ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2019
Просмотров: 1210
Скачиваний: 4
По условиям эксплуатации серия 4П выпускается для нормальных условий и для тяжелых условий эксплуатации, соответствующих их работе в механизмах экскаваторов, буровых установок, в оборудовании металлургического производства, в крановом оборудовании и др. Структура серии 4П приведена в табл. 10.7.
Закрытые и обдуваемые двигатели мощностью до 10 кВт с регулированием частоты вращения магнитным потоком составляют почти 2/3 общей потребности народного хозяйства в машинах постоянного тока.
Для повышения технологичности конструкции двигателей серии 4П и использования в их производстве технологического оборудования, созданного под серию 4А асинхронных двигателей, магнитопровод статора этих машин унифицирован с пакетом статора асинхронных машин. При такой конструкции магнитопровода статора машин серии 4П обмотка возбуждения укладывается в два паза в пределах полюсной дуги основного потока, а во всех остальных пазах равномерно располагается компенсационная обмотка. Распределение обмоток возбуждения и компенсационной обмотки в пазах магнитопровода статора позволяет обеспечить полную компенсацию реакции якоря не только в режимах номинальной нагрузки, но и при больших кратностях перегрузки по току якоря.
Распределение обмоток по пазам статора одновременно улучшает теплоотдачу обмоток, позволяет увеличить плотность тока в обмотках возбуждения, компенсационной и добавочных полюсов и довести их до уровней, установленных для статорных обмоток асинхронных машин. При применении шихтованного магнитопровода статора машин постоянного тока уменьшается магнитная несимметрия и повышается коммутационная надежность двигателей в стационарных и динамических режимах, улучшаются динамические показатели машины при питании от тиристорных преобразователей напряжения.
Таблица 11.5. Изоляция обмотки якоря машин постоянного тока (пазы открыты, обмотка из прямоугольного провода, h= 225...315 мм, напряжение 600 В)
Часть обмотки |
Позиция на рис. |
Материал, марка |
Толщина, мм |
Число слоев |
Двусторонняя толщина изоляции |
|||||||
Класс нагревостойкости |
Класс нагревостойкости |
по ширине |
по высоте при |
|||||||||
B |
F |
H |
B F,H |
B |
F,H |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Пазовая |
1 |
Слюдопластофолий ИФГ-Б |
Синтофолий F |
Синтофолий H |
0,15 0,16 |
4,5 оборота |
3,5 оборота |
1,1 |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
2 |
То же |
То же |
То же |
0,15 0 ,16 |
0—6 |
|
|
0,3 |
0,6 |
0,9 |
||
3 |
Стеклолакоткань ЛСП |
0,15 |
1 |
1 |
0,3 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
|||
|
Стеклотекстолит |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
4 |
СТ |
СТЭФ |
СТК |
0,5 |
1 |
1 |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
5 |
СТ |
СТЭФ |
СТК |
0,5 |
1 |
1 |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
6 |
СТ |
СТЭФ |
СТК |
0,5 |
1 |
1 |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Допуск на укладку обмотки |
0,3 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
||||||
|
Общая толщина изоляции в пазу (без витковой, без высоты клина или без высоты бандажной канавки) |
1,7 |
4,8 |
5,1 |
5,4 |
5,7 |
||||||
Лобовая |
7 |
Стеклослюдинитовая лента |
Пленка полиамидная марки ПМ 0,05 3 |
0,15 |
1 вполнахлеста |
|
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
|
8 |
Стеклянная лента ЛЭС |
0,1 |
То же |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
|||
Общая толщина изоляции катушки в лобовой части (без витковой) |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Эти двигатели допускают работу без включения в цепь якоря дополнительного сглаживающего реактора. При номинальной мощности допустима пульсация тока до 15%, а при увеличении коэффициента пульсации до 45% мощность двигателя должна быть снижена на 10%.
На рис. 11.4 показана конструкция двигателя постоянного тока типа 4ПО, в которой детали и узлы максимально унифицированы с конструкциями асинхронных машин. Приняты одинаковыми внешние диаметры пакетов стали статоров и длины пакетов в обеих конструкциях. Подшипниковые щиты на стороне, противоположной коллектору, станины, коробки выводов, вентиляционные и подшипниковые узлы, используемые в конструкциях серии 4А, могут быть применены в двигателе серии 4П. Поэтому операции штамповки листов, сборки пакетов статора и ротора, запрессовки их в станину и на вал осуществляются на оборудовании, предназначенном для производства асинхронных двигателей.
Воздушный зазор в рассматриваемых конструкциях выполняется равномерным, без увеличения его под краями главных полюсов. Исполнение двигателя по степени защиты IР44 повышает надежность этих двигателей в эксплуатации. Конструкция изоляции обмоток якоря и статора двигателей серии 4П соответствует изоляции асинхронных машин серии 4А и машин постоянного тока серии 2П. Класс нагревостойкости изоляции обмоток: F — для магнитной системы и Н — для якоря.
Рис. 11.4. Машина постоянного тока серии 4П:
1 — корпус; 2 — магнитопровод статора; 3 — щит подшипниковый передний;
4 — сердечник якоря; 6 - кожух, 7 – коробка выводов; 8 — коллектор; 9 — токосъемное устройство
Таблица 11.6. Изоляция обмотки якоря двигателей постоянного тока (пазы прямоугольные, открытые, обмотки двухслойная петлевая, волновая, лягушачья разрезная с жёсткими формированными катушками из провода марки ПСД (Класс нагревостойкости F) и ПСДК (Класс нагревостойкости H), h=355…500 мм, напряжение 1000В.
Часть обмотки |
Позиция |
Материал |
Толщина, мм |
Число слоев |
Двусторонняя толщина изоляции, мм |
|||||||
Наименование, марка |
Класс нагревостойкости |
по ширине |
по высоте |
|||||||||
Класс нагревостойкости |
||||||||||||
F |
H |
F |
H |
F |
H |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
||
Пазовая |
1 |
Стеклянная лента ЛЭС |
Полиимидная пленка ПМ |
0,1 |
0,05 |
1 впритык |
1 вполнахлеста |
0,02 |
0,2 |
0,4 |
0,4 |
0,8 |
2 |
Бумага фенилоновая |
— |
0,05 |
1 впритык |
|
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,4 |
||
3 |
Полиимидная пленка |
ПМ |
0,05 |
3 вполнахлеста |
|
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
1,2 |
||
4 |
Бумага фенилоновая |
|
0,05 |
1 впритык |
|
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
||
5 |
Стеклянная лента ЛЭС |
|
0,1 |
1 вполнахлеста |
|
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,8 |
||
6 |
Бумага фенилоновая |
|
0,2 |
1 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
|||
7 |
Стеклостекстолит |
СТК |
0,5 |
1 |
— |
— |
— |
— |
0,5 |
|||
8 |
То же |
СТК |
0,5 |
1 |
— |
— |
— |
— |
0,5 |
|||
9 |
« |
СТК |
0,5 |
1 |
— |
— |
— |
— |
0,5 |
|||
|
Допуск на укладку |
— |
— |
— |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,5 |
|||
|
Общая толщина изоляции в пазу (без витковой, без высоты клина) |
— |
|
— |
2,1 |
2,1 |
2,3 |
2,3 |
5,8 |
|||
Лобовая |
10 |
Стеклянная лента ЛЭС |
Полиимидная пленка ПМ |
0,1 |
0,05 |
1 впритык |
1 вполнахлеста |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
11 |
Бумага фенилоновая |
|
0,5 |
1 впритык |
|
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
||
12 |
Полиимидная пленка ПМ |
|
0,05 |
1 вполнахлеста |
|
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
||
13 |
Бумага фенилоновая |
|
0,05 |
1 впритык |
|
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
||
14 |
Стеклянная лента ЛЭС |
|
0,1 |
1 вполнахлеста |
|
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
||
|
Общая толщина изоляции катушки в лобовой части (без витковой) |
— |
— |
|
|
1,2 |
1,2 |
1,4 |
1,4 |
1,5 |
Таблица 11.7. Структура двигателей серии 4П
Исполнение |
Тип |
Высота оси вращения, мм |
Номинальный вращающий момент, Н-м |
Способ охлаждения |
Степень защиты |
Закрытые обдуваемые с нормальным регулированием
|
4ПО
|
80
|
2,3 |
IС0141
|
IР44
|
3,5 |
|||||
4,7 |
|||||
100
|
5,6 |
||||
7,1 |
|||||
9,5 |
|||||
112 |
14 |
||||
19 |
|||||
132 |
25 |
||||
35 |
|||||
160 |
47 |
||||
Закрытые с естественным охлаждением
|
4ПБ
|
100
|
1,2 |
|
IР44
|
1,6 |
|
||||
2,4 |
|
||||
112 |
7,1 |
IС0041 |
|||
9,5 |
|
||||
|
|
||||
132 |
14 |
||||
|
|||||
|
19 |
|
|||
160
|
25 |
IС0041 |
|||
|
|||||
35 |
|
||||
Широкорегулируемые с принудительной вентиляцией
|
4ПФ
|
112 |
53 |
|
IР23
|
|
71 |
|
|||
132
|
95 |
|
|||
118 |
|
||||
140 |
|
||||
160
|
190 |
|
|||
236 |
|
||||
280 |
|
||||
180
|
|
|
|||
355 |
|
||||
475 |
IС05, |
||||
200 |
560 |
||||
710 |
IС06 |
||||
225
|
850 |
|
|||
|
|||||
|
|||||
1000 |
|
||||
1250 |
|
||||
250 |
1500 |
|
|||
280
|
1700 |
IС06 |
|||
|
|||||
2120 |
|
||||
Крупные двигатели для тяжелых условий эксплуатации
|
|
355
|
3000 |
|
IР23 |
3750 |
|
||||
4750 |
|||||
|
450
|
6000 |
|
|
|
|
|||||
9500 |
|
||||
15000 |
|
Сравнение степени использования объема двигателей постоянного тока серии 4П и асинхронных двигателей серии 4А показывает, что мощность двигателя постоянного тока унифицированной конструкции равна приблизительно 2/3 номинальной мощности «синхронного двигателя серии 4А при той же высоте оси вращения. Однако по сравнению с двигателями серии 2П достигнуто значительное снижение расхода активных материалов на единицу мощности. Например, в диапазоне мощностей от 15 кВт до 20 кВт расход обмоточной меди в двигателях новой серии на 20...30 % меньше, чем в двигателях серии 2П [5, 16].
11.2. ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАШИНЫ
ПОСТОЯННОГО ТОКА
В соответствии с государственными стандартами разработка любого изделия всех отраслей промышленности определяется техническим заданием, в котором устанавливаются основное назначение, технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, предъявляемые к проектируемому изделию, соответствие его мировому техническому уровню.
В техническом задании на проектируемую машину постоянного тока указываются следующие данные:
номинальная мощность машины, кВт;,
номинальное напряжение сети, В;
номинальная частота вращения, об/мин;
род возбуждения;
исполнение по степени защиты, способу монтажа и способу охлаждения;
условия эксплуатации при воздействии климатических и механических факторов;
номинальный режим работы и допускаемое превышение температуры, класс изоляции по нагревостойкости;
диапазон регулирования частоты вращения путем изменения напряжения сети, ослабления поля главных полюсов;
массогабаритные характеристики;
требования к коммутации;
дополнительные требования, например, показатели надежности и долговечности, значения КПД при номинальном режиме и определенном коэффициенте нагрузки и др.
При задании указанных величин вся последовательность расчета и проектирования машины постоянного тока соответствует установленным практикой электромашиностроения принципам проектирования машин общего назначения. На основе электромагнитного, теплового и вентиляционного расчетов может быть спроектирована машина, соответствующая специальным требованиям к конструкции и ее характеристикам. Сравнение степени использования объема двигателей постоянного тока серии 4П и асинхронных двигателей серии 4А показывает, что мощность двигателя постоянного тока унифицированной конструкции равна приблизительно 2/3 номинальной мощности «синхронного двигателя серии 4А при той же высоте оси вращения. Однако по сравнению с двигателями серии 2П достигнуто значительное снижение расхода активных материалов на единицу мощности. Например, в диапазоне мощностей от 15 кВт до 20 кВт расход обмоточной меди в двигателях новой серии на 20...30 % меньше, чем в двигателях серии 2П [5, 16].