ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2019
Просмотров: 4174
Скачиваний: 11
Увеличение эквивалентного сопротивления под действием эффекта вытеснения тока проявляется в большей степени в стержнях, поперечное сечение которых имеет большую высоту или уменьшенную площадь верхней части по сравнению с нижней. Поэтому в роторах двигателей, предназначенных для работы с тяжелыми условиями пуска, делают глубокие прямоугольные пазы (глубокопазные роторы) или стержни обмотки выполняют фигурными. Обмотки роторов с фигурными пазами выполняют в большинстве двигателей заливкой алюминием или его сплавами. Это позволяет выполнять конфигурацию пазов с оптимальными размерными соотношениями стержней для достижения требуемого действия эффекта вытеснения тока.
Еще больший эффект увеличения сопротивления при пуске возникает в роторах с двойной беличьей клеткой, в пазах которой друг над другом располагают стержни двух обмоток. Верхние стержни образуют одну обмотку, нижние — другую. При пуске, когда эффект вытеснения тока проявляется в наибольшей степени, практически весь ток протекает по верхней клетке. Ее называют пусковой. При работе в номинальном режиме и с малыми скольжениями действие эффекта вытеснения тока очень мало и ток распределяется равномерно по обеим обмоткам пропорционально их активному сопротивлению. Обмотку, образованную нижними стержнями, называют рабочей.
Обмотки роторов с двойной беличьей клеткой выполняют как литыми, так и из вставных стержней. В литых обмотках обе клетки — и рабочую, и пусковую — и замыкающие кольца одновременно заливают одинаковым металлом. В роторах со вставными стержнями рабочую обмотку выполняют из медных, а пусковую — обычно из латунных стержней. В таких роторах замыкающие кольца обмоток раздельные, из того же материала, что и стержни. Латунь применяют для пусковых клеток, так как она имеет большее удельное сопротивление, чем медь, и сопротивление обмотки ротора в пусковых режимах возрастает сильнее, чем при стержнях из одинакового материала. Кроме того, теплоемкость латуни выше, чем меди, поэтому нагрев латунных стержней за время пуска двигателя ниже, чем медных того же размера.
Двигатели с фигурными пазами или с двойной клеткой на роторе имеют более высокие пусковые характеристики, чем с грушевидными или полуовальными пазами, однако у них больше индуктивное сопротивление обмоток роторов. Это приводит к понижению максимальных моментов и ухудшению коэффициента мощности двигателей в номинальном режиме. Поэтому такие роторы выполняют лишь для двигателей, предназначенных для тяжелых условий пуска, для которых требования к пусковым характеристикам более важны, чем к другим энергетическим показателям [6].
9.2. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИИ 4А
Асинхронные двигатели являются основными двигателями в электроприводах практически всех промышленных предприятий. В СССР выпуск асинхронных двигателей превышал 10 млн. штук в год. Наиболее распространены двигатели на номинальное напряжение до 660 В,
суммарная установленная мощность которых составляет около 200 млн. кВт.
Двигатели серии 4А выпускались в 80-х г. XX в. в массовом количестве и в настоящее время эксплуатируются, практически, на всех промышленных предприятиях России. Серия охватывает диапазон мощностей от 0,6 до 400 кВт и построена на 17 стандартных высотах оси вращения от 50 до 355 мм (табл. 9.1 и 9.2). Серия включает основное исполнение двигателей, ряд модификаций и специализированные исполнения. Двигатели основного исполнения предназначены для нормальных условий работы и применяются двигателями общего назначения. Это трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, рассчитанные на частоту сети 50 Гц. Они имеют исполнение по степени защиты IР44 во всем диапазоне высот оси вращения и IP23 в диапазоне высот осей вращения 160...355 мм.
Т а б л и ц а 9.1. Увязка мощности высоты исполнение по степени
оси вращения двигателей серии 4А, защиты IP44
Высота оси вращения, мм |
Условная длина сердечника, станины |
Мощность, кВт, при числе полюсов 2р |
|||||
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
||
50 |
А |
0,09 |
0,06 |
— |
— |
— |
— |
В |
0,12 |
0,09 |
— |
— |
— |
— |
|
56 |
А |
0,18 |
0,12 |
— |
— |
— |
— |
В |
0,25 |
0,18 |
— |
— |
— |
— |
|
63 |
А |
0,37 |
0,25 |
0,18 |
— |
— |
— |
В |
0,55 |
0,37 |
0,25 |
— |
— |
— |
|
71 |
А |
0,75 |
0,55 |
0,37 |
— |
— |
— |
В |
1,1 |
0,75 |
0,55 |
0,25 |
— |
— |
|
80 |
А |
1,5 |
1,1 |
0,75 |
0,37 |
— |
— |
В |
2,2 |
1,5 |
1,1 |
0,55 |
— |
— |
|
90 |
LA(B) |
3 |
2,2 |
1,5 |
0,75; |
— |
— |
|
|
|
|
(1,1) |
— |
— |
|
100 |
S |
4 |
3 |
— |
— |
— |
— |
L |
5,5 |
4 |
2,2 |
1,5 |
— |
— |
|
112 |
МА(В) |
7,5 |
5,5 |
3(4) |
2(3) |
— |
— |
132 |
S |
— |
7,5 |
5,5 |
4 |
— |
— |
M |
11 |
11 |
7,5 |
5,5 |
— |
— |
|
160 |
S |
15 |
15 |
11 |
7,5 |
— |
— |
M |
18,5 |
18,5 |
15 |
11 |
— |
|
|
180 |
S |
22 |
22 |
— |
— |
— |
— |
M |
30 |
30 |
18,5 |
15 |
— |
— |
|
200 |
M |
37 |
37 |
22 |
18,5 |
— |
— |
L |
45 |
45 |
30 |
22 |
— |
— |
|
225 |
М |
55 |
55 |
37 |
30 |
— |
— |
250 |
S |
75 |
75 |
45 |
37 |
30 |
— |
М |
90 |
90 |
55 |
45 |
37 |
— |
|
280 |
S |
110 |
ПО |
75 |
55 |
37 |
—_ |
|
M |
132 |
132 |
90 |
75 |
45 |
— |
315 |
S |
160 |
160 |
ПО |
90 |
55 |
45 |
M |
200 |
200 |
132 |
ПО |
75 |
55 |
|
355
|
S |
250 |
250 |
160 |
132 |
90 |
75 |
M |
315 |
315 |
200 |
160 |
110 |
90 |
Таблица 9.2. Увязка мощности и высоты оси вращения двигателей
серии 4А, исполнение по степени защиты IP23
Высота оси вращения, мм |
Условная длина сердечника станины |
Мощность, кВт, при числе полюсов 2р |
|||||
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
||
160 |
S |
22 |
18,5 |
— |
— |
— |
— |
М |
30 |
22 |
— |
— |
— |
— |
|
180 |
S |
37 |
30 |
10,5 |
15 |
— |
— |
М |
45 |
37 |
22 |
18,5 |
— |
— |
|
200 |
М |
55 |
45 |
30 |
22 |
— |
— |
L |
75 |
55 |
37 |
30 |
— |
— |
|
225 |
М |
90 |
75 |
45 |
37 |
— |
— |
250 |
S |
110 |
90 |
55 |
45 |
— |
— |
М |
132 |
110 |
75 |
55 |
— |
— |
|
280 |
S |
160 |
132 |
90 |
75 |
45 |
— |
М |
200 |
160 |
110 |
90 |
55 |
— |
|
315 |
S |
— |
200 |
132 |
110 |
75 |
55 |
М |
250 |
250 |
160 |
132 |
90 |
75 |
|
355 |
S |
315 |
315 |
200 |
160 |
110 |
90 |
М |
400 |
400 |
250 |
200 |
132 |
110 |
В серии принята следующая система условных обозначений двигателей:
Буквы и цифры в порядке следования их в условном обозначении означают следующее:
1 — название серии (4А);
2 — исполнение двигателей по степени защиты: буква Н — исполнение IP23, отсутствие буквы — исполнение IP44;
3 — исполнение по материалу станины и щитов: А — станина и щиты алюминиевые; X — станина алюминиевая, щиты чугунные (или обратное сочетание материалов); отсутствие буквы — станина и щиты чугунные или стальные;
4 — высота оси вращения (две или три цифры), мм;
5 — установочный размер по длине станины: буквы S, М или L (меньший, средний или больший);
6 — длина сердечника: А — меньшая, В — большая при условии сохранения установочного размера; отсутствие буквы означает, что при данном установочном размере (S, M или L) выполняется только одна длина сердечника;
7 — число полюсов двигателя (одна или две цифры);
8 — климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150 (см. табл. 1.2).
Примеры обозначений двигателей серии 4А: 4А160М4УЗ — асинхронный двигатель серии 4А исполнения по степени защиты IP44, с короткозамкнутым ротором, с чугунными станиной и подшипниковыми щитами, с высотой оси вращения 160 мм, средним установочным размером по длине станины (М), четырехполюсный, климатического исполнения У, категории размещения 3.
4АНК28058УЗ — асинхронный двигатель серии 4А исполнения но степени защиты IP23, с фазным ротором, со стальной станиной и щитами высотой оси вращения 280 мм, с меньшим (S) установочным размером по длине станины, восьмиполюсный, климатического исполнения У, категории размещения 3.
Модификации и специализированные исполнения двигателей построены на базе основного исполнения и имеют те же принципиальные конструктивные решения основных элементов. Такие двигатели выпускаются отдельными отрезками серии на определенные высоты оси вращения и предназначены для применения в качестве приводов механизмов, предъявляющих специфические требования к двигателю или работающих в условиях, отличных от нормальных по температуре или чистоте окружающей среды, книжности и т. п.
К электрическим модификациям двигателей серии 4А относятся двигатели с повышенным номинальным скольжением, повышенным пусковым моментом, многоскоростные, частотой питания 60 Гц и т. п., к конструктивным модификациям — двигатели с фазным ротором, со встроенным электромагнитным тормозом, малошумные, со встроенной температурной защитой и т. п.
По условиям окружающей среды различают модификации двигателей тропического исполнения, влагоморозостойкого, химостойкого, сельскохозяйственного, пылезащищенные и др.
Специализированное исполнение имеют лифтовые двигатели, частотно-управляемые, высокоточные и др.
Двигатели различных модификаций и специализированного исполнения имеют те же обозначения, что и основного, но с добавочными буквами, проставляемыми либо после названия серии, либо после цифры, обозначающей число полюсов. Примеры обозначений модификаций и специализированных исполнений:
4АР... — двигатели с повышенным пусковым моментом;
4АС... — двигатели с повышенным номинальным скольжением;
4АК, 4АНК... — двигатели с фазным ротором, исполнения IP44 и IP23 соответственно;
4А...Е... — двигатели со встроенным электромагнитным тормозом;
4А...ОМ — двигатели для речных и морских судов гражданского флота.
Номинальное напряжение двигателей и число выводных концов обмотки статора в зависимости от высоты оси вращения приведены в табл. 9.3.
Таблица 9.3. Напряжения и число выводов
Мощность, кВт |
Напряжение, В |
Число выводных концов обмотки статоров |
0,06—0,37 |
220 или 380 |
3 |
0,55—11 |
220, 380 или 660 |
3 |
15—110 |
220/380 и 380/660 |
6 |
132—400 |
380/660 |
6 |
Большинство двигателей серии 4А имеет степень защиты IP44 и выпущено в конструктивном исполнении, относящемся к группе IM1, т. е. с горизонтальным валом, на лапах, с двумя подшипниковыми щитами (рис. 9.7). Корпус двигателей выполнен с продольными радиальными ребрами, увеличивающими поверхность охлаждения и улучшающими отвод тепла от двигателя в окружающий воздух. На противоположном от рабочего конце вала укреплен вентилятор, прогоняющий охлаждающий воздух вдоль ребер корпуса. Вентилятор закрыт кожухом с отверстиями для прохода воздуха. В двигателях малой мощности вентилятор и кожух пластмассовые, в более мощных вентилятор литой из алюминиевого сплава, а кожух штампованный из тонкой листовой стали.
Магнитопровод двигателей — шихтованный из листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм, причем двигателей с h = 50...250 мм из стали марки 2013, а двигателей с h = 280...355 мм — из стали марки 2312.
Листы сердечника статора в двигателях малой мощности крепят после опрессовки проваркой по наружной поверхности в нескольких местах, а в двигателях большей мощности — стальными скобами, которые установлены по наружной поверхности сердечника.
Рис. 9.7. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором
со степенью защиты 1Р44(54), h =160 мм, исполнение IM1001:
а — общий вид; б — продольный и поперечный разрезы; 1 — вал; 2, 15 — подшипники;
3, 12 — подшипниковые шиты; 4 — короткозамыкающие кольца ротора;
5 — лобовые части обмотки статора; 6 — коробка выводов; 7 — корпус;
8 — сердечник статора; 9 — сердечник ротора; 10 — балансировочные грузы;
11 — вентиляционные лопатки ротора; 13 — кожух вентилятора; 14 — вентилятор;
16 — втулки вентилятора; 17 — стопорные винты;
18 — скобы крепления сердечника статора; 19 — болты заземления
Сердечник статора запрессован непосредственно в корпус.
Во всех двигателях серии с h < 280 мм и в двигателях с 2р = 10 и 12 всех высот оси вращения обмотка статора выполнены из круглого провода и пазы статора полузакрытые. При h = 280...355 мм, кроме двигателей с 2р = 10 и 12, катушки обмотки статора намотаны прямоугольным проводом, подразделенные и пазы статора полуоткрытые.
Сердечник ротора напрессован непосредственно на вал без промежуточной втулки, в двигателях с h ≤ 250 мм — на гладкий вал. В двигателях с большей высотой оси вращения он крепится на валу с помощью шпонки.
Обмотка короткозамкнутого ротора лопатки и кольца — литые из алюминия. Вентиляционные лопатки на кольцах ротора служат для перемешивания воздуха, находящегося внутри машины. Этим обеспечивается перенос тепла, выделяющегося в обмотке ротора и лобовой части обмотка статора, к внутренним поверхностям корпуса и подшипниковых щитов, которые охлаждаются наружным воздухом с помощью внешнего вентилятора.
Подшипниковые щиты крепят к корпусу с помощью четырех или шести болтов. Допуски на обработку поверхностей посадки щитов в станину обеспечивают необходимую точность центровки ротора относительно статора и, следовательно, точность размера воздушного зазора двигателя.
Коробка выводов расположена сверху станины, что облегчает монтажные работы при соединении двигателя с сетью.
В двигателях исполнения по степени защиты IP23 с высотой оси вращения 160...250 мм (рис. 9.8) корпус гладкий, без наружных ребер. Сердечник статора крепится на внутренние продольные ребра корпуса таким образом, что между наружной поверхностью сердечника и
Рис. 9.8. Двигатель серии 4А с короткозамкнутым
ротором со степенью защиты IP23:
а — общий вид; б — продольный и поперечный разрезы; 1, 13 — подшипники; 2, 11 — диффузоры; 3. 8 — подшипниковые щиты; 4 — коробка выводов; 5 — стопорный винт; 6 — сердечник статора; 7 — корпус; 9 — лобовые части обмотки статора; 10 — короткозамыкающее кольцо обмотки ротора; 12 — вентиляционные лопатки; 14 — вал; 15 — скобы крепления сердечника статора; 16 — болт заземления; 17 — подшипниковая крышка