Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность и права граждан..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не только определена обязанность оперативно-розыскных органов обес­печивать соблюдение прав человека и гражданина, но и дан пере­чень конституционных прав, обеспечить соблюдение которых не­обходимо при проведении оперативно-розыскных мероприятий: неприкосновенность частной жиз­ни, личная и семейная тайна, неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции.

Это имеет исключительно важное значение, поскольку здесь конкретизируются права человека и гражданина, предусмотренные в ст. 23 – 25 Конституции РФ, обеспечивать соблюдение которых предписывается законом, применительно к объектам оперативно-розыскной деятельности. В ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» это четко определено фразой «при проведении опера­тивно-розыскных мероприятий», т.е. здесь идет речь об их объек­тах.

Законодателем не случайно подчеркивается это положение и обозначен перечень прав: только их нарушение может обжаловаться в порядке, установленном ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в вышестоящий орган, прокурору или в суд.

Обеспечение этих и иных конституционных прав, безусловно, является обязанностью оперативно-розыскных органов, но эта обязанность рассматривается не применительно к объектам оперативно-розыскных мероприятий, а по отношению ко всем ли­цам без исключения и безотносительно к ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Таким образом, к числу гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при производстве оперативно-розыскной деятельности относятся:

1) пере­чень конституционных прав, обеспечить соблюдение которых не­обходимо при проведении оперативно-розыскных мероприятий: неприкосновенность частной жиз­ни, личная и семейная тайна, неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции;

2) обеспечение субъектами оперативно-розыскной деятельности соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

3) возможность обжалования указанных конституционных прав в порядке, установленном ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в вышестоящий орган, прокурору или в суд (контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельности).[4]


1.2 Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Одной из главных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при производстве оперативно-розыскной деятельности считается обеспечивание субъектами оперативно-розыскной деятельности соблюдения прав и свобод человека и гражданина при претворении в жизнь оперативно-розыскной работы, следовательно, субъекты оперативно-розыскной деятельности должны охранять эти права и свободы.

Различие этого понятия от понятия «обеспечение прав и свобод» заключается в том, что последнее, как уже было сказано, обширнее, и содержит кроме первого понятия еще и понятие контроля и наблюдения за оперативно-розыскной деятельностью, а также список конституционных прав, гарантировать соблюдение коих нужно при проведении опера­тивно-розыскных мероприятий.

Ст.2 Конституции Российской Федерации декларирует, что высочайшей ценностью считаются человек, его права и свободы. Долг страны - их признание, соблюдение и защита. В ст. 17 - 64 Конституции перечислены правовые основы статуса личности, которые не могут быть изменены по-другому, как в порядке, указанном в Конституции (ст. 64).

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, выступая от имени страны, которая в согласовании со ст. 45 Конституции гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, должны в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» решать задачи по защите конституционных прав людей, собственности, а еще по обеспечению безопасности общества и страны.

Это значит, что сообразно закону, в целях защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина оперативно-розыскные мероприятия обязаны реализоваться вовремя и в достаточном объеме. Залогом выполнения данного предписания считаются ведомственный и судебный контроль, а еще прокурорское наблюдение за органами, осуществляющими оперативно-розыскной деятельность.[5]

В то же время защита конституционных прав и свобод предполагает взаимную ответственность государства и граждан. Поэтому в соответствии с Конституцией РФ (ст. 23, 25, 55) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека.

Что является гарантией соблюдения органами, осуществляющими оперативно-розыскной деятельность, прав и свобод человека? Ответ лежит на поверхности – строгое соблюдение требований ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» относительно оснований и условий осуществления ОРД, соблюдение принципа законности.


Конкретизация оснований проведения оперативно-розыскной деятельности предусмотрена ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», условий ограничения конституционных прав граждан – ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Основания и условия ограничения прав граждан при производстве оперативно-розыскной деятельности являются важнейшими (но не единственными) гарантиями соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Понятие «основание» подразумевает причину, достаточный по­вод, оправдывающий что-либо. Применительно к опера­тивно-розыскным мероприятиям сам по себе повод является и достаточным основанием для их проведения.

В ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 7) понятие «основание» включает в себя как поводы к проведению опера­тивно-розыскных мероприятий, под которыми следует понимать обсто­ятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения опера­тивно-розыскных мероприятий, в качестве которых рас­сматриваются фактические данные, сведения о фактах (информа­ция), которые требуют проверки для подтверждения или опровер­жения и реализации в виде проведения опера­тивно-розыскных мероприятий или следственных дей­ствий либо тех и других в совокупности.

Основаниями для проведения опера­тивно-розыскных мероприятий являются фактические дан­ные, достаточные для предположения о совершении деяния, под­падающего под признаки того или иного состава преступления, либо о событиях или действиях, которые могут представлять угро­зу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

По своей природе (происхождению) данные, являющиеся осно­ванием для проведения опера­тивно-розыскных мероприятий, могут быть получены в рамках уго­ловного судопроизводства, в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а так­же непроцессуальным и не оперативно-розыскным путем.[6]

Законодатель не становит строгих ограничений или же критериев возникновения этих данных. Причины для проведения опера­тивно-розыскных мероприятий плотно связаны с целями и задачами оперативно-розыскной деятельности. Рассматривая причины в соотношении с целями и задачами, представляется возможным сделать вывод, что для проведения опера­тивно-розыскных мероприятий довольно только соображения о подготовке или же совершения правонарушения по наличию отдельных признаков, указывающих на эти действия или на лиц, их подготавливающих, совершающих или же осуществивших, при этом, это подозрение имеет возможность иметь характер версии, основанной на фактах.


В случае оконченного общественно опасного деяния, когда уже отчетливо видны данные, удостоверяющие признаки правонарушения, речь идет о реализации задачи раскрытия правонарушения, обнаружения лица (лиц), его осуществившего, а в случае если эта личность установлена и скрылась, то о ее поиске и т.д.

Все это следует из следующих задач оперативно-розыскной деятельности:

- выявление, предупреждение, пресечение преступлений;

- выявление и установление лиц, их подготавливающих;

- получение информации о мероприятиях или же деяниях, представляющих опасность для страны, военнослужащих, экономики и экологии Российской Федерации (см. ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Для решения данных задач нужно и довольно обоснованного предположения о причастности лиц к совершению правонарушения, о признаках правонарушения, о мероприятиях, гипотетически носящих характер опасности. В том случае, если личность скрылась от следствия и суда, то сам данный прецедент уже считается основанием для реализации одной из задач оперативно-розыскной деятельности, а в соответствии с этим, и проведения по данному прецеденту опера­тивно-розыскных мероприятий.[7]

Основания, указанные в ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», относятся не к оперативно-розыскной деятельности в целом, а к проводимым опера­тивно-розыскных мероприятиям, как в их совокупности, так и приме­нительно к отдельным опера­тивно-розыскных мероприятиям. При этом результаты проведения од­ного опера­тивно-розыскного мероприятия могут являться основаниями для проведения другого. В про­цессе проведения опера­тивно-розыскных мероприятий применительно к одному делу (событию, преступлению, ситуации, проверке заявления и т.д.) возможно по­лучение оперативно-розыскной информации относительно собы­тий или действий, выходящих за пределы первоначальной цели проведения опера­тивно-розыскных мероприятий.

В процессе оперативно-розыскной деятельности происходит накопление различной попутной информации, изначально не имеющей отношения к расследуемым событиям или действиям, однако в процессе ее сопоставления воз­можно получение новых данных, обоснованных предположений, выводов, выдвижение версий, которые требуют проверки, а соот­ветственно, и проведения дополнительных опера­тивно-розыскных мероприятий. В этих случаях проведение опера­тивно-розыскных мероприятий всегда является обоснованным (имеющим фак­тические основания).


Вполне вероятно, что первоначальную информацию можно получить из любых источников, включая источники, не относящиеся к оперативно-розыскной деятельности (данные информаторы имеют все шансы рассматриваться в качестве повода).

В частности, эти данные могут быть в письменных заявлениях или же сообщениях, приложенных к ним документах, протоколе устного заявления о правонарушении, протоколе явки с повинной, публикациях СМИ, в материалах расследования административных правонарушений, в конкретном обнаружении признаков правонарушения должностными лицами, не являющимися субъектами оперативно-розыскной деятельности, или же конфидентами, в актах аудиторских проверок и т.д.

Таким образом, как при работе по раскрытию определенных правонарушений, а также применительно к их выявлению или добыванию важной информации, существуют определенные причины как оперативно-розыскного характера, но также и не связанные с опера­тивно-розыскными мероприятиями и в целом с оперативно-розыскной деятельностью. Сведения возможно получить методом оперативно-тактических мероприятий, а также без их проведения.[8]

Приобретенная информация рассматривается как итог опера­тивно-розыскных мероприятий и как посыл к их проведению. В соответствии с этим, в случае если есть причины для проведения хотя бы 1-го опера­тивно-розыскного мероприятия, к примеру, выборочного опроса создателя публикации в средствах массовой информации, то по итогам проведения 1-го опера­тивно-розыскного мероприятия вероятно возникновение причин для последующего проведения иного или же подобного опера­тивно-розыскного мероприятия, но по отношению к другим объектам.

В случае если в поступившей информации содержатся сведения о каких-либо из обстоятельств, исключающих производство по уго­ловному делу (см. ст. 24 УПК), то это не исключает оснований для проведения опера­тивно-розыскных мероприятий.

Если ставшие известными оперативно-розыскному органу сведения касаются признаков преступления, отнесенных уголовно-процессуальным кодексом к делам частно-публичного обви­нения (возбуждаемым не иначе как по жалобе потерпевшего), то опера­тивно-розыскные мероприятия по этим делам проводятся в обычном порядке, в том числе и при отсутствии заявления потерпевшего (потерпевшей). Это связа­но с необходимостью установления обстоятельств совершенного преступления, выяснения причин отказа от заявления, установле­ния возможных угроз в отношении жертвы или близких родствен­ников либо других данных как о событии преступления, так и о его последствиях.