Файл: Сотрудничество с родителями младших школьников в организации воспитательного процесса (Семья и ее социальные функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Эмоциональная – родитель должен быть готов не просто слушать ребенка и говорить с ним на важные темы, стараясь избегать оценок в суждениях и осуждения, но выступать в роли помощника и советчика, вызывать в ребенке ответную реакцию, давать ему возможность обсуждать проблемы и делиться своими переживаниями.

- Охранительная – сохранение и укрепление здоровья ребенка, что в условиях современного общества становится очень актуальным и полностью ложится на плечи родителей.

- Духовная – способность привить ребенку базовые жизненные ценности, такие как семья, культура. Родители должны научить ребенка ценить свои жизнь и здоровье. Дети, как известно, сильно подвержены влиянию сверстников, информационных ресурсов и окружающих взрослых, будь то положительный или негативный опыт. Поэтому в детском возрасте особенно важно наличие рядом взрослых, которые хранят духовное наследие и в состоянии передавать его своим потомкам. Ведь, не имея собственного мнения и понятия о том, что есть зло, а что добро, не умея самостоятельно анализировать ситуацию и принимать решения, ребенок легко может стать объектом манипуляции.

Учить родителей быть родителями, помогать им овладевать конструктивными формами и методами семейного воспитания ‑ приоритетная задача программ психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся, которые сегодня реализуются педагогическими коллективами. Решать эту задачу можно, ориентируясь на развитие компетенций обозначенных сторон воспитания: коммуникативной, эмоциональной, охранительной, духовной.

Родители с позитивной, ответственной установкой содействуют прогрессивному развитию ребенка и достижению им автономии в доброжелательной, безопасной и психологически комфортной среде, которую они создают своим поведением.

Не редко педагоги жалуются, что родители не ходят на собрания, объясняя это загруженностью работой, бытовыми семейными проблемами и др. С этим можно согласиться, но нельзя не учитывать важный факт ‑ содержание встреч с родителями: если педагог сводит разговор только к отметкам, которые получают дети, их дисциплине, то не удивительно, что родители будут находить множество поводов для неявки на такое собрание.

Родители (законные представители) рано или поздно сталкиваются с вызовами современного мира. Многих волнует такие вопросы:

- Что может сделать родитель для того, чтобы у него с ребенком был хороший контакт? Как сохранить доверительность отношений, когда ребенок становится подростком?


- Как обеспечить безопасность ребенка в Интернет пространстве?

- Как не допустить появления игровой зависимости, проявляющейся в навязчивом увлечении видеоиграми, компьютерными играми, различными гаджетами?

- Как уберечь ребенка от различных форм зависимости: алкоголя, наркотиков…др.?

- Чем грозит подростку вовлечение его в криминальную субкультуру? Как не допустить этого?

- Что необходимо делать, чтобы ребенок вырос здоровым? Как сохранить психическое и соматическое здоровье ребенка?

Если педагоги-психологи, учителя, социальные педагоги предложат родителям (законным представителям) обсудить выше сформулированные вопросы, то большая вероятность, что многие придут поучаствовать в обсуждении.

Важно организовать встречу так, чтобы родители включились в диалог, рефлексию проблем, поиск путей решения их с учетом индивидуальных особенностей ребенка, семейной и социальной ситуации. Традиционный монолог педагога, транслирующий информацию (об успеваемости, поведении ребенка) в одном направлении: от педагога к родителям способен «погасить» желание быть участником встреч. Встречи с родителями могут быть на самые разные темы, но они должны быть интересны родителям.

Глава II Взаимодействие семьи и школы.

2.1 Педагогическая поддержка семьи.

В нашей школе регулярно проводятся психологические занятия «Школа успешного родителя». Данная программа позволяет повысить компетентность родителей в области психологического развития ребенка на определенных возрастных этапах.

В программе «Школа успешного родителя» сочетаются разные направления деятельности педагогов и психологов» просветительское, тренинговое, консультативное и методическое.

Диагностическое направление не выделяется как отдельный блок, диагностика сопровождает каждый блок, давая возможность раскрыть практическую сторону определенных тем, получить информацию, необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей для дальнейшего планирования работы родительского собрания.

Просветительское направление. Лекции и семинары включают теоретические основы на темы о психическом развитии детей, о методах и приемах воспитания в семье, подтвержденные мнениями отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Лекции построены таким образом, чтобы у родителей имелась возможность записывать интересующую их информацию, получать ответы на вопросы, возникающие при освещении конкретной темы, выражать свое мнение на групповое обсуждение.


Тренинги проводятся с группами родителей – это комплекс игр, упражнений, бесед. Так как родители зачастую пользуются стереотипным подходом к воспитанию детей, в процессе тренинговой работы происходят изменения стереотипов воспитания, то есть обретение нового подхода к проблемам. Отправной точкой в тренингах является формула: «Хочешь изменить другого человека – изменись сам!» В процессе тренингов у родителей сначала меняются у родителей сначала меняются взгляды и подходы к семейным ситуациям и взаимоотношению с ребенком, которые в дальнейшем рефлексируются.

Основная задача программы «Школа успешного родителя» заключается в том, чтобы:

  • Вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями, навыками и умениями организации семейного воспитательного процесса;
  • Помочь родителям грамотно оценивать проблемные и критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфики каждого возраста;
  • Научить родителей умению анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и свое собственное поведение;
  • Выработать навыки, умения и приемы оценки состояния психики ребенка с целью контроля над его психическим здоровьем;
  • Сформировать у родителей понимания важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств по профилактики асоциального поведения детей.

В реализации программы «Школа успешного родителя» участвую родители, администраторы, педагогические работники образовательного учреждения.

Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2001 года №528, в состав Психологической службы входят педагоги-психологи, классные руководители и представители родительского комитета. В связи с этим, психологические занятия могут проводить представители психологической службы. С целью эффективной работы и доступности при проведении собрания, школьные психологи предварительно проводят занятия с представителями психологической службы.

Содержание программы может меняться в зависимости от целей занятий и потребностей психологической службы.

Ожидаемые результаты:

  • Повысится педагогическая грамотность родителей;
  • Обеспечивается социальная и психологическая защита детей в образовательной системе;
  • Снижение количества детей в асоциальным поведением;
  • Создание благоприятного климата в семьях, включенных в группы динамического наблюдения;
  • Снижение уровня аутодеструктивного поведения несовершеннолетних.

Методы обучения: метод экспрессии, метод чтения в слух, метод интроспективного анализа, элементы рефлексивного тренинга, релаксационные методы, метод по развитию творческого самочувствия, метод творческого самовыражения, когнитивные методы, методы психической саморегуляции и тренировки психических функций, проективные методы, активные групповые методы социального обучения, арт-терапия, сказко-терапия, метод проектов.

Формы обучения: лекция-беседа, игры, упражнения, дискуссия, самостоятельная работа, практические упражнения.

2.2 Методические разработки.

Позитивное воспитание или как помочь ребенку вырасти оптимистом.

Данное родительское собрание разработано для родителей третьеклассников и проводится представителями психологической службой в течение учебного года в форме лекции.

Не секрет, что наша жизнь полна разочарований и печальных событий: серая промозглая погода, неудавшийся ужин, утомительная очередь в поликлинике, отсутствие горячей воды и т.д. А как хочется, чтобы малыш впитал в себя позитивное отношение к жизни и вырос жизнерадостным человеком! Конечно, будет ваш ребенок оптимистом или нет, во много зависит от родительских взглядов на жизнь, ведь малыш впитывает все, что наблюдает вокруг себя, а семья – самый главный источник, из которого он черпает привычки, традиции, манеру вести себя в определенных ситуациях.

Предлагаемая разработка поможет учителю убедить родителей в необходимости позитивного воспитания, воспитания, основанного на сотрудничестве. В пособие показаны средства, формы, методы и приемы позитивного оптимистического воспитания в семье. Задача собрания показать родителям средства, формы, методы и приемы позитивного оптимистического воспитания в семье.

Структура работы:

  1. Организационный момент
  2. Способы воспитания
  3. Рекомендации для родителей
  4. Аффирмация
  5. Мини-тест для родителей
  6. Подведение итогов родительского собрания. Рефлексия.
  7. Памятка для родителей
  8. Организационный момент.

Ваши дети уже могут оценивать свои умения и сравнивать их с умениями своих сверстников. Это бывает не всегда объективно. Они ссорятся и мирятся, обижают и обижаются, дерутся и разнимают, страдают и плачут, злятся и накапливают боль, обиду, агрессию.

Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к обучению, проявлять активный интерес к познанию и в этот период начинают анализировать свои поступки и поступки других людей, родителей, учителей, пытаются получить больше «свободы».


Ребята учатся оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивать познавательную рефлексию.

В этот период у некоторых детей происходит снижение самооценки, он думает «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте, он не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.

Именно по этой причине мы вынесли на обсуждение вопрос воспитания оптимистической жизненной позиции у третьеклассников.

Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний. Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними.

Ребенок становится более критичным по отношению к взрослым, может сформулировать, что ему нравится, а что не по душе. Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить.

У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание большей свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.