Файл: Сотрудничество с родителями младших школьников в организации воспитательного процесса (Семья и ее социальные функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ни для кого не секрет, чем больше мы общаемся с ребенком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершаться плохих поступков, преодолевать соблазн плохого поступка. В этот период ребенку главный помощник и советчик – семья, его родные и близкие люди.

  1. Способы воспитания.

Есть несколько простых способов воспитать в ребенке жизнерадостность, а заодно и самим испытать больше радости в жизни.

  • Только от вас зависит, как ваш ребенок будет относиться к жизни. Помогите ему поверить в свои силы – и он справится с любыми трудностями, когда станет взрослым. Правильно воспитанные, позитивные дети не смотрят на мир сквозь розовые очки, не видят в мире только плохие качества.
  • Психологи утверждают, что ученики с оптимистическими взглядами на жизнь лучше учатся и легче устанавливают контакты со сверстниками. Позитивные дети быстрее выздоравливают и справляются со стрессами. И, что немаловажно, из них вырастают прекрасные семьянины!
  • Большинство детей, жизнерадостны от природы, но есть и боязливые дети. К счастью, оптимизм – качество, которому научиться никогда не поздно! Чтобы дети выросли позитивными, жизнерадостными, их воспитание нужно начинать еще до рождения. Уже с первых месяцев жизни в животике у мамы кроха чувствует мамино настроение, знает, как к нему относятся. К слову, ему уже известно, желанный он или нет. Нежеланные дети редко вырастают оптимистами.
  • Практический совет от А.С. Макаренко: «Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своем деловом распоряжении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону, привыкнуть подчиняться распоряжению и выполнять его охотно. Можно быть как угодно ласковым с ребенком, шутить с ним, играть, но, когда возникает надобность, надо уметь распорядиться коротко, один раз, распорядиться с таким видом и в таком тоне, чтобы ни у вас, ни у ребенка не было сомнений в правильности распоряжения, в неизбежности его выполнения.

Нужно следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

  1. Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть похоже на упрашивание.
  2. Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
  3. Оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу.
  4. Оно не должно противоречить другому распоряжению вашему или другого родителя.»[2]

Результаты диагностики.

Для определения самооценки учащихся было использовано методика «Как у тебя с самооценкой?» Н.А. Лошкарева. Показываем, общий результат методики. (приложение №1).

  1. Рекомендации для родителей.
  2. Ожидание праздника. Спланируйте свое время так, чтобы вас регулярно ожидали какие-то милые события: семейные праздники, небольшие путешествия, интересные ритуалы. Начинайте подготовку к очередному событию заранее, продумайте вместе с ребенком все детали, если нужно, отрепетируйте некоторые моменты, приготовьте костюмы, оформление интерьера, игры. Ожидание праздника дает не меньше ощущения радости, чем сам праздник, ведь событие длится недолго, а его предвкушение можно растянуть во времени.
  3. Борьба со скукой. Бывают такие моменты, когда вместе с ребенком вы вынуждены томиться в длинной очереди, долго ожидать автобус или ехать на другой конец города. Естественно, что от скуки ваш ребенок начинает ерзать, кричать, капризничать. В такой ситуации ребенка нужно как-то развлечь, заодно вы и сами приятно, без особого напряжения, скоротаете время. Займите ребенка спокойной игрой, соответствующей его возрасту. Это могут быть пальчиковые игры, можно предложить малышку поочередно говорить названия зверей и птиц или фруктов и овощей, понаблюдать, что происходит за окном автобуса – кто больше увидит машин красного цвета или детских колясок и т.д. Отправляясь куда-то, возьмите с собой любимую книжку ребенка, а также блокнот и ручку, чтоб можно было порисовать. Расспросите об уроках, о школе.
  4. Новый день – новые открытия. Помогут воспитать жизнерадостность и постоянное узнавание вашим школьником чего-то нового, освоение им новых навыков и умений. Например, сегодня вы рассказываете ребенку какой-то факт из серии «в мире интересного», а завтра вместе делаете пирожки необычной формы.
  5. Нам погода – не помеха для приятных дел и смеха. Даже, если на улице унылый дождь или метель, это не повод для грусти. Нет возможности для прогулки на свежем воздухе – значит, идем в цирк, в кукольный театр, на выставку или затеваем веселые игры дома.
  6. Все краски жизни. Воспитать позитивное отношение к жизни помогут яркие краски. Психологи давно заметили, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение. Пусть ребенка окружают яркие краски, особенно оранжевый и желтые цвета, способны улучшить настроение (это, конечно не касается спальни – там должны быть спокойные тона). Пессимисты говорят, что жизнь состоит из черных и белых полос. А может, попробовать сделать ее похожей на радугу?
  7. Вспоминаем самое лучшее. Иногда справиться с плохим настроением у ребенка бывает очень трудно. Устройте вечер приятных воспоминаний. Посмотрите фотографии счастливых событий, видеозаписи праздников, найдите вещи, напоминающие о веселых моментах, и ощущение радости вновь вернется в ваш дом.
  8. Вопреки правилам. Иногда стоит немного встряхнуться, нарушить обычный порядок дня. Например, вместо прогулки во дворе отправиться в парк аттракционов, прогуляться по набережной или сходить на каток. Такой неожиданный праздник надолго останется в памяти вашего третьеклассника как один из самых радостных дней.
  9. Дарить радость другим. Старайтесь приобщать своего ребенка делать посильные для него добрые дела. Например, поучаствуйте в благотворительном концерте, сделайте нехитрую кормушку для птиц и следите за ее наполнением, вместе с малышом выберите красивую игрушку и отнесите ее в детский дом, зайдите проведать одинокого старика, живущего по соседству и т.д. Такие поступки не только облагораживают человека, но и воспитывают позитивное отношение к жизни. А как приятно услышать слова благодарности от посторонних людей! К тому же на своем опыте малыш убедится, что в мире много хороших людей, готовых придти на помощь в сложной ситуации.
  10. Ищем увлечения. Придумайте вместе с ребенком интересное хобби. Возможно, он захочет собирать красивые фантики конфет или вырастить изсемечки арбуз, или слепить из пластилина рыцарскую крепость. Поддержите его старания, пусть выбранное ребенком увлечение вызывает ощущение радости.
  11. В здоровом теле – здоровый дух. Занимайтесь с ребенком закаливанием и физкультурой. Ведь сложно быть оптимистом, если у тебя постоянно болит горло, течет из носа, а из-за высокой температуры – постельный режим. Напротив, ежедневная утренняя зарядка, обтирание прохладным полотенцем, энергичные занятия подвижными играми на свежем воздухе, катание на велосипеде, на роликах или лыжах, пешие походы на природу, купание в речке или море дадут вашему ребенку необходимый заряд бодрости и оптимизма.

Конечно, применять данные рекомендации необходимо с учетом особенностей вашего ребенка, его склонностей, темперамента, качеств личности. Ваши старания и позитивное отношение к жизни помогут вам воспитать жизнерадостного человека.

  1. Аффирмация.

Рекомендации для родителей: Напишите на А4 позитивно-положительные утверждения кратные числу 7 (7, 14, 21, 28 …) и повесьте на видное место. В течении дня старайтесь держать свой эмоциональный фон в положительном состоянии и постепенно вводите в своей речевой рацион данные утверждения. Будьте осторожны: Ваши утверждения должны быть уместными и искренними.

Помните!

  1. Помните, что будущее наших детей начинается сегодня.
  2. Применяйте позитивные утверждения, визуализацию, признание успехов, устранение негатива, в первую очередь, в своей жизни.
  3. Выбирайте соответствующие слова, чтобы воздействовать на мысли и поведение ребенка. Говорите ему, что нужно делать, вместо того, какое поведение ему нужно прекратить.
  4. Научите ребенка составлять короткие и простые позитивные утверждения и использовать их.
  5. Используйте активное воображение ребенка для визуализации желаемого результата.
  6. Признавайте успехи ребенка.
  7. Помогите ребенку негативные мысли заменять позитивными.
  8. Мини-тест для родителей

Как вы разгадываете кроссворд, с карандашом или ручкой?

Загадка-тест для родителей

Наведет стеклянный глаз, щелкнет раз – и помнит вас. Кто это?

В заключении хочется сказать, чтобы воспитать позитивного оптимист, надо в себе найти оптимиста.

  1. Подведение итогов родительского собрания. Рефлексия.
  2. Памятка для родителей.

«Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

  1. Не говорите о школе плохо и не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
  3. Вспомните сколько раз вы видели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильный приемы работы и показали ему правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.
  5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.
  6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора или компьютера.
  8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

Поощрения и наказания

Данное родительское собрание разработано для родителей третьеклассников и проводится представителями психологической службой в течение учебного года в форме семинара-тренинга.

При конфликте с ребенком многие родители испытывают сомнения в правильности своего воспитания. Хороший родитель всегда должен правильно похвалить своего ребенка. Для этого необходимо освоить навыки правильной похвалы. А ведь конфликт – это неизбежный спутник любых взаимоотношений, детско-родительских в том числе. Каждому человеку, будь это ребенок, дороги его интересы и цели, несогласие близкого вызывает гнева, обиды, раздражения, злости. В связи с этим, целью семинара является формирование у родителей культуры поощрения и наказания.

Является ли наказание необходимым элементом воспитания детей? На этот вопрос, педагоги являются решительными противниками наказания. Они считают, что детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду, школе. Что человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость – это моральный иммунитет против зла, который приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно-человеческих отношений. Другие занимают не столь твердую позицию и считают, что без наказания можно обойтись, только если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму, выполнению требований, делать это терпеливо, без раздражения. А безнаказанность, по их мнению, вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.

Смысл наказания мудро выражен в пословице: “Детей наказывай стыдом, а не кнутом”. Наказать – значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соответственно с установленными правилами. С психологической точки зрения, наказание – хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Поэтому не следует напоминать ребенку о прошлых наказаниях, упрекать ими.

Структура работы:

  1. Организационный момент
  2. Виды наказаний
  3. Упражнения “Виды поощрения”
  4. Ситуации “Правильно ли”
  5. Видеоролик “Я больше не вернусь сюда”
  6. Этап социологического опроса родителей (анонимно)
  7. Памятка для родителей

I. Организационный момент

Проблемы, которые мы сегодня рассмотрим на собрании, являлись злободневными всегда. Первое что, мы рассмотрим это значение методов поощрения и наказания в воспитании детей в семье. Второе это, какие методы поощрения и наказания приемлемы в семье, и третье это какова их эффективность. В настоящее время они волнуют всех: учителей, родителей, психологов и самих учащихся. Неумелое применение поощрений и наказаний не только не дает ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности младшего школьника, повышает уровень тревожности ребенка.

Результаты диагностики: К родительскому собранию мы провели диагностику уровня личностной тревожности (Дж. Тейлора). (Приложение 2). Представить общие результаты.

Проблема наказания – неисчерпаемая тема самых распространенных и бурных дискуссий, которые возникают и на педсоветах, и на встречах с родителями. Выбор предпочитаемых методов закладывается еще в детстве. И, несмотря на эмоциональные потрясения, переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни. Как часто слышишь от родителей, оправдывающих свою жестокость, подобные фразы: “Меня воспитывали в строгости, и мой ребенок не вырастет избалованным”; “Я всегда слушалась маму, и моя дочь обязана меня слушаться” и т.д. Бывает, правда и иначе: взрослый с неприязнью вспоминает опыт, полученный им от своих родителей. Сохранив горечь обиды и разочарования после телесного наказания, понимает, что никогда, ни под каким предлогом не ударит, не оскорбит ребенка.

Столько книг, фильмов, телепередач посвящено этой теме, но зачастую родители пренебрегают мнением специалистов, воспитывая по принципам: “Чужая семья - потемки”, “Мой ребенок, мне и решать, как наказывать”. Итак, проблема, которую мы будем обсуждать, распространенная и все-таки сложная. Начнем с сути понятий.

II. Виды наказаний

Виды наказаний. Можно выделить следующие виды наказаний:

  • Словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения)
  • Физическое наказание (шлепки, порка ремнем, подзатыльники и т.д.)
  • Наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и пр.)
  • Наказание трудом (или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением)
  • Наказание лишением (лишением прогулок, сладостей, компьютера и т.п.)

Можно подробно остановиться на каждом виде наказания в отдельности.