Файл: Формы государственного устройства (Понятие, формы и принципы государственного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По способу управления выделяют на простую модель формы государственного устройства, характерную для унитарного государства, и плюаристическую модель, характеризующую сложное государство, например, унитарное государства с преобладанием автономий, либо федерация.

По способу легализации государственной власти определяют одноуровневую систему государственной власти, присущую унитарному государству, и двухуровневую - присущую федеральному государству, в котором первый уровень принадлежит федеральным органам государственно власти, второй - органам субъектов федерации.

Централизация и децентрализация присуща как унитарному государству, так и федеративному.

Анализ конституционно-правовых актов и конституционных правоотношений в любом государстве позволяет безошибочно определить наличие принципов той или иной формы государственного устройства, а следовательно можно сделать вывод о содержании и сущности определенного государства. Данные принципы являются основополагающими началами, которые закреплены в Конституции и на основе которых функционирует государство.

В процессе изучения унитаризма, федерализма и их соотношения, мы выделили принципы, которые по своему смыслу очень схожи. К ним относятся принципы территориальной целостности, приоритета прав и свобод граждан, единая система государственной власти, единство экономического пространства. Данные принципы закреплены в унитарном государстве, так и в федеративном.

Различие состоит в том, что в федеративном государстве на основе разделения властей, реализуется принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Передача некоторых полномочий федеральными органами субъектам Федерации помогает государственной власти эффективно справится с поставленными задачами, решить национальные конфликты, и дает право на самостоятельные действия местным органам.

Федерация является наиболее демократической формой государственного устройства со сложным конституционно-законодательным регулированием федеративным отношений. С учетом требований данной формы государственного устройства должен быть обеспечен и соблюдаться принцип единства государственной власти. Для этого следует использовать все возможные способы разрешения вопросов связанные с правовым обеспечением единства системы государственной власти, расширить федеральное, конституционное регулирование по данным вопросам.


Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2104 № 2- ФКЗ, от 21.07.2104 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации - 04.08.2014. - № 9. - Ст.851.
  2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»// Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2015. -№ 26. - Ст. 317
  3. Федеральный Закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально­культурной автономии» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2965.
  4. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - 5-е изд., перераб. и доп. - Т. 2. - М.: Юристъ. - 2014. – 912с.
  5. Степанов В.Е. Федеративное устройство постсоветской России: опыт, проблемы и перспективы развития//В сборнике: Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте Материалы научной конференции, посвященной Дню Российской науки. Омский государственный университет путей сообщения. 2019. С. 494-499.
  6. Астапова А.С., Хорунжая А.Н. Характерные черты федеративного государства//В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2018 Сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции: в 4 томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2018. С. 23-25.
  7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. - 10-e изд., изм. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М. - 2016. – 784с.
  8. Безуглов А.А., Беломестных Л.Л. Конституционное право России. Учебник для юридических вузов. М: Издательство АЭФП - 2014. – 1024с.
  9. Белоконь Е.С. Федерализм как форма государственного устройства//Современные научные исследования и разработки. 2017. № 4 (12). С. 36-38.
  10. Березовский Д.В. Форма государственного устройства // Теория госу- дарства и права: учебник. - М.: КНОРУС. - 2016. – 678с.
  11. Булатов Ю.А. Федеративное устройство российского государства: модели прошлого и настоящего//Международная жизнь. 2019. № 1. С. 49-75.
  12. Ветрик Ю.А., Де Е.П. Особенности принципа разделения властей в федеративном государстве//Закон и право. 2019. № 6. С. 187-190.
  13. Галоян А.Р. Проблемы принадлежности суверенитета в федеративном государстве//Конституционное и муниципальное право. 2019. № 3. С. 19-22.
  14. Глигич-Золотарева М.В. Теория и практика Федерализма: системный подход / Новосибирск: Наука, - 2015. – 640с.
  15. Добрынин Н.М. Новый Федерализм: Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. - Новосибирск: Наука. - 2017. – 468с.
  16. Золотарева А.Р. Проблемы современного федерализма//Университет Наук. 2019. № 32. С. 998-1001.
  17. Казанник А.И. Конституционное право: университетский курс: учебник. В 2 т. Т. 1. - М: Проспект. - 2015. – 432с.
  18. Каменский С.Н. Конституционно-правовой порядок образования в составе РФ нового субъекта РФ//Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 2. С. 78-85.
  19. Киселева А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. М: Изд-во Московского университета. - 2017. – 304с.
  20. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Проспект. - 2015. - С.640.
  21. Прудников А.С, Авсеенко В. И. Конституционное право России: учебник для студентов вузов/ 3-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА. - 2016. – 767с.
  22. Савинов Д.М., Петров Н.А., Кошкаров В.С. Формы правления и типы государственного устройства//Проблемы науки. 2019. № 2 (38). С. 83-84.
  23. Страшун Б.А. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2. Общая часть: Учебник/ 3-е изд., обновл. и дораб. - М.: Изд-во БЕК. - 2015. – 784с.
  24. Топорин Б.Н. Федерализм: теория, институты, отношения. (Срав.- правовое исслед.) / М.: Юристъ. - 2014.- 376с.
  25. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебно-практическое пособие 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Дело. - 2016. - С.304.
  26. Фарукшин М.Х. Принципы разграничения предметов ведения и полномочий в федеративном государстве. Учебное пособие. / М.Х.Фарукшин // М.: Казанский государственный университет. - 2017.- С.582.
  27. Цергер В.И. Становление современного федеративного государства России//В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции: единство теории и практики Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, специалистов). Под общ. ред. А.А. Березиной, В.В. Пучковой. Смоленск, 2019. С. 98-103.
  28. Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие субъектов и асимметрия. - М.: Юрист. - 2014. - С.542
  29. Эриашвили Н.Д. О федеративном устройстве Российской Федерации//Образование и право. 2019. № 1. С. 40-43.