ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2019
Просмотров: 444
Скачиваний: 3
В практических расчетах оказывается достаточным приближенное решение, когда Fz находится по (4.21) для некоторой средней расчетной напряженности Hz и расчетной высоты зубца hz, для которых справедливо .
При плавно изменяющихся сечениях зубцов расчетная напряженность Hz достаточно точно находится по формуле
Hz = ( Hzmax + 4Hzср + Hzmin). (4.24)
Здесь Hzmax, Hzmin и Hzcp — напряженности поля в поперечных сечениях зубца, которые определяются по индукциям в наиболее узком Szmin, наиболее широком Szmax и среднем по высоте Szcp сечениях зубца, по следующим формулам:
(4.25)
где bzmin, bzmax - наибольшая и наименьшая ширина зубца (см. рис. 4.5, б)
При прямоугольных пазах при Bzmax ≤ 2,0 Тл используется распространенный метод расчета Fz по напряженности Нz1/3, определенной по индукции в сечении на 1/3 высоты зубца от его узкой части (см. рис. 4.5):
Fz = Hz1/3 hz, (4.26)
дающий хорошее совпадение с уточненными расчетами при небольшой разнице наибольшего и наименьшего сечений зубцов. При этом площадь прямоугольника ACD'E' со сторонами Hz1/3 и hz равновелика площади фигуры ACDE (см. рис. 4.5, в).
В отдельных случаях при большей разнице bzmax и bzmin и больших насыщениях расчет проводится более детально. Зубец делится по высоте на две части, и для каждой из них определяется средняя напряженность поля указанным методом. В этом случае расчетные сечения берутся на высоте
и
от наиболее узкого сечения зубца.
При расчете магнитного напряжения зубцов с резко изменяющимся по высоте сечением, например зубцов двухклеточного ротора асинхронного двигателя и короткозамкнутого ротора с фигурными пазами, зубцы также делятся по высоте на два участка с плавно изменяющимся сечением, при этом магнитное напряжение зубцов равно сумме магнитных напряжений участков.
Рис. 4.6. Магнитный поток в зубцовом делении
при насыщении стали зубцов
Влияние местных изменений сечения зубца на изменение магнитного напряжения, не распространяющихся на большие, участки по его высоте (углубления в стенках пазов для крепления пазовых клиньев, расширения в коронках зубцов и т. п.), в практических расчетах обычно не учитывают.
В насыщенной зубцовой зоне доля потока в пазу возрастает. Ее можно оценить, не прибегая к полному расчету поля на зубцовом делении, следующим образом.
Обозначим поток в зубце ФZ и поток в пазу Фп (рис. 4.6), тогда поток на зубцовом делении на высоте зубца hzx будет равен:
Фtz = Фzx + Фпх (4.27)
Разделив (4.27) на Szx и умножив и разделив второе слагаемое правой части на Sпх = bnx lδ , получим
(4.28)
или
B'zx = Bzx + Bпх (4.29)
где В'zх — расчетная индукция, определимая полным потоком в сечении зубца Szx в предположении, что поток в пазу отсутствует; bzx — действительная индукция в сечении зубца Szx, т.е. индукция, определенная с учетом того, что часть потока вытесняется из зубца в паз; Впх — индукция в сечении паза Sпх, создаваемая вытесненной в паз частью потока.
Так как паз заполнен средой с магнитной проницаемостью μ0 (магнитной постоянной), то
Впх = μ0 Нпх. (4.30)
На основании принятого допущения о конфигурации эквипотенциальных линий в зубцовой зоне напряженность поля в зубце и в пазу на одной и той же высоте hzx будет одинакова, т. е.
Нпх = Hzx.
Тогда из (4.29) и (4.30) имеем
В'zх = Вzх + μ0 Нzх (4.31)
нли
B'zx = Bzx + μ0 Hzx kпx, (4.32)
где kпx — коэффициент, определяющий отношение площадей поперечных сечений паза и зубца на высоте hzx:
kпх = (4.33)
В машинах нормального исполнения kп для различных по высоте зубца сечений обычно находится в пределах kп = 0,5 - 2,0.
Для определения действительной индукции в каждом сечении зубца первоначально находят расчетную индукцию по полному потоку зубцового деления:
В'zx = (4.34)
После этого, задаваясь значениями bzx, несколько меньшими, чем B'zx, подбором находят действительную индукцию Bzx и соответствующее ей значение Hzx, при которых удовлетворяется равенство (4.32). Для облегчения расчета в приложении 2 приведены кривые, позволяющие определить hzx непосредственно по расчетной индукции b'zx с учетом фиксированных значений коэффициента kп.
Численные значения kп и μ0 = 4π • 10-7 Гн/м в (4.32) позволяют судить о значениях индукции в зубцах, при которых необходимо учитывать ответвление потока в паз. Для большинства современных электротехнических сталей при индукции Bz ≤ 1,8 Тл напряженность поля не превышает H ≤ 16000 А/м, следовательно, при этом уровне насыщения действительная индукция в зубцах будет меньше, чем расчетная, лишь на 2—3 % даже при больших значениях kп, поэтому в расчетах этим изменением можно пренебречь.
При индукциях Bz ≥ 1,8 Тл расчет следует проводить с учетом ответвления потока в паз. Естественно, что вопрос о необходимости такого учета решается при определении индукции в каждом из расчетных сечений зубца в отдельности [6].
4.4. МАГНИТНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ЯРМ СТАТОРА И РОТОРА
Распределение потока в ярмах статора и ротора зависит от конструкции машины, размерных соотношений магнитопроводов и уровня насыщения стали. Значение потока в различных сечениях вдоль средней линии ярма непостоянно. При распределенной обмотке, например, в асинхронных машинах, наибольший поток в ярмах статора и ротора имеет место в сечении 1—1 (рис. 4.7), так как на этом участке ярма потоки зубцов, находящихся на
Рис. 4.7. Магнитные силовые линии потока в магнитопроводе
электрической машины с распределенной обмоткой
половине полюсного деления, суммируются. То же происходит в статорах синхронных машин нормального исполнения и якорях машин постоянного тока.
В станинах машин постоянного тока и ярмах явнополюсных роторов синхронных машин поток по длине средней линии меняется мало и его изменением пренебрегают.
Распределение потока по высоте ярма также неравномерно из-за кривизны ярма и некоторого изменения его сечения в местах примыкания полюсов и под основаниями зубцов. Ближе к оси машины индукция в ярме больше, чем на периферии. Неравномерность индукции возрастает с увеличением насыщения стали и уменьшением диаметра магнитопровода.
Для точного учета влияния этих факторов необходимы трудоемкие расчеты поля с помощью ЭВМ.
В практических расчетах обычно пренебрегают кривизной магнитопровода, т. е. рассматривают поперечное сечение ярма как прямоугольник с длиной, равной длине средней магнитной силовой линии потока в ярме.
Неравномерность распределения потока по сечению ярм учитывают, либо пользуясь для расчетов специальными кривыми намагничивания, построенными для сталей ярм машин с распределенной обмоткой, либо введением в расчетные формулы коэффициента ξ [6].
Расчет проводят по индукции в среднем сечении ярма. Расчетные формулы для определения МДС ярм зависят от особенностей конструкции машин и даны в главах учебника, посвященных проектированию машин различных типов. Там же приводятся методы учета ответвления потока ярма ротора в вал машины при посадке сердечника ротора непосредственно на вал без втулки.
4.5. МАГНИТНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И КОЭФФИЦИЕНТ РАССЕЯНИЯ ПОЛЮСОВ
Магнитные силовые линии потока в явно выраженных полюсах показаны на рис. 4.8. Как видно, независимо от того, расположены полюса на статоре (на станине в машинах постоянного тока) или на роторе (в синхронных машинах), поток в полюсе состоит из двух
Рис. 4.8. Магнитные силовые линии в магнитопроводе электрической машины
с явно выраженными полюсами:
а — на статоре; б — на роторе
частей. Одна из них поступает в воздушный зазор и формирует поле машины, передающее электромагнитную мощность. Эта часть является рабочим потоком Ф. Другая часть сцеплена только с витками обмотки возбуждения и косвенно участвует в создании электромагнитного момента. Эту часть потока называют потоком рассеяния и обозначают Фσ.
Суммарный поток в полюсе
Фm = Ф + Фσ. (4.35)
Поток Фm, строго говоря, непостоянен по высоте сердечника полюса, так как магнитные силовые линии потока рассеяния ответвляются в межполюсное окно по всей высоте поверхности сердечника полюсов. Наибольшая величина Фm будет в основании полюса, а наименьшая в полюсном наконечнике (рис. 4.8).
Поток рассеяния по высоте межполюсного окна определяется МДС обмотки возбуждения, сцепленной с каждой частью потока рассеяния, и проводимостью этой части потока в межполюсном окне (магнитным сопротивлением стали для потока рассеяния можно пренебречь, так как магнитное сопротивление воздушного промежутка значительно больше сопротивления стали).
Из рис. 4.8 видно, что магнитные силовые линии потока, выходящие из торцов полюсных наконечников, имеют по сравнению с другими наименьшую длину пути по воздуху, поэтому проводимость этой части потока рассеяния будет наибольшей. Кроме того, поток между полюсными наконечниками создается полной МДС всей обмотки полюса, поэтому поток рассеяния через кромки полюсных наконечников, в основном, определяет весь поток рассеяния полюсов.
Через боковые поверхности полюсов ответвляется значительно, меньшая часть потока Фσ. Это позволяет в практических расчетах принять допущение о постоянстве потока Фm по всей высоте полюса. Поток Фm по отношению к потоку Ф при первоначальных pacчетах оценивается приближенно коэффициентом рассеяния полюсов σm
Фm = Ф + Фσ = Ф(1 + Фσ/ Ф) = σm Ф. (4.36)
Значение σm, обычно лежит в пределах 1,2—2,5 в зависимости типа и исполнения машины.
При принятом допущении о постоянстве потока Фm расчетная индукция в сердечнике полюса
Вm = (4.37)
где Sm — сечение сердечника полюса, м2; kc — коэффициент заполнения сердечника полюса сталью; bm и lm — ширина и длина сердечника полюса, м.
МДС на один полюс рассчитывается по Нm, найденной для соответствующей марки стали по индукции Вт:
Fm = Hm hm, (4.38)
где hm — высота полюса с полюсным наконечником, м.
Расчет Fm, основанный на приближенном значении σm, проводят лишь при предварительном определении размеров полюса. При расчете параметров и характеристик машины необходимо более точное определение Фσ.
Поток рассеяния Фσ зависит от размеров полюсов, межполюсного окна и магнитных характеристик элементов магнитной цепи машины. На рис. 4.9 приведена упрощенная схема замещения магнитной цепи явнополюсной синхронной машины. Для машин постоянного тока последующие выводы остаются такими же. Основной поток Ф и поток рассеяния Фσ создаются одной и той же МДС обмотки возбуждения FВ. Магнитные сопротивления путей этих потоков включены параллельно. Сопротивление потоку Ф определяется магнитными характеристиками воздушного зазора, зубцовых зон и ярма статора. Суммарное магнитное сопротивление этих участков (см. рис. 4.9) обозначено Rμ. Сопротивление для потока Фσ, определяемое, в основном, магнитной характеристикой межполюсного пространства, обозначено Rσ. Магнитные сопротивления стали полюсов и ярма ротора, общие для обоих потоков, на схеме не показаны.
Проводимость Λμ = 1/ Rμ нелинейно изменяется в зависимости от насыщения стальных участков; проводимость Λμ = l/ Rσ для данных размерных соотношений полюсов постоянна и определяется размерами межполюсного пространства и полюсных наконечников.
Распределение потоков Ф и Фσ по параллельным ветвям пропорционально магнитным
проводимостям ветвей т . е.
Фσ /Ф = Λσ / Λμ
Рис. 4.9. Упрощенная схема замещения магнитной цепи
явнополюсной синхронной машины
Откуда
Фσ = Ф (4.39)
Так как Λμ — магнитная проводимость зубцовой зоны, воздушного зазора и спинки статора, то справедливо выражение
Ф = Λμ Fδ z a, (4.40)
где Fδ z a — суммарная МДС этих участков:
Fδ z a = Fδ + Fz + Fa. (4.41)
Из (4.39) и (4.40) получим
Фσ = Λσ Fδ z a (4.42)
Выражение (4.42) показывает, что величина потока Фσ зависит как от проводимости межполюсного окна Λσ так и от МДС и возрастает с увеличением насыщения магнитной цепи машины.
Следует отметить, что в суммарную МДС Fδ z a должна быть также включена МДС зубцовой зоны демпферной (пусковой) обмотки, а в машинах постоянного тока — компенсационной обмотки, так как она создает магнитное сопротивление только потоку Ф.
Расчет МДС Fδ, Fz и Fa рассмотрен в предыдущих параграфах. Расчет Λσ связан с особенностями и размерными соотношениями явновыраженных полюсов и рассмотрен в главах, относящихся к проектированию синхронных машин и машин постоянного тока.
4.6. ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЛОСТОГО ХОДА
При расчете электрической машины необходимо определить характеристику холостого хода, т. е. зависимость ЭДС в ее обмотках от МДС или от тока обмотки возбуждения: Е = f (Fв). Так как МДС обмотки возбуждения соответствует напряжению магнитной цепи машины Fц, а ЭДС обмотки якоря при постоянной частоте вращения пропорциональна потоку Ф, то характеристика холостого хода при этом условии эквивалентна зависимости Ф = f (Fц), которую называют магнитной характеристикой машины [6].
Напряжение магнитной цепи Fц представляет собой сумму МДС всех ее участков, расчет которых рассмотрен в предыдущих параграфах.
Участки в магнитной цепи машины соединены последовательно, а магнитные напряжения каждого из них зависят от потока в участке. Поэтому при расчете Fц берут сумму магнитных напряжений участков, определенных для одного и того же потока. Естественно, что при расчете магнитных напряжений ряда участков в явнолюсных машинах должны быть приняты во внимание потоки рассеяния полюсов этих машин.
Если МДС цепи генератора определить для потока, при котором его ЭДС на холостом ходу при номинальной частоте вращения будет равна номинальному напряжению, то полученное значение Fц определит МДС возбуждения Fв0, необходимую для обеспечения такого режима. Fв0 называют МДС возбуждения холостого хода, а ток возбуждения, создающий Fв0, — током возбуждения холостого хода и обозначают Iв0.
Для характеристики работы генератора на холостом ходу необходимо знать, как изменяется напряжение на его выводах при изменении тока возбуждения. Для этого рассчитывают Fц при нескольких различных значениях потока, для каждого из них находят соответствующую ЭДС и строят характеристику холостого хода.
В двигателях ЭДС обмотки определяется напряжением питающей сети и для режима холостого хода может быть с некоторым приближением определена до расчета магнитной цепи. Поэтому характеристика холостого хода двигателя имеет несколько иной по сравнению с генератором смысл. Она показывает, какой должна быть МДС или каким должен быть ток возбуждения холостого хода при определенной ЭДС машины.
В асинхронных двигателях ток, создающий намагничивающую силу возбуждения (намагничивающий ток), потребляется из питающей сети. Он также зависит от МДС магнитной цепи, но при неизменной ЭДС обмотки статора намагничивающий ток изменяться не будет. Поэтому для определения Iμ достаточно рассчитать МДС магнитной цепи для одного значения потока, соответствующего режиму холостого хода.