Файл: Сотрудничество с родителями младших школьников в организации воспитательного процесса (Семья и ее социальные функции).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
III. Упражнение “Виды поощрения”
Перечислите виды поощрения, которые вы используете, и те, которые могут заинтересовать ваших детей (покупка наклеек, любимых журналов, сладостей, поход в зоопарк, поход на футбольный матч, разрешение оставить друга ночевать у себя дома и т.п.). После обсуждения принимаются некоторые идеи.
IV. Ситуации “Правильно ли…”
Послушайте описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребенка. Если нет, постройте фразу как нужно.
- Первая ситуация: после концерта для родителей: “Юля, ты лучшая пианистка в школе!”. Преувеличенная похвала. Лучше сказать: “Сегодня ты играла действительно хорошо!”
- Вторая ситуация: “Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены”. Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения.
- Третья ситуация: мальчик играл с другом в шахматы. Пришла мама и сказала: “Какой ты сегодня молодец!” Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: “Я рада, что ты не забыл помыть посуду!” или: “Я рада, что ты полюбил шахматы!”.
- Четвертая ситуация: “Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!”. Ребенка “захваливают”. Лучше сказать: “Ты много работал сегодня. Все сделал, как было надо”.
V. Показ видеоролика “Я больше не вернусь сюда”
VI. Этап социологического опроса родителей (анонимно) Инструкция: “Как вы относитесь к воспитанию своего ребенка?”, “Хватает ли вам терпения, внимания, желания, времени для него?” – на этот и другие вопросы, вам поможет ответить этот познавательный тест для родителей.
1 |
Есть ли у вашего ребенка детская комната? |
- Да - Нет |
2 |
Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день? |
- Да - Нет |
3 |
Терпеливы ли вы, когда он капризничает, плохо ест? |
- Всегда - Иногда - Никогда |
4 |
Умеете ли вы прощать своему ребенку шалости? |
- Да - Иногда - Никогда |
5 |
Пользуетесь ли вы телесными наказаниями? |
- Да, часто - Иногда - Нет |
6 |
Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок во всем с вами делился? |
- Да - Иногда - Не хочу |
7 |
Ваш ребенок послушен? |
- Всегда - Иногда - Нет |
8 |
Если вы что-то запрещаете ребенку, объясняете ему причину запрета? |
- Да, всегда - Иногда - Нет |
9 |
Требуете ли вы от своего ребенка выполнения всех обязанностей, которые, вы считаете, он должен выполнять? |
- Всегда - Иногда - Нет |
10 |
Следите ли вы за специальной педагогической литературой? |
- Да - Иногда - Нет |
А теперь подсчитайте набранные баллы:
Да-5 балл
Нет-1 балл
Иногда-2 балла
Никогда-1 балл
От 10 до 23 баллов: вероятно, вы неверно воспитываете своих детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Если вы в ближайшее время коренным образом не измените, методы своего воспитания, вполне может случиться, что ваш ребенок огорчит, будет постоянно огорчать вас или замкнется в себе.
От 24 до 37 баллов: ваши взгляды на воспитание в основном правильны. Тем не менее, вам, вероятно, необходимо постоянно проявлять заботу о ребенке. В противном случае у вас, в конце концов, возникнут проблемы в отношении с вашим ребенком.
От 38 до 50 баллов: вы заслуживаете большой благодарности, признания как способный воспитатель. У вас достаточно терпения, упорства и любви к ребенку. А это так важно!
VII. Подведение итогов
Надеемся, что наше собрание помогло вам многое осмыслить. Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребенком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему корректировать свое поведение.
Помощниками же в этом процессе являются методы поощрения и наказания, о которых мы сегодня говорили.
В заключение этого этапа предлагаю нашим уважаемым мамам и папам памятки. Ознакомьтесь с ними на досуге, возможно, советы окажутся вам полезными.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:
- Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребенка.
- Помните об ответственности при выборе форм наказания.
- Не спешите наказывать своего ребенка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.
- Не принимайте формальное решение о наказании (наказание должно быть действенным для ребенка).
- Уважайте ребенка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.
- Не бойтесь рассказывать своему ребенку о своих поступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребенку понять себя.
- Требуйте от ребенка говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была.
- Защищайте своего ребенка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.
- Наказывая ребенка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи, не скрывайте его поступки от супруга(и).
- Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребенок станет управлять вашим поведением.
- В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей.
- Наказывая ребенка, не вспоминайте его прошлых поступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.
Не захваливайте ребенка, не льстите ему. Помните: хвала должна быть объективной!
Заключение.
Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Семья – маленькое сообщество кровно близких людей, которое призвано вырастить, сформировать личность, воспитать в детях добро, честь и достоинство, ответственность и порядочность. Однако высокий уровень занятости, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на нравственное и физическое развитие детей.
Углубление воспитательного процесса за счет включения в него воспитательного потенциала семьи – единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. В связи с этим значительно возрастает работа классного руководителя по организации этой деятельности, от которой зависит успех в решении многих проблем воспитания.
Следовательно, целесообразно значительную часть сотрудничества организовывать совместно с семьей и школой, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов. Общеизвестно, что родители младших школьников испытывают огромный интерес к делам школы, поэтому именно этот период следует использовать для укрепления единства семьи и школы в деле воспитания.
Проблема сотрудничества семьи и школы всегда содержала много вопросов, поскольку в обществе были сформированы неправильные установки на самостоятельный процесс сотрудничества.
Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи и школы – это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ мыслей и образ жизни, как для учителей, так и для родителей. Это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними невозможно.
Действительно, сотрудничество семьи и школы – одна из “вечных” проблем педагогики и решалась по-разному в различные исторические эпохи. Сегодня, очевидно, что воспитывать ребенка изолированно от общества нельзя, надо научить его оценивать и “фильтровать” социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное. В этом помогает семья.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание младших школьников их важнейших качеств личности. В семье ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности школьника.
Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные возможности для обмена духовными ценностями.
Можно сделать вывод, что чем раньше начнет всесторонне развивается личность ребенка, тем быстрее и продуктивнее получится результат. Только рядом с взрослым, признающим в ребенке “внутреннего человека”, уникальность его личности, ребенок может прожить детство во всей полноте.
Таким образом, гармоничное развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.
Знание особенностей семьи, выделение на их основе условных групп родителей позвонить осуществлять дифференцированный подход в руководстве воспитанием младших школьников в семье.
При этом центральное место занимает психолого-педагогическая подготовка родителей к воспитанию детей, которая бы способствовала высокой активизации педагогического мышления родителей при оптимальном сочетании педагогических знаний с практикой семейного воспитания.
Как было сказано выше, что школа и семья должны работать совместно, т.к. у них единая цель – воспитание личности. От взаимоотношения учителей, учеников и их родителей зависит успешность обучения и воспитания ребенка. Поэтому большую роль в данной системе взаимоотношения играют отношения между учителями и родителями. С этой целью школа-гимназия №22 г. Нур-Султан РК и разработала программу психологических занятий «Школа успешного родителя».
Стремясь обеспечить демократичность школьного уклада, школа активно привлекает родителей в общественное управление школой. В управлении школой принимают активное участие все заинтересованные стороны: учащиеся, родители, учителя и психологи.
Наша школа работает не только с детьми, но и активно сотрудничает с родителями. Основным фактором работы с родителями является организация родительского комитета, комитета отцов, общешкольные родительские собрания, тренинги.
Приложения 1.
“Как у тебя с самооценкой?” предназначена для определения самооценки третьеклассников (Н.А. Лошкарева)
1 |
Вопросы |
Ответы детей |
||||
2 |
Я часто волнуюсь понапрасну |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
3 |
Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
4 |
Я боюсь выглядеть глупцом. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
5 |
Я беспокоюсь за свое будущее. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
6 |
Внешний вид других куда лучше, чем мой. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
7 |
Как жаль, что многие не понимают меня. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
8 |
Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
9 |
Люди ждут от меня очень многого. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
10 |
Чувствую себя скованным. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
11 |
Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
12 |
Мне не безразлично, как люди относятся ко мне. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
13 |
Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
14 |
Я не чувствую себя в безопасности. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
15 |
Мне не с кем поделиться своим мыслями. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
16 |
Люди не особенно интересуются моими достижениями. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |