Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово - кредитными институтами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Призыв РФ к пересмотру квот и голосов в МВФ обусловливался также тем, что в результате второго раунда специального пересмотра квот, который состоялся в 2008 году, она попала в число стран, у которых квота в капитале МВФ сократилась - с 2,78% до 2,49%. Недовольство РФ этой ситуацией, в частности, выражалось в предложениях к Саммиту «Группы двадцати» в Лондоне, где было отмечено, что в соответствии с результатами первой стадии реформы, завершенной в апреле 2008 года, намеченные цели пока не были достигнуты. В этой связи РФ полагала, что целесообразно аннулировать пакет решений по реформе голосов и квот, который был согласован в апреле 2008 г., и продолжить работу в рамках МВФ для того, чтобы вынести на ратификацию уже более радикальный вариант реформирования, который в большей мере отражал бы расстановку сил, которая существует в мировой экономике [22].

На Саммите «Группы двадцати», который состоялся в Питтсбурге в сентябре 2009 года, было принято решение о том, чтобы были перераспределены 5% квот в МВФ, прежде всего, в пользу стран с формирующимися рынками. Это решение предполагало то, что у развитых стран больше не будет контрольного пакета квот в фонде. Решение было компромиссным: РФ настаивала на перераспределении квот в размере 7%, страны Европы выступали против пересмотров квот [20].

В декабре 2010 года Советом управляющих МВФ был утвержден пакет реформ, предусматривавший увеличение в два раза (с 238,5 миллиардов СДР до 477 миллиардов СДР) квот МВФ в рамках 14-го общего пересмотра квот и их значительное перераспределение (свыше 6% долей квот) в пользу стран с формирующимися рынками и развивающихся стран (таблица 5). В результате реформы РФ должна была быть включена в число 10 самых крупных участников МВФ: ее доля в квотах выросла бы с 2,5 до 2,7%, а доля в голосах - с 2,4 до 2,6%. Помимо этого, в пакет реформ включались меры, направленные на изменение системы управления фондом: была предусмотрена ликвидация назначаемых исполнительных директоров и придание полностью выборного характера исполнительному совету [9].

Таблица 5 – Распределение квот и голосов МВФ основных участников фонда до и после реформы 2010 г. (% от общего объема квот и голосов МВФ)

Страна

Квоты

Голоса

После реформы 2008 г.

После реформы 2010 г.

После реформы 2008 г.

После реформы 2010 г.

США

17,7

17,4

16,7

16,5

Япония

6,6

6,5

6,2

6,1

Германия

6,1

5,6

5,8

5,3

Франция

4,5

4,2

4,3

4,0

Великобритания

4,5

4,2

4,3

4,0

Китай

4,0

6,4

3,8

6,1

Италия

3,3

3,2

3,2

3,0

Саудовская Аравия

2,9

2,1

2,8

2,0

Канада

2,7

2,3

2,6

2,2

Россия

2,5

2,7

2,4

2,6

Индия

2,4

2,7

2,3

2,6


С учетом того, что реформа принималась по настоянию США в «пакетном режиме», для ее принятия было необходимо согласие членов фонда, на которых приходится 85% от совокупного количества голосов. Эта величина, согласно Уставу МВФ, требуется для того, чтобы внести изменения в систему управления фонда. В условиях, когда на США приходилось более 15% квот и голосов, они, в сущности, имели право вето на решения совета директоров [7].

На протяжении 5 лет Конгресс США отказывался от ратификации реформы квот МВФ. В 2014 году ее очередное обсуждение в рамках «Группы двадцати» по факту зашло в тупик. В связи с этим было решено, что если до конца 2014 года поправки в Устав МВФ не получится ратифицировать, то будут предлагаться механизмы альтернативного характера, учитывающие увеличение доли emerging markets в мировой экономике. В позиции Конгресса произошли резкие изменения в конце 2015 года, вследствие чего пакет реформ был ратифицирован, а с 26 января 2016 года в силу вступили решения о реформе МВФ. [15]

Вследствие реформы 4 страны БРИКС (кроме ЮАР) вошли в 10 самых крупных участников МВФ, а их доля в совокупном объеме квот выросла с 11,5 до 14,7%. Итак, формально у стран БРИКС не появилось права вето по самым значимым решениям, принимаемым фондом, для этого доля квот должна была достигать 15% [5].

В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О принятии поправок к статьям соглашения Международного валютного фонда, одобренных резолюцией Совета управляющих Международного валютного фонда 15 декабря 2010 г. №66-2» было отмечено то, что пересмотр квот окажет в целом незначительное влияние на общий расклад сил в фонде из-за того, что лишь 2,8% квот будет перераспределено в пользу развивающихся стран. При этом правительством РФ было отмечено, как положительный итог реформы, увеличение совокупной доли голосов стран БРИК с 10,71% до 14,18%, что приблизило их к блокирующему пакету (15%) [24].

Эта реформа обладает важностью для РФ. При согласовании собственных действий с партнерами по БРИКС и 2-3 иными государствами, которые разделяют позицию РФ, страна получит возможность влияния на конкретные решения МВФ. Данная логика отразилась и в официальной позиции РФ. Так, по мнению С. В. Лаврова, главы МИД РФ, уже при 14,7% голосов у единомышленников могут быть найдены недостающие десятые доли процента [14].

Другой вопрос, который особо важен для РФ и прочих стран, входящих в группу БРИКС, и непосредственным образом связан с реформой квот МВФ, заключается в пересмотре формулы расчета квот. Формула, используемая на сегодня, на базе которой в МВФ распределяются квоты, дает развитым странам преимущества. Так, показатель вариабельности больше для стран, имеющих высокую степень движения капитала, а показатель открытости – для малых стран Европы, которые активно торгуют в рамках ЕС. При этом, невзирая на то, что показатель международных резервов больше для стран с формирующимися рынками, его вес в формуле – это только 5%. Особенность расчета ВВП, при которой лишь 40% рассчитывается по ППС, также является более выгодной для развитых стран.


В течение долгого времени странами группы БРИКС выражалось их недовольство действующей формулой расчета квот. Например, они выступали против того, чтобы в формуле использовались показатели открытости и вариабельности, поскольку, как считали эти страны, данные показатели не показывают реальную роль и положение стран в мировой экономике. Так, по итогам встреч министров финансов и управляющих центробанков «Группы двадцати» в рамках весенней сессии МВФ в 2012 году, министром финансов РФ А.Г. Силуановым была высказана мысль, согласно которой нынешняя формула влечет за собой то, что доля Люксембурга является сопоставимой с долей такой страны, как Пакистан, составляет примерно четверть от доли Индии и чуть меньше доли Франции, то есть имеет место явное несоответствие экономики страны той квоте, которая сегодня имеется в рамках этой формулы. При этом было предложено распределение квот МВФ в соответствии с объемом ВВП и международными резервами стран [12].

В соответствии с решениями, которые были приняты в рамках Саммита «Группы двадцати» в Сеуле в 2010 году, новая формула расчета квот была определена к январю 2013 года, а 15-й общий пересмотр квот – завершится к январю 2014 года. Но вследствие задержки 14-го общего пересмотра квот эти сроки соблюдены не были. Страны БРИКС не перестают настаивать на том, что необходимо продолжить реализацию реформы МВФ и пересмотреть формулу расчета квот. На встрече министров финансов БРИКС в апреле страны договорились о том, что во время обсуждения пересмотра формулы расчета квот в МВФ они будут настаивать на том, чтобы учитывался показатель ВВП стран по ППС [6].

Реформа МВФ 2010 года, решения в рамках которой с января 2016 года вступили в силу, предполагает внесение изменений в механизм формирования исполнительного совета директоров фонда. До реформы в исполнительный совет входило 24 директоров. Пять из них являлись назначаемыми и представляли страны, имеющие наибольшую долю квот в капитале фонда – США, Германию, Японию, Великобританию и Францию. Прочие 19 директоров являлись выборными, в то же время 16 представляли группы стран, а три страны (Россия, Саудовская Аравия и Китай) – лишь себя [16].

Реформой 2010 года предусматривалась ликвидация категории назначаемых директоров и придание исполнительному совету полностью выборного характера. Как считают эксперты, эти изменения не несут особых выгод для стран БРИКС, в том числе России, невзирая на то, что реформа управления была официально поддержана всеми странами группы. При этом новый механизм формирования исполнительного совета даст возможность наделить его более «техническим» характером и снизить уровень политического представительства конкретных стран [17].


Некоторые эксперты обращают внимание на то, что в условиях новой стадии работы фонда для РФ было бы полезным использование европейского опыта в сфере координации действий в рамках МВФ. Например, Европейский союз создал постоянно действующий комитет, в составе которого 10 директоров от стран ЕС. Заседания комитета проходят регулярно (еженедельно), им руководит один из директоров, который избирается сроком на 2 года. Это дает странам ЕС возможность эффективной координации своей политики в исполнительном совете МВФ [23].

На протяжении долгого времени российская сторона занималась продвижением вопроса о реформировании глобальной системы резервных валют, в том числе о расширении валютной корзины СДР. Так, в предложения РФ к Саммиту «Группы двадцати» в Лондоне в 2009 года в том числе включался призыв МВФ к проведению исследования таких возможностей:

  • диверсификации перечня валют, которые используются как резервные, на базе принятия согласованных мер, направленных на стимулирование развития крупных региональных финансовых центров;
  • создания наднациональной резервной валюты, которая будет эмитироваться международными финансовыми институтами [25].

Как возможный вариант диверсификации резервных валют, РФ было предложено включение национальных валют стран БРИК в состав валютной корзины СДР. Об этой возможности, например, заявил Д.А. Медведев, будучи на должности президента РФ, на Всемирном экономическом форуме в Давосе.

При этом инициатива наделения рубля статусом мировой резервной валюты не получила поддержки со стороны МВФ. Например, представители МВФ отметили, что сложность использования рубля как резервной валюты, как и иных валют развивающихся стран, заключается в небольшой эмиссии в сравнении с традиционными эмитентами резервных валют. При этом выражались сомнения в том, что эти страны сумеют «удовлетворить огромный существующий спрос» [21].

В последние годы западные эксперты все более скептично относятся к интернационализации валюты РФ, что обусловливается, помимо прочего, развитием явлений кризисного характера в экономике РФ и напряженными отношениями между РФ и странами Запада. Так, профессор экономики Университета Беркли (США) и бывший советник МВФ Б. Эйхенгрин в интервью Bloomberg заявил, что он «не знает ни одного человека, кто воспринимает идею придания рублю статуса резервной валюты серьезно» и что «держать финансовые активы в России является рискованным делом» [14].


2.2 Сотрудничество России с группой Всемирного банка

Россия стала членом Всемирного банка (МБРР и Международной ассоциации развития) в июне 1992 г. В декабре того же года Россия присоединилась к Многостороннему агентству по инвестиционным гарантиям (МИГА), а годом позднее – к Международной финансовой корпорации (МФК). Все четыре организации входят в группу Всемирного банка, целью которой является предоставление финансовой и технической помощи развивающимся странам.

МБРР является ключевой структурой группы Всемирного банка. Цель организации состоит в предоставлении финансовых ресурсов, а также технической и консультационной поддержки развивающимся странам, преимущественно со среднем уровнем дохода.

С момента присоединения России к МБРР, банк одобрил для страны 71 заем общей стоимостью 14,35 млрд долл. В связи с введением экономических санкций против России, МБРР прекратил выделение финансирования в 2014 г.

Наибольшая доля финансирования пришлась на первые годы членства России в МБРР. Доля заимствований, полученных Россией от Банка в период с 1992 по 1999 г., составляет 87% от общего объема привлеченного страной финансирования от МБРР за весь период ее членства в организации [4].

В структуре заимствований, привлеченных Россией от МБРР, преобладают займы на реализацию проектов в области федерального и государственного управления – на них приходится более 50% от общего объема финансирования (рисунок 1) [8].

В 2015 г. Всемирным банком была разработана новая стратегия партнерства с Россией, однако в результате введения санкций она не была вынесена на рассмотрение совета директоров [3].

Рисунок 1 – Структура заимствований, привлеченных Россией от МБРР

Помимо финансового содействия, МБРР оказывает России аналитическую и консультационную поддержку, включая проведение экономических и отраслевых исследований и оказание технического содействия. Целью консультационных и аналитических услуг является повышение эффективности системы общественных финансов и государственного управления, улучшение инвестиционного климата в стране и отдельных регионах, повышение качества предоставляемых государством социальных услуг и пр. Оказание Всемирным банком консультационных услуг происходит и на возмездной основе. Особое значение такие услуги представляют для субъектов Российской Федерации. В частности, правительства более 30 российских регионов заключили со Всемирным банком по крайней мере одно соглашение об оказании консультационных услуг на возмездной основе [14].