Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово - кредитными институтами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

История взаимоотношений России с ключевыми международными финансовыми институтами (МФИ), прежде всего Международным валютным фондом (МВФ) и Группой Всемирного банка, является относительно недолгой.

Несмотря на присутствие представителей СССР на Бреттон-Вудской конференции и их активное участие в разработке соглашений, результатами которых стало создание МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), страна – уже в лице Российской Федерации – стала членом организаций лишь в 1992 г. С тех пор характер взаимоотношений России и МФИ претерпел существенные изменения, чему способствовал целый ряд факторов. К ключевым из них можно отнести: улучшение финансово-экономического положения России в начале 2000-х гг.; переосмысление мировым сообществом роли МФИ и осознание необходимости реформирования мировой финансовой архитектуры; изменение баланса сил в мировой экономике в пользу стран с формирующимися рынками, в первую очередь группы БРИКС; усиление в мире процесса регионализации, сопровождающегося формированием региональных финансовых институтов; нарастание геополитической напряженности в результате событий на Украине и введение санкций против России.

Международные экономические и финансовые организации составляют одно из важнейших звеньев международной финансовой системы и являются основным источником необходимых финансовых ресурсов для стран с развивающейся и переходной экономикой. В настоящее время Россия - член различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, она развивает сотрудничество с некоторыми из них на договорной основе. Государственная политика сотрудничества России с международными финансовыми организациями на современном этапе должна быть ориентирована на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в этих организациях, поскольку сотрудничество с ними заключается не только в получении займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, а представляет собой комплекс взаимодополняющих функций, нацеленных на реализацию национальных интересов в мировой экономике и политике.

  • Объект исследования – механизм сотрудничества России с мировыми финансово-кредитными институтами.
  • Предмет исследования – совокупность международных валютно-финансовых отношений России с мировыми финансово-кредитными институтами.

Цель работы – рассмотреть сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами.


Для достижения поставленной цели необходимо определить ряд задач:

  • охарактеризовать теоретические основы функционирования мировых финансово-кредитных институтов;
  • отразить взаимодействие России с мировыми финансово-кредитными институтами;
  • выявить проблемы и перспективы сотрудничества России и мировых финансово-кредитных институтов.

Базой исследования стали труды российских экономистов и ученых, исследующих проблемы взаимодействия России с международными финансово-кредитными организациями (Белянцева О. М., Бичева Е. Е., Горин И. О., Егорова А. А., Пакова О. Н., Хлебникова Д. В.), а также информационные ресурсы глобальной сети Интернет.

1. Теоретические основы функционирования мировых финансово-кредитных институтов

1.1 Цели и функции деятельности мировых финансовых институтов

Международные финансовые организации играют заметную роль в международных финансово-экономических и валютно-кредитных отношениях.

Под финансовым институтом понимается учреждение, занимающееся операциями по передаче денег, кредитованию, инвестированию и заимствованию денежных средств с помощью различных финансовых инструментов. Основное назначение финансового института – организация посредничества, т.е. эффективного перемещения денежных средств (в прямой или опосредованной форме) от сберегателей к заемщикам [21].

Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Среди них особое место занимают организации в системе ООН: Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала: Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА).

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

  • объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
  • осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
  • совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики [8].

Финансовые институты выполняют следующие функции:

1. Сбережение финансовых ресурсов. Эта функции появилась из-за необходимости накопления денежных средств для их последующего использования (целевого инвестирования или потребления). Средства накапливать при помощи финансовых институтов выгодно и безопасно.

2. Посредничество является основной функцией финансовых институтов и логично дополняет функцию сбережения, поскольку, аккумулируя сберегаемые денежные средства и будучи вынужденным платить за них, финансовый институт должен озаботиться их использованием, приносящим доход, которого будет достаточно не только для выплат сберегателям, но и для получения собственного дохода. Средства идут от сберегателя к заемщику, а собственно процесс передачи средств сопровождается возникновением обязательств по их возврату и вознаграждению [18].

3. Финансовая трансформация - заключается в том, что краткосрочные (финансовые) активы и обязательства могут трансформироваться в долгосрочные. Достигается это, в частности, путем секъюритизации активов, когда кредитное учреждение собирает в пул предоставленные им кредиты, обеспеченные относительно однородным имуществом, и выпускает ценные бумаги под общее обеспечение. Возможен и обратный вариант [9].

4. Передача риска. Подавляющее большинство финансовых операций рисковые по своей природе, поэтому при их осуществлении всегда возникает желание либо избежать риска, либо снизить его уровень. Достигается это различными способами, в частности получением гарантий и обеспечений, передачей части риска финансовому посреднику.

5. Организация валютных операций. В современной экономике подавляющее большинство компаний связано в той или иной степей с валютными операциями. В развитой рыночной экономике эти операции предопределены желанием компании выйти на международные рынки благ и факторов производства. В развивающейся экономике действуют и другие причины валютных операций - желание создать совместные предприятия, найти иностранного инвестора, открыть зарубежное представительство, приобрести из-за рубежа новую технику и др. Оформление подобных операций в подавляющем большинстве случаев проходит через финансовые институты [10].

6. Содействие ликвидности. Текущая деятельность любого предприятия по определению не может быть жестко предопределенной, всегда возникает проблема создания страхового запаса денежных средств, которым можно было бы воспользоваться, когда, например, наступил срок погашения кредиторской задолженности, но деньги от дебитора, на которые рассчитывала компания, на счет так и не поступили [7]. Самый простой вариант страховки от подобной случаев - формирование резерва денежных средств - оказывается не самым выгодным, поскольку деньги, лежащие без движения, не только не приносят доход, но, напротив, приводят к убыткам (например, из-за инфляции). Поэтому наиболее разумным является инвестирование денежных средств в высоколиквидные финансовые продукты, предлагаемые финансовыми институтами, например в акции, краткосрочные обязательства [13].


7. Организация операций по изменению организационно-правовых форм компаний. Наиболее типичной операцией подобного рода является преобразование компании в АО. Логика развития бизнеса такова, что по мере становления компании и расширения масштабов деятельности ее учредители становятся не в состоянии обеспечить надлежащее финансирование компании. В этом случае компания меняет организационно-правовую форму, преобразуясь в АО и благодаря этому получая возможности дополнительного финансирования. Эта процедура весьма сложная и трудоемкая и для ее реализации прибегают к помощи специализированных финансовых институтов [12].

Таким образом, международные финансовые институты способствуют обобщению государств в различных сферах жизни. То есть, цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Целями международной финансовой организации могут быть развитие сотрудничества, обеспечение целостности, стабилизация сложных ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства.

1.2 История взаимодействия России и мировых финансово-кредитных  институтов

Присоединение Российской Федерации к МВФ в 1992 г. предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса. Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Такие средства выделялись в форме специальных программ финансово-экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики и др.), а также проведение структурных реформ, таких как приватизация предприятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования и пр. [6]

За период с 1992 по 1999 гг. Россия в общей сложности привлекла восемь кредитов МВФ общим объемом около 22 млрд долл. США (таблица 1) [3].

Средства, полученные Россией в июле 1999 г. в размере 640 млн долл., стали последним траншем, привлеченным страной от МВФ. Начиная с 2000 г. Россия прекратила привлечение кредитных ресурсов из фонда и стала осуществлять меры по погашению своей задолженности. По мере улучшения экономического положения в стране России удалось полностью погасить свой долг перед МВФ за пять лет (таблица 2) [11].


Таблица 1 – Заимствования Российской Федерации валютных средств МВФ в период с 1992 по 1999 гг. (млн СДР)

Период

Вид кредита

Условия

Подтвержденная

сумма

Израсходованная

сумма

Август 1992 г.

Стэнд-бай

Сокращение дефицита бюджета до 5% ВВП; снижение инфляции до менее 10% в месяц; сокращение лимитов централизованных кредитов ЦБ правительству

1,04 млрд долл.

(719 млн СДР)

1,04 млрд долл.

(719 млн СДР)

Июнь 1993 г.

Механизм финансирования системных преобразований

Сокращение дефицита бюджета на 50% (до 10% ВВП); поддержание инфляции на уровне 7-9% в месяц

1,5 млрд долл.

(1078 млн СДР)

1,5 млрд долл.

(1078 млн СДР)

Апрель 1994 г.

1,5 млрд долл.

(1078 млн СДР)

1,5 млрд долл.

(1078 млн СДР)

Апрель 1995 г.

Стэнд-бай

Сокращение дефицита бюджета до 6% ВВП; снижение инфляции до 1%; продолжение структурных реформ (отмена внешнеторговых льгот, количественных ограничений импорта и экспорта, экспортных пошлин, либерализация торговли нефтью)

6,8 млрд долл.

(4313,1 млн СДР)

6,8 млрд долл.

(4313,1 млн СДР)

Март 1996 г.

Программа расширенного финансирования

Сокращение дефицита бюджета до 2% ВВП к 1998 г.; снижение инфляции до 7% в год; продолжение реализации рыночных реформ

10,1 млрд долл.

(6901 млн СДР)

7,5 млрд долл.

(5105 млн СДР)

Июль 1998 г.

Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996 г.

Реализация согласованной антикризисной программы: сокращение дефицита бюджета до 2,8% ВВП и увеличение доходов бюджета до 13% ВВП в 1999 г., снижение уровня инфляции, проведение налоговой реформы, реализация структурных реформ

3 млрд долл.

(2313 млн СДР)

-

Механизм финансирования дополнительных резервов

5,3 млрд долл.

(3992 млн СДР)

900 млн долл.

(675 млн СДР)

Механизм компенсационного финансирования

2,9 млрд долл.

(2157 млн СДР)

2,9 млрд долл.

(2157 млн СДР)

Июль 1999 г.

Стэнд-бай

Реализация экономической программы, включая принятие пакета налоговых и иных законодательных актов, обеспечение профицита бюджета в размере 2% ВВП, снижение темпа инфляции до 50% в 1999 г., проведение структурных реформ

4,5 млрд долл.

(3300 млн СДР)

640 млн долл.

(471,4 млн СДР)