Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность и права граждан..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ГЛАВА 2 ГАРАНТИИ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
2.1 Гарантии исполнения прав и свобод при осуществлении ОРД
Запрос может направляться в оперативно-розыскной орган по месту предполагаемого, проведения ОРМ с учетом их подведомственности и компетенции. При этом важно учитывать, что не все оперативно-розыскные органы наделены полномочиями проведения ОРД в полном объеме. Поэтому одни органы дознания вправе направлять поручения в другие органы, наделенные соответствующими полномочиями, в частности по проведению ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан.
Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц как основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий заключается в том, что основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица, что само по себе обусловливает проведение помимо прочего и оперативно-розыскных мероприятий.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами РФ. Представляется допустимым проведение оперативно-розыскных мероприятий по запросам субъектов оперативно-розыскной деятельности иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями), заключаемыми оперативно-розыскными органами РФ с такими же субъектами иностранных государств.[17]
Обозначенные требования считаются базой для проведения оперативно-розыскных мероприятий не сами по себе, а потому, что содержащаяся в них информация относится к прецедентам определенных злодеяний, лицам, их совершившим, разыскиваемым и без вести пропавшим лицам.
К интернациональному запросу имеют все шансы быть приложены распоряжения, имеющие надлежащие санкции. Однако, документальные материалы запрашивающей стороны, в частности, имеющие надлежащие санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий, не должны распространяться на работу оперативно-розыскных органов РФ. Они только признают обоснованность проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права людей, по запросам интернациональных правоохранительных организаций и правоохранительных органов зарубежных стран исполняются с соблюдением критериев, предусмотренных ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и при наличии судебного заключения, приобретенного в порядке ст. 9 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Это связано с тем, что сообразно интернациональным договорам поручения осуществляются в согласовании с требованиями внутреннего законодательства стороны, исполняющей запрос.
В ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» подчеркивается право оперативно-розыскных органов на сбор данных, важных для принятия надлежащих заключений. Данное право ограничено пределами возможностей надлежащих субъектов оперативно-розыскной деятельности.
Заключение о допуске к сведениям, которые составляют государственную тайну, и к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих завышенную угрозу для жизни и самочувствия людей, а еще для находящейся вокруг среды, принимается ФСБ России; в соответствии с этим, и оперативно-розыскные мероприятия по сбору данных, важных для принятия заключения, исполняются оперативными отрядами данных органов.[18]
Выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность, а соответственно, и проведение проверочных мероприятий находятся в компетенции подразделений лицензионно-разрешительной работы ОВД. Поскольку эти подразделения не являются субъектами оперативно-розыскной деятельности, проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях сбора необходимой информации осуществляется оперативными подразделениями ОВД.
Осуществление административно-проверочной работы сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы не тождественно проведению оперативно-розыскных мероприятий по рассматриваемым основаниям. Основанием для оперативно-розыскных мероприятий могут служить результаты административной проверки, данные, свидетельствующие о предоставлении заведомо ложных сведений, подложных документов и др.
Оперативно-розыскные мероприятия по сбору данных, необходимых для принятия иных решений, обозначенных в ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», могут проводиться оперативными подразделениями и других оперативно-розыскных органов в пределах их компетенции.[19]
Базой для проведения оперативно-розыскных мероприятий выступает гипотетическая вероятность надлежащих лиц работать против государственных, профессиональных интересов, что подразумевает увеличенные запросы к лицам, допускаемым к таким работам, сведениям, материалам или же участию в конкретной работе, а еще сведения (данные), дозволяющие усомниться в способности, допустимости оформления допуска, приема на работу, установления или же поддержания отношений сотрудничества, выдачи лицензии.
Принципиально обозначить, что лица, в отношении коих принимаются заключения, понимают о грядущей проверке и дают предварительное согласие на ее проведение, в том числе, при оформлении допуска к сведениям, имеющим государственную тайну, к участию в оперативно-розыскной деятельности, к работам, связанным с эксплуатацией объектов, и т.д. Следовательно, в качестве ещё 1-й фактической причины для проведения оперативно-розыскных мероприятий выступает личное согласие лиц на проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Причинами для проведения проверочных оперативно-розыскных мероприятий выступают не фактические данные, требующие проверки, предположения о совершении действия, подпадающего под признаки такого или же другого правонарушения, или о мероприятиях или же деяниях, которые имеют все шансы представлять опасность государственной, военной, финансовой или же экологической безопасности Российской Федерации, а доказательства благонадежности проверяемых лиц, соотношение их собственных качеств предъявляемым , получение данных, обосновывающих допустимость и необходимость принятия надлежащих заключений. Как раз поэтому и формируются условия для обеспечения безопасности, предупреждения вероятного противоправного поведения.
Обязательность принятия надлежащих заключений выступает базой для проведения не всех, а ограниченного списка оперативно-розыскных мероприятий при соблюдении определенных критериев (см. ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Задача проведения проверочных оперативно-розыскных мероприятий — это выявление событий, служащих основанием для выдачи или же отказа в выдаче соответственного допуска, разрешения на осуществление личной охранной и детективной работы, установления или же поддержания отношений сотрудничества, принятия мер по обеспечиванию собственной безопасности оперативно-розыскного органа.[20]
Под условиями проведения оперативно-розыскных мероприятий понимаются установленные в оперативно-розыскной деятельности правила, которыми следует руководствоваться, требования, из которых следует исходить при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» условия рассматриваются и в качестве обстоятельств, обстановки, в которых происходит или от которых зависит порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Статья 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» провозглашает принцип равенства перед законом, в соответствии с которым не являются препятствием для проведения оперативно-розыскных мероприятий гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц. Данное принципиальное положение носит характер общего правила, которым следует руководствоваться при отсутствии специальной нормы, делающей исключение из этого общего правила.
Рассматриваемый принцип предусматривает исключения из общего правила, что вытекает из формулы «если иное не предусмотрено федеральным законом». Соответственно этому для уяснения оснований (препятствий) для проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении отдельных категорий лиц следует руководствоваться положениями иных законодательных актов и норм, предоставляющих соответствующий иммунитет. Так, неприкосновенностью обладают Президент РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, судьи (ст. 91, 98, 122 Конституции РФ). Гарантиями правового статуса обладают сотрудники Счетной палаты (ст. 29 ФЗ «О счетной палате Российской Федерации»). Статьей 42 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» определены также отдельные элементы неприкосновенности прокуроров и следователей. В рамках обеспечения адвокатской тайны иммунитетом обладает и адвокат (ст. 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).[21]
Гарантии неприкосновенности этих и других категорий лиц закреплены и в УПК (гл. 52). В ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» зафиксированы указания о гражданстве, национальности, поле, месте жительства, имущественном, должностном и общественном положении, причастности к публичным объединениям, отношении к религии и политических взглядах в качестве критериев, не исключающих проведение оперативно-розыскных мероприятий, это не имеет возможность толковаться как посыл для проведения оперативно-розыскных мероприятий по обозначенным признакам, а считается проявлением принципа равенства людей перед законодательством.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и других извещений, передаваемых по сетям электронной и почтовой связи, а еще право на неприкосновенность жилья, позволительно при наличии у оперативно-розыскного органа судебного заключения и информации:
- о признаках подготавливаемого, совершаемого или же уже совершенного противоправного действия, по которому производство предварительного следствия обязательно;
- о лицах, подготавливающих, совершающих или же осуществивших противоправное деяние, по которому создание предварительного следствия обязательно;
- о мероприятиях или же деяниях, представляющих опасность государственной, военной, финансовой или же экологической безопасности Российской Федерации.[22]
На присутствие подобной информации в качестве причины для судебного заключения о проведении рассматриваемых оперативно-розыскных мероприятий указывает и Пленум Верховного Суда РФ. В соответствии с этим, судебное заключение имеет возможность быть получено лишь только при наличии обозначенных в законе причин, когда оперативно-розыскной орган предположит надлежащие данные, подтверждающие надобность проведения оперативно-розыскных мероприятий. Само присутствие судебного заключения имеет возможность указывать на то, что материалы, имеющие надлежащие данные, были представлены суду, поэтому практически никаких добавочных материалов для проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права, не потребуется.
Как отмечено в ФЗ об ОРД, проведение таких оперативно-розыскных мероприятий допустимо только по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия. Преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, определяются в соответствии сост. 150 УПК. Согласно ч. 2 ст. 126 УПК производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 этой статьи.
УПК определяет, что по делам, не отнесенным к категории дел, по которым предварительное следствие обязательно, по решению прокурора может осуществляться производство предварительного следствия. Однако такое решение не относит принятое к производству дело к другой категории и, соответственно, не может выступать основанием для проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, даже если речь идет об оперативном сопровождении расследования.[23]