Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы ( Понятие адаптации к школе и её характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи со сложившейся экономической ситуацией в стране, многие родители вынуждены большее время отводить работе, нежели детям. Это накладывает весомый отпечаток на качество взаимодействия с ребенком, и нередко ведет к возникновению сложностей в его дальнейшем развитии. Зачастую главной проблемой при адаптации к школе в первый год обучения становится отсутствие сформированных компонентов школьной деятельности.

В советский период само понятие «семья» рассматривалась как санкционированные обществом отношения близких родственников (первичная социальная ячейка общества), а также как исторически сложившаяся самовоспроизводящаяся и развивающаяся система социальных норм, которые регулируют межполовые связи и опосредуют отношения между индивидом и обществом, выступая в качестве социального института.

В этом случае семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Кроме того, семья является исторически конкретной системой отношений между супругами, родителями и детьми, социальная необходимость, в которой обуславливается потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Некоторые ученые предлагают рассматривать семью в качестве структурированной социальной общности, в основе которой лежит правовая и моральная ответственность супругов.

К основным функциям семьи относят репродуктивную, функцию социализации, экономическую, первичный социальный контроль, социально-статусную, эмоциональную, защитную, досуговую. Все эти функции тесно связаны между собой, их реализация позволяет семье сохранить свой биологический, социальный и культурный смысл.[20]

Такие исследователи, как А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин определяют психическое развитие ребенка посредством его эмоционального контакта и особенностей сотрудничества с родителями. П. Ф. Лесгафт указывал на то, что испытываемые ребенком ощущения, чувства и эмоции в условиях семьи, в дальнейшем находят отражение в действиях ребенка по отношению к другим людям, к учебной деятельности и к самому себе.

Детско-родительские отношения являются компонентом, оказывающим огромное влияние на абсолютно все сферы развития личности ребенка, такие как эмоциональная, интеллектуальная, социальная и др. Процесс взаимодействия ребенка с родителями является самым первым опытом взаимодействия ребенка с окружающим миром, который закрепляется и способствует формированию определенных моделей поведения с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками. Важную роль здесь играет общение, которое рассматривается в контексте формирования самосознания личности и влияния взрослых на становление взаимоотношений. Этот аспект остается достаточно актуальным, в первую очередь в контексте детско-родительских отношений, так как именно они определяют дальнейшее развитие личности ребенка.


Следует учитывать, что в качестве наиболее сильного и важного источника переживаний ребенка выступают его взаимоотношения с другими людьми, как взрослыми, так и детьми. В том случае, когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему уважение, внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности и защищенности. В таких условиях, как правило, у ребенка преобладающим является бодрое и жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие обуславливает нормальное психологическое развитие личности ребенка, выработку положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям, что в будущем положительно скажется на адаптации к школе. [21]

Ребенок в значительной степени зависит от отношения, которое ему демонстрируют в семье, именно посредством механизма подражания происходит освоение ребенком способов взаимодействия людей друг с другом. В качестве базовой причины тревожности детей выделяют факторы семейного воспитания, в первую очередь систему взаимоотношения в диаде «мать-ребенок».

Рассматривая роль семьи в подготовке ребенка к школьному обучению, можно выделить два компонента, зависящих от влияния семьи: психологическая готовность и физическая готовность. [11]

Один из компонентов общей готовности к обучению в школе - психологическая готовность ребенка к школе, в ней можно выделить следующие структурные единицы: личностная готовность и интеллектуальная. Они, в свою очередь состоят из основных пунктов:

1. личностная готовность:

• эмоционально-волевая готовность;

• самооценка;

• мотивационная готовность;

• коммуникативная готовность;

2. интеллектуальная готовность:

• знания и способы познания;

• познавательные интересы;

• познавательные процессы.

Все вышеперечисленные процессы формируются под воздействием семейной среды, и прежде всего отношения родителей непосредственно к школьному обучению. Желание учится это социальный навык, который развивается в процессе научения ребенка тем или иным способам познания окружающей действительности. Познавать ребенок начинает с самого рождения, и этот процесс длится всю жизнь. Любознательность - как начальный этап развития стремления к обучению и получению новых знаний характерна практически для всех малышей. Основной задачей родителей является активное поддержание и мотивирование ребенка на получение этих знаний, и создание таких условий для развития, которые позволят безопасно и продуктивно усваиваться полученной информации. Ребенок, получив от природы стремление к познанию, в процессе взросления берет пример со взрослых. В современное время информация содержится не только в книгах и журналах. Есть интерактивные источники для её получения, которые тоже можно использовать в качестве своеобразных помощников: детские каналы телевидения, развивающие планшеты, сайты с детскими развивающими видео, детские каналы радиовещания и т.д.


Глядя на преимущественные способы научения и получения нужной информации ребенок отдает предпочтение именно тем, которые используют сами родители. Именно поэтому книга должна стать регулярным гостем в доме.

Все семьи можно условно разделить на типы, по принципу их эмоционального и нравственного благополучия:

  1. Семьи с высокими нравственными установками;
  2. Семьи с нормой нравственных установок и внутрисемейных отношений, не выходящих за рамки;
  3. Семьи с высокой степенью конфликтности;
  4. Семьи без нравственных установок, внешне благополучные;
  5. Аморальные семьи, с высоким уровнем конфликтности;

В зависимости от типа семьи, в которой проживает ребенок-первоклассник, будут формироваться и ценностные установки, влияющие положительно или негативно на освоение социальной роли ученика, и как следствие - на адаптацию к школе.

У каждого родителя есть свои воспоминания относительно собственной учебы в школе. Они формируют представление о школьной жизни ребенка и часто из-за эффекта эмоционального якорения (материальная привязка, которая связана с каким-либо эмоциональным состоянием) родитель не всегда способен реагировать адекватно на само школьное обучение ребенка. От этого необходимо избавиться, дабы не навредить своими детскими травмами и переживаниями первокласснику, у которого само представление о школе пока только складывается.

В социально-благополучной семье ребенок, как правило, позитивно настроен на школу, и на обучение как таковое.

1.3 Особенности формирования адаптации к школьному обучению детей 7-8 лет из полных и неполных семей

Воспитание и развитие ребенка будет более успешным, если в его семейной среде оно будет характеризоваться единством требований. Это значит, что у ребенка будет один правильный с точки зрения всех его окружающих взрослых (и родителей, и ближайших родственников) путь развития и определенный список норм и правил поведения. Но когда у родителей происходит разлад не только в применении воспитательных мер, но и в общих взглядах на воспитание, картина мира ребенка становится деформированной. Он начинает вынужденно подстраиваться под каждого родителя в отдельности, и под его требования. Если для мамы обучение значит развитие, а для папы эти моменты не важны, то не стоит ожидать многого от первоклассника. Не все родители готовы отдавать силы и время на посещение ребенком дополнительных кружков и секций, которые могут помочь ребенку развить навыки самостоятельности и дисциплинированности.


В полной семье, где есть оба родителя, процесс адаптации ребенка к школе проходит, как правило, продуктивнее по нескольким причинам:

• нет сильного семейного стресса;

• ребенок получает двойную поддержку и от мамы и от папы;

• есть возможность усваивать мужскую модель мышления и женскую;

• самооценка ребенка зачастую более адекватна в полной семье;

• базовая потребность ребенка в безопасности более удовлетворена;

• уровень тревожности не высок, поскольку есть положительное подкрепление уверенности и стабильности;

Как видим, основная функция полной семьи - психологическая поддержка и создание у ребенка ощущения безопасности и стабильности. Для школьника это очень важно, поскольку со всеми неурядицами и собственными переживаниями он будет возвращаться в семью, и там обретать гармонию.

Вообще, сама психологическая готовность к школе не берется из ниоткуда. Это планомерный и долгий процесс формирования у ребенка всех основных её компонентов, взаимосвязанных между собой. Именно благодаря им ребенок сможет освоить роль ученика и успешно социализироваться в школе среди сверстников.

Дети, родители которых уделяли достаточное количество времени воспитанию и развитию общих навыков ребенка, с удовольствием смогут овладеть школьной программой, и не будут испытывать тревоги и неуверенности. В случае, когда в неполной семье у проживающего с ребенком родителя нет такой возможности - учить и развивать, ребенку придется самостоятельно справляться с возникающими трудностями, к которым он еще не вполне готов.

Бывают и исключения из правил. Психологическая атмосфера в неполной семье может быть достаточно благоприятной и не создавать затруднений в формировании здоровой личности. Так же и полная семья не всегда является гарантом благополучия ребенка, ведь в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более травмирующими психологическими проблемами, которые не позволят ему овладевать необходимыми навыками и получать знания.

Психологи выделяют такое понятие как «зрелая внутренняя позиция» ребенка относительно формирования школьной готовности, и как следствие благоприятной адаптации. Здесь речь идет о сложном психологическом феномене, и он включает в себя:

1. интерес к школьно-учебному содержанию знаний, способность к выделению собственно учебной задачи;

2. усвоение данных учителем образцов учебных действий или понятий;

3. Выделение функции официального взрослого и опосредствование социальными ролями отношений с взрослыми.[10]


Как видим, адаптация к школе это не только планомерный процесс, включающий в себя множество пунктов, но и систематичный, требующий поддержки со стороны взрослых.

Выводы по 1 главе

Школьный период детства один из самых запоминающихся и по- своему сложных. Ребенку предстоит освоить новую социальные роль- ученика. Принять те правила и нормы поведения, которые продиктованы школьным распорядком, и суметь занять свою позицию в коллективе одноклассников. Отношения с учителем так же важны в процессе адаптации, поскольку личность учителя является для младшего школьника авторитетной, именно от отношения учителя к ученику будет зависеть и успешность его обучения и адаптации.

На процесс протекания адаптации в первый год школьного обучения влияют множество факторов, таких как наличие кризиса 7 лет, психологическая и физическая готовность к школьному обучению, характер и темперамент школьника, умение находить общий язык со сверстниками, сформированность учебной мотивации, умение ребенка справляться с трудностями адекватно возрасту, самостоятельность.

Тем не менее, одним из самых важных вопросов, касающихся продуктивности и протяженности адаптации во времени является вопрос семейного воспитания и благополучия семьи в целом. От того, насколько гармоничны семейные отношения, а именно взаимодействие младшего школьника с обоими родителями, зависит его дальнейшая школьная жизнь и процесс привыкания к школе.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ РАЗНОГО ТИПА

2.1 Организация исследования

Для проведения эмпирического исследования нами были отобраны младшие школьники СОШ №26 г. Мытищи, в возрасте 7-8 лет в количестве 10 человек . Из них 5 человек мальчики, 5 человек девочки.

При проведении процедуры отбора детей для последующей диагностики мы ориентировались на социальный статус семей испытуемых для более качественного исследования, по принципу полная и неполная семья. Из отобранных испытуемых пятеро проживают в неполных семьях без отца, и пятеро проживают в полных семьях с обоими родителями.