Файл: Организация маркетинга на предприятии (теоретические аспекты) ( Маркетинг и его роль на предприятии ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Маркетинг и его роль на предприятии
1.2 Эволюция взглядов на роль маркетинга в управлении предприятием
2 Теоретические аспекты организации маркетинга на предприятии
2.1 Сущность и задачи маркетингового подхода в управлении предприятием
3 Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия
- суть долгосрочных и краткосрочных целей, маркетинговая стратегия по достижению этих целей;
- количественный состав персонала, необходимый для обеспечения функционирования структуры с соответствующим определением деловых качеств, уровнем подготовки и компетенции этих людей;
- наладка локальных автоматизированных сетей и автоматизация управленческих работ;
- обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми для рентабельного функционирования предприятия.
Путем использования теоретических потоков структура и состава кадров управления организационной на основе сбалансированности рабочих мест по трудоемкости и средствам, необходимым и достаточным для выполнения соответствующих функций [22, c.379].
Подбор и рациональная расстановка кадров в структурных подразделениях организационной структуры:
- оценка их профессионально-квалификационных возможностей с учетом социально-психологических и эстетических характеристик кадров;
- разработка для них должностных инструкций, в которых должны быть ясно выделены функции, средства, обязанности, права, власть и ответственность.
Формирование организационной культуры предприятия в целом и его структурных систем на основе определенных принципов и с учетом факторов, определяющих эту культуру. В итоге направленная организация придает обезличенной структуре управления предприятием свое конкретное "лицо", отражающее стиль и характер управленческих взаимосвязей как внутри его, так и во внешнем проявлении с другими экономическими субъектами хозяйствования.
Комплексность представлений о назначении производственной системы (предприятия); первоочередность определения ценностей и философии данной системы; историчность; отрицание силового воздействия; комплексность оценки — это и есть главные принципы формирующие структуру организации. Наряду с этим необходимо также принимать во внимание ряд определенных признаков организационной культуры, к которым следует отнести:
- социальность культуры, ее регулирующее воздействие на сотрудников предприятия и их взаимоотношения;
- она является результатом человеческих действий, мыслей, желаний;
- она полна традиций, способна изменяться;
- она многогранна и ее нельзя постичь с помощью одного какого-либо подхода;
- она есть результат и процесс и всегда находится в развитии.
Среди основных факторов, оказывающих влияние на организационную культуру, следует учитывать такие как: идейные цели и ценности; выдающиеся личности для подражания; внутренние стандарты и правила; неформальные каналы связей [7, c.46].
Важным аспектом организационной культуры является то, что внутри фирмы она разделится на ряд частных культур. При этом степень дифференциации определяется различиями в решаемых задачах, особенностью организационной подсистемы (отдела, сектора и т.д.), территориальной особенностью.
Главная задача руководства в данном случае будет заключаться в согласовании субкультур с общей организационной культурой для избегания ее негативного влияния на развитие предприятия.
Субкультуры, составляющие общую организационную культуру предприятия, в свою очередь непосредственно связаны с культурой бизнес-коммуникаций, характеризующей нормы поведения, чувства, отношение ценностей людей, работающих в организации. Она оказывает определенное влияние на повседневное взаимодействие всех сотрудников и руководителей и предъявляет к ним соответствующие требования, которые формируют их поведение.
При этом учет личностных качеств индивидуумов, определяющих, наряду с другими, их поведение в организациях, является неотъемлемым условием приведения культуры бизнес-коммуникаций в соответствие с организационной культурой, а, следовательно, — повышения эффективности их функционирования [6, c.21].
Необходимо отметить, что никакая структура управления не является наилучшей, так как у всех могут быть достоинства и недостатки. Следовательно, структура должна периодически анализироваться в связи с ее успехами или неудачами на рынке, и, в случае необходимости, перестраиваться в направлении ликвидации отдельных служб и создания других и т.п., а также изменения ее субкультур и организационной культуры в целом для достижения соответствующих краткосрочных и долгосрочных целей предприятия.
3 Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия
3.1 Маркетинговая деятельность
Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой творческую управленческую деятельность, её задача заключается в развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы путем оценки потребностей потребителей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей. С помощью данной деятельности координируются возможности производства и распределение товаров и услуг, а также определяется, какие шаги необходимо предпринять, чтобы продать товар или услугу конечному потребителю.
Применение маркетинговой деятельности в сегодняшних условиях развития рынка исчерпало хаотичность и попадает под структурирующее и регулирующее воздействие на хозяйственные связи. Сегодня потребитель предъявляет свои требования к продукту, его технико-экономическим характеристикам, количеству, срокам поставки (прежде всего, машин и оборудования) и тем самым создаст предпосылки для распределения рынка между производителями. Возрастает значение конкуренции, борьбы за потребителя. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изучать конкретных потенциальных потребителей и запросы рынка, который продукции.
Маркетинговая деятельность – это комплекс мероприятий, ориентированных на исследование таких вопросов, как [12 с.234]:
- анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят рынки, источники снабжения и многое другое. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или создающие препятствие этому. В результате анализа формируется банк данных для принятия обоснованных маркетинговых решений;
- анализ потребителей, как актуальных, так и потенциальных (которых еще требуется убедить стать актуальными). Этот анализ заключается в изучении демографических, экономических, географических и иных характеристик людей, имеющих право принимать решение о покупке, а также их потребностей и процессов приобретения как нашего, так и конкурирующего товаров;
- исследование существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров или модернизации старых, включая ассортимент их и параметрические ряды, упаковку и так далее...
- устаревшие, не дающие ожидаемой прибыли товары, снимаются с производства и экспорта;
- планирование товарооборота и сбыта, включая создание, если это необходимо, соответствующих сбытовых сетей со складами и магазинами, а так же агентских сетей;
- обеспечение формирование спроса и стимулирования сбыта путем комбинации рекламы, личной продажи, престижных некоммерческих мероприятий («паблик рилейшиз») и разного рода экономических стимулов, направленных на потребителей, агентов и непосредственных продавцов;
- обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на экспортируемые товары, определении «технологии» использования цен, сроков кредита, скидок и т. д.;
- удовлетворение технических и социальных норм страны, импортирующей товары предприятия, что означает обязанность обеспечить должные уровни безопасности использования товара и защиты окружающей среды; соответствие морально-этическим правилам; надлежащий уровень потребительских качеств товара;
- управление маркетинговой деятельностью как системой, то есть, планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.
Для исполнения выше указанных мероприятий приходится принимать во внимание роль тех от кого напрямую зависит эффект проведения маркетинговой стратегии, конкретно производителей и организаций сервиса, а так же оптовые и розничные фирмы [15, c.19].
Хорошо бы выделить выполнение маркетинговых задач, так как ими пожертвовать нельзя.
Маркетинговая деятельность – это не навязывание и «проталкивание» товара, а научно разработанная концепция анализа и учета требований потребителя (покупателя), требований конкретного сегмента рынка, разработка в соответствии с выявленными требованиями нового товара. Это также и система каналов движения товара (посредники, оптовые и розничные торговые фирмы, филиалы, биржи и т. п.).
Обеспечение успеха в продвижении товара и есть наивысшая цель маркетингового развития в настоящее время. Это касается всех сегментов рыночной экономики, так как тем или иным образом большое количество рыночных взаимоотношений зависит именно от развития маркетинговой динамики. И так или иначе все организации рынка в разных областях соприкасаются и зачастую зависят друг от друга [4, c.367].
Маркетинговая деятельность заключается в поиске выгодных компромиссов среди потребностей наших покупателей. В некотором смысле вводит в заблуждение то, что любой маркетинговой деятельности надо начинать непосредственно с изучения спроса потребителя. Деятельность маркетинга может идти в направлении исправления тех или иных ошибок в достижении продвижения спроса, но и изобретения новых, более усовершенствованных продуктов, которые будут не менее интересны потребителю. Но поскольку прямое управление спросом, в отличие от прямого управления продуктами и бизнес-процессами, чаще всего технически невозможно, поскольку подразумевает манипулирование сознанием и мотивацией конечных потребителей, то считается более разумным ориентироваться на существующий спрос и подстраивать под него предложения компании. Но в таком случае маркетинг направлен на спрос и можно сказать, что при наличии спроса все товары в конце концов могут надоесть потребителю тут можно сказать, что маркетинг тормозит прогресс любой отрасли. Но здесь можно сказать о маркетинге в рекламной продукции, для представления чего-то нового и наилучшего и в этом случае так же найдется свой потребитель.
Маркетинговую деятельность можно условно разделить на 4 направления:
- сбор маркетинговой информации о внешней и внутренней среде компании – маркетинговые исследования, конкурентная разведка и т. п.;
- анализ маркетинговой информации и принятие маркетинговых решений (сегментирование и выбор целевых сегментов, оценка конкурентоспособности, позиционирование и т. п.);
- планирование маркетинговых мероприятий (разработка маркетинговой стратегии и плана маркетинга);
- формирование и реализация комплекса маркетинга.
Рассмотрим подробнее каждое из направлений. Конкуренция представляет собой лишь одну из сил, действующих в среде, где оперируют субъекты рынка [19 с.435]. Общая маркетинговая среда состоит из микросреды и широкого окружения.
Микросреда (рабочая среда) вбирает в себя непосредственно участников процесса, то есть персонажей занятых в процессе изготовления, распределения и продвижения. Сюда входят непосредственно производители, зачастую такие как агентства маркетинговых исследований, разработчики web-сайтов, финансовые и страховые компании, логистические и телекоммуникационные компании, в группу дистрибьюторов и дилеров – торговые агенты, брокеры и все остальные субъекты рынка, облегчающие доведение конечного продукта до потребителя.
Макросреда это компоненты: демографической, экономической, природной, технологической, политико-правовой и социокультурной среды. Они оказывают огромное влияние на вращающихся в рабочей среде услуг, поэтому менеджеры присматриваются в первую очередь к развитию микросреды и её переменам. Для анализа маркетинговой среды предприятия и рынка в целом используются следующие показатели (таб. 1.).
Таблица 1
Показатели, используемые для анализа рынка
Показатель |
Характеристики |
Количественные показатели |
Емкость рынка, динамика развития рынка, доля фирм на рынке, потенциал рынка и др. |
Качественные показатели |
Структура потребностей, мотивы покупки, их динамика, процесс покупки, стабилизация потребностей, информатизация |
Конкурентная среда |
Объем реализации продукции фирмами конкурентами, используемые маркетинговые стратегии, возможность финансовой поддержки |
Структура покупателей |
Количество покупателей, виды покупателей, динамика численности покупателей, региональные особенности покупателей |
Структура отрасли |
Количество продавцов, предлагающий аналогичный товар, вид продавцов, уровень организации их производства. загрузка производственных мощностей, потенциальные возможности в конкуренции |
Структура распределения |
Географические особенности, удаленность от крупных селитебных территорий, особенности сбытовой сети, загрузка транспорта |
Таблица составлена по: Беляевский, И. К. Маркетинговые исследования[1].
Окружающая среда в которой существует то или иное производство постоянно изменяется и потому с течением времени производства некоторых товаров приводят к истощению потребление. И это естественно. В следствии чего руководству необходимо постоянно следить за динамикой производства и потребления той или иной продукции, чтобы на нужном уровне перенастроить производство на новый лад или придумать что более нужное для потребителя, чтобы не уйти в убыток.