Файл: Организация маркетинга на предприятии (теоретические аспекты) ( Маркетинг и его роль на предприятии ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • какие виды производственной деятельности следует развивать в будущем;
  • какие и когда необходимы инвестиции и что именно необходимо будет инвестировать;
  • какие виды производственной деятельности следует сократить или прекратить вообще;
  • какие новые виды производственной деятельности должны получить развитие;
  • следует ли фирме самостоятельно осуществлять производственную деятельность в будущем или необходимо привлекать к этому своих стратегических партнеров;
  • как и с кем следует в перспективе осуществлять политику распределения.

В выявлении новых возможностей развития бизнеса служба управления маркетингом должна сыграть решающую роль и нести непосредственную ответственность за упущенные возможности обеспечения эффективной предпринимательской деятельности. Работники данной службы обязаны собрать всю необходимую информацию о новых возможностях фирмы и сделать обоснованные рекомендации высшему руководству по их практической реализации [20, c.39]. Служба управления маркетингом должна выступить также в качестве эксперта и консультанта по имеющимся предложениям развития бизнеса, сделанным другими структурными подразделениями фирмы. Такие вопросы, как стратегическое партнерство, объединение усилий и установление контроля в сфере производства и распределения товаров и другие, имеют самое непосредственное отношение к маркетингу.

Целевыми сегментами рынка называются те из них, на которые фирма решила выходить с соответствующими товарами. Каждый из таких сегментов должен быть как выявлен, так и достаточно полно описан. Последнее необходимо для того, чтобы разработать соответствующие маркетинговые стратегии.

3.2 Способы совершенствования

Всевозможные исследования рынка и анализ приводят в конечном счете к тому, что позволяет организации определить направление, для себя, занять определенный сегмент рынка, а так же получить непрерывный рост популярности продукции и соответственно непрерывное получение прибыли. Задача маркетинга в конечном итоге — это вершина мастерства для своего предприятия, что неминуемо ведет к постоянной и динамичной получению прибыли.

Основой маркетинговых исследование есть развитие предприятия! Маркетинговая стратегия – это основа действий предприятия в конкретных условиях развития рынка и его спроса с целью реализации поставленных целей предприятия [9, c.567].


Существуют основные стратегии предпринимательской деятельности:

  • стратегия интернационализации – формирует освоение новых отечественных и зарубежных рынков по расширению не только экспорта товаров, но и экспорта капиталов, т. е. когда за рубежом создаются новые предприятия, выпускающие на местах (в бывших странах-импортерах) товары;
  • стратегия диверсификации – формирует освоение производства новых товаров, товарных рынков и видов услуг, включая не просто дифференциацию товарных групп, но и распространение предпринимательской деятельности на совершенно новые и не связанные с основными видами деятельности предприятия;
  • стратегия сегментации – отражает углубление степени насыщения предлагаемыми товарами и услугами всех групп потребителей, выбор максимальной глубины рыночного спроса.
  • В зависимости от доли на рынке известны три типа маркетинговой стратегии:
  • атакующая, созидательная стратегия или стратегия поступления, которая предполагает активную, агрессивную позицию предприятия- производителя на рынке и преследует цель расширения своей доли на рынке;
  • удерживающая или оборонительная стратегия, которая предполагает сохранение предприятием-производителем товаров имеющиеся (завоёванной) доли на рынке и удержание позиций на нем;
  • стратегия отступления, при которой предполагается постепенное сворачивание операций и ликвидация бизнеса по производимому виду товара.

В зависимости от состояния рыночного спроса на товар стратегии маркетинга имеют вид:

  • стратегия конверсионного маркетинга – предусматривается в случае негативного, отрицательного спроса на товар. Данная стратегия маркетинга должна превратить отрицательный спрос в положительный (позитивный), разработав и применив меры, направленные на изменение отрицательного отношения потребителя (рынка) к данному товару;
  • стратегия креативная, разрабатывающего маркетинга – спрос на товар отсутствует или присутствует потенциально, его необходимо разработать и реально создать;
  • стратегия стимулирующего маркетинга – спрос на товар незначительный (низкий) и его следует оживить, резко повысить;
  • стратегия ремаркетинга – спрос на товар имеет тенденцию к снижению, надлежит принять меры по его оживлению и восстановлению;
  • стратегия синхромаркетинга или стабилизирующего маркетинга – спрос на товар подвержен рынком резким колебаниям и надлежит предпринять меры, направленные на его стабилизацию, выравнивание;
  • стратегия поддерживающего маркетинга – спрос на товар находится на оптимальном для предприятия уровне и задачей стратегии маркетинга является поддержание соответствующими мерами данного уровня на весь планируемый (рассматриваемый) период;
  • стратегия демаркетинга – спрос на товар чрезмерный, в значительной мере (степени) перекрывающий предложение. Задача маркетинга – добиться его снижения, для чего, в частности, используются: повышение цен, снижение уровня сервиса и т. п.;
  • стратегия противодействующего маркетинга – спрос на товар носит с общественной, правовой, здравоохранительной или другой точки зрения иррациональный характер и маркетинг преследует цель ликвидации такого спроса.

Одновременно, стратегии маркетинга в отношении товара могут различаться и исходя из задачи оптимизации экспортного ассортимента товаров:

  • горизонтальная стратегия маркетинга – новый товар является «продолжением» серийно выпускаемого; он рассчитан на сформировавшийся круг потребителей и его производство осуществляется без серьезных изменений технологии на предприятии;
  • конгломератная стратегия маркетинга – организовывается выпуск нового товара, а поэтому, требуется разработка и внедрение новых технологий, освоение новых рынков и новых точек сервисного обслуживания [17, c.45].

В нынешнее время маркетинг предприятия меняет стратегию, если изменились внешние факторы для его деятельности; окрылись перспективы для принятия мер, которые в состоянии значительно повысить прибыли предприятия; изменились или появились новые предпочтения предприятия (отношения покупателей к предприятию) или наметились тенденции к возможным изменениям в этой области; поставленные в стратегии задачи уже решены и требуется постановка новых задач и новых решений в переориентации рынка, в создании новых товаров и применении новых методов в конкурентной борьбе предприятия.

Основные пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия можно разделить на стратегические и тактические. Стратегические представляют собой изменение подхода управления, а тактические – перераспределение функций и модифицирование структуры отдела маркетинга. Принятие стратегического решения основывается на всестороннем анализе степени наиболее значимых целей.

Разработка тактического действия планов предлагает по каждому действию (мероприятию) рассмотрение и обоснование для их реализации соответствующих ресурсов и технико-экономических характеристик, которые, посредством обеспечения поставленных целей, реализуют максимальный размер прибыли при минимальных затратах ресурсов.

Маркетинговые решения определяются как действия для достижения маркетинговых целей. Реализация маркетинговых решений заключается в планировании, организации, контроле, мотивации их выполнения.

Чтобы добиться желаемого отклика со стороны целевых потребителей, компании-производители используют разнообразные средства и инструменты, которые и образуют маркетинг-микс (комплекс маркетинга) [23 с.35]. Маркетинг-микс – совокупность маркетинговых инструментов, которые используются компанией для решения маркетинговых задач на целевом рынке, предложенная Джереми Маккарти (таб. 2.) Комплекс маркетинга – совокупность управляемых параметров маркетинговой деятельности, манипулируя которыми руководство организации старается наилучшим образом удовлетворить потребности рыночных сегментов.


Таблица 2

Комплекс маркетинга (маркетинг-микс)

Элемент

маркетинга

Характеристика

Product

Товар (разработка, производство прототипа, обеспечение качества)

Price

Цена (определение себестоимости, назначение цены)

Place

Распределение (исследование рынка, сеть распределения, организация продаж)

Promotion

Продвижение (нефизическое продвижение продукции на рынок, реклама)

Personal

Персонал (работа с персоналом)

Таблица составлена по: Edmund Jerome McCarthy. Basic Marketing: A Managerial Approach [23].

Приведенная структуризация комплекса маркетинга вписывается в концепцию «4Р»: product, price, place, promotion. Решения о мероприятиях комплекса маркетинга должны оказывать влияние и на каналы распределения, и на конечных потребителей. Как правило, компания может достаточно быстро изменить цены на товары, объемы поставок и рекламные расходы, но разработка новых продуктов и трансформация каналов распределения требуют значительного времени. Следовательно, в краткосрочном периоде компания способна провести гораздо меньше изменений маркетинга-микс, чем можно было бы предположить, исходя из числа входящих в него инструментов. Функция маркетинг-микс состоит в том, чтобы сформировать набор (mix), который не только бы удовлетворял потребности потенциальных клиентов в рамках целевых рынков, но и максимизировать эффективность организации [11 с. 278]. В конкурентной борьбе побеждают компании, которые удовлетворяют потребности покупателей, обеспечивая им экономию средств, удобства приобретения товара и эффективные коммуникации.

Потенциальные участники сделки никогда не смогут узнать друг о друге в том случае, если между ними не будет существовать коммуникаций, – соответственно, последний элемент комплекса маркетинга составляет коммуникационная политика. Стороны сделки должны быть в достаточной степени проинформированы о сущности имеющихся предложений, каждая из сторон должна, используя средства коммуникации, убедить противоположную сторону в привлекательности собственного предложения [12, c.29].

Таким образом, основными целями маркетинговой деятельности предприятия является изучение следующих вопросов:

  • изучение потребителя и мотивов его рыночного поведения; - анализ рынка предприятия;
  • анализ каналов сбыта;
  • исследование деятельности в области рекламы;
  • анализ объема продаж;
  • исследование конкурентов;
  • изучение производимого продукта;
  • определение самых эффективных методов продвижения товара.

Задача маркетинга продвигать и усиливать спрос потребителя на тот или иной товар.

К дополнительным задачам маркетинговой деятельности предприятия следует отнести:

  • изучение рынка товаров и услуг;
  • наблюдение за конкурентной средой и определение позиций фирмы на рынке;
  • разработка рекомендаций по усовершенствованию деятельности.

Для наилучшей работы организации очень важно следить за развитием очень многих процессов. Система предприятия должна постоянно модернизироваться, подстраиваться к окружающему спросу. Организации как единое целое — это механизм, набор взаимодействующих элементов, которые получают из окружающей среды некоторые входящие данные, данные которые трансформируют их и выдают в окружающую среду некоторые необходимые выходные данные. Именно эта взаимосвязь всех «винтиков» означает, что люди и подразделения зависят друг от друга и должны работать вместе. Поэтому выработка маркетинговых решений напрямую зависит маркетинговой деятельности по выявлению спроса [21, c.5].

Для повышения эффективности работы предприятия в целом, совершенствования маркетинговой деятельности необходимы следующие мероприятия:

  • правильное построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом;
  • подбор специалистов по маркетингу (маркетологов) необходимой высокой квалификации;
  • создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговой службы предприятия;
  • четкое распределение задач, прав, обязанностей и ответственности в системе управления маркетингом;
  • организация эффективного взаимодействия маркетинговых служб с остальными службами предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных время правильность ведения бизнеса, актуальность отточенной маркетинговой деятельности в практической деятельности организаций не зависимо от сферы ее деятельности не вызывает сомнения. На первый взгляд проблема состоит в том, что предприниматели в России применяют отдельные положения маркетинга в целях усовершенствования и развития отдельных сторон деятельности организации, не имея комплексной системы в целом, не разрабатывая маркетинговых программ, не планируя деятельность на долгосрочную перспективу. Это обуславливает научный интерес к изучению проблемы совершенствования маркетинговой деятельности предприятия именно в нашей стране, так как зачастую предприниматели вообще не берут во внимание развитие маркетинговой стратегии именно у них на предприятии, а очень многие считают, что могут вовсе обойтись без неё .