Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы ( Понятие адаптации к школе и её характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выбранные нами методики исследования (тест «Рисунок школы» И.С.Деминой и тест для родителей «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе») должны дать информацию для определения степени адаптации путем выявления отношения к школе и уровня школьной тревожности детей младшего школьного возраста в полных и неполных семьях.

При проведении теста «Рисунок школы» мы планируем получить результаты, позволяющие судить об отношении испытуемых к школе и уровне их школьной тревожности.

Проведение исследования с помощью первого теста предусматривало использование карандашей и бумаги формата А4. Инструкция к тесту проста и не предполагает каких-либо серьезных требований, помимо работы цветными карандашами. Каждому из испытуемых предлагалось нарисовать школу, как считает нужным. Никаких уточнений по изображению педагог давать не должен. Эмоциональное отношение к школе и учению оценивалось по трём показателям:

1.использование цветовой гаммы;

2. характер используемых линий и общий эмоциональный фон рисунка;

3. сюжет рисунка.

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставлялось определенное количество баллов, затем баллы суммировались.

Следующий этап эмпирического исследования- проведение тестирования (опроса) родителей по методике «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (авторы- Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) Цель методики- выявление уровня адаптации ребенка к школе. Для проведения данного теста нами была дана инструкция родителям: «Выберите утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребёнка на данный момент». Полученные данные подсчитываются по каждому испытуемому отдельно, и проводится обработка в соответствии с интерпретацией теста, предложенной авторами.

В заключение проведения данного исследования мы планируем составить сравнительную характеристику по результатам испытуемых и сделать выводы относительно степени их адаптации к школе и уровне тревожности у детей из полных и неполных семей для проверки гипотезы, которая была сформулирована в начале работы.

2.2 Результаты проведенного исследования

При проведении первого этапа исследования по тесту И.С. Деминой «Рисунок школы», нами были получены следующие результаты: из 10 испытуемых пятеро получили высокие баллы (5-6 баллов), что свидетельствует о эмоционально благополучном отношении к школе и учению. Эти дети готовы к принятию учебных задач и активному продуктивному взаимодействию с учителем, что и наблюдается в процессе их обучения. Следует отметить, что испытуемые набравшие высокие баллы все проживают в полных семьях, что указывает на более благополучное воздействие полной семьи на формирование у детей стабильного эмоционального фона при восприятии школы как объекта взаимодействия.


В качестве примера проведем анализ рисунка школы Лизы С. Изображенная на рисунке школа изобилует яркими красками, цветовая гамма использована преимущественно светлых тонов. Ребенок изобразил себя идущей в школу с портфелем ярко-розового цвета. Погода на рисунке солнечная, двор украшен новогодней елкой, школьный двор украшен цветами. На крыше школы девочка изобразила флаг Российской Федерации, что свидетельствует о ее осведомленности о его внешнем виде и знании атрибутов государственных символов. Рисунок сам по себе симметричен, линии четкие без сильного нажима. Лиза набрала 6 баллов из 6 возможных. Ей задание очень понравилось, девочка выполняла его кропотливо и неторопясь. Было заметно, что выполнение задания доставляет ребенку удовольствие, она с нескрываемой радостью комментировала, какие оценки она получает в школе и какие предметы ей нравятся больше всего.

Остальные пятеро испытуемых получили разное количество баллов от 1 до 4. Рассматривая подробно вторую группу испытуемых, можно отметить тот факт, что все они проживают в неполных семьях. Разброс баллов по данной группе показывает, что большинство детей имеют легкий уровень тревожности, это прослеживается в самих рисунках ( см. диагр.1) .

Диаграмма 1 « Индивидуальное количество баллов по испытуемым из неполных семей»

Наименьшее количество баллов (один балл) набрала Варвара П. из неполной семьи. Этот балл был выставлен за то, что в рисунке школы у девочки в равной степени присутствуют светлые и тёмные тона. Рисунок очень небрежен, линии нечеткие и прерывистые, просматриваются иногда двойные линии. Кроме того рисунок не симметричен, нет никаких уточняющих деталей и сложно понять что нарисована именно школа. На рисунке отсутствуют изображения людей, погода мрачная, девочка постаралась изобразить сильный ливень. При выполнении задания она делала это нехотя, ей было неинтересно, ребенок заметно стремился поскорее избавиться от рисунка, сдав его при первой возможности. При дополнительной беседе с учителем класса оказалось, что Варвара совсем недавно стала проживать с бабушкой, поскольку маме нужно зарабатывать деньги. Родители развелись, когда девочке было 3 года. Из вышеизложенного следует, что ребенок испытывает не просто чувство тревоги, а скорее чувство страха по отношению к школе до сих пор, не смотря на то, что с момента начала школьного обучения прошло почти 4 месяца.

Наибольшее количество баллов из группы детей, проживающих в неполных семьях, набрала Софья М. . Её рисунок выглядел очень логичным, ярким, по сумме баллов равен 4. Характер линий в рисунке присутствовал смешанный, просматривались и ровные четкие линии и заштриховки, все объекты рисунка прорисованы тщательно и аккуратно, без разрывов контуров. Девочка изобразила школу с окнами, занавесями, дверью, которая открывается автоматически. Дети, идущие в школу, радостны и держат цветы для учителя. Рисунок изображен осенним, с красивыми желтыми и красными листьями, Софья использовала всю цветовую гамму, которая предлагалась для рисования. Совсем понятно, что самым ярким впечатлением девочки о школе, является её первое сентября.


Таким образом, данная методика позволила нам выяснить, что у детей из полных семей в абсолютном большинстве случаев тревожности, связанной с поступлением в школу и началом обучения не наблюдается. (см.таб.1)

Таблица 1 «Результаты по методике «Рисунок школы»

Имя ребенка

Возраст

Тип семьи

"Рисунок школы" результаты

1

Андрей К.

8 лет

неполная

тревожность

2

Сергей А.

7 лет

полная

благополучие

3

Дима И.

7 лет

неполная

тревожность

4

Ульяна С.

7 лет

полная

благополучие

5

Лиза С.

7 лет

полная

благополучие

6

Варвара П.

7 лет

неполная

страх

7

Алина Р.

8 лет

полная

благополучие

8

Иван У.

7 лет

полная

благополучие

9

Софья М.

7 лет

неполная

тревожность

10

Давид Л.

7 лет

неполная

тревожность

Дети, проживающие в неполных семьях показали разные результаты: 80% испытывают тревогу по поводу школьного обучения как еще не до конца знакомой для них ситуации, и 20% испытывают чувство страха, который является ярко выраженным.

Вторым этапом проведения эмпирического исследования было тестирование родителей на выявление уровня адаптации детей к школе. Поскольку опросник содержал 6 шкал, которые описывали те или иные характерные для учебной деятельности детей ситуации, полученные результаты были нами подробно изучены.

В ходе интерпретации полученных данных мы выявили, что у детей из неполных семей преобладает неполная адаптация к школе, и 40% детей из неполных семей проявляют признаки дезадаптации. Об этом свидетельствуют следующие показатели: как правило, дети из неполных семей ни по одной из шести шкал не получили выше 3 баллов из 5 возможных. Рассматривая самые низкие показатели (1 балл) подробнее, из диаграммы видно, что значительные трудности испытывают дети при самостоятельности выполнения школьных заданий (шкала 3). 80% детей из неполных семей при выполнении самостоятельных заданий требуют постоянного контроля и участия со стороны взрослого. Это очень высокий показатель, и, по нашему мнению он свидетельствует о несформированности учебной мотивации в связи с утратой чувства безопасности на фоне семейной ситуации. Так, например, рассмотрев подробно результаты Варвары П. из неполной семьи, мы видим, что у девочки наблюдается не просто наличие трудностей при освоении учебной деятельности, но и значительные затруднения в сфере общения с одноклассниками, а так же систематичное снижение фона общего настроения. У ребенка наблюдается дезадаптация при освоении школьной программы и привыкания к школьной жизни, поскольку общая сумма набранных баллов по данной методике составляет 8 баллов. Следует так же отметить, что, судя по ответам мамы, у школьницы есть сложности в нахождении общего языка со сверстниками, выстраивании с ними позитивного и продуктивного взаимодействия. Варваре сложно без агрессии обратить на себя внимание и быть интересным собеседником и другом для одноклассников. Приблизительно такая же ситуация наблюдается и у Софьи. Общий результат по данной методике у нее составил 12 баллов, и по всей видимости главной сложностью для нее, как и для Варвары, является вопрос о самостоятельном решении задач и выполнении заданий. Без участия и контроля взрослых Софье не удается справляться с учебными задачами. Случаются проявления отрицательных эмоций в виде тревожности и огорчений (шкала 4- «настроение, с которым ребенок идет в школу»)


Наибольшее количество баллов в данной группе детей набрал Давид- 17 баллов. У мальчика есть определенные трудности в выполнении заданий, нестабильность настроения, с которым он идет в школу, но, тем не менее, задания он чаще всего выполняет сам, есть редкие ошибки в успешности выполнения. Уровень адаптации Давида - средний. (см.диагр.2)

Диаграмма 2 «Результаты экспертной методики адаптированности детей из неполных семей к школе»

Таким образом, можно сделать вывод, что у детей из данной группы в 60% случаев наблюдаются сложности в процессе адаптации к первому классу школы, а в 40% случаев наблюдается дезадаптация.

В группе детей из полных семей другая ситуация. Самый низкий балл по данной методике – 3 балла, по шкале 3- «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий», у 60% испытуемых. В среднем, у детей этой группы наблюдается высокий уровень настроения и отношений с одноклассниками, судя по результатам шкал 4 и 5. (см.прил.2)

По результатам данной методики в группе детей из полных семей наблюдается полная адаптация к условиям первого класса школы, поскольку каждый из школьников набрал от 21 до 29 баллов (см.диагр.3).

Диаграмма 3 «Результаты экспертной методики адаптированности

детей из полных семей к школе»

Сравнивая полученные по вышеуказанной методике данные испытуемых из полных и неполных семей, мы приходим к выводу, что дети из полных семей более адаптированы к условиям первого класса школы, нежели дети из неполных семей, у которых преобладает средний уровень адаптации и в 40% случаев полная дезадаптация.

Выводы по 2 главе.

Из вышеприведенного анализа полученных данных следует, что большинство испытуемых из неполных семей испытывают тревогу по поводу школьного обучения как еще не совсем благоприятной для них ситуации, и остальные испытывают чувство страха, который является ярко выраженным. С другой стороны, следует подчеркнуть, что для детей из полных семей ситуация школьной тревожности не характерна.

Испытуемые из неполных семей в большей половине случаев испытывают сложности в процессе адаптации к первому классу школы, а у оставшегося числа испытуемых наблюдается полная дезадаптация.

В группе детей из полных семей наблюдается высокий уровень настроения и отношений с одноклассниками, наименьшие трудности в самостоятельном выполнении задач, и наблюдается полная адаптация к условиям первого класса школы.


Рекомендации для улучшения адаптации младших школьников к школе

Для более успешной адаптации детей-первоклассников к условиям первого класса школы учителям необходимо обеспечить соблюдение следующих условий:

  • Педагогически правильная организация деятельности в соответствии с возрастными особенностями первоклассников;
  • Взаимодействие с семьями учеников, направленное на формирование положительного отношения к новому социальному статусу ученика и учебной деятельности в целом;
  • Проведение оздоровительно-профилактической работы;
  • Правильное распределение учебной нагрузки в течении дня и недели;
  • Соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • Организация активного отдыха во внеурочное время;
  • Регулярный мониторинг уровня адаптации и школьной тревожности учеников первых классов;

Родителям так же необходимо приложить усилия для более успешного протекания адаптации детей к школе, а именно:

  • Соблюдение режима сна и отдыха;
  • Чередование нагрузок;
  • Уменьшение времени, которое ребенок использует для непродуктивного отдыха (использование гаджетов)
  • Формирование широких социальных мотивов учебной деятельности ( ребенок должен учиться, чтобы много знать, быть полезным обществу)
  • Поддержание общего учебного сознания у семьи, а именно уважительное отношение к учителю и школьным делам ребенка;
  • Участие в школьных конкурсах, праздниках, взаимодействие родителей с учителем по вопросам успеваемости и поведения ребенка в школе;
  • Поддержание авторитета учителя в глазах ребенка, как бы это не казалось сложным.
  • Снижение уровня конфликтности в семье, и уровня стресса для ребенка, вне зависимости от семейной ситуации.

Таким образом, для улучшения процесса адаптации школьников, необходимо совместно прилагать усилия и учителям и родителям. Эта работа должна быть систематичной и планомерной.

Заключение

Адаптация это процесс привыкания индивида к тем или иным условиям, которые могут быть как внешними, так и внутренними. Процесс адаптации рассматривался Ч. Дарвином как средство к выживанию. Именно поэтому его теория явилась основополагающей в развитии понятия адаптации, которая, в свою очередь, является результатом эволюции.

Трудности школьной адаптации могут быть связаны с психологической неготовностью ребенка к школе, либо продиктованы другими внешними или внутренними факторами. Весь процесс привыкания к новым условиям может занимать у ребенка от 3-4 недель до полугода. Длительность зависит от сформированности у младшего школьника психологической готовности к школе, типа темперамента, навыков общения, общего семейного настроя и психологического микроклимата в семье.