Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово - кредитными институтами.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы функционирования мировых финансово-кредитных институтов
1.1 Цели и функции деятельности мировых финансовых институтов
1.2 История взаимодействия России и мировых финансово-кредитных институтов
2. Взаимодействие России с мировыми финансово-кредитными институтами
2.1 Сотрудничество России и МВФ
2.2 Сотрудничество России с группой Всемирного банка
3. Проблемы и перспективы сотрудничества России и мировых финансово-кредитных институтов
3.1 Проблемы сотрудничества России и мировых финансовых организаций
3.2 Перспективы развития сотрудничества России и мировых финансовых организаций
Помимо предоставления финансовых средств России, МВФ играл важную роль в оказании технической помощи, которая была особо необходима в условиях перехода к рыночной экономике и отсутствия отечественных высококвалифицированных специалистов. За период с 1991 по 2001 гг. России было предоставлено 63 человеко-года технической помощи, что составляло около 4% от общего объема технического содействия, оказываемого фондом (таблицы 2 и 3).
Таблица 2 – Объемы технической помощи, оказываемые МВФ России в период с 1992 по 2001 гг. [17]
Фискальный год |
Число человеко-лет |
% от общей технической помощи МВФ |
1992 |
3,2 |
2,4 |
1993 |
7,2 |
4,8 |
1994 |
9,6 |
6,7 |
1995 |
12,1 |
7,2 |
1996 |
8,8 |
4,2 |
1997 |
6,1 |
3,3 |
1998 |
4,0 |
2,7 |
1999 |
4,6 |
2,3 |
2000 |
3,9 |
2,0 |
2001 |
3,6 |
1,9 |
Всего |
63,1 |
37,5 |
Таблица 3 – Структура технической помощи (долгосрочное содействие), оказываемой МВФ России в период с 1992 по 2001 гг. [16]
Период |
Сфера |
Число человеко-лет |
Февраль 1993 г. - июнь 1997 г. |
Налоговое администрирование |
4,4 |
Январь 1994 г. - декабрь 1995 г. |
Бюджет |
2,0 |
Март 1994 г. - сентябрь 1995 г. |
Налоговое администрирование |
1,6 |
Июль 1994 г. - декабрь 1995 г. |
Бюджет |
1,5 |
Сентябрь 1997 г. - август 1999 г. |
Налоговое администрирование |
2,0 |
Февраль 1999 г. - август 2001 г. |
Бюджет |
2,6 |
Помощь предоставлялась в форме оказания консультационной и экспертной поддержки [2]. Западных экспертов направляли в Россию на определенный период (как правило, год и более), где они оказывали техническое содействие, направленное, прежде всего, на развитие навыков сотрудников Центрального банка и Министерства финансов в области разработки и реализации денежно-кредитной и фискальной политики [15].
Таким образом, международные финансовые организации играют заметную роль в международных финансово-экономических и валютно-кредитных отношениях. Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Среди них особое место занимают организации в системе ООН: Международный валютный фонд и группа Всемирного банка - Международный банк реконструкции и развития и три его филиала: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство. Присоединение Российской Федерации к МВФ в 1992 г. предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса. Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Помощь предоставлялась в форме оказания консультационной и экспертной поддержки.
2. Взаимодействие России с мировыми финансово-кредитными институтами
2.1 Сотрудничество России и МВФ
Сейчас РФ выступает в МВФ как кредитор. Согласно решению, принятому советом директоров МВФ, в 2005 году страна была включена в План финансовых операций (ПФО) МВФ – механизм, с помощью которого фондом осуществляется кредитование его членов при ухудшении их платежных балансов, с использованием средств участников плана. Обязательство по предоставлению финансовых средств в рамках ПФО закрепляется в разд. 3 ст. V Устава МВФ.
Кроме того, Россия принимает участие в разных операциях, предусмотренных в статьях соглашения МВФ, включая продажу и покупку СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», приобретение облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности самых бедных стран и др. [1]
МВФ продолжает предоставлять РФ активную поддержку консультационного характера и техническое содействие, в том числе проведение учебных мероприятий, конференций, семинаров и пр. [5]
В течение продолжительного срока в отношениях между Россией и МВФ в качестве ключевого вопроса выступает проблема перераспределения голосов и квот внутри фонда. Основа необходимости пересмотра квот стран в МВФ – это два тренда сразу. Первый из них имеет связь с изменениями баланса сил в мировой экономике и укреплением роли развивающихся стран в мире. С 1990 года удельный вес стран с формирующимися рынками и развивающихся стран в мировом ВВП значительно возрос: с 36,1% в 1990 году до 58,1% в 2016 году (таблица 4) [4].
Таблица 4 – ВВП основных групп стран в 1990–2016 гг. (рассчитанный по ППС, млрд долл. и % от мирового ВВП)
Группы стран |
1990 |
2000 |
2005 |
2008 |
2012 |
2016 |
Мир |
27002 |
49542 |
67276 |
83014 |
99089 |
118170 |
Развитые страны |
||||||
млрд долл. |
17248 |
28237 |
35472 |
40574 |
44026 |
49557 |
% от мирового показателя |
63,9 |
57,0 |
52,7 |
48,9 |
44,4 |
41,9 |
Ключевые развитые страны («Большая семерка») |
||||||
млрд долл. |
13771 |
21709 |
26868 |
30284 |
32723 |
36739 |
% от мирового показателя |
51,0 |
43,8 |
39,9 |
36,5 |
33,0 |
31,1 |
Прочие развитые страны |
||||||
млрд долл. |
1783 |
3559 |
4775 |
5762 |
6748 |
7771 |
% от мирового показателя |
6,6 |
7,2 |
7,1 |
6,9 |
6,8 |
6,6 |
Развивающиеся страны и страны с формирующимися рынками |
||||||
млрд долл. |
9754 |
21305 |
31804 |
42440 |
55063 |
68613 |
% от мирового показателя |
36,1 |
43,0 |
47,3 |
51,1 |
55,6 |
58,1 |
Еще в период, который предшествовал мировому финансовому кризису 2008–2009 годов, множеством стран выражалось недовольство сформировавшейся системой глобального финансового регулирования [20]. Как они считали, неэффективность МВФ имела связь, помимо прочего, с ключевой ролью стран «Большой семерки» в принятии решений, а формирующиеся экономики почти не влияли на политику фонда. Эта ситуация не отражала изменений, которые происходили в мировой экономике [6].
Несбалансированность в системе глобального финансового регулирования может быть проиллюстрирована на примере, который был приведен Р. Брайантом в статье «Реформа квот и голосов МВФ: потерянные возможности». Автором рассматриваются две группы стран, первая из них включает в себя 5 стран ЕС (Италию, Нидерланды, Бельгию, Швецию и Швейцарию), а вторая – крупнейшие на 2006 год страны с формирующимися рынками (Китай, Республику Корея, Мексику, Индию и Бразилию) [19]. До первого раунда повышения квот относительно четырех стран (Южной Кореи, Китая, Турции и Мексики) согласно постановлению, принятому Советом управляющих МВФ на его сессии в Сингапуре 18 сентября 2006 года, обе группы имели приблизительно 1/10 от совокупного объема голосов (10,4 и 8,2% соответственно). В то же время вклад стран Европы в мировую экономику был гораздо меньше. Так, доля пяти стран ЕС в мировом ВВП, который был рассчитан по рыночным ценам, составила 8,1% в сравнении с 11,9% для стран второй группы. При расчете ВВП по ППС соотношение составило 5,8% против 20,7% [23].
Наряду с изменениями баланса сил в мировой экономике, происходили изменения и в роли развивающихся и развитых стран в международных финансовых институтах. Все больше развитых стран начали обращаться за получением финансовой помощи, которая предоставлялась МФИ, при этом страны с формирующимися рынками представали как кредиторы. Так, в период кризиса 2008–2009 годов за помощью к МВФ обращались такие страны Европы, как Венгрия, Исландия, Латвия. В период с 2010 года по 2013 год вследствие развития долгового кризиса в Европе в качестве реципиентов финансовой помощи МВФ выступали Ирландия, Греция, Кипр и Португалия [22].
Повышение спроса на предоставление финансовой помощи вследствие явлений кризисного характера повлек за собой необходимость увеличить ресурсы МВФ. На Лондонском саммите «Группы двадцати», который состоялся в апреле 2009 года, состоялось принятие «Плана действий по выходу из глобального финансового кризиса», в рамках которого странами, помимо прочего, было принято решение об увеличении финансовых ресурсов МВФ втрое - до 750 миллиардов долларов. Вклад в реализацию данной инициативы был внесен и странами с формирующимися рынками: а именно, Китай предоставил средства в размере 31,2 миллиарда СДР (примерно 40 миллиардов долларов), Россия, Индия и Бразилия - по 8,7 миллиардов СДР (примерно 13 миллиардов долларов), ЮАР - 340 миллионов СДР (примерно 500 миллионов долларов). В увеличении финансирования МВФ участвовал и такие государства, как Мексика, Таиланд, Малайзия, Сингапур [25].
В то же время привлечение финансовых ресурсов от стран с формирующимися рынками не поспособствовало тому, чтобы квоты и голоса последних в организации увеличились. Это имело связь с тем, что финансирование фонда осуществлялось через специальный механизм «Новых соглашений о займах» (НСЗ). Им предусматривается временное финансирование МВФ, производимое лишь при необходимости. Средства в рамках НСЗ не представляют собой основной капитал фонда.
Эта ситуация не устраивала определенные государства. Например, в качестве ключевого сторонника осуществления реформы квот МВФ выступила группа стран БРИКС. С самого начала своей деятельности они рассматривали продвижение реформы международной финансовой архитектуры как один из главных приоритетов. По итогам первой встречи министров финансов БРИК в ноябре 2008 года стороны в Совместном коммюнике призвали реформировать многосторонние институты, чтобы они имели возможность отражения происходящих структурных изменений в мировой экономике и увеличивающейся роли стран с формирующимися рынками. Кроме того, отмечалось то, что реформа МВФ должна быть направленной на достижение более справедливого баланса голосов и участия между развивающимися и развитыми странами [24].
На очередной встрече БРИК в марте 2009 года, которая состоялась перед встречей министров финансов и управляющих центробанками «Группы двадцати», страны снова призвали к проведению реформы МФИ, включая пересмотр роли и мандата МВФ.
Странами БРИК было поддержано решение об увеличении ресурсов фонда, но было отмечено то, что средства, которые предоставляются ими, должны превратиться во «временный мост к постоянному увеличению квот» [12]. Помимо этого, ими была отмечена необходимость принятия срочных мер относительно права голоса и представительства в МВФ, для того, чтобы они лучше отражали реальный экономический вес стран. Кроме того, они призвали к изучению изменений в международной валютной системе, в том числе в роли резервных валют. В коммюнике странами БРИК также была выражена их позиция в отношении выбора новых глав Всемирного банка и МВФ, в соответствии с которой последних требуется избирать открытым образом и без привязки к гражданству [18].
Вопрос реформирования международной финансовой архитектуры поднимался в процессе всех дальнейших встреч стран группы БРИКС. Помимо этого, группа занималась продвижением своей позиции и на иных площадках. Так, в предложения РФ к Саммиту «Группы двадцати» в Лондоне в 2009 году включались долгосрочные и краткосрочные меры, направленные на реформирование МФИ, которые в целом отражали общую позицию стран БРИКС [14].