Файл: Анализ коммерческой деятельности спортивной организации на примере федерации хоккея московской области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Некоммерческие организации – не ставят своей целью извлечение прибыли в качестве главной цели и не распределяют прибыль между участниками:
    • потребительские кооперативы;
    • общественные и религиозные организации;
    • фонды;
    • учреждения;
    • ассоциации и союзы (объединения юридических лиц);
    • некоммерческие партнерства.

Стратегия развития спортивной организации формируется с учетом следующих видов спортивных организаций:

  1. Спортивные федерации – в данном случае формируется стратегия развития вида спорта на долгосрочный период;
  2. Профессиональные спортивные лиги – разрабатывают стратегию развития с учетом основного продукта – спортивно-зрелищных мероприятий (чемпионатов, турниров, кубков);
  3. Спортивные клубы – стратегия развития спортивных клубов в наибольшей степени соответствует общим подходам стратегического менеджмента;
  4. Детско-юношеские спортивные школы – стратегия развития детского спорта учитывает вовлеченность муниципальных и региональных органов исполнительной власти в детский спорт;
  5. Физкультурно-оздоровительные центры и фитнес-клубы, которые также функционируют как коммерческие организации физкультурно-спортивной направленности в различных организационно-правовых формах;
  6. Стадионы и спортивные комплексы, имеющие статус юридического лица и находящиеся на самостоятельном балансе;
  7. Государственные комитеты по ФК, спорту и туризму;
  8. Региональные центры спортивной подготовки, имеющие статус государственного учреждения;
  9. Олимпийский комитет России (ОКР);
  10. Учреждения высшего и среднего профессионального физкультурного образования;
  11. Кафедры физического воспитания вузов и другие структурные подразделения образовательных учреждений .

Спортивная федерация – общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд.

Различают следующие уровни спортивных федераций по масштабу их деятельности:

  • Местные спортивные федерации, действующие в рамках района, муниципалитета;
  • Региональные спортивные федерации, развивающие вид спорта на территории субъекта России (области, края, республики и т.д.)
  • Общероссийские (всероссийские) спортивные федерации, ответственные за развитие вида спорта на территории всей России.

Общероссийская спортивная федерация – общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию (выдаваемую Министерством спортом России) и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд Российской Федерации.

Региональная спортивная федерация – региональная общественная организация, являющаяся членом общероссийской спортивной федерации, которая получила государственную аккредитацию (выдаваемую Общероссийской спортивной федерацией), целями которой является развитие одного или нескольких видов спорта на территории региона России, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации .

Спортивные клубы:

1. Спортивные клубы являются юридическими лицами, осуществляющими тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность.

2. Спортивные клубы независимо от их организационно-правовых форм создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Спортивные клубы могут создаваться юридическими и физическими лицами в виде физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, работы, школьных спортивных клубов, студенческих спортивных клубов, профессиональных спортивных клубов и иных спортивных клубов.

4. Спортивным клубам могут оказывать содействие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления посредством:

1) строительства, реконструкции, ремонта спортивных сооружений и иных объектов спорта;

2) передачи в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду на льготных условиях помещений, зданий, сооружений, являющихся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственностью;

3) обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием;

4) оказания иной поддержки в порядке и в случаях, которые установлены нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.

5. Спортивные клубы осуществляют свою деятельность за счет собственных средств и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.


6. Правовое положение школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов, порядок их деятельности определяются в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона.

1.3. Особенности управления спортивными организациями

Спортивные менеджеры, являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, выполняют в организации ряд разнообразных функций. В общем виде можно выделить три ключевые функции:

1. Функция принятия решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление деятельности организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, но он же и несет ответственность за последствия принятых решений;

2. Информационная функция состоит в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде физкультурно-спортивной организации, в которой он работает, распространяет эту информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет персоналу политику, ближайшие и перспективные цели организации;

3. Менеджер выступает в качестве руководителя физкультурно-спортивной организации, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов физкультурно-спортивной организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.

Спортивным клубам могут оказывать содействие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления посредством:

1) строительства, реконструкции, ремонта спортивных сооружений и иных объектов спорта;

2) передачи в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду на льготных условиях помещений, зданий, сооружений, являющихся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственностью;

3) обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием;

4) оказания иной поддержки в порядке и в случаях, которые установлены нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.


Спортивные клубы осуществляют свою деятельность за счет собственных средств и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, таким образом, источниками дохода клубов являются:

  1. Доходы от участия в спортивных мероприятиях, в том числе от продажи прав телетрансляций, рекламных мест, призовые фонды;
  2. Доходы от спонсорских и рекламных договоров;
  3. Продажи билетов на спортивные соревнования;
  4. Продажи атрибутики, экипировки;
  5. Поступлений от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  6. Доходов от иной предпринимательской деятельности.

Управление спортивной организацией можно рассматривать как процесс последовательно сменяющихся, логически следующих друг за другом действий, носящих повторяющийся, циклический характер. Такие действия субъекта управления, соответствующие последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла, получили название общих функций менеджмента. В их составе выделяют: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию.

Общие функции, раскрывая технологию социального управления, универсальны, так как характеризуют любой процесс управления независимо от его отраслевой специфики и размера управляемой организации. Выделяемые по признаку временной цикличности функции получили название общих (основных) функций менеджмента.

Таким образом, общие функции спортивного менеджмента - это обособившиеся в процессе общественного разделения труда специализированные виды деятельности, выражающие направления или стадии целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект.

Рассмотрим содержание каждой из указанных функций менеджмента:

1. Планирование - это процесс определения целей организации и поиск наиболее эффективных методов и средств их достижения в условиях действия ограничений по ресурсам и времени.

2. Организация - вторая функция менеджмента. Ее задачей является формирование структуры организации, а также обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы - персоналом, помещениями, денежными средствами, материалами, оборудованием и т.п.

3. Мотивация - стадия управления, предусматривающая создание стимулов и санкций, материальной и моральной заинтересованности с целью активизации персонала спортивных организации к эффективной работе. В спортивном менеджменте мотивация включает, по нашему мнению, также деятельность, имеющую цель активизировать интерес населения к занятиям различными видами спорта и физическими упражнениями, к потреблению физкультурно-спортивных услуг.


4. Контроль и учет - это стадия управления, задачей которой является оценка качества выполнения принятых решений, количественная оценка результатов работы физкультурно-спортивной организации, а также оперативный учет проводимой в организации работы.

5. Координация - стадия процесса управления, обеспечивающая его непрерывность и бесперебойность. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними, а также с общественностью.

Функции, выделяемые по содержанию управляемого воздействия на управляемый объект, принято называть конкретными (специфическими или отраслевыми) функциями менеджмента. Конкретные (отраслевые) функции спортивного менеджера раскрывают содержание управления в отрасли физической культуры и спорта как особой социально-педагогической системе. Приведем в качестве примера систему управления футбольного клуба «Real». Схема управления футбольным клубом «Реал». Футбольный клуб «Real» не является акционерным обществом. Больше того, юридически он зарегистрирован как некоммерческая организация. Таким образом, у Real, в отличие от большинства других профессиональных футбольных клубов, нет владельца. Управление Реалом осуществляется членами клуба, которые раз в четыре года выбирают президента. Их число – 80 тысяч – равно количеству мест на нашем стадионе. Избранный президент назначает совет директоров, каждый из 15 членов которого возглавляет 15 имеющихся в структуре клуба департаментов. Совместно с президентом эти люди осуществляют исполнительную власть и решают все стоящие перед клубом вопросы. Параллельно существует и другая структура – Генеральная Ассамблея членов клуба, которая, собирается раз в году, оценивает деятельность президента и членов совета директоров и, в случае признания ее неудовлетворительной, может инициировать досрочные выборы.

Президент, согласно уставу «Real», не имеет права даже взять банковский кредит. Помимо этого, члены клуба имеют право встречаться с администрацией Real и высказывать свою точку зрения по поводу ее деятельности. Таким образом, Real, как, впрочем, и Barcelona, где действует схожая модель управления, является в прямом смысле слова «народным клубом». В этом заключается и его преимущество, поскольку коллегиальное руководство в значительной мере исключает возможность принятия необдуманных решений. Но в этом же, в отсутствии богатого хозяина, способного разрешить финансовые проблемы клуба в случае их возникновения, «закрыть» их за счет собственных средств. У Chelsea, скажем, есть Абрамович, готовый ради победы в Лиге Чемпионов, вытащить из собственного кармана столько денег, сколько для этого потребуется, и, судя по всему, не особенно расстраивающийся по поводу того, что его клуб является убыточным предприятием. У нас такого человека нет. Президент, согласно уставу Real, не имеет права даже взять банковский кредит, не спросив на это разрешения большинства членов клуба, причем представить себе ситуацию, при которой это разрешение было бы получен. Иными словами: Real, в отличие от многих других клубов, может рассчитывать только на себя, только на, те деньги, которые сам и заработает. Исходя из этой данности, выстроена программа стратегического планирования клуба, принятая пять лет назад вскоре после того, как Real c трудом преодолел ситуацию, грозившую ему банкротством.