ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2019
Просмотров: 1207
Скачиваний: 4
Курсовой и дипломный проекты следует рассматривать как творческое индивидуальное задание. При выполнении этих работ студент должен показать умение мыслить творчески, изобретательно и неординарно решать инженерные задачи, активно использовать полученные им в вузе теоретические знания, правильно разрешать возникающие противоречия и выбирать лучший вариант, удовлетворяющий всем требованиям технического задания.
11.3. ВЫБОР ГЛАВНЫХ РАЗМЕРОВ
По формуле «машинной постоянной» (1.1), устанавливающей связь между размерами машины и электромагнитными нагрузками, определяют произведение , где — диаметр якоря и — длина якоря. При расчете предварительно выбирают индукцию в воздушном зазоре и линейную нагрузку А. Для определения главных размеров и задаются либо отношением , либо одним из размеров. При проектировании машин первых серий и их модификаций не устанавливалась связь между диаметром машины и установочными размерами, поэтому выбор главных размеров машины определялся на основании рекомендаций, устанавливающих экономически целесообразные значения отношения . Полученные при расчете диаметры якоря округлялись до стандартного ближайшего значения, выбранного по шкале диаметров якорей серийных машин.
Машины постоянного тока современных серий имеют единую шкалу высот оси вращения. При заданной высоте оси вращения внешний диаметр корпуса машины постоянного тока не может превышать размер 2 . Обычно этот диаметр должен быть не более м.
По данным многих типов и конструкций машин постоянного тока относительная радиальная высота магнитной системы является функцией числа полюсов. Область значений этой функции для различных чисел полюсов приведена на рис. 11.5. Пользуясь рис. 11.1 и рис. 11.5, можно определить предварительное значение диаметра якоря. Значение необходимо уточнить после составления эскиза магнитной системы и межполюсного окна. Далее по постоянной Арнольда (1.1) и уточненному значению устанавливают расчетную длину якоря .
Так как традиционный способ определения главных размеров машины через отношение длины якоря к его диаметру более удобен, на рис. 11.6 приведены зависимости от диаметра якоря для машин постоянного тока серий 4П, 2П, П и ПН, полученные путем расчета указанного показателя реальных машин. При выборе отношения необходимо иметь в виду, что с увеличением длины машины уменьшается относительная длина лобовых частей, возрастает КПД, снижается момент инерции якоря, но при этом ухудшаются условия охлаждения и коммутации машины.
Рис. 11.5. К определению отношения внешнего диаметра машины к диаметру якоря
Рис. 11.6. Зависимость X от диаметра якоря для машин различных серий
Электромагнитная мощность. В (1.1) в качестве расчетной принята электромагнитная мощность . Однако истинное значение электромагнитной мощности можно определить только после полного расчета электрической машины — на этапе расчета ее характеристик. Поэтому мощность определяют по номинальной (заданной) мощности и предварительно принятому значению КПД.
Зависимость КПД от номинальной мощности для машин общего назначения приведена на рис. 11.7.
Для генераторов расчетная мощность принимается равной:
; (11.1)
для двигателей
. (11.2)
Рис. 11.7. Зависимость КПД машин постоянного тока от мощности машины
Значения коэффициентов и приведены в табл. 11.8, там же даны значения коэффициента определяющего отношения тока возбуждения к току якоря.
Таблииа11.8. Значения коэффициентов , ,
Мощность машины, кВт |
|
|
|
Менее 1 |
1,4-1,15 |
0,65-0,85 |
0,2-0,08 |
1—10 |
1,2-1,1 |
0,82-0,95 |
0,1-0,025 |
10—100 |
1,15-1,06 |
0,85-0,97 |
0,035-0,02 |
100—1000 |
1,06-1,03 |
0,93-0,98 |
0,02-005 |
Для электрических машин общего назначения можно определить электромагнитную мощность по формуле
, (11.2. а)
где — КПД (рис. 11.7).
Выбор коэффициента полюсного перекрытия. Расчетный коэффициент полюсного перекрытия , как следует из (1.1), оказывает влияние на степень использования машины: с увеличением возрастает использование машины. Однако при чрезмерном увеличении уменьшается ширина межполюсного окна , возрастает поток рассеяния главных полюсов, увеличивается проникновение поля главных полюсов в зону коммутации, уменьшается коммутационная надежность машины.
Для машин общего назначения с добавочными полюсами значение устанавливается в пределах 0,55...0,72, без добавочных полю сов = 0,6...0,85.
На рис. 11.8 приведены зоны предельных значений для машин общего назначения при числе полюсов 2р ≥ 4.
Рис. 11.8. Зависимость
Выбор электромагнитных нагрузок. Согласно (1.1) увеличение электромагнитных нагрузок и приводит к улучшению использования объема якоря. Однако с ростом линейной нагрузки увеличивается нагрев якоря и машины, ухудшается коммутация, с ростом насыщаются отдельные участки магнитной цепи.
Таким образом, оптимальные значения электромагнитных нагрузок невозможно выбрать на начальном этапе расчета электрической машины. Этот выбор, как правило, основывается на данных, полученных в результате анализа ранее разработанных серий машин постоянного тока или путем расчета и сравнения ряда вариантов.
Рекомендуемые значения и для машин общего назначения приведены на рис. 11.9 и 11.10. При выборе линейных нагрузок необходимо учитывать, что для хорошо охлаждаемых машин можно выбрать более высокие значения линейных нагрузок; для тихоходных машин, работающих, с перегрузками и частными реверсами, необходимо принимать уменьшенные значения линейных нагрузок. Выбранные значения электромагнитных нагрузок обычно корректируются после расчета ряда вариантов выбора главных размеров, геометрии зубцовой зоны и обмоток.
Рис. 11.9. Зависимость линейной нагрузки от диаметра якоря
Рис. 11.10. Зависимость индукции в воздушном зазоре от диаметра якоря
11.4. РАСЧЕТ ОБМОТКИ И ПАЗОВ ЯКОРЯ
В § 3.13 даны исходные рекомендации по выбору и расчету обмоток машин постоянного тока. Тип обмотки и число параллельных ветвей определяют, исходя из принятого числа главных полюсов 2р и тока параллельной ветви . Число главных полюсов машин постоянного тока общего назначения в зависимости от диаметра можно принимать: 2р = 2 при D до 100 мм и 2р = 4 при D = 112...500 мм.
Для расчета числа параллельных ветвей определяют предварительное значение тока якоря, А:
для генераторов ;
для двигателей . (11.3)
Значения коэффициентов , приведены в табл. 11.8.
Исходя из принятого числа главных полюсов 2р, предварительного значения тока якоря и допустимого тока параллельной ветви = 250...300 А согласно данным § 3.14 принимают тип обмотки.
При токах якоря до 600 А выбирают простую волновую обмотку, от 500 до 1400 А — простую петлевую обмотку. Число проводников обмотки якоря
N = (A D2a)/I. (11.4)
Согласно рекомендации § 3.14 и ориентировочным значениям зубцового деления определяют число пазов якоря:
Z = (11.5)
Ориентировочные значения для различных высот оси вращения следующие:
, мм |
80 |
200 |
225 |
315 |
355 |
500 |
, мм |
10 |
20 |
15 |
35 |
18 |
40 |
Число эффективных проводников обмотки в пазу N/Z должно быть в двухслойных обмотках четным числом.
По условиям коммутации пазовый ток не должен превышать 1500... 1600 А при D < 1000 мм.
Для расчета числа коллекторных пластин К и числа секционных сторон в пазу ип целесообразно рассмотреть несколько вариантов выполнения обмотки. Результаты расчета удобно представить в виде таблицы
№ варианта |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
. |
|
|
|
|
. |
|
|
|
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При сравнении вариантов следует учесть, что в двигателях с полузакрытыми пазами всыпная обмотка из круглых проводников может иметь дробное число витков секции , так как в этом случае допускается выполнение секций, расположенных в одном пазу с разным числом витков. Например, в некоторых машинах серии 2П при волновой обмотке с = 3 число витков в секциях принято равным 1-2-1, 2-1-2, 5-4-5.
При открытых пазах и проводах прямоугольного сечения значения должны округляться до ближайшего целого числа.
Максимальное число коллекторных пластин должно оцениваться по минимально допустимому значению коллекторного деления, которое в зависимости от диаметра коллектора должно быть не менее:
, мм |
125 |
140-280 |
315-500 |
, мм |
3 |
3,5 |
3,8 |
Для серийных машин без компенсационной обмотки допускается до 16 В, для машин с компенсационной обмоткой ≤ 20 В, для машин малой мощности (до 1 кВт) ≤ 25...30 В. Для расчета коллекторного деления необходимо выбрать внешний диаметр коллектора , из следующего ряда по ГОСТ 19780—81: 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 125, 140, 160, 180 200 224, 250, 280, 315, 355, 400, 450 мм.
Диаметр коллектора при открытых пазах якоря должен находиться в пределах
. (11.6)
При полузакрытых пазах якоря и отсутствии петушков на коллекторе
(11.7)
После выбора варианта обмотки необходимо уточнить линейную нагрузку
(11.8)
и скорректировать расчетную длину машины.
Поперечное сечение эффективного проводника обмотки якоря, м2,
(11.9)
где , — плотность тока, А/м2.
Плотность тока предварительно выбирают, используя зависимости произведения AJ от класса нагревостойкости изоляции (рис. 11.11), построенные по данным серийных машин постоянного тока.
Для всыпных обмоток якоря с полузакрытыми пазами следует выбрать круглый провод марки ПЭТВ при классе нагревостойкости В. При классе нагревостойкости Н могут быть применены провода марки ПСДТК. Диаметр изолированного провода не должен превышать 1,8 мм.
Эффективные проводники всыпных обмоток обычно состоят из нескольких элементарных проводников. Число элементарных проводников и сечение элементарного проводника определяют из равенства
. (11.10)
где должно быть целым числом.
Рис. 11.11. Зависимость произведения AJ от диаметра якоря
Сечение и размеры прямоугольных проводников обмотки якоря с открытыми пазами определяют при расчете размеров паза и зубца.
Форма паза и геометрии зубцовой зоны в целом зависят от диаметра якоря, типа и конструкции обмотки.
Наиболее целесообразной, с точки зрения технологии обмоточных работ, формой паза является открытый паз с параллельными стенками. При прямоугольной форме проводников эти пазы имеют высокий коэффициент заполнения.
Однако при открытых пазах увеличивается коэффициент воздушного зазора, возрастают пульсация магнитного потока и зубцовые гармонические электромагнитного момента. Увеличиваются также поверхностные и пульсационные добавочные потери в магнитной системе.
Области применения полузакрытых и открытых пазов указаны в гл. 3.
При диаметрах якоря до 50 мм для упрощения формы штампа допускается применение пазов круглой формы.
При выбранной форме паза исходной величиной в расчетах геометрии зубцовой зоны является площадь паза, которая должна быть достаточной только для размещения в пазу проводников обмотки якоря, изоляции и крепления (клина).
Овальные пазы якоря. При овальной форме паза зубцы выполняют с равновеликим по высоте сечением (рис. 11.12). Ширина зубца предварительно
, (11.11)
где — допустимое значение индукции в зубцах, Тл; kc — коэффициент заполнения пакета якоря сталью (см. табл. 9.13).
Значения магнитной индукции в зависимости от частоты перемагничивания, степени защиты и способа охлаждения могут быть приняты согласно данным табл. 11.9.
Высоту паза предварительно выбирают согласно рис. 11.13. Предварительно выбранные значения размеров паза уточняют на основании расчетов индукций в соответствующих участках магнитной цепи зубцовой зоны и размещении обмоток в пазах. Одновременно необходимо иметь в виду, что высота ярма якоря (см. рис. 11.13) должна быть более или равной значению , при котором магнитная индукция в спинке якоря является предельно допустимой (табл. 11.10).
Рис. 11.12. Зависимость высоты паза от диаметра якоря
Таблица 11.9. Значения магнитной индукции в зависимости от частоты перемагничивания
Исполнение двигателей по степени защиты и способу охлаждения |
Магнитная индукция Bz, Тл, при частоте перемагничивания, Гц |
|||
100 |
75 |
50 |
25 и ниже |
|
IP22, IC01, IC17, IP44, IC37 |
1,65-1,85 |
1,75-1,95 |
1,85-2,05 |
1,9-2,1 |
IP44, IC0141 |
1,4-1,6 |
1,5-1,7 |
1,55-1,75 |
1,6-1,8 |
IP44, IC004I |
1,3-1,5 |
1,3-1,6 |
1,5-1,7 |
1,55-1,75 |
Таблица 11.10. Исполнение двигателей по степени защиты и способу охлаждения
Исполнение двигателей по степени защиты и способу охлаждения |
Магнитная индукция Bj, Тл, при частоте перемагничивания, Гц |
|
50-100 |
до 50 |
|
IP22, IC01, IP22, IC17, IP44, IC37 |
1,4 |
1,45 |
IP44, IC0141 |
1,15 |
1,2 |
IP43, IC0041 |
1,05 |
1,1 |
Примечание. При числе полюсов 2р = 2 предельные значения В} можно увеличить на 0,2 Тл.
Минимальная высота спинки якоря равна
, (11.12)
где Ф — магнитный поток в воздушном зазоре, Вб; — длина пакета якоря, м; df — диаметр аксиальных вентиляционных каналов, м, Bj — индукция в спинке якоря.
Обычно магнитопроводы якорей с овальными пазами выполняются без аксиальных каналов, и только в некоторых случаях при высотах оси вращения 200 мм и диаметрах якоря свыше 200 мм выполняется один ряд аксиальных каналов.
При расчете и необходимо вдаться значением внутреннего диаметра листов якоря (см. рис. 11.13).
Рис. 11.13. Размеры полузакрытых пазов овальной формы
Это значение приближенно определяют по формуле:
, (11.13)
где D0 — в см, если в кВт.
Для машин серии 2П внутренний диаметр можно определить по табл. 11.11.
Таблица 11.11. Внутренний диаметр машин серии 2П
, мм |
90 |
110 |
112 |
132 |
160 |
ISO |
200 |
, мм |
90 |
106 |
110 |
132 |
156 |
180 |
200 |
, мм |
24 |
28 |
38 |
50 |
55 |
60 |
65 |