Файл: Теории происхождения государства (Общие закономерности и различия происхождения государства у разных народов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
Восточные государства – деспотические монархии – не имели отчётливо выраженной классовой дифференциации. Здесь государство стало и организатором производства, и правителем над членами общины. Родоплеменная знать присваивала не сами средства производства, а управление ими. Имея в собственном распоряжении какие–то материальные блага, она утрачивала их вместе с утратой должности.
Особая роль отведена божественному освящению власти. Родовая знать стремилась сохранить свое положение и власть. Правитель объявлялся носителем божьей воли, посредником между богом и людьми. Так шёл процесс сакрализации власти – объявления её священной, незыблемой, неприкосновенной.
Особенности возникновения государств восточного типа:
• основу всех экономических отношений составляет государственная форма собственности;
• частная собственность имеет второстепенный характер;
• государственная власть очень деспотична;
• имеется мощный чиновничий аппарат;
• происходит сакрализация (освящение) власти;
• устанавливается застой и неподвижность в обществе, которое на протяжении веков не развивается.
Глава 2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Государственность пришла на смену первобытному строю, который характеризуется существованием институтов общественной власти и определенными нормами, которые выражались в обычаях.
Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя несколько направлений, и прежде всего улучшение экономики. Появление общественного разделения труда, совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к тому, что начал формироваться прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, которая специализируется на выполнении каких-либо общественно значимых функций. Так же появлению государственности способствовала концентрация богатства в узком привилегированном классе, что привело к появлению частной собственности.
Помимо этого, наряду с экономическими причинами существуют и территориальные. Образуются территориальные общины и развиваются центры племенной жизни — укрепленные города. Параллельно с указанными процессами идет дифференциация общества, которая принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства. И по истечению времени становится просто необходимым урегулировать общественные отношения, в связи с чем и появляются социальные нормы, которые уже в отличие от обычаев носят письменный характер.
Разумеется, что все вышеуказанные причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. Но при этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, психологических и др.) решающими могли стать различные из указанных причин.
Существует множество теорий происхождения государства. Такое разнообразие научных взглядов обусловлено историческим развитием общества, своеобразием регионов мира, идеологиями авторов, задачами, которые они могли поставить перед собой, и другими причинами.
Теологическая теория возникновения государства
Эта теория является одной из древнейших теорий происхождения государства, не является научной, поскольку опирается на веру в Бога, а не на знания в их обычном понимании. Восходит своими истоками к древнему миру, широкое распространение получила при феодализме. Известно, что еще в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. Так, в Вавилонских законах царя Хамураппи (1792-1750 гг. до н. э.) записано: «… выполняй величественно божественную должность своей царской власти».[4] Духовенству удавалось оказывать большое воздействие на формирование общественно политической мысли в последующие периоды развития человеческого общества. В настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.
У истоков данной теории стояли Фома Аквинский (1225-1274гг) и Аврелий Августин (Блаженный 354-430 н.э), христианские богословы и философы.
По этой концепции все, что существует на этой Земле, создано Богом. Государство является проявлением божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению божественной, а любая власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций.
В современных условиях ее развили идеологи исламской религии, католической церкви: Ж. Маритен, Д. Мерсье и др. В настоящее время носит официальный характер в ряде исламских государств – Иран, Саудовская Аравия. В средние века теологическую теорию использовали для обоснования неограниченной власти монарха и существующих социально-экономических неравенств людей. Согласно этой теории определялось, что необходимо смириться с этим и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Исходя из этого, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Следовательно, государство, власть, его институты вечны, незыблемы и святы, их возникновение не зависит от воли человека.
Теологическая теория призывает принять государство и власть как данность, полученную свыше, полностью во всем подчиняться власти небесной, церковной и земной, т.е монархам и государству.
Достоинства данной теории:
- препятствует насилию, гражданским войнам, революции, переделу собственности;
- способствует укреплению гражданского согласия в обществе и усилению духовности.
На рубеже 10-11 вв. в Западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что у основателей церкви имелось два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не стоит церкви самой использовать его. А второй они вручили государям для того, чтобы они могли вершить земные дела. Государь в соответствии с этим подходом наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. [5]
Разумеется, теологическая теория, исходящая из религиозных воззрений, не научна, но она отражает отдельные реальные процессы, которые имели место в процессах становления некоторых государств (Теократических).
Патриархальная теория
Эта теория возникла еще в древности. Она трактует государство как большую семью, где отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи.[6] Зародилась патриархальная теория в Греции, обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля, но свое развитие нашла в 17 веке в сочинении английского социолога Р. Фильмера «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642), «Патриарх (1680). Он обосновал тезис о том, что власть монарха есть продолжение отцовской власти, который обязан заботиться о подданных, как о своих детях, а те в свою очередь должны непрекословно повиноваться и служить ему.
Аристотель же утверждал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, а вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Люди как существа общественные стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи, а увеличение числа этих семей и их объединение приводит к образованию патриархальной семьи.
Положения этой теории развивал и китайский ученый Конфуций (551-479 до н. э). По мнению представителей этой теории, государство возникает в результате соединения родов в племена, которые в свою очередь образуют союзы, а затем- государство.
В средние века патриархальная теория так же, как и теологическая была направлена на обоснование неограниченности власти монарха, и истоки этой власти видела в формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семейства.[7] В России эта теория была широко распространена. Ее активно пропагандировал историк М. Н. Покровский и один из теоретиков народничества Н. К. Михайловский (1842-1904), а на Западе – английский историк права Г.Мэн и др. Н. К. Михайловский говорил, что чтобы убрать из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, нужно построить общество по типу семейных отношений.
Если взять во внимание тот факт, что структура государственности развивалась от простейших форм, которые на самом деле могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи, то можно считать возможным аналогию государства с семьей. Так же на небольших пространствах, в городах-полисах объединение семей было определяющим фактором в возникновении государства, поскольку семья представляет собой наиболее раннюю форму организации людей, разделения и кооперации труда. Вместе с тем данная теория несомненно упрощает процесс происхождения государства, ведь по сути дела, патриархальная семья возникает вместе с государством в период разложения первобытнообщинного строя. А родственные связи по мере развития общественных отношений быстро ослабевают.
Следовательно, согласно этой теории:
- монарх действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
- монарх является отцом мира;
- благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;
- власть монарха (отца) ничем не ограничена и незыблема;
Достоинства этой теории в том, что она способствует сплочению общества, уважению и почитанию государственной власти, культивирует дух братства, родства, а главным недостатком является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.
Характерно, что не существует ни одного исторически достоверного свидетельства подобного способа возникновения государства и права.
В современном мире эта патриархальная теория получила отражение в идее государственного патернализма. Это выражается в предоставлении населению помощи в решении социальных вопросов (забота государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных и т. д.).
Договорная теория
Значительной теорией происхождения государства стала договорная теория, получившая широкое распространение в 17-18 веках. В Голландии в 17 веке сторонниками этой теории были Гроций и Спиноза, в Англии- Локк и Гоббс, во Франции в 18 веке- Руссо.
В России представителем данной теории был революционный демократ А. Н. Радищев (1749-1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу и именно она передала ее монарху. Отсюда он делал вывод, что народ имеет право на восстание и революционное свержение монарха, если тот злоупотреблял своей властью и не устраивал их.[8]
Договорная теория объясняет процесс происхождения государства общественным договором- результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.[9] Отдельные положения этой теории развивались в V-VI веках до н.э софистами в Древней Греции.
Гоббс считал, что договор заключался между правителем и подданными, то есть договор подчинения, а Локк полагал, что он заключался между гражданами, то есть договор объединения. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того людьми на объединение, на образование государства, превращающее неорганизованное множество людей в единый народ.
Эта теория не рассматривает вопрос о времени и месте создания государства, так как считает его не актуальным. Наиболее важным считается, вопрос о социальном назначении государства, а именно служить человеку, гарантировать его права и свободы. По своей сути она противоречива и не последовательна на различных исторических этапах развития. Вобрала в себя разнообразные взгляды крупнейших мыслителей всех времен, стоящих порой на диаметрально противоположных политико-правовых и философских позициях.
Сторонники договорной теории различают два вида права. Одно - естественное, которое существовало до общества и государства. Второе - позитивное, созданное государством. Естественное право включает в себя неотъемлемые права человека, такие как право на жизнь, на свободное развитие и тому подобное. Позитивное же право основывается на требования естественного права.[10]
Безусловно, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, так как она отрицала религиозное происхождение государства и государственной власти. Были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, сделан шаг к созданию гражданского общества, фактически выдвинут принцип народного суверенитета – власть производна от народа и принадлежит народу.
Кроме того, эта теория отражала договорную практику многих феодальных городов, которые заключали договор с князем, где указывалось его материальное обеспечение в обмен на управление и защиту города. Вершины своего развития договорная теория права достигла, когда стала теоретической основой идеологии антифеодальных буржуазных революций XVII-XVIII. В это время формировалась школа естественного права, оказавшая большое влияние на развитие буржуазного национального права и международного права.
Считается, что первым предпринял попытку приспособить теорию естественного права к интересам буржуазии Г. Гроций (1583-1645). Теоретической основой и идеологическим обоснованием буржуазного революционного движения во Франции послужили идеи Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Вопрос о том, что представляет собой Общественный договор, каким должно быть его содержание и назначение, равно как и много другие подобные вопросы получили наиболее полное освещение в знаменитом труде Ж.Ж. Руссо «об Общественном договоре». По его мнению, основная задача, которую призван решать Общественный договор состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде»