Файл: «Годовая бухгалтерская отчетность организации: состав, характеристика и взаимосвязь форм отчетности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчеты показывают, что если в 2016 году показатель рентабельности продаж составлял 7,4%, то уже в 2017 – 2018 гг. данный показатель снизился до 7% и 5% соответственно, связано это с преимущественным темпом роста затрат на себестоимость по сравнению с темпом роста выручки предприятия.

Таблица 15

Анализ показателей рентабельности деятельности ООО «Югпромгаз» за 2016 – 2018 гг.

Показатель

Период

Изменение (+,-)

2016 год

2017 год

2018 год

2017 г к 2016 г

2018 г к 2017 г

Рентабельность продаж (R1)

7,4

7,0

5,0

-0,4

-2,0

Бухгалтерская рентабельность (R2)

2,9

0,2

0,3

-2,7

0,1

Чистая рентабельность (R3)

2,2

0,1

0,2

-2,1

0,1

Экономическая рентабельность (R4)

2,9

0,2

0,4

-2,6

0,1

Рентабельность оборотных активов (R5)

6,6

0,6

0,7

-6,1

0,2

Рентабельность собственного капитала (R6)

12,4

1,0

2,2

-11,4

1,3

Иные показатели рентабельности показали больший темп снижения. Так, например, показатель бухгалтерской (операционной) рентабельности снизился с 2,9% в 2016 году до 0,2% и 0,3% в 2017 и в 2018 гг. соответственно. Темп снижения составил 2,7 п.п., таким образом, если в 2016 году на 1000 руб. выручки предприятие получало 29 руб. операционной прибыли, то уже 2017 – 2018 гг. на каждые 1000 руб. выручки приходилось не более 2 – 3 руб. операционной прибыли. Аналогичная ситуация наблюдается и по рентабельности чистой прибыли и экономической рентабельности исследуемого предприятия.

Показатели рентабельности, характеризующие прибыльность активов и капитала предприятия, имеют наибольший темп снижения. Если в 2016 году на каждые 1000 руб., инвестированных в оборотные активы предприятия, приходилось 60 руб. чистой прибыли, то уже в 2017 – 2018 году не более 6–7 руб.


Соответственно, если в 2016 году на каждую 1000 руб. собственного капитала приходилось порядка 124 руб. чистой прибыли, то уже 2017 – 2018 гг. не более 10 – 20 руб. чистой прибыли. Очевидно, что эффективность использования оборотных активов и капитала предприятия снизилась практически в 10 раз.

Таким образом, анализ рентабельности деятельности предприятия позволяет сделать вывод о том, что в исследуемом предприятии не оптимизировано управление затратами и расходами, в результате чего прибыльность предприятия критически снизилась, соответственно снизились возможности реинвестирования и выросла зависимость от внешнего финансирования.

2.4. Мероприятия по совершенствованию показателей отчетности

Итак, в рамках работы было выявлено, что все рассчитанные показатели исследуемого предприятия свидетельствуют о неустойчивом финансовом положении, которое можно классифицировать как стадию ближнего банкротства. Одной из основных причин снижения финансовой устойчивости, а, следовательно, и платежеспособности является невозможность предприятия финансировать свою деятельность за счет собственных денежных средств, поскольку затраты предприятия очень высокие, соответственно чистая получаемая прибыль минимальна.

При этом стоит обратить внимание на то, что сумма дебиторской задолженности более чем в 4 раза меньше суммы кредиторской задолженности, следовательно, предприятие использует кредиторскую задолженность как условно бесплатный ресурс.

Таким образом, предприятию необходимо оптимизировать систему управления расходами, доходами, а также систему управления дебиторской и кредиторской задолженностью с целью повышения финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности. Для этого имеется несколько основных направлений:

  • во-первых, снизить уровень затрат на себестоимость – найти резервы сокращения расходов;
  • во-вторых, повысить уровень выручки от реализации продукции, т.е. повысить объемы сбыта;
  • в-третьих, минимизировать суммы кредиторской задолженности и увеличить сумму реинвестированных средств в активы предприятия.

Рассмотрим каждое из представленных направлений более подробно.

Оптимизация расходов на себестоимость достигается за счет выявления непроизводительных затрат материалов в производственных процессах. Одним из направлений деятельности ООО «Югпромгаз» является производство объектов теплоэнергетики, в котором участвуют различные материалы и покупные изделия. Также затраты на производство включают: затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, затраты на электроэнергию, потребляемую одной единицей оборудования, Интернет-трафик и т.д.


Расчет экономии затрат на материалы, используемые в производственных процессах, производится по следующему алгоритму на основании факторного анализа.

Влияние этих факторов можно определить способом цепной подстановки и/или способом абсолютных разниц. Алгоритм расчета факторов влияния на изменение объемов выпуска за счет эффективности использования сырья, материалов и запасов:

Фактор влияния «масса заготовленного сырья»:

(1)

Фактор влияния «изменение переходящих остатков»:

(2)

Фактор влияния «изменение массы отходов»:

(3)

Фактор влияния «изменение расхода сырья на единицу продукции»:

(4)

Полученные в результате расчетов данные об экономии затрат на материалы для производства продукции представлены в таблице 16.

Таблица 16

Расчет экономии потерь материалов и резервов сокращения затрат на себестоимость в ООО «Югпромгаз», тыс. руб.

Показатель

2016 год

2017 год

(+,-)

2018 год

(+,-)

Объем запасов для производства продукции

7924

9596

1672

12037

2441

Изменение переходящих остатков

300

-150

-450

-270

-120

Отходы материалов

370

480

110

810

330

Расход материала на производство продукции

7254

9266

2012

11497

2231

Количество ед. выпущенных изделий

19210

31910

12700

19680

-12230

Расход материалов на производство ед. изделия

50

60

10

90

30

Полученные данные

∆ VПВ ед. в 2017 году

∆ VПВ ед. в 2018 году

Итого

-6342

-9803

Средняя цена продажи ед. изделия, руб.

1278

1614

Потери совокупные, тыс. руб.

-8105

-15822


Расчеты показывают, что в результате неэкономичного производственно-технологического процесса совокупные потери исследуемого предприятия в 2017 году составили 6342 ед. изделий или в денежном выражении 8105 тыс. руб. Но уже в 2018 году в результате роста расходов сырья потери составили 9803 ед. продукции и в денежном выражении 15882 тыс. руб., т.е. в результате неэкономичного расходования сырья дополнительные затраты на приобретение ТМЦ для обеспечения производственного цикла увеличились более чем в 2 раза. Оптимизация расходования материалов в производстве позволит, во-первых, снизить затраты на себестоимость предприятия на 15882 тыс. руб., т.е. увеличить уровень денежных средств. Во-вторых, увеличить уровень нераспределенной прибыли, а, следовательно, собственный капитал предприятия. Кроме этого, предприятию необходимо погасить за счет высвободившихся средств просроченную кредиторскую задолженность.

Следующее направление повышения финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности – это увеличение объемов сбыта предприятия. В настоящее время одним из перспективных направлений увеличения объемов сбыта являются поставки для государственных и муниципальных организаций. Следовательно, исследуемое предприятие
ООО «Югпромгаз» может увеличить уровень своих доходов только за счет поставок продукции (отопительных котлов) для государственных и муниципальных организаций более чем на 8%.

Стоит отметить, что дополнительных затрат у предприятия
ООО «Югпромгаз» на себестоимость не имеется – поскольку сумма запасов сырья и материалов по состоянию на конец 2018 года превышает 50 млн. руб.

Еще одно направление оптимизации финансового состояния предприятия – совершенствование управления кредиторской задолженностью, которая на начало 2018 года составляет долю более 54% в валюте баланса. Согласно данным управленческой отчетности предприятия сумма кредиторской задолженности, срок погашения которой истек, составляет 25 368 тыс. руб. Для погашения кредиторской задолженности предприятию необходимо изыскать дополнительные средства, поскольку плановых поступлений дебиторской задолженности не имеется. В то же время поступления от увеличения объемов сбыта должны быть перенаправлены на финансирование текущих платежей, в ином случае деятельность предприятия может быть приостановлена.

Таким образом, предприятие либо должно увеличить дополнительно привлечение заемных средств, что не является оптимальным, либо использовать механизм факторинга. Факторинг – это разновидность финансовых операций, в которых специализированная компания приобретает денежные требования на должника, и сама взыскивает долг в пользу кредитора (продавца) за определенное вознаграждение. Факторинговые операции в отличие от банковского кредита представляют собой передачу кредитором фактору права требования возврата долгов с заемщика.


По состоянию на начало 2018 года у исследуемого предприятия образовалась дебиторская задолженность на сумму 39 876 тыс. руб. Факторинговая компания готовая предоставить исследуемому предприятию факторинговый аванс в размере 85% от стоимости дебиторской задолженности (остальные 15% суммы дебиторской задолженности выплачиваются фактором по завершению факторинговой сделки). Единовременная оплата комиссии фактора составляет 1,2% и 12,7% годовых с начислением процентов на остаточную сумму аванса. Расчет платежей ООО «Югпромгаз» по факторингу в пользу фактора и планирование поступлений денежных средств на расчетный счет фактора представлен в таблице 17.

Таблица 17

Расчет платежей по факторинговому авансу и поступлений денежных средств фактору

Показатель

Значение

Стоимость дебиторской задолженности, тыс. руб.

39876

Факторинговый аванс, тыс. руб.

33894,6

Сумма единовременной комиссии фактору, тыс. руб.

478,5

Проценты по факторинговому авансу за II квартал, тыс. руб.

1266,1

Планируемое поступление дебиторской задолженности во II квартале, тыс. руб.

20735,5

Проценты по факторинговому авансу за III квартал, тыс. руб.

607,7

Планируемое поступление дебиторской задолженности в III квартале, тыс. руб.

19140,5

Получение средств по завершению факторинговой сделки, тыс. руб.

5981,4

Итого, выплат по факторинговому авансу, тыс. руб.

2352,3

Итак, расчеты показывают, что общая сумма затрат на использование факторингового аванса составляет 2352,3 тыс. руб., данная сумма относится на себестоимость предприятия. Таким образом, за счет предложенных мероприятий исследуемое предприятие может: во-первых, снизить размер кредиторской задолженности на 33894,6 тыс. руб. за счет поступлений средств по факторингу; во-вторых, сократить уровень себестоимости на сумму 15882 тыс. руб. за счет исключения непроизводительных расходов материалов; в-третьих, увеличить объемы сбыта и соответственно уровень выручки на 28 890,6 тыс. руб. за счет поставок продукции для государственных и муниципальных предприятий. Предложенные выше решения найдут отражение в соответствующих строках баланса, поэтому далее необходимо проанализировать, насколько измениться финансовое состояние предприятия и оценить экономическую эффективность предложений.