Файл: ГЛАВА 4 Магнитная цепь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2019

Просмотров: 444

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В практических расчетах оказывается достаточным приближен­ное решение, когда Fz находится по (4.21) для некоторой средней расчетной напряженности Hz и расчетной высоты зубца hz, для которых справедливо .

При плавно изменяющихся сечениях зубцов расчетная напря­женность Hz достаточно точно находится по формуле


Hz = ( Hzmax + 4Hzср + Hzmin). (4.24)


Здесь Hzmax, Hzmin и Hzcp — напряженности поля в поперечных сечениях зубца, которые определяются по индукциям в наиболее уз­ком Szmin, наиболее широком Szmax и среднем по высоте Szcp сечениях зубца, по следующим формулам:


(4.25)


где bzmin, bzmax - наибольшая и наименьшая ширина зубца (см. рис. 4.5, б)

При прямоугольных пазах при Bzmax ≤ 2,0 Тл используется рас­пространенный метод расчета Fz по напряженности Нz1/3, определенной по индукции в сечении на 1/3 высоты зубца от его узкой час­ти (см. рис. 4.5):


Fz = Hz1/3 hz, (4.26)


дающий хорошее совпадение с уточненными расчетами при неболь­шой разнице наибольшего и наименьшего сечений зубцов. При этом площадь прямоугольника ACD'E' со сторонами Hz1/3 и hz равновели­ка площади фигуры ACDE (см. рис. 4.5, в).

В отдельных случаях при большей разнице bzmax и bzmin и боль­ших насыщениях расчет проводится более детально. Зубец делится по высоте на две части, и для каждой из них определяется средняя напряженность поля указанным методом. В этом случае расчетные сечения берутся на высоте

и

от наиболее узкого сечения зубца.

При расчете магнитного напряжения зубцов с резко изменяю­щимся по высоте сечением, например зубцов двухклеточного рото­ра асинхронного двигателя и короткозамкнутого ротора с фигурны­ми пазами, зубцы также делятся по высоте на два участка с плавно изменяющимся сечением, при этом магнитное напряжение зубцов равно сумме магнитных напряжений участков.


Рис. 4.6. Магнитный поток в зубцовом делении

при насы­щении стали зубцов



Влияние местных изменений сечения зубца на изменение магнитного напряже­ния, не распространяющихся на большие, участки по его высоте (углубления в стенках пазов для крепления пазовых клинь­ев, расширения в коронках зубцов и т. п.), в практических расчетах обычно не учи­тывают.

В насыщенной зубцовой зоне доля по­тока в пазу возрастает. Ее можно оценить, не прибегая к полному расчету поля на зубцовом делении, следующим образом.

Обозначим поток в зубце ФZ и поток в пазу Фп (рис. 4.6), тогда поток на зубцо­вом делении на высоте зубца hzx будет ра­вен:


Фtz = Фzx + Фпх (4.27)


Разделив (4.27) на Szx и умножив и разделив второе слагаемое правой части на Sпх = bnx lδ , получим


(4.28)

или


B'zx = Bzx + Bпх (4.29)

где В'zх — расчетная индукция, определимая полным потоком в сече­нии зубца Szx в предположении, что поток в пазу отсутствует; bzx — действительная индукция в сечении зубца Szx, т.е. индукция, опреде­ленная с учетом того, что часть потока вытесняется из зубца в паз; Впх — индукция в сечении паза Sпх, создаваемая вытесненной в паз ча­стью потока.


Так как паз заполнен средой с магнитной проницаемостью μ0 (магнитной постоянной), то


Впх = μ0 Нпх. (4.30)


На основании принятого допущения о конфигурации эквипотен­циальных линий в зубцовой зоне напряженность поля в зубце и в пазу на одной и той же высоте hzx будет одинакова, т. е.


Нпх = Hzx.



Тогда из (4.29) и (4.30) имеем


В'zх = Вzх + μ0 Нzх (4.31)

нли


B'zx = Bzx + μ0 Hzx kпx, (4.32)


где kпx — коэффициент, определяющий отношение площадей попе­речных сечений паза и зубца на высоте hzx:


kпх = (4.33)


В машинах нормального исполнения kп для различных по высоте зубца сечений обычно находится в пределах kп = 0,5 - 2,0.

Для определения действительной индукции в каждом сечении зубца первоначально находят расчетную индукцию по полному по­току зубцового деления:


В'zx = (4.34)


После этого, задаваясь значениями bzx, несколько меньшими, чем B'zx, подбором находят действительную индукцию Bzx и со­ответствующее ей значение Hzx, при которых удовлетворяется ра­венство (4.32). Для облегчения расчета в приложении 2 приведе­ны кривые, позволяющие определить hzx непосредственно по расчетной индукции b'zx с учетом фиксированных значений коэф­фициента kп.

Численные значения kп и μ0 = 4π • 10-7 Гн/м в (4.32) позволя­ют судить о значениях индукции в зубцах, при которых необхо­димо учитывать ответвление потока в паз. Для большинства современных электротехнических сталей при индукции Bz ≤ 1,8 Тл напряженность поля не превышает H ≤ 16000 А/м, следователь­но, при этом уровне насыщения действительная индукция в зуб­цах будет меньше, чем расчетная, лишь на 2—3 % даже при бо­льших значениях kп, поэтому в расчетах этим изменением можно пренебречь.

При индукциях Bz ≥ 1,8 Тл расчет следует проводить с учетом ответвления потока в паз. Естественно, что вопрос о необходимости такого учета решается при определении индукции в каждом из рас­четных сечений зубца в отдельности [6].


4.4. МАГНИТНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ЯРМ СТАТОРА И РОТОРА


Распределение потока в ярмах статора и ротора зависит от кон­струкции машины, размерных соотношений магнитопроводов и уровня насыщения стали. Значение потока в различных сечениях вдоль средней линии ярма непостоянно. При распределенной об­мотке, например, в асинхронных машинах, наибольший поток в ярмах статора и ротора имеет место в сечении 1—1 (рис. 4.7), так как на этом участке ярма потоки зуб­цов, находящихся на



Рис. 4.7. Магнитные силовые линии потока в магнитопроводе

электри­ческой машины с распределенной обмоткой


половине по­люсного деления, суммируются. То же происходит в статорах синхронных машин нормального исполнения и якорях машин постоянного тока.

В станинах машин постоянного тока и ярмах явнополюсных рото­ров синхронных машин поток по длине средней линии меняется мало и его изменением пренебрегают.

Распределение потока по высоте ярма также неравномерно из-за кри­визны ярма и некоторого изменения его сечения в местах примыкания полюсов и под основаниями зубцов. Ближе к оси машины индукция в ярме больше, чем на периферии. Неравномерность индукции возра­стает с увеличением насыщения стали и уменьшением диаметра магнитопровода.


Для точного учета влияния этих факторов необходимы трудоем­кие расчеты поля с помощью ЭВМ.

В практических расчетах обычно пренебрегают кривизной магнитопровода, т. е. рассматривают поперечное сечение ярма как пря­моугольник с длиной, равной длине средней магнитной силовой ли­нии потока в ярме.

Неравномерность распределения потока по сечению ярм учиты­вают, либо пользуясь для расчетов специальными кривыми намаг­ничивания, построенными для сталей ярм машин с распределенной обмоткой, либо введением в расчетные формулы коэффициента ξ [6].

Расчет проводят по индукции в среднем сечении ярма. Расчет­ные формулы для определения МДС ярм зависят от особенностей конструкции машин и даны в главах учебника, посвященных проек­тированию машин различных типов. Там же приводятся методы учета ответвления потока ярма ротора в вал машины при посадке сердечника ротора непосредственно на вал без втулки.


4.5. МАГНИТНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И КОЭФФИЦИЕНТ РАССЕЯНИЯ ПОЛЮСОВ


Магнитные силовые линии потока в явно выраженных полюсах показаны на рис. 4.8. Как видно, независимо от того, расположены полюса на статоре (на станине в машинах постоянного тока) или на роторе (в синхронных машинах), поток в полюсе состоит из двух



Рис. 4.8. Магнитные силовые линии в магнитопроводе электрической машины

с явно выраженными полюсами:

а — на статоре; б — на роторе


частей. Одна из них поступает в воздушный зазор и формирует поле машины, передающее электромагнитную мощность. Эта часть явля­ется рабочим потоком Ф. Другая часть сцеплена только с витками обмотки возбуждения и косвенно участвует в создании электромаг­нитного момента. Эту часть потока называют потоком рассеяния и обозначают Фσ.

Суммарный поток в полюсе


Фm = Ф + Фσ. (4.35)


Поток Фm, строго говоря, непостоянен по высоте сердечника полюса, так как магнитные силовые линии потока рассеяния ответвля­ются в межполюсное окно по всей высоте поверхности сердечника полюсов. Наибольшая величина Фm будет в основании полюса, а наименьшая в полюсном наконечнике (рис. 4.8).

Поток рассеяния по высоте межполюсного окна определяется МДС обмотки возбуждения, сцепленной с каждой частью потока рассеяния, и проводимостью этой части потока в межполюсном окне (магнитным сопротивлением стали для потока рассеяния мож­но пренебречь, так как магнитное сопротивление воздушного про­межутка значительно больше сопротивления стали).

Из рис. 4.8 видно, что магнитные силовые линии потока, выхо­дящие из торцов полюсных наконечников, имеют по сравнению с другими наименьшую длину пути по воздуху, поэтому проводи­мость этой части потока рассеяния будет наибольшей. Кроме того, поток между полюсными наконечниками создается полной МДС всей обмотки полюса, поэтому поток рассеяния через кромки по­люсных наконечников, в основном, определяет весь поток рассеяния полюсов.


Через боковые поверхности полюсов ответвляется значительно, меньшая часть потока Фσ. Это позволяет в практических расчетах принять допущение о постоянстве потока Фm по всей высоте полюса. Поток Фm по отношению к потоку Ф при первоначальных pacчетах оценивается приближенно коэффициентом рассеяния полюсов σm


Фm = Ф + Фσ = Ф(1 + Фσ/ Ф) = σm Ф. (4.36)


Значение σm, обычно лежит в пределах 1,2—2,5 в зависимости типа и исполнения машины.

При принятом допущении о постоянстве потока Фm расчетная индукция в сердечнике полюса


Вm = (4.37)


где Sm — сечение сердечника полюса, м2; kc — коэффициент заполнения сердечника полюса сталью; bm и lm — ширина и длина сердечника полюса, м.

МДС на один полюс рассчитывается по Нm, найденной для соот­ветствующей марки стали по индукции Вт:


Fm = Hm hm, (4.38)


где hm — высота полюса с полюсным наконечником, м.

Расчет Fm, основанный на приближенном значении σm, проводят лишь при предварительном определении размеров полюса. При рас­чете параметров и характеристик машины необходимо более точное определение Фσ.

Поток рассеяния Фσ зависит от размеров полюсов, межполюсно­го окна и магнитных характеристик элементов магнитной цепи ма­шины. На рис. 4.9 приведена упрощенная схема замещения магнит­ной цепи явнополюсной синхронной машины. Для машин постоянного тока последующие выводы остаются такими же. Основной поток Ф и поток рассеяния Фσ создаются одной и той же МДС обмотки возбуждения FВ. Магнитные сопротивления путей этих потоков включены параллельно. Сопротивление потоку Ф определяется магнитными характеристиками воздушного зазора, зубцовых зон и ярма статора. Суммарное магнитное сопротивление этих участков (см. рис. 4.9) обозначено Rμ. Сопротивление для пото­ка Фσ, определяемое, в основном, магнитной характеристикой меж­полюсного пространства, обозначено Rσ. Магнитные сопротивле­ния стали полюсов и ярма ротора, общие для обоих потоков, на схеме не показаны.

Проводимость Λμ = 1/ Rμ нелинейно изменяется в зависимости от насыщения стальных участков; проводимость Λμ = l/ Rσ для данных размерных соотношений полюсов постоянна и определяется размерами межполюсного пространства и полюсных наконечников.


Распределение потоков Ф и Фσ по параллельным ветвям пропорционально магнитным

проводимостям ветвей т . е.

Фσ /Ф = Λσ / Λμ



Рис. 4.9. Упрощенная схема замещения магнитной цепи

явнополюсной синхронной машины


Откуда

Фσ = Ф (4.39)

Так как Λμ — магнитная проводимость зубцовой зоны, воздуш­ного зазора и спинки статора, то справедливо выражение


Ф = Λμ Fδ z a, (4.40)


где Fδ z a — суммарная МДС этих участков:


Fδ z a = Fδ + Fz + Fa. (4.41)


Из (4.39) и (4.40) получим


Фσ = Λσ Fδ z a (4.42)


Выражение (4.42) показывает, что величина потока Фσ зависит как от проводимости межполюсного окна Λσ так и от МДС и возрастает с увеличением насыщения магнитной цепи ма­шины.


Следует отметить, что в суммарную МДС Fδ z a должна быть также включена МДС зубцовой зоны демпферной (пусковой) обмотки, а в машинах постоянного тока — компенсационной обмотки, так как она создает магнитное сопротивление только потоку Ф.

Расчет МДС Fδ, Fz и Fa рассмотрен в предыдущих параграфах. Расчет Λσ связан с особенностями и размерными соотношениями явновыраженных полюсов и рассмотрен в главах, относящихся к проектированию синхронных машин и машин постоянного тока.


4.6. ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЛОСТОГО ХОДА


При расчете электрической машины необходимо определить ха­рактеристику холостого хода, т. е. зависимость ЭДС в ее обмотках от МДС или от тока обмотки возбуждения: Е = f (Fв). Так как МДС обмотки возбуждения соответствует напряжению магнитной цепи машины Fц, а ЭДС обмотки якоря при постоянной частоте враще­ния пропорциональна потоку Ф, то характеристика холостого хода при этом условии эквивалентна зависимости Ф = f (Fц), которую называют магнитной характеристикой машины [6].

Напряжение магнитной цепи Fц представляет собой сумму МДС всех ее участков, расчет которых рассмотрен в предыдущих параграфах.

Участки в магнитной цепи машины соединены последовательно, а магнитные напряжения каждого из них зависят от потока в участке. Поэтому при расчете Fц берут сумму магнитных напряжений участков, определенных для одного и того же потока. Естественно, что при расчете магнитных напряжений ряда участков в явнолюсных машинах должны быть приняты во внимание потоки рассеяния полюсов этих машин.

Если МДС цепи генератора определить для потока, при котором его ЭДС на холостом ходу при номинальной частоте вращения бу­дет равна номинальному напряжению, то полученное значение Fц определит МДС возбуждения Fв0, необходимую для обеспечения такого режима. Fв0 называют МДС возбуждения холостого хода, а ток возбуждения, создающий Fв0, — током возбуждения холостого хода и обозначают Iв0.

Для характеристики работы генератора на холостом ходу необходимо знать, как изменяется напряжение на его выводах при изменении тока возбуждения. Для этого рассчитывают Fц при нескольких различных значениях потока, для каждого из них находят соответствующую ЭДС и строят характеристику холостого хода.

В двигателях ЭДС обмотки определяется напряжением питающей сети и для режима холостого хода может быть с некоторым приближением определена до расчета магнитной цепи. Поэтому характеристика холостого хода двигателя имеет несколько иной по сравнению с генератором смысл. Она показывает, какой должна быть МДС или каким должен быть ток возбуждения холостого хода при определенной ЭДС машины.

В асинхронных двигателях ток, создающий намагничивающую силу возбуждения (намагничивающий ток), потребляется из питаю­щей сети. Он также зависит от МДС магнитной цепи, но при неиз­менной ЭДС обмотки статора намагничивающий ток изменяться не будет. Поэтому для определения Iμ достаточно рассчитать МДС магнитной цепи для одного значения потока, соответствующего ре­жиму холостого хода.