Файл: Формы государственного устройства (Понятие, формы и принципы государственного устройства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1 Понятие, формы и принципы государственного устройства
1.2 Принципы унитарного и федеративного устройства государства: понятие, содержание, соотношение
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Территориальная целостность Российской Федерации как признак суверенного государства
По способу управления выделяют на простую модель формы государственного устройства, характерную для унитарного государства, и плюаристическую модель, характеризующую сложное государство, например, унитарное государства с преобладанием автономий, либо федерация.
По способу легализации государственной власти определяют одноуровневую систему государственной власти, присущую унитарному государству, и двухуровневую - присущую федеральному государству, в котором первый уровень принадлежит федеральным органам государственно власти, второй - органам субъектов федерации.
Централизация и децентрализация присуща как унитарному государству, так и федеративному.
Анализ конституционно-правовых актов и конституционных правоотношений в любом государстве позволяет безошибочно определить наличие принципов той или иной формы государственного устройства, а следовательно можно сделать вывод о содержании и сущности определенного государства. Данные принципы являются основополагающими началами, которые закреплены в Конституции и на основе которых функционирует государство.
В процессе изучения унитаризма, федерализма и их соотношения, мы выделили принципы, которые по своему смыслу очень схожи. К ним относятся принципы территориальной целостности, приоритета прав и свобод граждан, единая система государственной власти, единство экономического пространства. Данные принципы закреплены в унитарном государстве, так и в федеративном.
Различие состоит в том, что в федеративном государстве на основе разделения властей, реализуется принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Передача некоторых полномочий федеральными органами субъектам Федерации помогает государственной власти эффективно справится с поставленными задачами, решить национальные конфликты, и дает право на самостоятельные действия местным органам.
Федерация является наиболее демократической формой государственного устройства со сложным конституционно-законодательным регулированием федеративным отношений. С учетом требований данной формы государственного устройства должен быть обеспечен и соблюдаться принцип единства государственной власти. Для этого следует использовать все возможные способы разрешения вопросов связанные с правовым обеспечением единства системы государственной власти, расширить федеральное, конституционное регулирование по данным вопросам.
Список использованных источников
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2104 № 2- ФКЗ, от 21.07.2104 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации - 04.08.2014. - № 9. - Ст.851.
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»// Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2015. -№ 26. - Ст. 317
- Федеральный Закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национальнокультурной автономии» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2965.
- Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - 5-е изд., перераб. и доп. - Т. 2. - М.: Юристъ. - 2014. – 912с.
- Степанов В.Е. Федеративное устройство постсоветской России: опыт, проблемы и перспективы развития//В сборнике: Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте Материалы научной конференции, посвященной Дню Российской науки. Омский государственный университет путей сообщения. 2019. С. 494-499.
- Астапова А.С., Хорунжая А.Н. Характерные черты федеративного государства//В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2018 Сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции: в 4 томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2018. С. 23-25.
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. - 10-e изд., изм. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М. - 2016. – 784с.
- Безуглов А.А., Беломестных Л.Л. Конституционное право России. Учебник для юридических вузов. М: Издательство АЭФП - 2014. – 1024с.
- Белоконь Е.С. Федерализм как форма государственного устройства//Современные научные исследования и разработки. 2017. № 4 (12). С. 36-38.
- Березовский Д.В. Форма государственного устройства // Теория госу- дарства и права: учебник. - М.: КНОРУС. - 2016. – 678с.
- Булатов Ю.А. Федеративное устройство российского государства: модели прошлого и настоящего//Международная жизнь. 2019. № 1. С. 49-75.
- Ветрик Ю.А., Де Е.П. Особенности принципа разделения властей в федеративном государстве//Закон и право. 2019. № 6. С. 187-190.
- Галоян А.Р. Проблемы принадлежности суверенитета в федеративном государстве//Конституционное и муниципальное право. 2019. № 3. С. 19-22.
- Глигич-Золотарева М.В. Теория и практика Федерализма: системный подход / Новосибирск: Наука, - 2015. – 640с.
- Добрынин Н.М. Новый Федерализм: Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. - Новосибирск: Наука. - 2017. – 468с.
- Золотарева А.Р. Проблемы современного федерализма//Университет Наук. 2019. № 32. С. 998-1001.
- Казанник А.И. Конституционное право: университетский курс: учебник. В 2 т. Т. 1. - М: Проспект. - 2015. – 432с.
- Каменский С.Н. Конституционно-правовой порядок образования в составе РФ нового субъекта РФ//Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 2. С. 78-85.
- Киселева А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. М: Изд-во Московского университета. - 2017. – 304с.
- Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Проспект. - 2015. - С.640.
- Прудников А.С, Авсеенко В. И. Конституционное право России: учебник для студентов вузов/ 3-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА. - 2016. – 767с.
- Савинов Д.М., Петров Н.А., Кошкаров В.С. Формы правления и типы государственного устройства//Проблемы науки. 2019. № 2 (38). С. 83-84.
- Страшун Б.А. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2. Общая часть: Учебник/ 3-е изд., обновл. и дораб. - М.: Изд-во БЕК. - 2015. – 784с.
- Топорин Б.Н. Федерализм: теория, институты, отношения. (Срав.- правовое исслед.) / М.: Юристъ. - 2014.- 376с.
- Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебно-практическое пособие 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Дело. - 2016. - С.304.
- Фарукшин М.Х. Принципы разграничения предметов ведения и полномочий в федеративном государстве. Учебное пособие. / М.Х.Фарукшин // М.: Казанский государственный университет. - 2017.- С.582.
- Цергер В.И. Становление современного федеративного государства России//В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции: единство теории и практики Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, специалистов). Под общ. ред. А.А. Березиной, В.В. Пучковой. Смоленск, 2019. С. 98-103.
- Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие субъектов и асимметрия. - М.: Юрист. - 2014. - С.542
- Эриашвили Н.Д. О федеративном устройстве Российской Федерации//Образование и право. 2019. № 1. С. 40-43.