Файл: Формы государственного устройства (Понятие, формы и принципы государственного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так же, как и унитарное, федеративное государство подразделяется на определенные виды. Возникновение каждого из видов федеративного государства зависит от структуры, от взаимоотношений государства в целом и его субъектами.

В юридической литературе чаще всего федерации подразделяют: по способу возникновения - на договорные (союзные) и конституционные (автономные), по особенностям взаимоотношений государства в целом с его субъектами - централизованные и децентрализованные, по своей структуре - на ассиметричные и ссиметричные.

К федеративным государствам, возникшим при договорном способе, можно отнести Союз Советских Социалистических Республик. В последующем федеративная форма получила конституционное закрепление. Иногда федерации, учреждаемые конституцией, но принятию которой предшествовал процесс заключения договора, называют конституционно-договорными. [12, С. 189]

Конституционным способом создавались федерации, соответственно, на основе конституции страны или другого конституционного документа, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территориальных единиц. Такие федерации - Федеративная Республика Германия (1949 г.), Индия (1948 г.), Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и другие).

Помимо вышеуказанных форм государственного устройства, в мире существует еще одна форма, обладающая признаками международно-правового механизма и определенной внутригосударственной организацией, названная Конфедерацией.

Конфедерация - постоянный союз суверенных государств, который образуется для достижения конкретных целей, при котором входящие в союз государства сохраняют свою международную правосубъективность. Как правило, конфедерация обеспечивает более высокую степень интеграции в экономической, социальной, политической, военной и других сферах, чем при обычном международном сотрудничестве. [17, С. 63]

Страны, входящие в состав конфедерации, сохраняют свою независимость, для достижения военных, внешнеэкономических целей могут создавать специальные органы. Следует отметить, что конфедерация не обладает суверенитетом, суверенны лишь государства, входящие в состав конфедерации.

Как форма союза государств, обладающих суверенитетом в полном объеме, уже не существует. В основном они распадались, либо образовывали федеративное государство. Перешли на федеративное государственное устройство известные нам страны такие как США, Германия.


К характеризующим конфедерацию признакам относят:

  1. Форма образования конфедерации является договорной. Швейцарская Конфедерация была создана на основе договора, по которому кантоны сохраняли свою независимость.
  2. Сецессия - право выхода государства из состава конфедерации. Как уже было ранее отмечено, суверенитетом обладали лишь государства, входящие в состав конфедерации.
  3. Для осуществления определенных задач, указанных в договорных актах, были образованы и задействованы не все государственные органы.
  4. Представительные органы действуют не от населения, а от всего государства.
  5. К основным вопросам, обсуждаемыми государствами относятся вопросы войны и мира, о спорах между субъектами конфедерации.
  6. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

  1. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.
  2. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.
  3. В Конфедерации нет союзного гражданства.
  4. В конфедерации отсутствует единая экономическая, политическая и правовые системы. [24, С. 78]

На сегодняшний день, единственной конфедерацией признан Европейский Союз. Данное международное объединение сочетает в себе характерные признаки международной организации и федеративного государства. При создании данного объединения субъектами были поставлены цели:

  1. Сплочение народов Европы, образование более тесного союза, способствующего усилить экономическое и социальное взаимодействие, создать единую валюту, валютный союз, общий рынок, гарантирующий свободу движения товаров, услуг, доступ к неограниченному передвижению людей;
  2. Утверждение собственной идентичности в международной сфере, путем проведения совместной внешней политики; политики в области безопасности и оборонной политики;
  3. Развитие взаимодействия в сфере юрисдикции.

Европейскому союзу имманентны следующие черты международных организаций: порядок учреждения на основе международного договора, целевой характер деятельности, членство государств, организационные структуры, наделение организации полномочиями, которые необходимы для реализации ею своих функций, но при этом все черты обладают особенностями, позволяющими определить Европейский Союз как конфедерацию.


Часто наряду с Европейским Союзом, конфедерацией называют Содружество Независимых Г осударств, но это не так.

Содружество как объединение государства может носить переходный характер. Оно может развиваться в конфедерацию и даже в федерацию, а может, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государства, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции этого специфического союза.

1.2 Принципы унитарного и федеративного устройства государства: понятие, содержание, соотношение

Принципы государственного устройства называют основными идеями, которые закреплены в нормах действующего законодательства, на основе которых строятся и функционируют федеративное и унитарное государства. Впоследствии перечисляя принципы как унитарного, так и федеративного государства, мы обнаружим, что некоторые принципы одинаковы, но учитывая то, что мы рассматриваем совершенно две разные формы государственного устройства по своему территориальному делению и особенностям управленческих процессов, содержание схожих принципов будет совершенно разным.

Как уже раннее упоминалось, унитарным государством является единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц. К принципам данной формы государственного устройства относятся:

  1. единство системы государственной власти
  2. приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами

государства

  1. принцип разделения властей
  2. территориальная целостность
  3. единая правовая система

Единство системы государственной власти и управления. Государственное управление выражается в организационном воздействии центральной власти на общественные процессы для достижения публичных (общих) целей и интересов с помощью применения специальных средств (методов принуждения) в рамках своих государственно-властных полномочий определенных государственных органов. Это говорит о том, что неотъемлемым компонентом существования государства является государственная власть, которая оказывается влияние на все стороны жизни общества, поведение людей.


О данном принципе говорится в Конституции Республики Казахстан, как и в других государствах с унитарной формой государственного устройства: Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов.

Идея единства системы государственной власти отражается в соподчиненности в процессе ее осуществления органами государственной власти. Для унитарного государства характерна централизация системы, в которой и выражается эта соподчиненность. Речь идет о составляющих централизации при реализации государственного, судебного контроля, о том, что вышестоящие органы на основании законов могут применять меры государственно-правового воздействия на государственные органы нижестоящего уровня.

Даже, несмотря на то, что действует принцип разделения властей на исполнительную, законодательную (представительную) и судебную, их функционирование является государственным управлением, которое несет все свойства государства, как центр политической системы общества и выражает его сущность и социальное назначение.

Единство системы государственной власти обеспечивается непосредственно главой государства, в тоже время являющимся его высшим должностным лицом. Глава государства обеспечивает согласованное функционирование органов всех ветвей власти и ответственен перед народом. Избирается народом на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, получив большинство голосов.

Согласно Конституциям унитарных государств законодательным органом является парламент, исполнительным органом - правительство, и судебную власть осуществляют в основном суды общей юрисдикции. Ни чем не отличается от центрального уровня системы государственной власти федеративного государства.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина

Данный принцип закреплен почти во всех конституциях, как в унитарных, так и федеративных государствах, тем самым обеспечивая личность возможностью пользоваться всеми правами и свободами, а также гарантируя их осуществление.

О правах и свободах говорится в статье 1 Всеобщей Декларации прав и свобод человека о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».


Под правом понимается возможность действовать, либо бездействовать каким-либо образом, а свобода - отсутствие препятствий при осуществлении данных действий.

Смысл свободы хорошо раскрывается во Французской декларации 1789 г. - «свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом». [4, С. 357]

Конституция закрепляет широкий спектр личных прав и свобод человека: право каждого на жизнь, на физическую и моральную неприкосновенность, запрещено подвергать кого-либо пыткам, негуманным или унизительным наказаниям. Конституция гарантирует свободу идеологии, вероисповедания и отправления культов, при этом никто не обязан объявлять о своей идеологии, религии или верованиях.

В Конституции Греции закреплен более полный перечень политических прав и свобод. Согласно статье 12 граждане обладают правом на объединение, притом, что предварительного согласования с органами публичной власти не требуется. Также закреплено положение о праве обращения в письменном виде к властям, которые обязаны предпринять безотлагательные действия на основе существующих положений и дать обратившемуся обоснованный письменный ответ в соответствии с положениями закона». [7, С. 39]

Право на образование, на преподавание, на частную собственность, право на забастовку - все эти права также отражены в конституциях различных стран и относятся к культурным и социально-экономическим правам человека и гражданина.

Права и свободы человека представляют собой наивысшей ценностью, преобладающие над суверенитетом. Ведь государство не может существовать, прикрываясь своим суверенитетом, при этом нарушать права и свободы человека и гражданина.

Конституционные права и свободы защищаются определенными способами и средствами. К ним относятся: судебная защита (суды общей юрисдикции), административные действия органов исполнительной власти, в некоторых странах Конституционный Суд.

Немаловажную роль в правозащитном механизме играет омбудсмен (народный защитник). Впервые институт народного защитника был учрежден в Швеции в 1809 году.

В соответствии с конституционными положениями омбудсмен - должностное лицо, основной функцией которого является контроль соблюдения справедливости и интересов определенных гражданских групп в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Институт омбудсмена в правовых системах цивилизованных стран мира по справедливости считается важным звеном механизма защиты прав человека и укрепления законности в деятельности государственных органов.