ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2019
Просмотров: 1211
Скачиваний: 4
При выбранной ширине зубца bz и установленном значении определяют размеры и площадь сечения паза (см. рис. 11.13):
высота шлица 0,5...0,8 мм;
ширина шлица принимается больше суммы максимального диаметра изолированного проводника и двусторонней толщины изоляции:
больший радиус
; (11.14)
меньший радиус
; (11.15)
расстояние
; (11.16)
площадь паза в штампе
; (11.17)
площадь сечения пазовой изоляции
; (11.18)
площадь пазового клина и изоляционной прокладки между слоями обмотки
; (11.19)
площадь поперечного сечения паза, заполненная обмоткой,
; (11.20)
площадь поперечного сечения обмотки, уложенной в один паз,
, (11.21)
где — диаметр одного изолированного провода; — число элементарных проводников в одном эффективном проводнике; — число витков в секции; — число секционных сторон в пазу; — коэффициент заполнения паза изолированными проводниками: = 0,68...0,72; — толщина пазовой изоляции по (11.18).
Если площадь поперечного сечения паза больше площади поперечного сечения обмотки , то необходимо выбрать проводники большего диаметра и снизить плотность тока обмотки якоря.
Если , требуется увеличить плотность тока и выбрать проводники меньшего сечения, чтобы обеспечить коэффициент заполнения паза не более 0,72.
Средняя длина полувитка секций обмотки якоря с овальными пазами и всыпными обмотками, м,
, (11.22)
где — длина лобовой части, м; — длина якоря, м. Средняя длина лобовой части:
при 2р = 2
; (11.23)
при 2р = 4
. (11.24)
Сопротивление обмотки якоря, Ом,
, (11.25)
где — удельное сопротивление меди при расчетной рабочей температуре, qa — по (11.9).
Масса меди, кг,
. (11.26)
Прямоугольные пазы якоря. При прямоугольной форме паза (рис. 11.14) предварительно задаются высотой паза (см. рис. 11.13). Ширина зубца в минимальном сечении (у основания паза) определяется допустимой индукцией , значения которой можно принять по табл. 11.12.
Таблица 11.12. Значения допустимой индукции
Исполнение двигателей по степени защиты и способу и охлаждения |
Магнитная индукция , Тл. при частоте перемагничивания, Гц |
|||
100 |
75 |
50 |
25 и ниже |
|
IP22, IC01, IC17, IP44, IC37 |
1,9-2,1 |
2-2,2 |
2,1-2,3 |
2,2-2,4 |
IP44, IC0141 |
1,6-1,8 |
1,7-1,9 |
1,8-2 |
1,9-2,1 |
IP44, IC0041 |
1,5-1,7 |
1,6-1,8 |
1,7-1.9 |
1,8-2 |
Рис. 11.14. Размеры пазов прямоугольной формы
Рис. 11.15. К расчету и проектированию секций обмоток якоря
Якоря машин постоянного тока общего назначения с прямоугольными пазами при диаметрах свыше 200 мм имеют аксиальные вентиляционные каналы. При диаметрах до 300 мм достаточно выполнить один ряд каналов диаметром от 15 до 22 мм при числе каналов от 18 до 25.
При диаметрах от 300 мм до 500 мм выполняют два ряда каналов диаметром от 24 до 34 мм с числом каналов от 24 до 30.
При диаметрах якоря до 500 мм пакет магнитопровода насаживают непосредственно на вал. Внутренний диаметр сердечника в этом случае принимают ориентировочно равным или рассчитывают по формуле (11.13).
Размеры паза и и спинки якоря ; уточняют после проверки индукции в спинке якоря , которая не должна превышать предельных значений, приведенных в табл. 11.10.
При креплении обмоток в пазах якоря клиньями (рис. 11.14) высота клина принимается равной приблизительно 4 мм, высота шлица = 1 мм.
После выбора размеров паза и зубца определяется максимальная ширина проводника с изоляцией:
. (11.27)
При скосах пазов на одно или половину зубцового деления расчетную ширину паза в формуле (11.27) необходимо уменьшить на 0,1 мм.
Предельно допустимые значения высоты проводника с изоляцией равны:
, (11.28)
где — число витков в секции. Для уменьшения эффекта вытеснения тока в проводниках обмотки якоря, вращающегося в магнитном поле, принимается высота элементарного проводника не более 4 мм при 100 Гц, 7 мм при 50 Гц, 10 мм при 25 Гц. В этом случае допускается разделить эффективный проводник по высоте на два элементарных проводника, каждый из которых имеет высоту, не превышающую допустимый размер по высоте для данной частоты.
По размерам необходимо выбрать по табл. ПЗ.З стандартные размеры и сечение проводника.
Обмотки якорей с прямоугольными пазами выполняют из проводников прямоугольного сечения марки ПЭТВП при классе нагревостойкости изоляции В и ПЭТП-155 при классе нагревостойкости изоляции F.
Все типы двигателей серии 4П выполняют с изоляцией класса нагревостойкости F.
Если провода имеют круглое сечение, то при классах нагревостойкости изоляции Вир выбирают марку ПСД, при классе нагревостойкости Н — ПСДК.
После проверки размещения всех проводников обмотки якоря в пазу с учетом клина, пазовой и витковой изоляций уточняют размеры паза, которые округляют до ближайшей большей десятой миллиметра.
По выбранному сечению проводника определяют плотность тока, А/м2,
(11.29)
и произведение AJa, А2/м3.
Полученное значение произведения AJa необходимо сравнить с рекомендованными (см. рис. 11.11). Если , превышает допустимые значения, то необходимо увеличить площадь паза и, повторив расчет зубцовой зоны и размеров проводников, установить окончательные размеры паза.
Размеры секций обмотки якоря (рис. 11.15) определяют по чертежу пакета якоря и обмоточным данным.
Длины переднего и заднего вылетов секции равны:
;
,
где а — прямолинейный участок секции с учетом радиуса изгиба; в зависимости от напряжения значение а равно:
U, В |
250 |
500 |
750 |
1500 |
а, м |
0,013 |
0,015 |
0,019 |
0,025 |
— прямолинейный участок концов секции, который при перекрученных проводниках секции равен 0,015...0,02 м, при расплющенных концах секции 0,04 м, при выполнении секции без скрутки проводников 0,012...0,015 м; с — прямолинейные участки лобовых частей передней части секции (с учетом радиуса изгиба):
.
Прямолинейные участки лобовых частей передней части секции и задней равны:
. (11.30)
Соответственно вылеты и равны:
; , (11.31)
где
; .
Шаг для предварительных расчетов
. (11.32)
Угол определяют согласно рис. 11.15:
, (11.33)
где — толщина катушки в лобовой части; — расстояние между лобовыми частями двух соседних катушек:
м.
Длина полувитка обмотки якоря, м,
. (11.34)
Сопротивление и массу обмотки определяют соответственно по (11.25), (11.26).
11.5. РАСЧЕТ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА ПОД ГЛАВНЫМИ ПОЛЮСАМИ. КОМПЕНСАЦИОННАЯ ОБМОТКА
Воздушный зазор под главными полюсами является одним из главных размеров машины, хотя выбирают его часто, исходя из технологических и конструктивных соображений. От размера этого зазора зависят основные характеристики машины, а также потенциальные условия коммутации на коллекторе, допустимый диапазон регулирования частоты вращения и т. д.
Поскольку в машинах постоянного тока, за редким исключением, щетки устанавливаются строго по линии геометрической нейтрали, а магнитная цепь насыщена, то при расчете магнитной цепи машины рассматривают только поперечную составляющую реакции якоря и влияние ее на магнитное поле в воздушном зазоре.
Расчет размагничивающего действия поперечной реакции якоря производят по переходной характеристике (рис. 11.16), построенной по результатам расчета магнитной цепи (см. табл. 11.19). При нагрузке под действием поперечной реакции якоря магнитное поле в воздушном зазоре искажается: под одним краем полюса индукция уменьшается, под другим возрастает. Точки и , отстоящие от ординаты на расстоянии 0,5 (где — ширина полюсной дуги), определяют значения и под краями полюсов, а кривая daf— распределение индукции в воздушном зазоре на протяжении полюсной дуги.
Среднее значение индукции в воздушном зазоре в этом случае можно определить по формуле, известной из общего курса теории электрических машин [6]:
, (11.35)
где — индукция в воздушном зазоре в режиме холостого хода.
Для определения МДС размагничивания поперечной реакции якоря необходимо ось криволинейного четырехугольника сместить по оси на отрезок . В масштабе МДС этот отрезок определяет размагничивающее действие реакции якоря.
Как видно из рис. 11.16, поперечная реакция якоря нарастает от середины полюсной дуги к его краям. При значительной поперечной реакции якоря может произойти опрокидывание поля под одним краем полюса: точка d сместится по кривой индукции (рис. 11.16) в область отрицательных значений .
Так как поле реакции якоря замыкается по контуру — зубцы якоря, спинка якоря, воздушный зазор, полюсный наконечник, то воздушный зазор выбирают таким, чтобы индукция на протяжении всей полюсной дуги не изменяла своего направления. Обычно это условие выполняется на всех рабочих диапазонах изменения тока якоря и индукции в воздушном зазоре, если воздушный зазор находится в пределах, указанных на рис. 11.17.
Рис. 11.16. Переходная характеристика машины постоянного тока
Рис. 11.17. Зависимость длины воздушного зазора от диаметра якоря
Рис. 11.18. Полюсный наконечник главного полюса
Рис. 11.19. Пазы компенсационной обмотки
В целях снижения реакции якоря под краями полюсов воздушный зазор может выполняться эксцентричным или с приподнятыми краями полюсов (рис. 11.18). В этом случае воздушный зазор может быть рассчитан по формуле
, (11.36)
где — коэффициент приведения неравномерного воздушного зазора, имеющего размер под серединой полюса и под краем полюсного наконечника. Обычно .
В машинах серии 4П и в машинах других серий при диаметрах якоря свыше 300 мм, а также в машинах с широким диапазоном регулирования частоты вращения и большой кратностью перегрузок для компенсации поперечной реакции якоря в зоне полюсной дуги применяют компенсационную обмотку.
Конструктивно компенсационную обмотку выполняют в виде однослойной катушечной, а в крупных машинах — в виде стержневой обмотки и укладывают в пазы наконечников главных полюсов (рис. 11.19) или в пазы статора в машинах серии 4П.
Схема выполнения компенсационной обмотки приведена на рис. 11.20, где буквами N и S обозначена полярность добавочных полюсов.
Рис. 11.20. Схема выполнения компенсационной обмотки
При расчете компенсационной обмотки обычно принимают ее МДС в зоне полюсной дуги в пределах
. (11.37)
Компенсационную обмотку соединяют последовательно с обмоткой якоря, что создает автоматическую компенсацию реакции якоря при любом токе нагрузки.
Во избежание вибраций магнитного происхождения зубцовый шаг по полюсному наконечнику (см. рис. 11.19) должен отличаться от зубцового шага по якорю. Это условие обычно выполняется, если число пазов компенсационной обмотки находится в пределах
. (11.38)
Число зубцов должно быть четным. Выбор числа зубцов и расчет зубцовой зоны компенсационной обмотки производят в следующем порядке.
Определяют число проводников компенсационной обмотки на один полюс:
, (11.39)
где — число параллельных ветвей компенсационной обмотки; / — ток якоря, А.
Число параллельных ветвей принимают равным единице при токе якоря до 2000 А. Если ток в пазу компенсационной обмотки превышает 2000 А, то ее выполняют в две параллельные ветви: = 2.
Выбирая ZK в диапазоне от 6 до 12, определяют шаг , ширину зубца где — коэффициент рассеяния главного полюса; Тл — индукция в минимальном сечении зубца компенсационной обмотки.
Ширина паза в свету равна:
. (11.40)
При выбранном числе пазов определяют число проводников обмотки в одном пазу:
. (11.41)
Число округляют до ближайшего целого числа.
Площадь поперечного сечения проводника компенсационной обмотки
, (11.42)
где — плотность тока в компенсационной обмотке.
В зависимости от класса нагревостойкости изоляции плотность тока принимают равной (4,7...5,2)·106 А/м2 для класса В, (5,3...5,8)·106 А/м2 для класса F и (6,0...6,6)·106 А/м2 для класса Н. Плотность тока в компенсационных обмотках машин серии 4П принимают в соответствии с рекомендациями по выбору плотности тока в статорных обмотках асинхронных машин серии 4А.
При числе проводников в пазу более двух компенсационную обмотку выполняют катушечной с укладкой в открытые пазы. В этом случае проводники размещают в зависимости от выбранных размеров элементарного проводника либо меньшей, либо большей стороной по ширине паза. Стороны катушечных групп могут укладываться как в один, так и в два ряда по ширине паза (рис. 11.21, а—в). При числе проводников в пазу = 1 или 2 (рис. 11.21, г, д) обмотку выполняют стержневой. Стержневые обмотки из неизолированной шинной меди изолируют и вставляют с торца в полузакрытые пазы, ширину шлица паза принимают равной 2—3 мм. В лобовых частях стержни соединяют дугами из неизолированной шинной меди.
Конструкция изоляции компенсационных обмоток в пазу и лобовых частях приведена в табл. 11.13—11.15.
После выбора стандартных размеров проводника, схемы размещения проводников в пазу и класса нагревостойкости изоляции обмотки окончательно рассчитывают размеры пазов, уточняют степень компенсации:
. (11.43)
Коэффициент , должен находиться в пределах 0,85 — 1,15.
Высота клина принимается равной = 2,5 мм, высота шлица = 1,0 мм.
Средняя ширина катушки компенсационной обмотки, м,