Файл: Теории происхождения государства (Общие закономерности и различия происхождения государства у разных народов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Большое значение в современном мире занимает изучение процесса происхождения государства и права, оно имеет не только академический, но и практико-политический характер. Благодаря этому мы можем понять социальную природу, особенности и черты государства и права. В процессе анализа причин происхождения государства, основных этапов его развития и свойственных ему функций мы порождаем новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего, от которого не обособлена наша действительность. Настоящее, воплощая в себе тенденции прошлого, отрицает отжившее, порождая тем самым новые тенденции и явления. Таким образом, чтобы понять современное государство и право просто необходимо знать их историю, а особенно теории их происхождения.[1]

Всегда ли в истории общества существовал социальный институт государства? На различных этапах развития народы, так или иначе, приходили к тому, чтобы создать охрану своих прав, свобод и своей безопасности. Для соблюдения жизненно важных условий существования необходимо было общее управление, что и выступало основной причиной возникновения государства у разных народов. Соответственно, познание государства и права следует начинать с происхождения понятия «государство». Такой методологический подход может помочь уяснить причины и формы появления государства, его существенные черты.

Сам термин «государство», как правило, употребляется в двух значениях. Если говорить об узком смысле, то это исторически сложившаяся организация, которая обладает верховной властью на данной территории. В широком же смысле оно понимается как страна, общество, которое расположено на определенной территории и управляется органами высшей власти. Это институт политической системы, который осуществляет управление обществом, охраняет его экономическую и социальную структуру.

Существуют два направления представления о государстве, его сущности, формах и функциях. Первое направление характеризуется положительным отношением к государству, а второе – отрицательным. Древнегреческие философы были убеждены, что только в рамках государства могут нормально функционировать общество и семья, а представители второй концепции рассматривали государство в качестве аппарата насилия. В.И. Ленин говорил, что «государство – это особая организация силы, есть организация насилия для подавления какого-либо класса».

Таким образом, актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена необходимостью понимания процессов, происходящих в том или ином государстве, и знания каким образом оно исторически формировалось.


Целью этой курсовой работы является изучение основных теорий происхождения государства, а задачами, поставленными в данной работе, являются:

- выделение причин и основ происхождения государства,

- рассмотрение основных теорий возникновения государства, их роль в системе развития государства

-выявление положительных и отрицательных моментов в рассматриваемой теории,

Объектом исследования выступают теории возникновения государства, предметом исследования – государство, а методологической основой курсовой работы являются законы и принципы системного и сравнительного анализа. Наряду с этим исследуемый вопрос рассматривался с точки зрения эволюционного и революционного развития, с позиции их внутренних противоречий.

Глава 1. Понятие государства, его характерные особенности и признаки

Среди разных форм человеческого общения важную роль занимает государство и право. Они находятся в неразрывной взаимосвязи и в мировой науке есть несколько подходов к вопросу о том, как именно они взаимодействуют друг с другом. Самыми основными считаются: этатистический и естественно-правовой (либеральный).

По эстатистическому подходу первенство призвано за государством, согласно этому подходу право устанавливается и санкционируется государством, т.е. государство является определяющим фактором по отношению к праву. Согласно естественно-правовому либеральному подходу, наоборот, право является определяющим фактором. Этот подход провозглашает примат. Государство должно быть подчинено праву.

Также существует и третий подход, который рассматривает государство и право в их взаимосвязи. По этому подходу государство не может обойтись без права, так как с помощью права закрепляется внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат управления и другое, помимо этого право упорядочивает общественные отношения, поддерживает определенный порядок в государстве. Государство через право реализует свою волю. Но и право в свою очередь не может обойтись без государства, потому что именно государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и их осуществления. Но не следует забывать, что государство не порождает право. Право порождают общественные потребности, а государство лишь санкционирует их, придавая им формально определенный характер.[2]


1.1. Понятие и признаки государства

В политико-юридической литературе дается немало определений государству, но наиболее часто используемым из всех определений является следующее определение: государство – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти определенных социальных сил, обладающая аппаратом управления и принуждения, делающая свои веления общеобязательными и решающая как классовые, так и общесоциальные задачи[3]. Вместе с тем под государством понимают еще и сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как самой категории государства присущ довольно высокий уровень абстрактности. Несомненно, этих определений недостаточно для точного понимания государства, поэтому существует необходимость выделить основные его признаки:

  1. Территория. Наличие определенной территории, то есть территориальная организация государственной власти. Это означает, что власть государства распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «иностранец», «лицо без гражданства».
  2. Население. Может состоять из одного народа или быть многонациональным. Население и народ (нация) не являются тождественными понятиями. Народ – это социальная группа, члены которой обладают общностью и принадлежностью к государству, благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.
  3. Наличие публичной власти. Сам термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливают между населением и особым слоем людей, которая им управляет – бюрократия, чиновники, политическая элита, управленцы и тд.
  4. Право. Государство осуществляет правотворчество – издает законы, нормативные акты, которые направлены на все население. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем, чтобы направлять массы в нужное русло. Является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности.
  5. Армия. Одна из главных целей правящей элиты – сохранение территориальной целостности государства. Пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Вооруженные силы страны являются необходимым атрибутом любого государства, но применяются не только для защиты территории, армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правящего режима, хотя это не является основной ее задачей.
  6. Правоохранительные органы. Часть государственного аппарата, образующая свою подсистему, в которую входят – судебные органы, полиция, прокуратура, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы. Они необходимы любому государству, так как власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е носит императивный характер.
  7. Сбор налогов— государство устанавливает систему налогов для формирования государственного бюджета, а затем распределяет их на общественные нужды. В основном, налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате.
  8. Государственный суверенитет — присущее государству верховенство на всей территории страны и независимость в международных отношениях. Существуют внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет - это верховенство в решении внутренних дел, внешний суверенитет – это независимость во внешних делах.

Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, государственные символы – флаг, герб, гимн, единая дорожно – транспортная система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая энергетическая система, единая внешняя политика).

Рис.1 - признаки государства

На основании вышеуказанных признаков (рис.1) можно дать следующее определение государства: государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

1.2. Общие закономерности и различия происхождения государства у разных народов

Во всех регионах мира развитие первобытного общества первоначально проходило примерно одинаково. Однако на стадии перехода к государству пути различных обществ разошлись. Рассмотрим два основных пути – европейский и азиатский подробнее.

1.Европейский (Афины, Рим, древнегерманские государства) путь

Главным фактором образования государства на территории Европы (европейский путь возникновения государства) было классовое расслоение общества в связи с формированием частной собственности на землю, скот, рабов. В южной Европе государства возникли в эпоху железа. В результате разложения общин возникла либо частная собственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование при сохранении государственной собственности (Спарта).

Появление государства в Афинах нередко называют классической формой происхождения государства. Оно возникло непосредственно из внутренних, классовых противоречий, которые развились в недрах родоплеменного общества. В Древнем Риме процесс формирования классов и государства в силу целого ряда причин тормозился, и переходный к государству период растянулся на столетия. В основном процесс образования государства в Древнем Риме сопровождался борьбой плебеев (пришлого населения) против патрициев (римской родовой знати).

Плебеи – лично свободные - обладали торговым и промышленным богатством. Борьбой против патрициев за власть они стимулировали разложение родоплеменного строя и образование государства.


У древних германцев образование государства было ускорено завоеванием значительных территорий Римской империи. Родовая организация не была приспособлена для господства над завоеванными территориями. Это привело к развитию раннефеодального строя на земле некогда могущественной Римской империи. Путем возникновения раннефеодального государства из первобытного строя шло развитие и государств на территории Европы (Ирландия), в Древней (Киевской) Руси, в Азии у арабов и т.д. В Киевской Руси формирование раннефеодальной государственности сопровождалось приглашением на княжение варягов.

В Древней Спарте появление государства обусловлено было, в основном, завоевательными походами, в результате которых завоеванное население становилось не личными рабами завоевателя, а общинными рабами (илотами). Превышение количества илотов над спартанцами и боязнь угрозы восстания с их стороны предопределило формирование государства на базе специфической формы землепользования. Здесь частная собственность на землю и рабов не допускалась, потому что земля распределялась поровну среди общинников на правах владения.

В образовании каждого государства имеет значение целый комплекс причин – экономических, политических, внутренних, внешних, ибо возникновение государства у каждого народа имеет свои особенности, характеризуется определенными чертами.

Существует немало народов и наций, которые создали свои государства только в XX веке. Они либо никогда не имели собственного государства, либо утратили раннюю государственность и долгое время входили в состав других многонациональных государств, испытывали национальные притеснения со стороны господствующей власти основной нации. Многие из них сумели добиться собственной государственности в XX в. в результате реализации права наций на политическое самоопределение. Эта причина была решающей, ей сопутствовала характерная для возникновения ранних государств социальная неоднородность общества, его противоречивость. Такие государства образовались в процессе ликвидации империй, колоний, суверенизации государственно–подобных образований.

Так, на руинах прежних колониальных империй в Азии, Африке, Латинской Америке, Океании с середины 50-х годов XX в. возникло более 90 новых государств. Их количество в наши дни выросло.

2. Восточный, азиатский (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.) путь

На Древнем Востоке, в Азии и Африке (восточный, азиатский путь возникновения государства) первые государства возникли в зонах поливного земледелия еще в эпоху бронзы. Проведение крупных общественных работ по строительству каналов и других ирригационных сооружений потребовало сохранения сельскохозяйственной общины и общественной формы собственности на землю. Постепенно общественная собственность превратилась в государственную. Частная собственность не приобрела существенного значения.