Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово - кредитными институтами.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы функционирования мировых финансово-кредитных институтов
1.1 Цели и функции деятельности мировых финансовых институтов
1.2 История взаимодействия России и мировых финансово-кредитных институтов
2. Взаимодействие России с мировыми финансово-кредитными институтами
2.1 Сотрудничество России и МВФ
2.2 Сотрудничество России с группой Всемирного банка
3. Проблемы и перспективы сотрудничества России и мировых финансово-кредитных институтов
3.1 Проблемы сотрудничества России и мировых финансовых организаций
3.2 Перспективы развития сотрудничества России и мировых финансовых организаций
Призыв РФ к пересмотру квот и голосов в МВФ обусловливался также тем, что в результате второго раунда специального пересмотра квот, который состоялся в 2008 году, она попала в число стран, у которых квота в капитале МВФ сократилась - с 2,78% до 2,49%. Недовольство РФ этой ситуацией, в частности, выражалось в предложениях к Саммиту «Группы двадцати» в Лондоне, где было отмечено, что в соответствии с результатами первой стадии реформы, завершенной в апреле 2008 года, намеченные цели пока не были достигнуты. В этой связи РФ полагала, что целесообразно аннулировать пакет решений по реформе голосов и квот, который был согласован в апреле 2008 г., и продолжить работу в рамках МВФ для того, чтобы вынести на ратификацию уже более радикальный вариант реформирования, который в большей мере отражал бы расстановку сил, которая существует в мировой экономике [22].
На Саммите «Группы двадцати», который состоялся в Питтсбурге в сентябре 2009 года, было принято решение о том, чтобы были перераспределены 5% квот в МВФ, прежде всего, в пользу стран с формирующимися рынками. Это решение предполагало то, что у развитых стран больше не будет контрольного пакета квот в фонде. Решение было компромиссным: РФ настаивала на перераспределении квот в размере 7%, страны Европы выступали против пересмотров квот [20].
В декабре 2010 года Советом управляющих МВФ был утвержден пакет реформ, предусматривавший увеличение в два раза (с 238,5 миллиардов СДР до 477 миллиардов СДР) квот МВФ в рамках 14-го общего пересмотра квот и их значительное перераспределение (свыше 6% долей квот) в пользу стран с формирующимися рынками и развивающихся стран (таблица 5). В результате реформы РФ должна была быть включена в число 10 самых крупных участников МВФ: ее доля в квотах выросла бы с 2,5 до 2,7%, а доля в голосах - с 2,4 до 2,6%. Помимо этого, в пакет реформ включались меры, направленные на изменение системы управления фондом: была предусмотрена ликвидация назначаемых исполнительных директоров и придание полностью выборного характера исполнительному совету [9].
Таблица 5 – Распределение квот и голосов МВФ основных участников фонда до и после реформы 2010 г. (% от общего объема квот и голосов МВФ)
Страна |
Квоты |
Голоса |
||
После реформы 2008 г. |
После реформы 2010 г. |
После реформы 2008 г. |
После реформы 2010 г. |
|
США |
17,7 |
17,4 |
16,7 |
16,5 |
Япония |
6,6 |
6,5 |
6,2 |
6,1 |
Германия |
6,1 |
5,6 |
5,8 |
5,3 |
Франция |
4,5 |
4,2 |
4,3 |
4,0 |
Великобритания |
4,5 |
4,2 |
4,3 |
4,0 |
Китай |
4,0 |
6,4 |
3,8 |
6,1 |
Италия |
3,3 |
3,2 |
3,2 |
3,0 |
Саудовская Аравия |
2,9 |
2,1 |
2,8 |
2,0 |
Канада |
2,7 |
2,3 |
2,6 |
2,2 |
Россия |
2,5 |
2,7 |
2,4 |
2,6 |
Индия |
2,4 |
2,7 |
2,3 |
2,6 |
С учетом того, что реформа принималась по настоянию США в «пакетном режиме», для ее принятия было необходимо согласие членов фонда, на которых приходится 85% от совокупного количества голосов. Эта величина, согласно Уставу МВФ, требуется для того, чтобы внести изменения в систему управления фонда. В условиях, когда на США приходилось более 15% квот и голосов, они, в сущности, имели право вето на решения совета директоров [7].
На протяжении 5 лет Конгресс США отказывался от ратификации реформы квот МВФ. В 2014 году ее очередное обсуждение в рамках «Группы двадцати» по факту зашло в тупик. В связи с этим было решено, что если до конца 2014 года поправки в Устав МВФ не получится ратифицировать, то будут предлагаться механизмы альтернативного характера, учитывающие увеличение доли emerging markets в мировой экономике. В позиции Конгресса произошли резкие изменения в конце 2015 года, вследствие чего пакет реформ был ратифицирован, а с 26 января 2016 года в силу вступили решения о реформе МВФ. [15]
Вследствие реформы 4 страны БРИКС (кроме ЮАР) вошли в 10 самых крупных участников МВФ, а их доля в совокупном объеме квот выросла с 11,5 до 14,7%. Итак, формально у стран БРИКС не появилось права вето по самым значимым решениям, принимаемым фондом, для этого доля квот должна была достигать 15% [5].
В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О принятии поправок к статьям соглашения Международного валютного фонда, одобренных резолюцией Совета управляющих Международного валютного фонда 15 декабря 2010 г. №66-2» было отмечено то, что пересмотр квот окажет в целом незначительное влияние на общий расклад сил в фонде из-за того, что лишь 2,8% квот будет перераспределено в пользу развивающихся стран. При этом правительством РФ было отмечено, как положительный итог реформы, увеличение совокупной доли голосов стран БРИК с 10,71% до 14,18%, что приблизило их к блокирующему пакету (15%) [24].
Эта реформа обладает важностью для РФ. При согласовании собственных действий с партнерами по БРИКС и 2-3 иными государствами, которые разделяют позицию РФ, страна получит возможность влияния на конкретные решения МВФ. Данная логика отразилась и в официальной позиции РФ. Так, по мнению С. В. Лаврова, главы МИД РФ, уже при 14,7% голосов у единомышленников могут быть найдены недостающие десятые доли процента [14].
Другой вопрос, который особо важен для РФ и прочих стран, входящих в группу БРИКС, и непосредственным образом связан с реформой квот МВФ, заключается в пересмотре формулы расчета квот. Формула, используемая на сегодня, на базе которой в МВФ распределяются квоты, дает развитым странам преимущества. Так, показатель вариабельности больше для стран, имеющих высокую степень движения капитала, а показатель открытости – для малых стран Европы, которые активно торгуют в рамках ЕС. При этом, невзирая на то, что показатель международных резервов больше для стран с формирующимися рынками, его вес в формуле – это только 5%. Особенность расчета ВВП, при которой лишь 40% рассчитывается по ППС, также является более выгодной для развитых стран.
В течение долгого времени странами группы БРИКС выражалось их недовольство действующей формулой расчета квот. Например, они выступали против того, чтобы в формуле использовались показатели открытости и вариабельности, поскольку, как считали эти страны, данные показатели не показывают реальную роль и положение стран в мировой экономике. Так, по итогам встреч министров финансов и управляющих центробанков «Группы двадцати» в рамках весенней сессии МВФ в 2012 году, министром финансов РФ А.Г. Силуановым была высказана мысль, согласно которой нынешняя формула влечет за собой то, что доля Люксембурга является сопоставимой с долей такой страны, как Пакистан, составляет примерно четверть от доли Индии и чуть меньше доли Франции, то есть имеет место явное несоответствие экономики страны той квоте, которая сегодня имеется в рамках этой формулы. При этом было предложено распределение квот МВФ в соответствии с объемом ВВП и международными резервами стран [12].
В соответствии с решениями, которые были приняты в рамках Саммита «Группы двадцати» в Сеуле в 2010 году, новая формула расчета квот была определена к январю 2013 года, а 15-й общий пересмотр квот – завершится к январю 2014 года. Но вследствие задержки 14-го общего пересмотра квот эти сроки соблюдены не были. Страны БРИКС не перестают настаивать на том, что необходимо продолжить реализацию реформы МВФ и пересмотреть формулу расчета квот. На встрече министров финансов БРИКС в апреле страны договорились о том, что во время обсуждения пересмотра формулы расчета квот в МВФ они будут настаивать на том, чтобы учитывался показатель ВВП стран по ППС [6].
Реформа МВФ 2010 года, решения в рамках которой с января 2016 года вступили в силу, предполагает внесение изменений в механизм формирования исполнительного совета директоров фонда. До реформы в исполнительный совет входило 24 директоров. Пять из них являлись назначаемыми и представляли страны, имеющие наибольшую долю квот в капитале фонда – США, Германию, Японию, Великобританию и Францию. Прочие 19 директоров являлись выборными, в то же время 16 представляли группы стран, а три страны (Россия, Саудовская Аравия и Китай) – лишь себя [16].
Реформой 2010 года предусматривалась ликвидация категории назначаемых директоров и придание исполнительному совету полностью выборного характера. Как считают эксперты, эти изменения не несут особых выгод для стран БРИКС, в том числе России, невзирая на то, что реформа управления была официально поддержана всеми странами группы. При этом новый механизм формирования исполнительного совета даст возможность наделить его более «техническим» характером и снизить уровень политического представительства конкретных стран [17].
Некоторые эксперты обращают внимание на то, что в условиях новой стадии работы фонда для РФ было бы полезным использование европейского опыта в сфере координации действий в рамках МВФ. Например, Европейский союз создал постоянно действующий комитет, в составе которого 10 директоров от стран ЕС. Заседания комитета проходят регулярно (еженедельно), им руководит один из директоров, который избирается сроком на 2 года. Это дает странам ЕС возможность эффективной координации своей политики в исполнительном совете МВФ [23].
На протяжении долгого времени российская сторона занималась продвижением вопроса о реформировании глобальной системы резервных валют, в том числе о расширении валютной корзины СДР. Так, в предложения РФ к Саммиту «Группы двадцати» в Лондоне в 2009 года в том числе включался призыв МВФ к проведению исследования таких возможностей:
- диверсификации перечня валют, которые используются как резервные, на базе принятия согласованных мер, направленных на стимулирование развития крупных региональных финансовых центров;
- создания наднациональной резервной валюты, которая будет эмитироваться международными финансовыми институтами [25].
Как возможный вариант диверсификации резервных валют, РФ было предложено включение национальных валют стран БРИК в состав валютной корзины СДР. Об этой возможности, например, заявил Д.А. Медведев, будучи на должности президента РФ, на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
При этом инициатива наделения рубля статусом мировой резервной валюты не получила поддержки со стороны МВФ. Например, представители МВФ отметили, что сложность использования рубля как резервной валюты, как и иных валют развивающихся стран, заключается в небольшой эмиссии в сравнении с традиционными эмитентами резервных валют. При этом выражались сомнения в том, что эти страны сумеют «удовлетворить огромный существующий спрос» [21].
В последние годы западные эксперты все более скептично относятся к интернационализации валюты РФ, что обусловливается, помимо прочего, развитием явлений кризисного характера в экономике РФ и напряженными отношениями между РФ и странами Запада. Так, профессор экономики Университета Беркли (США) и бывший советник МВФ Б. Эйхенгрин в интервью Bloomberg заявил, что он «не знает ни одного человека, кто воспринимает идею придания рублю статуса резервной валюты серьезно» и что «держать финансовые активы в России является рискованным делом» [14].
2.2 Сотрудничество России с группой Всемирного банка
Россия стала членом Всемирного банка (МБРР и Международной ассоциации развития) в июне 1992 г. В декабре того же года Россия присоединилась к Многостороннему агентству по инвестиционным гарантиям (МИГА), а годом позднее – к Международной финансовой корпорации (МФК). Все четыре организации входят в группу Всемирного банка, целью которой является предоставление финансовой и технической помощи развивающимся странам.
МБРР является ключевой структурой группы Всемирного банка. Цель организации состоит в предоставлении финансовых ресурсов, а также технической и консультационной поддержки развивающимся странам, преимущественно со среднем уровнем дохода.
С момента присоединения России к МБРР, банк одобрил для страны 71 заем общей стоимостью 14,35 млрд долл. В связи с введением экономических санкций против России, МБРР прекратил выделение финансирования в 2014 г.
Наибольшая доля финансирования пришлась на первые годы членства России в МБРР. Доля заимствований, полученных Россией от Банка в период с 1992 по 1999 г., составляет 87% от общего объема привлеченного страной финансирования от МБРР за весь период ее членства в организации [4].
В структуре заимствований, привлеченных Россией от МБРР, преобладают займы на реализацию проектов в области федерального и государственного управления – на них приходится более 50% от общего объема финансирования (рисунок 1) [8].
В 2015 г. Всемирным банком была разработана новая стратегия партнерства с Россией, однако в результате введения санкций она не была вынесена на рассмотрение совета директоров [3].
Рисунок 1 – Структура заимствований, привлеченных Россией от МБРР
Помимо финансового содействия, МБРР оказывает России аналитическую и консультационную поддержку, включая проведение экономических и отраслевых исследований и оказание технического содействия. Целью консультационных и аналитических услуг является повышение эффективности системы общественных финансов и государственного управления, улучшение инвестиционного климата в стране и отдельных регионах, повышение качества предоставляемых государством социальных услуг и пр. Оказание Всемирным банком консультационных услуг происходит и на возмездной основе. Особое значение такие услуги представляют для субъектов Российской Федерации. В частности, правительства более 30 российских регионов заключили со Всемирным банком по крайней мере одно соглашение об оказании консультационных услуг на возмездной основе [14].