Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово - кредитными институтами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо предоставления финансовых средств России, МВФ играл важную роль в оказании технической помощи, которая была особо необходима в условиях перехода к рыночной экономике и отсутствия отечественных высококвалифицированных специалистов. За период с 1991 по 2001 гг. России было предоставлено 63 человеко-года технической помощи, что составляло около 4% от общего объема технического содействия, оказываемого фондом (таблицы 2 и 3).

Таблица 2 – Объемы технической помощи, оказываемые МВФ России в период с 1992 по 2001 гг. [17]

Фискальный год

Число человеко-лет

% от общей технической помощи МВФ

1992

3,2

2,4

1993

7,2

4,8

1994

9,6

6,7

1995

12,1

7,2

1996

8,8

4,2

1997

6,1

3,3

1998

4,0

2,7

1999

4,6

2,3

2000

3,9

2,0

2001

3,6

1,9

Всего

63,1

37,5

Таблица 3 – Структура технической помощи (долгосрочное содействие), оказываемой МВФ России в период с 1992 по 2001 гг. [16]

Период

Сфера

Число человеко-лет

Февраль 1993 г. - июнь 1997 г.

Налоговое администрирование

4,4

Январь 1994 г. - декабрь 1995 г.

Бюджет

2,0

Март 1994 г. - сентябрь 1995 г.

Налоговое администрирование

1,6

Июль 1994 г. - декабрь 1995 г.

Бюджет

1,5

Сентябрь 1997 г. - август 1999 г.

Налоговое администрирование

2,0

Февраль 1999 г. - август 2001 г.

Бюджет

2,6

Помощь предоставлялась в форме оказания консультационной и экспертной поддержки [2]. Западных экспертов направляли в Россию на определенный период (как правило, год и более), где они оказывали техническое содействие, направленное, прежде всего, на развитие навыков сотрудников Центрального банка и Министерства финансов в области разработки и реализации денежно-кредитной и фискальной политики [15].


Таким образом, международные финансовые организации играют заметную роль в международных финансово-экономических и валютно-кредитных отношениях. Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Среди них особое место занимают организации в системе ООН: Международный валютный фонд и группа Всемирного банка - Международный банк реконструкции и развития и три его филиала: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство. Присоединение Российской Федерации к МВФ в 1992 г. предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса. Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Помощь предоставлялась в форме оказания консультационной и экспертной поддержки.

2. Взаимодействие России с мировыми финансово-кредитными институтами

2.1 Сотрудничество России и МВФ

Сейчас РФ выступает в МВФ как кредитор. Согласно решению, принятому советом директоров МВФ, в 2005 году страна была включена в План финансовых операций (ПФО) МВФ – механизм, с помощью которого фондом осуществляется кредитование его членов при ухудшении их платежных балансов, с использованием средств участников плана. Обязательство по предоставлению финансовых средств в рамках ПФО закрепляется в разд. 3 ст. V Устава МВФ.

Кроме того, Россия принимает участие в разных операциях, предусмотренных в статьях соглашения МВФ, включая продажу и покупку СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», приобретение облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности самых бедных стран и др. [1]

МВФ продолжает предоставлять РФ активную поддержку консультационного характера и техническое содействие, в том числе проведение учебных мероприятий, конференций, семинаров и пр. [5]

В течение продолжительного срока в отношениях между Россией и МВФ в качестве ключевого вопроса выступает проблема перераспределения голосов и квот внутри фонда. Основа необходимости пересмотра квот стран в МВФ – это два тренда сразу. Первый из них имеет связь с изменениями баланса сил в мировой экономике и укреплением роли развивающихся стран в мире. С 1990 года удельный вес стран с формирующимися рынками и развивающихся стран в мировом ВВП значительно возрос: с 36,1% в 1990 году до 58,1% в 2016 году (таблица 4) [4].


Таблица 4 – ВВП основных групп стран в 1990–2016 гг. (рассчитанный по ППС, млрд долл. и % от мирового ВВП)

Группы стран

1990

2000

2005

2008

2012

2016

Мир

27002

49542

67276

83014

99089

118170

Развитые страны

млрд долл.

17248

28237

35472

40574

44026

49557

% от мирового показателя

63,9

57,0

52,7

48,9

44,4

41,9

Ключевые развитые страны

(«Большая семерка»)

млрд долл.

13771

21709

26868

30284

32723

36739

% от мирового показателя

51,0

43,8

39,9

36,5

33,0

31,1

Прочие развитые страны

млрд долл.

1783

3559

4775

5762

6748

7771

% от мирового показателя

6,6

7,2

7,1

6,9

6,8

6,6

Развивающиеся страны и страны

с формирующимися рынками

млрд долл.

9754

21305

31804

42440

55063

68613

% от мирового показателя

36,1

43,0

47,3

51,1

55,6

58,1

Еще в период, который предшествовал мировому финансовому кризису 2008–2009 годов, множеством стран выражалось недовольство сформировавшейся системой глобального финансового регулирования [20]. Как они считали, неэффективность МВФ имела связь, помимо прочего, с ключевой ролью стран «Большой семерки» в принятии решений, а формирующиеся экономики почти не влияли на политику фонда. Эта ситуация не отражала изменений, которые происходили в мировой экономике [6].


Несбалансированность в системе глобального финансового регулирования может быть проиллюстрирована на примере, который был приведен Р. Брайантом в статье «Реформа квот и голосов МВФ: потерянные возможности». Автором рассматриваются две группы стран, первая из них включает в себя 5 стран ЕС (Италию, Нидерланды, Бельгию, Швецию и Швейцарию), а вторая – крупнейшие на 2006 год страны с формирующимися рынками (Китай, Республику Корея, Мексику, Индию и Бразилию) [19]. До первого раунда повышения квот относительно четырех стран (Южной Кореи, Китая, Турции и Мексики) согласно постановлению, принятому Советом управляющих МВФ на его сессии в Сингапуре 18 сентября 2006 года, обе группы имели приблизительно 1/10 от совокупного объема голосов (10,4 и 8,2% соответственно). В то же время вклад стран Европы в мировую экономику был гораздо меньше. Так, доля пяти стран ЕС в мировом ВВП, который был рассчитан по рыночным ценам, составила 8,1% в сравнении с 11,9% для стран второй группы. При расчете ВВП по ППС соотношение составило 5,8% против 20,7% [23].

Наряду с изменениями баланса сил в мировой экономике, происходили изменения и в роли развивающихся и развитых стран в международных финансовых институтах. Все больше развитых стран начали обращаться за получением финансовой помощи, которая предоставлялась МФИ, при этом страны с формирующимися рынками представали как кредиторы. Так, в период кризиса 2008–2009 годов за помощью к МВФ обращались такие страны Европы, как Венгрия, Исландия, Латвия. В период с 2010 года по 2013 год вследствие развития долгового кризиса в Европе в качестве реципиентов финансовой помощи МВФ выступали Ирландия, Греция, Кипр и Португалия [22].

Повышение спроса на предоставление финансовой помощи вследствие явлений кризисного характера повлек за собой необходимость увеличить ресурсы МВФ. На Лондонском саммите «Группы двадцати», который состоялся в апреле 2009 года, состоялось принятие «Плана действий по выходу из глобального финансового кризиса», в рамках которого странами, помимо прочего, было принято решение об увеличении финансовых ресурсов МВФ втрое - до 750 миллиардов долларов. Вклад в реализацию данной инициативы был внесен и странами с формирующимися рынками: а именно, Китай предоставил средства в размере 31,2 миллиарда СДР (примерно 40 миллиардов долларов), Россия, Индия и Бразилия - по 8,7 миллиардов СДР (примерно 13 миллиардов долларов), ЮАР - 340 миллионов СДР (примерно 500 миллионов долларов). В увеличении финансирования МВФ участвовал и такие государства, как Мексика, Таиланд, Малайзия, Сингапур [25].


В то же время привлечение финансовых ресурсов от стран с формирующимися рынками не поспособствовало тому, чтобы квоты и голоса последних в организации увеличились. Это имело связь с тем, что финансирование фонда осуществлялось через специальный механизм «Новых соглашений о займах» (НСЗ). Им предусматривается временное финансирование МВФ, производимое лишь при необходимости. Средства в рамках НСЗ не представляют собой основной капитал фонда.

Эта ситуация не устраивала определенные государства. Например, в качестве ключевого сторонника осуществления реформы квот МВФ выступила группа стран БРИКС. С самого начала своей деятельности они рассматривали продвижение реформы международной финансовой архитектуры как один из главных приоритетов. По итогам первой встречи министров финансов БРИК в ноябре 2008 года стороны в Совместном коммюнике призвали реформировать многосторонние институты, чтобы они имели возможность отражения происходящих структурных изменений в мировой экономике и увеличивающейся роли стран с формирующимися рынками. Кроме того, отмечалось то, что реформа МВФ должна быть направленной на достижение более справедливого баланса голосов и участия между развивающимися и развитыми странами [24].

На очередной встрече БРИК в марте 2009 года, которая состоялась перед встречей министров финансов и управляющих центробанками «Группы двадцати», страны снова призвали к проведению реформы МФИ, включая пересмотр роли и мандата МВФ.

Странами БРИК было поддержано решение об увеличении ресурсов фонда, но было отмечено то, что средства, которые предоставляются ими, должны превратиться во «временный мост к постоянному увеличению квот» [12]. Помимо этого, ими была отмечена необходимость принятия срочных мер относительно права голоса и представительства в МВФ, для того, чтобы они лучше отражали реальный экономический вес стран. Кроме того, они призвали к изучению изменений в международной валютной системе, в том числе в роли резервных валют. В коммюнике странами БРИК также была выражена их позиция в отношении выбора новых глав Всемирного банка и МВФ, в соответствии с которой последних требуется избирать открытым образом и без привязки к гражданству [18].

Вопрос реформирования международной финансовой архитектуры поднимался в процессе всех дальнейших встреч стран группы БРИКС. Помимо этого, группа занималась продвижением своей позиции и на иных площадках. Так, в предложения РФ к Саммиту «Группы двадцати» в Лондоне в 2009 году включались долгосрочные и краткосрочные меры, направленные на реформирование МФИ, которые в целом отражали общую позицию стран БРИКС [14].