Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность и права граждан..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2 ГАРАНТИИ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

2.1 Гарантии исполнения прав и свобод при осуществлении ОРД

Запрос может направляться в оперативно-розыскной орган по месту предполагаемого, проведения ОРМ с учетом их подведомственности и компетенции. При этом важно учитывать, что не все оперативно-розыскные органы наделены полномочиями проведения ОРД в полном объеме. Поэтому одни органы до­знания вправе направлять поручения в другие органы, наделенные соответствующими полномочиями, в частности по проведению ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан.

Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц как основание для проведения опера­тивно-розыскных мероприятий заключается в том, что основанием для применения мер безопасности является нали­чие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица, что само по себе обусловливает проведение помимо прочего и опера­тивно-розыскных мероприятий.

Проведение опера­тивно-розыскных мероприятий по запросам международных правоохранитель­ных организаций и правоохранительных органов иностранных госу­дарств осуществляется в соответствии с международными догово­рами РФ. Представляется допустимым проведение опера­тивно-розыскных мероприятий по запро­сам субъектов оперативно-розыскной деятельности иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями), заключаемыми оперативно-розыскными органами РФ с такими же субъектами иностранных государств.[17]

Обозначенные требования считаются базой для проведения опера­тивно-розыскных мероприятий не сами по себе, а потому, что содержащаяся в них информация относится к прецедентам определенных злодеяний, лицам, их совершившим, разыскиваемым и без вести пропавшим лицам.

К интернациональному запросу имеют все шансы быть приложены распоряжения, имеющие надлежащие санкции. Однако, документальные материалы запрашивающей стороны, в частности, имеющие надлежащие санкции на проведение опера­тивно-розыскных мероприятий, не должны распространяться на работу оперативно-розыскных органов РФ. Они только признают обоснованность проведения опера­тивно-розыскных мероприятий.


Опера­тивно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права людей, по запросам интернациональных правоохранительных организаций и правоохранительных органов зарубежных стран исполняются с соблюдением критериев, предусмотренных ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и при наличии судебного заключения, приобретенного в порядке ст. 9 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Это связано с тем, что сообразно интернациональным договорам поручения осуществляются в согласовании с требованиями внутреннего законодательства стороны, исполняющей запрос.

В ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» подчеркивается право оперативно-розыскных органов на сбор данных, важных для принятия надлежащих заключений. Данное право ограничено пределами возможностей надлежащих субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Заключение о допуске к сведениям, которые составляют государственную тайну, и к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих завышенную угрозу для жизни и самочувствия людей, а еще для находящейся вокруг среды, принимается ФСБ России; в соответствии с этим, и опера­тивно-розыскные мероприятия по сбору данных, важных для принятия заключения, исполняются оперативными отрядами данных органов.[18]

Выдача разрешений на частную детективную и охранную дея­тельность, а соответственно, и проведение проверочных меропри­ятий находятся в компетенции подразделений лицензионно-разре­шительной работы ОВД. Поскольку эти подразделения не являют­ся субъектами оперативно-розыскной деятельности, проведение опера­тивно-розыскных мероприятий в целях сбора необходимой информации осуществляется оперативными подразделениями ОВД.

Осуществление административно-проверочной работы со­трудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы не тождественно проведению опера­тивно-розыскных мероприятий по рассматриваемым основани­ям. Основанием для опера­тивно-розыскных мероприятий могут служить результаты администра­тивной проверки, данные, свидетельствующие о предоставлении за­ведомо ложных сведений, подложных документов и др.

Опера­тивно-розыскные мероприятия по сбору данных, необходимых для принятия иных реше­ний, обозначенных в ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», могут проводиться опе­ративными подразделениями и других оперативно-розыскных органов в пределах их компе­тенции.[19]


Базой для проведения опера­тивно-розыскных мероприятий выступает гипотетическая вероятность надлежащих лиц работать против государственных, профессиональных интересов, что подразумевает увеличенные запросы к лицам, допускаемым к таким работам, сведениям, материалам или же участию в конкретной работе, а еще сведения (данные), дозволяющие усомниться в способности, допустимости оформления допуска, приема на работу, установления или же поддержания отношений сотрудничества, выдачи лицензии.

Принципиально обозначить, что лица, в отношении коих принимаются заключения, понимают о грядущей проверке и дают предварительное согласие на ее проведение, в том числе, при оформлении допуска к сведениям, имеющим государственную тайну, к участию в опера­тивно-розыскной деятельности, к работам, связанным с эксплуатацией объектов, и т.д. Следовательно, в качестве ещё 1-й фактической причины для проведения опера­тивно-розыскных мероприятий выступает личное согласие лиц на проведение опера­тивно-розыскных мероприятий.

Причинами для проведения проверочных опера­тивно-розыскных мероприятий выступают не фактические данные, требующие проверки, предположения о совершении действия, подпадающего под признаки такого или же другого правонарушения, или о мероприятиях или же деяниях, которые имеют все шансы представлять опасность государственной, военной, финансовой или же экологической безопасности Российской Федерации, а доказательства благонадежности проверяемых лиц, соотношение их собственных качеств предъявляемым , получение данных, обосновывающих допустимость и необходимость принятия надлежащих заключений. Как раз поэтому и формируются условия для обеспечения безопасности, предупреждения вероятного противоправного поведения.

Обязательность принятия надлежащих заключений выступает базой для проведения не всех, а ограниченного списка опера­тивно-розыскных мероприятий при соблюдении определенных критериев (см. ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Задача проведения проверочных опера­тивно-розыскных мероприятий — это выявление событий, служащих основанием для выдачи или же отказа в выдаче соответственного допуска, разрешения на осуществление личной охранной и детективной работы, установления или же поддержания отношений сотрудничества, принятия мер по обеспечиванию собственной безопасности оперативно-розыскного органа.[20]

Под условиями проведения опера­тивно-розыскных мероприятий понимаются установленные в оперативно-розыскной деятельности правила, которыми следует руководствоваться, требования, из кото­рых следует исходить при проведении опера­тивно-розыскных мероприятий. В ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» усло­вия рассматриваются и в качестве обстоятельств, обстановки, в ко­торых происходит или от которых зависит порядок проведения опера­тивно-розыскных мероприятий.


Статья 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» провозглашает принцип равенства перед за­коном, в соответствии с которым не являются препятствием для проведения опера­тивно-розыскных мероприятий гражданство, национальность, пол, место житель­ства, имущественное, должностное и социальное положение, принад­лежность к общественным объединениям, отношение к религии и по­литические убеждения отдельных лиц. Данное принципиальное по­ложение носит характер общего правила, которым следует руководствоваться при отсутствии специальной нормы, делающей исключение из этого общего правила.

Рассматриваемый принцип предусматривает исключения из об­щего правила, что вытекает из формулы «если иное не предусмот­рено федеральным законом». Соответственно этому для уяснения оснований (препятствий) для проведения опера­тивно-розыскных мероприятий в отношении от­дельных категорий лиц следует руководствоваться положениями иных законодательных актов и норм, предоставляющих соответ­ствующий иммунитет. Так, неприкосновенностью обладают Прези­дент РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, судьи (ст. 91, 98, 122 Конституции РФ). Гарантиями право­вого статуса обладают сотрудники Счетной палаты (ст. 29 ФЗ «О счетной палате Российской Федерации»). Статьей 42 ФЗ «О про­куратуре Российской Федерации» определены также отдельные эле­менты неприкосновенности прокуроров и следователей. В рамках обеспечения адвокатской тайны иммунитетом обладает и адвокат (ст. 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).[21]

Гарантии неприкосновенности этих и других категорий лиц за­креплены и в УПК (гл. 52). В ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» зафиксированы указания о гражданстве, национальности, поле, месте жительства, имущественном, должностном и общественном положении, причастности к публичным объединениям, отношении к религии и политических взглядах в качестве критериев, не исключающих проведение опера­тивно-розыскных мероприятий, это не имеет возможность толковаться как посыл для проведения опера­тивно-розыскных мероприятий по обозначенным признакам, а считается проявлением принципа равенства людей перед законодательством.

Проведение опера­тивно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и других извещений, передаваемых по сетям электронной и почтовой связи, а еще право на неприкосновенность жилья, позволительно при наличии у оперативно-розыскного органа судебного заключения и информации:


- о признаках подготавливаемого, совершаемого или же уже совершенного противоправного действия, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- о лицах, подготавливающих, совершающих или же осуществивших противоправное деяние, по которому создание предварительного следствия обязательно;

- о мероприятиях или же деяниях, представляющих опасность государственной, военной, финансовой или же экологической безопасности Российской Федерации.[22]

На присутствие подобной информации в качестве причины для судебного заключения о проведении рассматриваемых опера­тивно-розыскных мероприятий указывает и Пленум Верховного Суда РФ. В соответствии с этим, судебное заключение имеет возможность быть получено лишь только при наличии обозначенных в законе причин, когда оперативно-розыскной орган предположит надлежащие данные, подтверждающие надобность проведения опера­тивно-розыскных мероприятий. Само присутствие судебного заключения имеет возможность указывать на то, что материалы, имеющие надлежащие данные, были представлены суду, поэтому практически никаких добавочных материалов для проведения опера­тивно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права, не потребуется.

Как отмечено в ФЗ об ОРД, проведение таких опера­тивно-розыскных мероприятий допустимо только по делам, по которым обязательно производство предвари­тельного следствия. Преступления, по которым производство пред­варительного следствия обязательно, определяются в соответствии сост. 150 УПК. Согласно ч. 2 ст. 126 УПК производство предварительного след­ствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уго­ловных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 этой статьи.

УПК определяет, что по делам, не отнесенным к категории дел, по которым предварительное следствие обязательно, по решению прокурора может осуществляться производство предварительного следствия. Однако такое решение не относит принятое к производ­ству дело к другой категории и, соответственно, не может высту­пать основанием для проведения ОРМ, ограничивающих консти­туционные права граждан, даже если речь идет об оперативном со­провождении расследования.[23]

2.2 Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью