Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы ( Понятие адаптации к школе и её характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целью нашей курсовой работы было выявить условия формирования адаптации в школе детей в течение первого года обучения.

В качестве объекта исследования выступали дети младшего школьного возраста из полных и неполных семей, а предметом исследования являлся уровень адаптации к школе детей-первоклассников.

В качестве гипотезы исследования мы предполагали, что младшие школьники из неполных семей имеют недостаточный уровень адаптированности к обучению в школе в связи с наличием школьной тревожности, по сравнению со сверстниками, проживающими в полных семьях.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы исследования нами были выполнены ряд задач, а именно были изучены теоретические основы адаптации детей к условиям первого класса школы; рассмотрены понятия «семья» и «адаптация к обучению школе», а так же проведено исследование уровня психологической адаптации к школе и школьной тревожности детей-первоклассников из разного типа семей.

Для проведения исследования были отобраны такие методики, как проективная методика «Рисунок школы» Деминой И.С., и тест для родителей «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.).

В процессе теоретического исследования вопроса, мы выявили, что одним из самых важных факторов, влияющих на продуктивность и протяженность адаптации во времени является фактор семейного воспитания и благополучия семьи в целом. От того, насколько гармоничны семейные отношения, а именно взаимодействие младшего школьника с обоими родителями, зависит его дальнейшая школьная жизнь и процесс привыкания к школе.

Эмпирическое исследование показало, что у детей из неполных семей наблюдается школьная тревожность и неполная адаптация к школе, в крайних случаях дети испытывают страх перед обучением и дезадаптированы в новых для них условиях первого класса. Дети из полных семей не испытывают школьной тревожности и полностью адаптированы к условиям первого класса школы.(прил.3)

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась, цель достигнута и задачи выполнены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агеева И.А. Обучение с увлечением. - М.: ЭКСМО, 2011г.

Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c.

Андрющенко Т. Ю., Захарова А. В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии, 2003.


Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ, 2010. - 160 с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ; Воронеж, 558с

Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5—7 лет (ФП)- М.: ЭКСМО, 2013г.

Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2010. - 256 с.

Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.

Гордон Т.Р. Повышение родительской эффективности. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2004. - 450 с.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 208 с.

Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - М.: Питер, 2013. - 512 c.

Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - М.: Педагогика, 2010. - 324 с.

Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872 c.

Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 400 c.

Кравцова, Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Е.Е. Кравцова // Вопросы психологии. – 2006. – № 6.-25 с.

Кривых С.В., Урбанская М.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. - 2010. - № 2.

Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 232 с.

Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - 2-е изд. - М.: Академия, 2008. - 192 с.

Мухина В.С.Возрастная психология. Феноменология развития : Учеб. для студ. обучающихся по пед. спец. / В.С. Мухина. - 11-е изд., перераб. и доп. - М. : AcademiA, 2007. - 638 с.

Немов, Р. С. Общая психология в 3х тт. Том III: психология личности 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2015. - 284 c.

Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению. - 2-е изд. - Ярославль: Аверс Пресс, 2012. - 90 с.

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос, 2001. - 256 с.

Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2012. - 327 с.

Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник МГУ. Психология. - 2002. - №2.

Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. - М.: Просвещение, 2005. - 455 с.