ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2019
Просмотров: 1209
Скачиваний: 4
, (11.44)
Рис. 11.21. Укладка проводников в пазы компенсационной обмотки
Таблица 11.13. Изоляция компенсационной обмотки машин постоянного тока
(пазы прямоугольные полузакрытые, обмотка однослойная стержневая, h = 355...500 мм, напряжение до 1000 В)
Позиция |
Материал |
Число слоев |
Двусторонняя толщина изоляции |
||||||||||
Наименование, марка |
Толщина, мм |
Рисунок а |
Рисунок б |
||||||||||
Класс нагревостойкости |
Класс нагревостойкости |
Класс нагревостойкости |
по ширине |
по высоте |
по ширине |
по высоте |
|||||||
B |
F |
H |
B |
F |
H |
B |
F |
H |
|||||
1 |
Стеклослюдинитовая лента ЛС-ПЭ-994-ТП |
Полиимидная пленка ПМ |
0,1 |
0,1 |
0,05 |
1 вполнахлеста |
2 вполнахлеста |
— |
— |
0,8 |
0,8 |
||
2 |
Слюдопластофолий ИФГ-Б |
Синтофолий F |
Синтофолий H |
0,15 |
0,16 |
0,16 |
4,5 оборота |
3,5 оборота |
3,5 оборота |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
3 |
Лакотканеслюдопласт ГИТ-ЛСБ-ЛСЛ |
Фенилоновая бумага |
0,15 |
0,15 |
0,15 |
1 |
1 |
1 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
|
— |
Допуск на укладку обмотки |
|
|
|
|
|
|
0,2 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
||
— |
Общая толщина изоляции в пазу |
|
|
|
|
|
|
1,6 |
1,8 |
2,5 |
2,6 |
Таблица 11.14. Изоляция компенсационной обмотки двигателей постоянного тока
(пазы прямоугольные открытые, обмотка однослойная секционная из неизолированных проводов, =355...500 мм, напряжение до 1000 В, изоляция класса нагревостойкости В)
Часть обмотки
|
Позиция на рис.
|
Материал |
Число слоев
|
Двусторонняя толщина изоляции, мм |
|||||
Наименование, марка
|
Толщина, мм
|
по ширине при
|
по высоте
|
||||||
|
|
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
|||
Пазовая
|
1 |
Стеклослюдопластовая лента ЛИ-СК-ТТ |
0,14 |
1 впол-нахлеста |
0,56 |
1,12 |
1,12 |
1,68 |
2,24 |
2 |
Тоже |
0,14 |
То же |
0,56 |
0,56 |
0,56 |
0,56 |
0,56 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Стеклянная лента ЛЭС |
0,1 |
1 впритык |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Стеклолакоткань |
0,15 |
1 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 , |
|
5 |
Стеклотекстолит |
0,5 |
1 |
— |
— |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разбухание от пропитки |
— |
— |
0,3 |
0,3 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
||
— |
Допуск на укладку обмотки |
— |
— |
0,3 |
0,3 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая толщина изоляции в пазу (без высоты клина) |
2,22 |
2,78 |
3,68 |
4,24 |
4,8 |
||||
Лобовая
|
б |
Стеклослюдопластовая лента ЛИ-СК-ТТ |
0,14 |
1 впол-нахлеста |
0,56 |
1,12 |
1,12 |
1,68 |
2,24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Тоже |
0,14 |
Тоже |
0,56 |
0,56 |
0,56 |
0,56 |
0,56 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Стеклянная лента ЛЭС |
0,1 |
1 впритык |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|
|
Общая толщина изоляции секции в лобовой части |
1,32 |
1,88 |
1,88 |
2,44 |
3 |
Таблица 11.15. Изоляция компенсационной обмотка машин постоянного тока (пазы прямоугольные открытые, обмотка однослойная секционная из неизолированных проводов, А = 355...500 мм, напряжение до 1000 В)
Часть обмотки
|
Позиция на рис.
|
Материал
|
Число слоев
|
Двусторонняя толщина изоляции, мм
|
|||||||
Наименование, марка |
Толщина, мм |
по ширине при
|
по высоте при
|
||||||||
Класс нагревостойкости |
|
1
|
2
|
2
|
3
|
4
|
|||||
F |
Н |
|
|||||||||
Пазовая
|
1 |
Фенилоновая бумага |
0,05 |
2 вполнахлеста |
0,4 |
0,8 |
0,8 |
1,2 |
1,6 |
||
2 |
Полиимидная пленка ПМ |
0,05 |
3 вполнахлеста |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
|||
3 |
Фенилоновая бумага |
0,05 |
2 вполнахлеста |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
4 |
Стеклянная лента ЛЭС |
0,1 |
1 вполнахлеста |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
0,4 |
|||
5 |
Фенилоновая бумага |
0,2 |
1 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
6 |
Стеклотекстолит |
0,5 |
1 |
0,3 |
0,3 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|||
|
СТЭФ |
СТК |
|
|
— |
—
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
||
— |
Допуск на укладку обмотки |
— |
— |
0,3 |
0,3 |
0,5
|
0,5
|
0,5
|
|||
— |
Общая изоляция в пазу (без высоты клина) |
— |
— |
2,5 |
2,9 |
3,6 |
4,0 |
4,4 |
|||
Лобовая
|
7 |
Фенилоновая бумага |
0,05 |
2 вполнахлеста |
0,4 |
0,8 |
0,8 |
1,2 |
1,6 |
||
8 |
Полиимидная пленка ПМ |
0,05 |
3 вполнахлеста |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
|||
9 |
Фенилоновая бумага |
0,05 |
вполнахлеста |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
|||
10 |
Стеклянная лента ЛЭС |
0,1 |
Тоже |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
|||
|
Общая толщина изоляции секции в лобовой части |
— |
— |
1,8 |
2,2 |
2,2 |
2,6 |
|
где — диаметр внутренней поверхности главного полюса; — высота паза компенсационной обмотки; — ширина полюсного наконечника.
Средняя длина лобовой части компенсационной обмотки, м,
. (11.45)
Средняя длина прямолинейной части катушки компенсационной обмотки, м,
, (11.46)
где — средняя длина прямолинейного участка компенсационной обмотки от торца полюсного наконечника до радиуса закругления: = 0,05 м при стержневой обмотке и = 0,03 м при катушечной обмотке.
Средняя длина полувитка обмотки, м,
. (11.47)
Сопротивление компенсационной обмотки, Ом,
. (11.48)
Масса меди компенсационной обмотки, кг,
. (11.49)
11.6. РАСЧЕТ МАГНИТНОЙ ЦЕПИ
Магнитная система машины постоянного тока представляет собой 2р симметричных магнитных цепей (рис. 11.22), каждая из которых состоит из семи последовательно соединенных условно однородных участков: воздушного зазора под главными полюсами, зубцов якоря, ярма якоря, зубцов полюсных наконечников главных полюсов (у компенсированных машин), сердечника главного полюса, зазора между главным полюсом и станиной.
Замкнутый контур магнитных линий пары полюсов является симметричным относительно оси геометрической нейтрали (рис. 11.22), поэтому расчет магнитной цепи машины постоянного тока достаточно производить на один полюс.
Для расчета магнитной цепи необходимо знать размеры всех участков магнитопровода, площади их сечения, магнитные потоки этих участков. Эти данные для машин постоянного тока приведены в табл. 11.16. Коэффициенты, приведенные в этой таблице, рассчитывают следующим образом.
1. Коэффициент воздушного зазора , учитывающий влияние зубчатости якоря , зубцов компенсационной обмотки на главном
Рис. 11.22. Магнитные системы (а—в) и магнитная цепь (г) машин постоянного тока
полюсе , бандажных канавок и радиальных вентиляционных каналов на магнитное сопротивление воздушного зазора, равен:
, (11.50 а)
где
,
; (11.50 б)
и — по рис. 11.13; при прямоугольных пазах (см. рис. 11.14) вместо вводится ;
, (11.50 в)
— по рис. 11.18.
При бандажах из немагнитного материала
, (11.50 г)
где — общая ширина бандажных канавок на якоре; — глубина бандажных канавок; — длина якоря.
При бандажах из магнитной проволоки
, (11.50 д)
где d — диаметр бандажной проволоки.
Размеры и число бандажных канавок определяются предварительно и уточняются после механического расчета бандажа (см. гл. 8).
Таблица 11.16. Данные для расчета магнитной цепи
Участок магнитной цепи |
Расчетная длина участка, м |
Площадь сечения участка, м2 |
Магнитный поток при нормальном режиме, Вб |
Индукция в сечении участка, Тл |
Воздушный зазор под главным полюсом |
|
|
|
|
Зубцы якоря овальной формы (см. рис. 11.13) |
|
|
|
|
Зубцы якоря прямоугольной формы (см. рис. 11.14) |
|
|
|
|
Ярмо якоря |
|
|
|
|
Зубцы наконечника главного полюса (см. рис. 11.18) с компенсационной обмоткой |
|
|
|
|
Сердечник главного полюса (см. рис. 11.19,11.18) |
|
|
|
|
Зазор между главным полюсом и станиной |
|
|
|
|
Станина |
|
|
|
|
Коэффициент
, (11.51)
где — длина пакета; — ширина вентиляционного канала.
2. Расчетная ширина полюсной дуги при эксцентричном lasope под главными полюсами и при концентрическом зазоре под главными полюсами с компенсационной обмоткой.
3. Расчетная длина якоря равна длине пакета якоря , т. е. при отсутствии радиальных вентиляционных каналов и при наличии радиальных вентиляционных каналов шириной каждого канала.
4. Расчетная длина станины k для машин постоянного тока может быть принята:
, (11.52)
где — длина главного полюса.
5. Высоту главного полюса для машин постоянного тока с диаметром якоря до 0,5 м предварительно можно определить по рис. 11.23. При D > 0,5 м для предварительного определения высоты полюса необходимо использовать установленные зависимости приведенные на рис. 11.5.
6. Высота станины определяется при известных радиальных размерах магнитной системы:
, (11.53)
где — высота наконечника главного полюса (см. рис. 11.19), выбирается исходя из условия, чтобы магнитная индукция в сечении не превышала 1,8...1,9 Тл; индукция в станине из массивной стали не должна превышать = 1,3 Тл (1,05 Тл при классе изоляции Н). Увеличение магнитной индукции сверхустановленных значении приводит, в первую очередь, к ухудшению коммутации машины.
7. Ширина выступа наконечника главного полюса может быть принята равной (0,1…0,15) .
Ширина сердечника главного полюса
, (11.54)
где — индукция в сердечнике главного полюса. Для сталей марок 3411, 3412, 3413 = 1,6…1,7 Тл, для сталей марок 1211 и 1212 = 1,35…1,55 Тл. При исполнении машины по степени защиты IP44 и способам охлаждения IС0141 и IС0041 индукция , должна быть снижена на 0,2—0,3 Тл.
Рис. 11.23. К определению высоты главного полюса
8. Коэффициент магнитного рассеяния главных полюсов зависит от воздушного зазора, ширины межполюсного окна и ширины полюсного наконечника добавочного полюса.
В каждом конкретном случае путем моделирования магнитного поля в воздушном зазоре можно определить .
При расчетах магнитных цепей машин постоянного тока можно принять = 1,15 для двухполюсных машин, = 1,2 для четырехполюсных машин без компенсационной обмотки, = 1,25 при 2р = 4 и 6 и наличии компенсационной обмотки.
Для построения характеристики намагничивания машины постоянного тока необходимо определить сумму МДС всех участков магнитной цепи при значениях магнитного потока в воздушном зазоре = 0,5; 0,75; 0,9; 1,1 и 1,15 .
Расчет характеристики намагничивания производится по привеченной в табл. 11.17 форме.
По данным табл. 11.17 строят характеристику намагничивания машины постоянного тока и переходную характеристику
. (11.55)
Таблица 11.17. Расчет характеристики намагничивания машины
№ п/п |
Расчетная величина |
Расчетная формула |
Единица величины |
0,5 |
0,75 |
0,9 |
|
1,1 |
1,15 |
1 |
ЭДС |
|
В |
|
|
|
|
|
|
2 |
Магнитный поток |
|
Вб |
|
|
|
|
|
|
3 |
Магнитная индукция в воздушном зазоре |
|
Тл |
|
|
|
|
|
|
4 |
МДС воздушного зазора |
|
А |
|
|
|
|
|
|
5 |
Магнитная индукция в зубцах якоря |
|
Тл
Тл
Тл |
|
|
|
|
|
|
6 |
Напряжен- ность магнитного поля в зубцах якоря (см. приложение 2) |
|
А/м
А/м
А/м |
|
|
|
|
|
|
7 |
Средняя напряжен ность магнитного поля в зубцах |
|
А/м |
|
|
|
|
|
|
8 |
Магнитное напряжение |
|
А |
|
|
|
|
|
|
9 |
Магнитная индукция в спинке якоря |
|
Тл |
|
|
|
|
|
|
10 |
Напряжен ность магнитного поля в спинке якоря (см. приложение 1) |
|
А/м |
|
|
|
|
|
|
11 |
Магнитное напряжение спинки якоря |
|
А |
|
|
|
|
|
|
12 |
Магнитный поток главного полюса |
|
Вб |
|
|
|
|
|
|
13 |
Магнитная индукция в сердечнике главного полюса |
|
Тл |
|
|
|
|
|
|
14 |
Напряжен ность магнитного поля в сердечнике главного полюса |
|
А/м |
|
|
|
|
|
|
15 |
Магнитное напряжение сердечника главного полюса |
|
А |
|
|
|
|
|
|
16 |
Магнитная индукция в зубцах наконечника главного полюса (компенсационной обмотки) |
|
Тл |
|
|
|
|
|
|
17 |
Напряжен ность магнитного поля в зубцах компенсационной обмотки |
|
А/м |
|
|
|
|
|
|
18 |
Магнитное напряжение зубцов наконечника главного полюса |
|
А |
|
|
|
|
|
|
19 |
Магнитная индукция в воздушном зазоре между главным полюсом и станиной |
|
Тл |
|
|
|
|
|
|
20 |
Магнитное напряжение воздушного зазора между станиной и главным полюсом |
|
А |
|
|
|
|
|
|
21 |
Магнитная индукция в станине |
|
Тл |
|
|
|
|
|
|
22 |
Напряжен ность магнитного поля в станине |
|
А/м |
|
|
|
|
|
|
23 |
Магнитное напряжение станины |
|
А |
|
|
|
|
|
|
24 |
Сумма магнитных напряжений всех участков магнитной цепи |
|
А |
|
|
|
|
|
|
25 |
Сумма магнитных напряжений участков переходного слоя |
|
А |
|
|
|
|
|
|