Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность и права граждан..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
Эта позиция подтверждает требования уголовно-процессуального кодекса. В частности, в ст. 147 УПК отмечается, что, если потерпевший по делу частно-публичного обвинения в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить такое дело и при отсутствии жалобы потерпевшего. Соответственно, и оперативно-розыскные органы вправе устанавливать указанные обстоятельства (причины) оперативным путем. Оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться и после прекращения уголовного дела в случае примирения потерпевшего с обвиняемым.[9]
В случае, если деяние, предусмотренное гл. 23 УК, причинило вред только коммерческой или же другой организации, не являющейся муниципальным ли же городским предприятием, и не причинило вреда интересам иных организаций, а еще и не причинило вреда интересам людей, общества или же страны, то уголовное дело возбуждается по заявлению начальник данной организации или же с его согласия (см. ст. 23 УПК).
По этим правонарушениям оперативно-розыскные мероприятия ведутся в общем порядке уже вследствие того, что нужно обнаружить, был ли причинен ущерб лишь только обозначенной организации или же еще пострадали иные организации, люди, общества или же страны. Законодатель обобщенно определяет причины для возбужденное уголовного дела, сведения, задания, требования, распоряжения.[10]
Основной причиной для проведения оперативно-розыскных мероприятий является возбужденное уголовное дело. Сам прецедент возбуждения дела говорит об установлении необходимых данных для его возбуждения (совокупности предлога и причины, свидетельствующих о совершении или же подготовке преступления) и, в соответствии с этим, для начала подготовительного расследования, что находит процессуальное отражение в распоряжении о возбуждении уголовного дела. Иначе принимается заключение об отказе в его возбуждении. Впрочем, прецедент отказа в возбуждении уголовного дела не ликвидирует других причин для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а считается только процессуальным заключением по определенному случаю.
Понятие «возбуждение уголовного дела» означает исходную стадию уголовного судопроизводства, а также и одно из заключений, актов, которые завершают данную стадию.
Это беспристрастно обязует оперативно-розыскные органы брать на себя исчерпывающие меры, нацеленные на обнаружение злодеяний и лиц, их осуществивших, быстрое и абсолютное раскрытие злодеяний, изобличение виноватых, установление правонарушения и других событий, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Это не меняется независимо от того, кем возбуждено уголовное дело - органом дознания или же предварительного следствия.
Сведения как причины для проведения оперативно-розыскных мероприятий предполагают собой известия, сообщения или же другую информацию, когда в итоге формируется представление, подозрение о мероприятиях, деяниях, лицах и (или) прецедентах, представляющих интерес для оперативной работы.
Эти сведения считаются базой для проведения оперативно-розыскных мероприятий только в случаях, если о них узнали оперативно-розыскные органы, а еще при условии, что они содержат подобающую информацию о лицах, признаках, мероприятиях или же деяниях, обозначенных в п. 2 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Сведения, содержащиеся, к примеру, в заявлениях и посланиях людей, делаются предлогом к возбуждению уголовного дела только в то время, когда они содержат информацию, указывающую на совершение (подготовку к совершению) деяний, подпадающих под признаки какого-нибудь правонарушения. В случае, если эти заявления не содержат необходимых данных, указывающих на признаки правонарушения, то имеют все шансы отсутствовать причины для возбуждения уголовного дела, что, впрочем, не ликвидирует механически присутствия причин для проведения оперативно-розыскных мероприятий.[11]
Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния и о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий и в том случае, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, например, когда требуется собрать дополнительные фактические данные, необходимые для принятия решения об отказе или возбуждении уголовного дела.
В этой ситуации наличных данных недостаточно для того, чтобы решить вопрос о возбуждении уголовного дела (не установлено само событие преступления, известны лишь отдельные признаки, по которым в равной мере можно судить о наличии либо отсутствии преступления; первоначальное поведение лица не позволяет оценить его действия как преступные, но они могут перерасти в таковые и т.д.).
В частности, не формирует состава и не считается признаком правонарушения появление умысла на его совершение. Уголовно наказуемо лишь только подготовка к тяжкому и наиболее тяжкому злодеянию, вследствие этого, пока же эти действия не переросли в настоящее преступление, нет причин для возбуждения уголовного дела, но существует практическая необходимость проведения оперативно-розыскных мероприятий, при поддержке коих возможно предотвратить преступление или предупредить его общественно опасные результаты.
В определенных случаях, тем более по финансовым правонарушениям, нельзя и буквально бессмысленно возбуждать уголовное дело до такого этапа, пока же не станет понятно, что, хотя бы один эпизод преступной работы имеет все признаки состава преступления. Иначе практически никакой уголовной ответственности не последует, виноватые не откажутся от собственных планов и поступков, а элементарно перенесут их на более поздний срок и станут осторожнее. Это же касается случаев, когда раскрыть преступление возможно только при задержании виноватого с поличным, как, к примеру, в случае получения взятки.[12]
Сведения о мероприятиях или же деяниях, вызывающих опасность национальной, военной, финансовой или же экологической безопасности Российской Федерации, как причины для проведения оперативно-розыскных мероприятий имеют все шансы содержать информацию о этих мероприятиях или же деяниях, которые не носят характера преступных, а только гипотетически вызывают опасность.
Под мероприятиями имеют все шансы рассматриваться происходящие на данный момент или же имевшиеся в минувшем прецеденты, условия, явления, которые нанесут ущерб определенному виду безопасности или же вызовут вероятную угрозу.
Данные действия рассматриваются не только как условия, вызванные поведением людей, но и как процессы, происходящие автономно от их воли, но в последующем способные нарушить безопасность.[13]
Например, угрозу безопасности представляют неуправляемые технологические процессы или воздействия, автономно не имеющие какой-нибудь опасности, но в вместе с другими деяниями или же мероприятиями способные ее вызвать.
Это, к примеру, отключение электричества от установок, производств, цехов с нескончаемым технологическим циклом, на объектах химической в отрасли или же связанных с эксплуатацией, хранением ядерных материалов, отходов, очистных объектов и сооружений и др.
Под угрозой безопасности понимается множество причин и моментов, делающих угрозу жизненно необходимым интересам, то есть потребностям, удовлетворение которых гарантирует жизнь и вероятность современного становления личности, общества и страны.
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Осуществление оперативно-розыскных мероприятий используется как одно из эффективных и вспомогательных средств обеспечения безопасности, а также служит целям обеспечения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях; обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности; содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности РФ. Проведение оперативно-розыскных мероприятий применительно к обеспечению безопасности носит превентивный, стратегический, глобальный характер.
Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, как самостоятельное основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий следует рассматривать в том смысле, что оперативно-розыскному органу может быть неизвестно о самом факте возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, его сокрытии от правоохранительных органов или уклонении от наказания, наличии соответствующего поручения о проведении розыска лица, поскольку такое поручение поступает в территориальный орган по месту совершения преступления. Тем не менее все иные оперативно-розыскные органы при отсутствии такого поручения вправе и обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению указанных лиц и в случае получения соответствующей информации проводить оперативно-розыскные мероприятия на предмет причастности к совершению преступления, а также установления факта уклонения от наказания или сокрытия от органов дознания, следствия или суда.[14]
Объявление розыска, не связанного с решением задач оперативно-розыскной деятельности, не является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Оперативно-розыскные мероприятия по розыску лиц, без вести пропавших, как правило, проводятся по заявлениям родственников, знакомых или должностных лиц. Именно информация, содержащаяся в таких заявлениях, является достаточным основанием, позволяющим судить о самом факте исчезновения человека.
Обнаружение неопознанных трупов как основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий выступает до решения вопроса о возбуждении уголовного дела, когда имеется необходимость в проведении оперативно-розыскных мероприятий непосредственно на месте обнаружения трупа, при работе по горячим следам, а также в случае отказа в возбуждении (прекращении) уголовного дела по факту обнаружения трупа в случаях, когда установить личность, не прибегая к оперативно-розыскным мероприятиям, не представляется возможным.
Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, являются самостоятельным основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в связи с тем, что ст. 38 УПК закрепляет право следователя давать обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также предписывает, что после направления дела прокурору орган дознания может проводить по нему оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае, когда не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о результатах (ч. 4 ст. 157 УПК).[15]
Данное событие не дает возможность парализовать инициативы оперативно-розыскного органа, ограничивать их надлежащие права и прямые обязанности, потому что проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении определенного лица, подозреваемого или же обвиняемого в совершении правонарушения, имеет возможность выходить за рамки расследуемого дела и касаться событий, которые можно установить оперативным методом, т.е. обнаружить раньше неизвестные правонарушения или установить действия, нацеленные на совершение новых преступлений, к примеру подкупа должностных лиц, запугивания очевидцев и др. В данном случае речь идет о реализации следующей задачи оперативно-розыскной деятельности -выявление преступлений, которая не зависит от текущих задач уголовного процесса или же заключений следствия.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий по установлению лица, осуществившего преступление, на оперативно-розыскные органы возлагается долг информировать следствие только о полученных итогах оперативно-розыскных мероприятий, но не о проведении тех или же других оперативно-розыскных мероприятий.
Принципиально обозначить, что присутствие возбужденного уголовного дела, будучи базой для проведения оперативно-розыскных мероприятий, не считается лимитированием в их проведении. Таким образом, выполнение предписаний УПК считается неукоснительным и для субъектов оперативно-розыскной деятельности, но эти предписания касаются расследования, а не оперативно-розыскной деятельности и лишь прецедента, по которому возбуждено уголовное дело, а не всех других событий, которые ещё лишь только предстоит установить оперативным методом. Речь идет о недопустимости проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые заменяют следственные воздействия.[16]
Тактику и стратегию оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по поручениям следователя, органа дознания, прокурора и суда, определяет должностное лицо оперативно-розыскного органа. Оно же обязано контролировать законность и обоснованность проведения надлежащих оперативно-розыскных мероприятий. Следователь же вправе ставить лишь только задачу, ставить сроки выполнения поручений, но не имеет возможность подавать указывать характер, организацию и стратегию проводимых в ходе выполнения задания оперативно-розыскных мероприятий.