Файл: Свободная тема (Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что в Российской Федерации происходит ужесточение конкуренции, и как следствие, руководство предприятий находятся в непрерывном поиске более новых инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности. Согласно концепции современного маркетинга, предприятия достигают конкурентного преимущества методом разработки предложений, удовлетворяющих потребителей в большей степени, нежели предложения основных предприятий-конкурентов. Исходя из важности изложенной проблемы, в отечественной рыночной экономике ключевым фактором коммерческого успеха предприятий служит конкурентоспособность.

Формирование конкурентных преимуществ предприятия, которое основывается на системном подходе в оценке и анализе их развития, важным является не только с позиций роста прибыли, но и как процесс беспрерывного развития фирмы, который способствует эволюции рыночных отношений, улучшению культуры потребления, повышению качества жизни, совершенствования потребностей общества и созданию определённого стиля жизни. Потребность реализации стратегий конкурентоспособности предприятий увеличивается с учетом кризиса в экономике государства и порождаемого им увеличения недобросовестной конкуренции, а также сокращения качества продукции со стороны предпринимателей для сохранения своих доходов.

Цель исследования данной работы – комплексный анализ теоретических и практических аспектов повышения конкурентоспособности организации за счет маркетинговых мероприятий на примере ООО «Неаполь».

Для достижения этой цели в данной работе будут решаться следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие и сущность маркетинговых исследований конкурентоспособности предприятий
  2. Изучить факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
  3. Представить характеристику ООО «Неаполь»
  4. Провести анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Неаполь»
  5. Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Неаполь»
  6. Вычислить экономический эффект от предложенных мероприятий

Объект исследования – предприятие ООО «Неаполь».

Предмет исследования – конкурентоспособность предприятия ООО «Неаполь».

Информационную базу данной работы составляют исследования зарубежных и отечественных учёных в области маркетинга и стратегического менеджмента, практические рекомендации специалистов по повышению конкурентоспособности, материалы, полученные непосредственно в процессе исследования на предприятии.


Методы, которые были в исследовании: обобщение, синтез, анализ, метод сравнений, метод группировок, системный метод и другие.

Практическая значимость данной курсовой работы заключена в том, что итоги проведенного исследования могут быть использованы для повышения конкурентоспособности как предприятия ООО «Неаполь», так других организаций, функционирующих в сфере гостеприимства.

Структура курсовой работы обусловлена задачами и целью. Данная работа состоит из введения, трёх глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

1 Теоретические основы маркетинговых исследований

1.1 Понятие и сущность маркетинговых исследований конкурентоспособности предприятий

В последнее время термин конкурентоспособность становится одним из основных в оценке экономической позиции Российской Федерации. В условиях большой конкуренции с зарубежными товарами отечественным предприятиям требуется осваивать методы проведения конкурентной борьбы, соответствующие «рынку покупателя». Степень конкурентоспособности компании должен быть показателем экономического состояния организации, одним из факторов оценки несостоятельности компании, в дополнение к уже имеющимся показателям. Осуществление управления конкурентоспособностью предприятия служит довольно важным показателем деятельности для функционирования российских предприятий.

Несмотря на существенное число научных работ, которые посвящены данной теме, имеются некоторые различия в понимании термина конкурентоспособности, что приводит к множеству смыслов термина, а также различиям подходов к анализу и оценке конкурентоспособности на различных её уровнях.

В первую очередь, стоит отметить, что различается конкурентоспособность предприятий, продукции, отраслей и государства. Между всеми этими уровнями конкурентоспособности имеется тесная взаимосвязь: государственная и отраслевая конкурентоспособность в итоге зависят от способности определенных товаропроизводителей производить конкурентоспособную продукцию. Следовательно, в основании всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность продукции», то есть эта категория считается фундаментальной. Конкурентоспособность продукции может исследоваться как уровень привлекательности продукции для потребителей, определяющая возможность удовлетворения совокупности их потребностей[1].


Конкурентоспособность предприятия – это комплексная характеристика компании, характеризующая ее возможность в любое время обеспечивать прибыльность и свои конкурентные преимущества, а также адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям внешней среды деятельности.

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

Конкурентоспособность предприятия – это сложный экономический показатель, отражающий состояние, которое характеризует потенциальную или реальную возможность исполнения своих функциональных обязанностей в условиях вероятного противодействия соперников[2].

На конкурентоспособность предприятия воздействует комплекс следующих факторов[3]:

– изменение масштаба долгосрочного спроса. Рост или сокращение долгосрочного спроса служит главным фактором при принятии управленческих решений по инвестированию в целях повышения производительной мощности организации. Увеличение долгосрочного спроса привлекает новые компании на рынок в определенной отрасли, а сокращение спроса обратно - вызывает отток компаний;

– изменение структуры спроса. Эта динамика представляют собой причину изменения требований клиента к сервису, формирование новых каналов сбыта, преобразования в ассортименте нового товара, обновление продукции отрасли служит базовой движущей силой – воздействует на методику производства, эффективный масштаб производства, маркетинговые расходы, каналы распределения;

– технологические новшества. Частые технологические инновации в методике производства продукции, величина инвестиций дают возможность повышать значение эффекта жизненного цикла продукции. Это может вызывать значительные изменения в требованиях к количеству и размеру предприятий, успешно функционирующих на рынке;

– маркетинговые инновации. Периодически предприятия предлагают рынку свои товары, используя новые пути и способы, пытаясь таким образом повысить покупательский интерес, подтолкнуть спрос, сократить расходы на единицу товарной продукции. Следовательно, они приводят в движение новые силы, изменяющие условия конкуренции и позиции предприятий-конкурентов;

– изменение лидерства. Сущность этого фактора состоит во входе в конкуренцию и выходе из нее крупных предприятий. То есть новую ступень конкурентной борьбы: перераспределение существующей роли и выявление новых главных игроков, преобразование в структуре рынка;


– изменение достижений. Когда новая технология становится известной конкурентам, дистрибьюторам, поставщикам, потребителям, то сокращаются барьеры для вхождения в отрасль, где функционирует предприятие;

– изменение эффективности. При появлении в сфере деятельности новых эффективных методов производства продукции, уменьшающих затраты на единицу товарной продукции, крупные компании могут принудить прочие компании к стратегиям «фиксированного роста»;

– покупательские предпочтения. Часто увеличивающееся количество покупателей решает, что продукция массового потребления по низкой стоимости вполне удовлетворяет их предпочтениям и вкусам точно так же, как и продукция по более высокой цене, дающая возможность выбора;

– госрегулирование рынка. Действия государства через свои институты, включая регулирование экономических отношений, а также изменения в государственной политике, могут оказать влияние на рынок и конкурентные условия;

– рост детерминации. Суть этого фактора заключается в сокращении неопределенности и риска. Новые отрасли характеризуются большой степенью неопределенности данных о потенциальных возможностях рынка.

Голубков Е.П. указывает, что для осуществления оценки конкурентоспособности предприятия следует применять 16 факторов её результативной деятельности: концепция продукта, имидж, качество товаров, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля основных видов деятельности, мощность конструкторской и научно-исследовательской базы, мощность производственной базы и прочие. Их он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности товаров и эффективности маркетинговой деятельности предприятия[4].

Всю численность факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность предприятия, можно подразделить на 3 основные группы:

– цели, поставленные перед собой предприятиями;

– ресурсы, которыми располагают предприятия;

– факторы внешней среды.

Насколько серьезной будет угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от групп факторов, отображенных на рисунке 1.1.

Факторы, определяющие серьезность угрозы со стороны новых конкурентов

барьеры для входа

ожидаемая реакция предприятия на вновь входящих в отрасль

Рис.1.1. Факторы, определяющие серьезность угрозы со стороны новых конкурентов

Более наглядно факторы отображены в Приложении 1.


М. Портер указывает на существование таких основных барьеров для входа:

– эффективный масштаб производства продукции;

– эффект жизненного цикла товаров (зачастую достижение небольших расходов на единицу продукции зависит от опыта производства и пр.) выгод, полученных за время освоения продукции;

– предпочтения и преданность клиентов к определенным ТМ;

– необходимость в капитале (чем выше размер необходимых инвестиций для обеспечения успеха входа на рынок, тем меньше число желающих войти на этот рынок);

– преграда в виде дополнительных расходов, которые связаны с доступом к более затратным источникам сырья, опыт производства, «ноу-хау» и патенты, основной капитал, которые приобретен по более дешевой (из-за инфляции) цене, удобное месторасположения предприятия и т.п.;

– государственная политика и меры (законодательные ограничения и правила, которые применяются на данном рынке).

Ожидаемая реакция предприятий на вновь входящих в отрасль будет более агрессивной, в случае когда[5]:

– имеющиеся предприятия и раньше были агрессивны, проводя защиту своих рыночных позиций;

– имеющиеся предприятия имеют важнейшие финансовые средства;

– имеющиеся предприятия владеют прочными связями с каналами распределения;

– имеющиеся предприятия хотят и могут применять политику уменьшения стоимости для сохранения своей позиции на рынке;

– спрос на продукцию или услугу растет слабо;

– для имеющихся предприятий уход с рынка гораздо дороже, нежели борьба до конца (по причине больших вкладов в оборудование, договоров с профессиональными союзами, тесных связей с производством прочей продукции).

Индикатором реакции организации служит и ориентированность высшего кадрового эшелона предприятий-соперников, их внимание к научным исследованиям, рекламе, развитию, технологическому оснащению, их мнение о себе и о своем бизнесе.

Стоит отметить, что угроза входа на рынок новых предприятий имеет тенденцию меняться с изменениями рыночных экономических условий в целом.

Конкурентное воздействие со стороны поставщиков в основном зависит от того, насколько важными будут эти составляющие расходов для потребителя (если поставки определенной группы поставщиков занимают большую степень от общих издержек, то уровень воздействия со стороны поставщиков повышается).

Воздействие поставщиков сильнее, когда отмечаются такие факторы[6]: