ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2019
Просмотров: 1501
Скачиваний: 1
Рассмотрим диаграмму:
0-1 –
заполнение цилиндра воздухом (при внутреннем смесеобразова-
нии) или рабочей смесью (при внешнем смесеобразовании) при давлении
несколько ниже атмосферного из-за гидродинамического сопротивления
впускных клапанов и всасывающего трубопровода,
1-2 –
сжатие воздуха или рабочей смеси,
2-3'-3 –
период горения рабочей смеси,
3-4 –
рабочий ход поршня (расширение продуктов сгорания),
совершается механическая работа,
4-5 –
выхлоп отработавших газов, падение давления до атмосферного
происходит практически при постоянном объеме,
5-0 –
освобождение цилиндра от продуктов сгорания.
В реальных тепловых двигателях преобразование теплоты в работу
связано с протеканием сложных необратимых процессов (имеются трение,
химические реакции в рабочем теле, конечные скорости поршня, теплообмен
и др.)Термодинамический анализ такого цикла невозможен.
В связи с этим для выявления основных факторов, влияющих
на эффективность
работы
установок,
действительные
процессы
заменяют обратимыми термодинамическими процессами, допускающими
применение для их анализа термодинамических методов. Такие циклы на-
зывают теоретическими.
Допущения, используемые для теоретических циклов:
1)
циклы замкнуты (в действительности продукты сгорания удаляются в
атмосферу, а на их место поступает новое рабочее тело).
2)
Рабочее тело – идеальный газ с постоянной теплоемкостью
3)
Подвод теплоты осуществляется от внешних источников теплоты, а не
за счет сжигания топлива (аналогично отвод теплоты)
4)
Механические потери (трение, потери теплоты) отсутствуют.
5)
Процессы 0-1 и 5-0 исключают из рассмотрения, т.к. работа в них
практически одинаковая, только имеет разный знак.
Анализ циклов тепловых двигателей проводится в два этапа: сначала
анализируется эффективность теоретического (обратимого) цикла, а затем -
реальный (необратимый) цикл с учетом основных источников необратимости.
Для ДВС рассматривают следующие основные циклы:
а) цикл с подводом теплоты при постоянном объеме (v = const) - цикл Отто;
б) цикл с подводом теплоты при постоянном давлении (р = const) - цикл
Дизеля;
в) цикл со смешанным подводом теплоты, как при v =const и р=const - цикл
Тринклера.
Цикл с подводом теплоты при постоянном объеме (цикл Отто)
Это цикл бензиновых ДВС с внешним смесеобразованием и
принудительным искровым зажигание горючей смеси. Такие ДВС
применяют на легковом автотранспорте.
Рабочая и тепловая диаграммы цикла Отто представлены на рис. 6.
Характеристики цикла:
-
степень сжатия
-
степень повышения давления.
Рис.6. Цикл Отто. Рабочая (p-v) и тепловая (T-s) диаграммы.
(1-2 –
адиабатное сжатие, 2-3 – изохорный подвод теплоты,
3-4 –
адиабатное расширение, 4-1 – изохорный отвод теплоты)
Параметры состояния рабочего тела в характерных точках цикла
определяются аналогично рассмотренному ранее циклу Тринклера.
Подводимая теплота:
Отводимая теплота:
.
Работа цикла
.
Термический КПД цикла:
.
Чем больше степень сжатия ε, тем выше эффективность цикла.
Увеличение ε в карбюраторных двигателях ограничено наступлением
детонации (взрывного сгорания), которая зависит от температуры
самовоспламенения горючей смеси и конструктивных особенностей камеры
сгорания, поэтому ε = 6~12.
Цикл с подводом теплоты при постоянном давлении (цикл Дизеля)
Это цикл компрессорных дизелей - ДВС тяжелого топлива (дизельного,
солярного и др.) с внутренним смесеобразованием и самовоспламенением
горючего от сжатого до высокой температуры воздуха. Горючее распыляется
воздухом, подаваемым в цилиндр компрессором. Из-за больших габаритов и
веса компрессорные дизели применяются на судах и в качестве
стационарных установок электростанций.
Рабочая и тепловая диаграммы цикла Дизеля представлены на рис. 7.
Рис.7. Цикл Дизеля. Рабочая (p-v) и тепловая (T-s) диаграммы.
(1-2 –
адиабатное сжатие, 2-3 – изобарный подвод теплоты,
3-4 –
адиабатное расширение, 4-1 – изохорный отвод теплоты)
Характеристики цикла:
-
степень сжатия
-
степень предварительного расширения
Параметры состояния рабочего тела в характерных точках цикла
определяются аналогично рассмотренному ранее циклу Тринклера.
Подводимая теплота:
Отводимая теплота:
.
Работа цикла
Термический КПД цикла:
.
Верхний предел ε ограничивается в дизелях быстрым увеличением
давления. Применяют значения ε = 14~25. Увеличение ρ отрицательно влияет
на повышение эффективности цикла. По мере совершенствования процессов
смесеобразования и горения ρ уменьшается.
Сравнение эффективности идеальных циклов
Термодинамическая эффективность циклов зависит от условий их
осуществления. В одних условиях эффективен один цикл, в других – другой.
1. Сравним циклы Отто и Дизеля по значению термического КПД
при одинаковых степенях сжатия.
Для наглядности будем использовать графическую интерпретацию
подводимой и отводимой теплоты на тепловой диаграмме (рис. 8): площадь
нелинейной трапеции ниже линии процесса численно равна удельной
теплоте.
Рис. 8. Сравнение циклов Отто (123'4) и Дизеля (123''4)
при одинаковой степени сжатия
При одинаковых степенях сжатия цикл с изохорным подводом теплоты
имеет больший КПД, чем цикл с изобарным подводом. Цикл Тринклера будет
занимать промежуточное значение.
2.
Целесообразнее сравнивать циклы при одинаковых конечных
давлениях и температурах (рис.9), т. е. в условиях одинаковых допустимых
термических и механических напряжений.
Рис. 9. Сравнение циклов Отто (12'34) и Дизеля (12''34)
в одинаковом температурном диапазоне
В этих условиях эффективность цикла с изобарным подводом теплоты
выше, чем с изохорным подводом теплоты; эффективность цикла Тринклера
окажется средней между ними.