принятого решения;

– количество потраченных средств и степень воздействия решения на выживание или рентабельность компании;

– время, затраченное руководителями для обоснования и реализации решения. [8, с. 174]

Другой фактор, который оказывает прямое влияние на процесс принятия качественного решения, – это количество времени, затрачиваемое руководителем на принятие решения.

Для успешной деятельности они все одинаково равны, однако, наиболее существенным аспектом работы любого руководителя, как считают многие специалисты в области менеджмента, является функция принятия управленческих решений. Отчасти, это связано с тем, что часть своих полномочий руководитель вполне может передать своим подчинённым, в то время как функцию принятия решений делегировать, таким образом, не получиться, т.к. руководитель сразу потеряет контроль, возможность управлять и перестанет быть руководителем в целом [5, с. 218]